Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей.
Как его диагностировать?
По материалам брошюры больничной кассы Клалит, Израиль
Перевод - СДВГ мама
Расстройство внимания и гиперактивность у детей проявляются в поведении ребенка дома, в саду или в школе и влияют на его учебу и его отношения с окружающими.
Как можно более ранняя диагностика этого состояния и соответствующее лечение способствуют развитию ребенка, помогают ему реализовать его умения и способности в сфере учебы, добиться успехов в соответствии с его природным потенциалом и вырасти полноценным членом общества.
Это состояние наблюдается у 5-10% детей школьного возраста. Приблизительно в четыре раза больше мальчиков, чем девочек, страдают СДВГ. На практике это означает, что в каждом классе есть по меньшей мере 2-4 таких ученика.
СДВГ является результатом легкого отличия в функционировании центральной нервной системы ребенка. Это выражается в следующем.
- Ребенку тяжело сосредоточиться и внимательно слушать в течение долгого времени.
- Ребенку тяжело сконцентрировать свое внимание на одном основном предмете.
- Ребенку тяжело организовать учебный материал.
- Ребенок легко отвлекается.
По вышеперечисленным причинам, чтобы достичь успехов в учебе, ребенок должен преодолеть проблему невнимания и приложить намного больше усилий, чем тот, кто не страдает подобным расстройством.
Поведение ребенка может также выражаться в импульсивности, повышенной двигательной активности, беспокойстве и дополнительных учебных проблемах. Однако следует заметить, что не каждый ребенок с дефицитом внимания гиперактивен.
Важно отметить, что с точки зрения умственного развития эти дети нисколько не отличаются от других детей. Среди них есть немало одаренных детей и выдающихся спортсменов. Поэтому диагностика и лечение так важны: они дают таким людям возможность реализовать заложенный в них потенциал.
Синдром дефицита внимания делится на два основных типа, которые широко известны:
Дефицит внимания с гиперактивностью
(СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью, ADHD – Attention Deficit Hyperactivity Disorder)
Дети с таким типом расстройства более заметны, их легче диагностировать. Им трудно сосредоточиться долгое время на одном предмете. Кроме того, они импульсивны, очень подвижны - это попрыгунчики (гиперактивные), что может очень помешать во время урока в классе.
Дефицит внимания в чистом виде
(СДВ – синдром дефицита внимания, ADD – Attention Deficit Disorder)
Этот тип расстройства труднее выявить и диагностировать. Это дети- мечтатели . Они как будто слушают, но на самом деле думают о чем-то другом, легко отвлекаются. Они спокойны, не особо подвижны, и учитель не обращает на них внимания. Родители тоже не всегда понимают, почему у тихого спокойного ребенка есть проблемы в учебе, и считают причиной лень.
Во многих случаях это расстройство связано с наследственными факторами и больше распространено среди детей, у которых один из родителей также страдает СДВГ. Оно часто встречается среди братьев и сестер таких детей.
Речь не идет о состоянии, которое проходит с возрастом, как думали прежде. Сегодня говорят о том, что треть детей перестают страдать СДВГ в более зрелом возрасте. Однако, по-видимому, основная перемена происходит в снижении гиперактивности и импульсивности, тогда как проблема внимания остается. Поэтому считают, что СДВГ существует в любом возрасте, и у взрослых тоже.
Какие признаки указывают на необходимость обследования?
Если вы замечаете у своего ребенка один или более из нижеперечисленных симптомов поведения, стоит пройти обследование:
- Ребенку тяжело сосредоточиться, он может сконцентрировать свое внимание только на короткий период времени.
- Ребенку сложно доводить начатые дела до конца.
- Ребенок легко отвлекается.
- Рассеянность: ребенок забывчив, теряет вещи.
- Импульсивность: делает не подумав, не может дождаться своей очереди, вскакивает на уроках в классе.
- Повышенная двигательная активность.
- Ребенок болтлив, создает много шума во время разных действий.
- Ему трудно принимать границы.
- Его учебные успехи не соответствуют его истинным способностям.
В чем состоит процесс обследования и постановки диагноза?
СДВГ – это сложное состояние, и его диагностика состоит из нескольких этапов, проводят их специалисты из разных областей.
Если у родителей, воспитателей в детском саду или школьных учителей возникает какое-либо подозрение, следует обратиться к детскому или семейному врачу.
Если есть необходимость в дальнейшем обследовании, ребенка направят к невропатологу и психологу.
Цель проводимых анализов и проверок, кроме всего прочего, - исключить условия, которые могут вызвать схожие с СДВГ явления, такие как проблемы слуха или зрения, невыявленные эпилепсия, трудности обучения, задержка развития или эмоциональные проблемы.
Лабораторные анализы при обследовании не нужны. Оно выявляет, есть ли у ребенка поведенческие и функциональные признаки этого состояния, нужен также неврологический осмотр.
К посещению невропатолога следует подготовить следующие документы:
- Анкету Коннорса, которая оценивает поведение ребенка и его учебные успехи
- Результаты прежних медицинских обследований, в том числе заключение детского/семейного врача
- Результаты прежних психологических и дидактических обследований
- Результаты проверки слуха и зрения
Лечение СДВГ является комплексным и заключает в себе следующие компоненты:
- Рекомендации родителям и детям, как справляться с СДВГ дома и в школе, в то же время осознавая и понимая проблемы ребенка
- Обучение способам учебы
- При необходимости – прием лекарств, цель которых - повысить концентрацию внимания ребенка и помочь ему в его учебной деятельности
С целью наблюдения и оценки лечения и успехов ребенка лечение должно проводиться при участии педагогического коллектива школы и с соблюдением постоянной связи между родителями, педагогами и медицинскими работниками, лечащими ребенка.
Для нормального развития ребенку с СДВГ нужны понимание, помощь и правильное отношение. Цель лечения – научить ребенка справляться с проблемами, которые ставит перед ним его состояние, помочь ему концентрировать внимание, научить его подходящим способам учебы и помочь ему преодолевать социальные проблемы, если таковые существуют.
Все это позволит ему достичь зрелости без заниженной самооценки, без отставания в учебе, овладев подходящими ему способами учебы, без тяжелых социальных проблем и с возможностью реализовать свои способности.
Знание проблемы, ранняя диагностика и соответствующее лечение помогут достичь этих целей.
Дефицит внимания у ребенка
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является неврологическо-поведенческим расстройством развития, которое сильнее всего выражается в детском возрасте. СДВГ проявляется в трудной концентрации внимания, гиперактивности, плохо управляемой импульсивности. Неврологи рассматривают расстройство как хронический и стихийный синдром, для лечения которого пока не найден единый эффективный способ. СДВГ диагностируется только в позднем дошкольном или школьном возрасте, так как для постановки диагноза необходимо оценивать поведение малыша минимум в 2 условиях обстановки, например, на занятиях и дома. В большинстве случаев синдром дефицита внимания наблюдается у мальчиков.
Симптоматика
У каждого ребенка с дефицитом внимания свой набор признаков расстройства. Некоторые характерные симптомы обычно возникают до 7 лет. Дети с СДВГ могут иметь признаки одной или обеих групп, перечисленных ниже.
- Не может надолго сосредотачиваться
- Испытывает сложности при последовательном исполнении заданий
- Забывчив
- Теряет вещи и неорганизован
- Испытывает трудности при переключении на другой вид деятельности
- Легко отвлекается
- С трудом контролирует свои побуждения, много разговаривает, перебивает других, нетерпеливый
- Легко раздражается и расстраивается
- Не учится на своих ошибках
- Постоянно пребывает в движении, иногда бесцельном

Сопутствующие нарушения
Проблемы в учебе
Дети с синдромом ДВГ не могут полностью обрабатывать отдельные виды информации. Один ребенок хуже понимает то, что видит, другой – то, что слышит. В результате гиперактивные дети с дефицитом внимания имеют проблемы в изучении школьных предметов.
Депрессия
Ребенок отгораживается от окружающего мира и большую часть времени грустит. У малыша с синдромом дефицита внимания обычно низкая самооценка, и он проявляет мало интереса к жизни. Ребенок может спать или есть заметно больше либо меньше обычного.
Страхи
Чрезмерные страхи могут сделать малыша ранимым и пугливым. Его обычно преследуют тревожные мысли. Малыш бывает слишком активным, спокойным или замкнутым. Обратите внимание, что детские страхи и депрессия ребенка могут быть связаны не только с СДВГ, но с другими причинами.
Как бороться с дефицитом внимания у ребенка
Хоть и считается, что СДВГ полностью не излечивается, но он поддается корректированию. Цель работы – помочь малышу реализовать свой потенциал. Лечение гиперактивных детей с дефицитом внимания может сочетать образовательные методы, медикаментозную и поведенческую терапию. Курс лечения расстройства внимания подбирается индивидуально.
Информирование окружения
Ваш малыш и люди, с которыми он общается, должны знать о синдроме ДВГ. Желательно, чтобы школьное окружение ребенка было приспособлено к этому. Расскажите учителю о проблеме, чтобы он смог найти правильный подход к Вашему ребенку. Такие меры помогут малышу лучше учиться и социально адаптироваться.
Коррекция поведения
Гиперактивные дети с дефицитом внимания часто не обращают внимания на окружающих и ведут себя плохо, но Вы можете показать малышу, как реагировать на происходящее по-другому. Здесь помогут занятия с детским психологом, которые потребуют времени. Благодаря поведенческой коррекции ребенок сможет действовать в соответствии с тем, что он знает, вместо того, чтобы инстинктивно реагировать на импульс, который он почувствовал. Со временем поведение малыша улучшится, и у него сформируются хорошие социальные навыки.
Развитие навыков самоконтроля
Попробуйте определить, что выводит малыша из равновесия. Возможно, ребенок начинает плохо себя вести, когда его просят поделиться игрушкой или сделать домашнюю работу. Старайтесь ежедневно работать с малышом, показывайте ему, как нужно реагировать на злость и разочарование. Это поможет ребенку научиться контролировать себя.
Закрепление успеха
Ребенок с СДВГ не умеет учиться на прошлых событиях. Позитивное поведение можно закрепить с помощью положительной обратной реакции. Если малыш хорошо выполнил работу, похвалите его. Это поможет ребенку запомнить такое поведение надолго.
Применение медикаментов
Синдром дефицита внимания у детей лечится с помощью лекарственных препаратов, управляющих уровнем химических веществ в мозге. Прием определенных успокаивающих препаратов помогает ребенку быть сосредоточенным, и в результате ему легче учиться. Медикаментозная терапия также рекомендуется в комплексе с поведенческой.
Поддержите Вашего ребенка с препаратом Тенотен Детский
Читайте так же.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить
Основной причиной нарушения поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте является синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Невнимательный или рассеянный? Что такое внимание и как им управлять.
Невнимательный или рассеянный? Что такое внимание и как им управлять.
Многих родителей беспокоят проблемы со вниманием у ребенка, ведь они могут привести к неуспеваемости в школе и другим трудностям.
Страхи у детей
Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Синдром дефицита внимания и гиперактивности - это диагноз, который ставится детям и взрослым, демонстрирующим определенное поведение в течение долгого времени.
Общие сведения
Чаще всего этот синдром наблюдается у детей или подростков. Примерно 3-5% детей школьного возраста страдают от синдромадефицита внимания. Основные признаки синдрома дефицита внимания. рассеянность (неспособность сконцентрироваться), импульсивность (нарушение способности контролировать первое желание что-либо сделать), гиперактивность (повышенная активность и беспокойное состояние).
Симптомы
Ослабление внимания - ребенок постоянно отвлекается на посторонние звуки и предметы. Не обращает внимания на детали или забывает их, делает ошибки на невнимательность. Редко точно и полностью выполняет все данные инструкции и указания. Теряет и забывает игрушки, карандаши, книжки.
Гиперактивность - ребенок ни минуты не сидит спокойно, вертится, ерзает, болтает ногами и т.д. Ребенок бегает или встает со своего места в тех ситуациях, когда ему нужно сидеть спокойно. Отвечает на вопросы, не успев дослушать до конца. Не может спокойно ждать чего-то, например, в очереди.
Лечение за рубежом
Archimedicx Специальный проект
Объективный рейтинг больниц
Что можете сделать вы
Необходимо, чтобы поведение ребенка оценил профессиональный педагог или психолог. Он должен проанализировать физическое, умственное, социальное и эмоциональное развитие вашего ребенка. В идеальном случае он должен оценить обычное поведение ребенка и дома и в школе.
Удостоверьтесь, что школьная нагрузка подходит вашему ребенку и его способностям. Если класс опережает ребенка или, напротив, отстает от его уровня развития, это часто приводит к разочарованиям, невнимательности, рассеянности и скуке. Организуйте жизнь ребенка так, чтобы он мог выплескивать свою энергию.
Воспитывать ребенка с синдромом дефицита внимания может быть очень нелегко, однако при правильном подходе состояние ребенка можно полностью скорректировать. Старайтесь не злиться на ребенка, не кричать и не быть к нему слишком строгим. Дайте ему понять, что, несмотря на то, что вы недовольны его поведением, вы его очень любите. Разделите ваши тревоги с детским врачом и с учителем. Врач может выписать ребенку лекарства.
Что может сделать врач
Врач может оценить состояние ребенка, провести поведенческую и когнитивную терапию, назначить лекарственные препараты, провести консультации с родителями и беседы с ребенком. В России применение ряда препаратов, широко и успешно используемых при СДВГ за рубежом, запрещено законодательно.
Источники: http://adhd-kids.narod.ru/articles/adhd_diagnose.html, http://www.tenoten-deti.ru/articles/defitsit-vnimaniya-u-detey/, http://touch.health.mail.ru/disease/sindrom_defitcita_vnimaniya_i_giperaktivnosti/
Комментариев пока нет!
