Подготовку подрастающего поколения к творческому труду, формирование и развитие его творческой активности необходимо осуществлять на научной основе.
Решение проблемы настоящего исследования потребовало от нас обратиться, прежде всего, к анализу сущности творческой активности, как интегральной характеристики личности современного, мобильно и гибко мыслящего и действующего, человека.
Творческая активность представляет собой сложное интегральное качество личности. Наше понимание творческой активности заключается в выделении существенных отличительных признаков этого свойства личности. Такими признаками являются: эвристический потенциал, интеллектуальная инициатива, самостоятельность и нестимулированная интенсивность деятельности.
Младший школьный возраст более всего предрасположен к развитию творческой активности у детей. Этому способствует и социальная ситуация, в которой происходит становление творческой активности личности младшего школьника и те психические новообразования, которые типичны для младшего школьника: любознательность, интерес к необычному, развитие мыслительных процессов.
Важное значение для развития творческой активности имеет внеучебная деятельность, так как посредством вовлечения детей в деятельность по интересам и наклонностям происходит полноценное проявление пытливости ума, интеллектуальной инициации парадоксальных решений, настойчивости и самостоятельности в реализации собственной догадки, задумки, замысла.
Овладевая средствами изобразительного, музыкального, литературно-поэтического, театрального искусства дети реализуют свою природную креативность в рисунке, танце, придуманном рассказе, стихотворении, коллективном и индивидуальном музицировании, импровизировании при театрализации и т.д.
Анализ и обобщение материалов опытно-экспериментальной работы позволил нам обосновать совокупность педагогических условий эффективности формирования творческой активности младших школьников в учебной деятельности: создание творчески развивающей среды, создание ситуаций успеха, пронизывание внеучебной деятельности детей творчеством.
На занятиях кружков по интересам мы стремились создать доброжелательную творческую атмосферу, чтобы учащиеся смогли проявить свои способности; использовали элементы соревнования, игры для выполнения детьми различных творческих заданий. Опора в учебном процессе на схемы, разработанные алгоритмы действий для каждого кружковца, памятки по выполнению проективных заданий способствовали развитию у детей навыков самостоятельной работы.
Благодаря такому построению учебного процесса, младшие школьники усвоили различные приемы и способы творческого решения изобретательских задач, разрешения проблемных ситуаций. При работе по использованию проблемных ситуаций, требующих от учащихся проявления творчества, необходимо соблюдалась последовательность, систематичность, предлагались ситуации с постепенным повышением уровня их сложности.
Анализ результатов эксперимента позволяет нам сделать вывод о том, что созданные нами педагогические условия способствуют развитию творческой активности младших школьников.
1. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - М. 2003.
2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский - М. 1991.
3. Кожина, Л.А. Развитие творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности / Л.А. Кожина - 2008, pedsovet.org
4. Развитие творческой активности школьников / под ред. А.М. Матюшкина; науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии акад. пед. наук СССР. - М. Педагогика, 1991. - 160 с.
5. Терехова, Г.В. Особенности развития креативных способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе: методические материалы к программе Уроки творчества / Г.В. Терехова - 2004, www.trizminsk.org
ОБСУЖДЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ ДОСТУПНО НА ФОРУМЕ САЙТА «УЧЕНЫЕ РОССИИ» WWW.RUSSIAN-SCIENTISTS.RU
Подробнее об обсуждении студенческих работ
Авторы 3 работ (по каждой секции), получивших наибольшее количество положительных конструктивных отзывов и вопросов на форуме, будут награждены дипломами РАЕ. Авторам этих работ будет предложена возможность бесплатно опубликовать дополнительную статью в одном из журналов РАЕ. Авторы также будут приглашены (вместе с научными руководителями) на конференцию РАЕ (Москва, май, 2011 г.) с докладом без оплаты организационного взноса. Дипломы РАЕ будут вручаться руководителям студенческих научных работ, получивших наибольшее количество положительных конструктивных отзывов на форуме.
Для участия в форуме необходимо корректно зарегистрироваться в социальной сети «УЧЕНЫЕ РОССИИ» www.russian-scientists.ru и создать тему, посвященную обсуждению данной работы в форуме Педагогические науки .
Участники студенческого научного форума могут также разместить дополнительные материалы (НАУЧНЫЕ ТЕКСТЫ, ФОТО И ВИДЕО МАТЕРИАЛЫ) для обсуждения на блогах социальной сети www.russian-scientists.ru. Наличие дополнительных материалов также будет учитываться при определении победителей конкурса.
Содержание и формы работы, по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях с использованием синтеза искусств
Цель работы - развитие творческих способностей старших дошкольников на занятиях по ознакомлению с использованием синтеза искусств.
Полученные данные исследования особенностей формирования творческих способностей дошкольников положены нами в основу методических рекомендаций по преодолению выявленных нарушений. Исходя из этого, задачи коррекционно-развивающего обучения можно обозначить следующим образом:
- активизация процесса воображения с помощью различного вида творческих заданий;
- развитие творческих комбинаторных навыков на основе формирования операциональных компонентов творческого воображения;
- формирование структурных психологических компонентов творческих способностей путем расширения запаса знаний и представлений об окружающем; развитие эмоционально-чувственной сферы;
- формировать не последовательность взаимодополняемых художественных действий, а умение варьировать накопленный опыт, пытаться решать задачи различными способами, новыми выразительными средствами;
- воспитывать эмоциональное и осознанное отношение к изобразительному искусству, музыке, художественному слову, умение слушать, видеть, чувствовать и сопереживать различным эмоциональным состояниям, переданным в произведениях искусства;
- активизация речевой деятельности, обеспечивающей процесс творческого воображения.
В соответствии с указанными задачами, программа поэтапного экспериментального обучения предусматривает постепенное нарастание сложности и объема заданий с учетом особенностей речевого дефекта, психического развития и индивидуальных особенностей обучаемых детей.
С учетом деятельностного подхода к развитию психических функций коррекционно-развивающая программа включает следующие направления работы: развитие творческого воображения в процессе конструирования (на основе метода наглядного моделирования); развитие воображения в ходе изобразительной деятельности; формирование творческих способностей детей в игровой деятельности, на основе драматизации, в ходе специальных игровых занятий и упражнений, стимулирующих творческую активность детей; повышение речевой активности детей в процессе занятий по развитию творческого воображения, обучение детей творческому рассказыванию.
Развитие творческого потенциала ребенка происходит с опорой на различные виды детской деятельности, что позволяет продуктивно компенсировать имеющиеся недостатки и закрепить достигнутый результат, а также обогатить творческое развитие ребенка, используя возможности его возраста. Часто это техники, связанные с использованием игровой и музыкально-эстетической деятельности. Как известно, музыка, художественное слово, изобразительное искусство — источник особой детской радости в дошкольном детстве. Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и, при достаточном богатстве впечатлений, стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через рисование, музицирование, словотворчество. При этом ребенок раскрывает себя, постигает собственные возможности.
Содержание проводимой нами работы по развитию творческих способностей детей было структурировано на основе синтеза искусств: музыки, художественной литературы и изобразительного искусства. Этот комплекс, по мнению педагогов и психологов (Н. А. Ветлугина, Т С. Комарова, К. В. Тарасова, Р. М. Чумичева и др.), наиболее доступен детям, открывает широкие возможности в плане развития их художественной культуры.
Учитывая такую особенность искусства, как тяготение различных его видов к взаимосвязи, в своей деятельности мы базировались на принципе интеграции в подаче учебного материала. Взаимосвязь, взаимопроникновение различных видов искусств и разнообразной художественно-творческой деятельности взрослых и детей в образовательном процессе стали основным правилом в построении системы комплексных занятий с детьми.
На решение поставленных задач были ориентированы педагогические условия: игровые методы и приемы, интегрированные формы организации художественно-творческой деятельности, художественно-эстетическая пространственно-предметная среда. Развивающая программа творческого развития детей старшего дошкольного возраста с использованием принципа синтеза искусств предполагает использование интегративных занятий, бесед, развлечений, праздников: «Волшебные приключения Кляксы», «Какими бывают облака?», «Осенние деревья. Чудесный сад. Самое грустное и самое веселое дерево в саду», «Осенняя сказка. Пейзаж по контрасту», «Осенняя сказка» (продолжение), «Волшебное дерево», «Сказочные птицы», «История на грядке», «Море», «Волшебные паруса», «Иван-царевич и его братья-соперники», «Что написано на камне?», «Ковер доброго и злого волшебника», «Волшебный замок» (продолжение), «Новогодняя елка», «Какая она, зима?», «Игра в снежки», «Артисты цирка. Самый веселый клоун мира», утренник «Фольклорный праздник».
Особое внимание нами было уделено интегративным занятиям, в процессе которых задачи решаются посредством нескольких видов художественной деятельности. В их основу положены методические разработки Т.С. Комаровой, Н.Ж. Кряжевой, Н.В. Корчаловской, С.К. Кожохиной, О.А. Куревиной. Также в работе мы использовали дидактические игры, направленные на обогащение творческого потенциала детей с ОНР средствами искусства: «Угадайка», «Знайка», «Путаница», «Похоже-непохоже», «Музыкальная загадка», «Аудиозагадка», «Сложи сказку», «Радость и грусть», «Оживлялки», «Измени конец сказки», «Игры со словами», «Волшебный круг», «Придумай портрет», «Придумай пейзаж», «Подбери картинку к своему настроению», «Кто есть кто?», «Настроение рыбака», «Подставь лицо», «Буду делать хорошо и не буду плохо», «Природа и настроение», «Эмоции в сказках».
В работе с детьми дошкольного возраста, направленную на развитие творческих способностей, мы предлагали им следующие виды художественной деятельности, сформулированные О.А. Куревиной:
• изобразительная (работа с гуашью, акварелью, восковыми мелками, сангиной и др.);
• конструктивная (работа с пластилином, глиной, белой и цветной бумагой, природными материалами и т. п.);
• декоративная (создание и украшение предметов декоративно-прикладного значения или их эскизов);
• музыкальная (получение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой);
• художественно-речевая (формирование умения воспринимать на слух произведения разных жанров, чувствовать стихотворный ритм, авторское отношение к тому, о чем он рассказывает в своем произведении, как передает настроение героев, состояние природы).
Таким образом, нами была разработана и апробирована развивающая программа творческого развития детей старшего дошкольного возраста с с использованием принципа синтеза искусств, научно обоснованы и сформулированы эффективные условия и методы работы с дошкольниками в выбранном нами направлении. Содержание проводимой нами работы по развитию творческих способностей детей было структурировано на основе синтеза искусств: музыки, художественной литературы и изобразительного искусства.
Формирование эстетического отношения к природе, общечеловеческим нравственным ценностям, развитие образного мышления учащихся, фантазии средствами различных видов искусства.
Формирование эстетического отношения к природе через практическое участие в эстетизации окружающей среды (уход за растениями, живот-ными, бережное отношение к естественной природе). Исполь-зование искусства в формиро-вании представлений учащихся о красоте природе. Формирование эстетических чувств, эмоционального отношения, любви к родной природе в процессе приобщения детей к поэзии, литературе, изобрази-тельному искусству, архитектуре. Внимание эстетике поведения и внешнего вида детей. Сведение к минимуму бесед общего, разъяснительного характера. Проведение игр, театрализации, практикумов, утренников, викторин, встреч и т.п. с широким привлечением литературы, музыки, изобразительного материала, видео-, киноматериалов, а также детской самодеятельности
Формирование полноценного эстетического (художественного) восприятия, способности к самостоятельным эстетическим оценкам; развитие эмоциональной сферы, творческого потенциала средствами искусства, развитие умений и навыков художественно-творческой деятельности; формирование эстетического отношения к своему внешнему виду, межличностным отношениям, окружающей природной и социальной среде.
Формирование эстетического восприя-тия произведений искусства в процессе эстетического просвеще-ния (устные журналы, беседы, лекции, экскурсии в музеи, филармонию, театры и т.п.; просмотры видеофильмов, чтение книг по искусству), творческой деятельности подростков (конкурсы, выставки и т.п.).
Формирование эстетических оценок учащихся в процессе написания отзывов, рецензий, статей, организации игр, викторин, работы с искусствоведческой литературой и т.п. Стимулирование подростков к эстетическому анализу произведений искусства. Формирование умений и навыков художественно-творческой деятельности средствами литературного, изобразительного творчества, театральной самодеятельности, которые не только способствуют эстетическому развитию подростков, но и удовлетворяют их потребность в общении со сверстниками
Формирование эстетического компонента мировоззрения, развитие эмоционально-чувственной сферы, умений осознанного восприятия эстетики бытия, оценки произведений искусства и литературы, самооценки поведения и деятельности. Формирование эстетического отношения к профессиональной деятельности.
Организация творческих объединений на основе самоорганизации и самоуправления, в которых старшеклассники будут углублять свои знания в области национального и мирового искусства и литературы, развивать свои творческие способности
30. Цель, содержание, методы и средства валеологического учащихся. Формирование культуры здорового образа жизни школьников
Разностороннее и гармоничное развитие личности невозможно без раз-вития ее телесного и психического здоровья, без установления соразмерных и стройных отношений личности с окружающей природой и социальной средой, а также с самой собой. Вот почему овладение школьниками ценностями и навыками здорового образа является одной из важных задач воспитания. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье -это не просто отсутствие болезни или физических дефектов, а состояние полного физического, психического и социального благополучия. В педагогической справочной литературе здоровье детей определяется как состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.
Источники: http://www.rae.ru/forum2011/102/465, http://dohcolonoc.ru/cons/5084-soderzhanie-i-formy-raboty-po-razvitiyu-tvorcheskikh-sposobnostej-detej-doshkolnogo-vozrasta.html, http://pedlib.ru/Books/6/0374/6_0374-123.shtml
Комментариев пока нет!
