Игрушка средство развития детей дошкольного возраста





Игрушка как средство общения и психического развития ребенка


В старшем дошкольном возрасте по-прежнему особое место занимает кукла или мягкие игрушки. Эти игрушки отвечают эмоциональному настрою ребенка на доверительное общение. они выступаю? как его верные друзья. У каждого ребенка устанавливаются особые отношения со своей куклой или зверюшкой. Правда, иногда случается, что ребенок побьет свою куклу, внеся в сюжету ситуацию, в которой кукла оказывается виноватой.

Обнаружив такое отношение к кукле, взрослый должен примирить негодующего ребенка с куклой: ведь кукла не может провиниться, если сам ребенок этого не хочет. Кроме того, агрессия ] ребенка диагностирует неблагополучие его внутреннего мира .Что-то не заладилось у него в отношениях со взрослым или сверстником.

Ребенок любит свою «старую» игрушку, он воспринимает ее, интимнее, чем новую куклу.

Любимая игрушка должна быть у каждого ребенка, особенно она необходима ребенку, который воспитывается единственным семье.

В семье с единственным ребенком родители часто концентрируют свое внимание на ребенке и создают у него эгоистические установки. Кукла, так же как и любимая зверюшка, учит ребенка доброте, сочувствию, заботе. Эти чувства он затем переносит в общение со взрослыми и детьми.

Играя с зависимой от его воли игрушкой, ребенок по-особому учится переносить свои эмоции на эту игрушку. Идеальный кроткий друг нужен как девочкам, так и мальчикам.

Остальные куклы, которыми владеет ребенок, выступают разных сюжетных играх.

Помимо игрушки в качестве любимого друга, ребенок старшего дошкольного возраста обнаруживает интерес к игрушкам, организующим соревнование. Напомним, что речь идет о таких игрушках, как мячи, прыгалки, кегли, луки и стрелы и др. Ребенок весьма методично, по собственной воле тренируется в овладении этими предметами. В пять-шесть лет ребенок уже имеет представление о соревновании. Прыгая через скакалку или кидая кегли, он притязает на признание в игре-соревновании. От его стремления к победе развиваются такие личностные качества, как сдержанность, рефлексия, воля к победе.

Одиночные игры детей чаще всего определяются полом ребенка. Мальчик стучат молотком, «строит» дома и гараж, «водит» машину и т. д. Девочка убирает в кукольном уголке, «лечит» больного мишку, уговаривает дочку быть умницей.

У мальчиков и девочек свои игрушки. При выборе игрушек сказывается половая принадлежность детей. Мальчик скорее предпочтет пистолет, ножик, лук, легковую машинку, а девочка — куклу, посуду, мебель и др. Выбор ребенком игрушек хорошо диагностирует, как идет половая идентификация, Если мальчик выбирает куклу и мебель, то нужно посмотреть, в чем дело. Если он, например, подражает любимой старшей сестре, то следует заинтересовать его игрушками для мальчиков. Так же следует поступить и с девочкой, которая, любя старшего брата, освоила лук и стрелы, научилась кидать камушки получше иного мальчишки.

С какими игрушками играет ребенок? Что он предпочитает? Ответы на эти вопросы дадут основание судить о том, какие ведущие деятельности осваивает ребенок, как идет половая идентификация.

Когда шестилетний мальчик пойдет в школу, он по-прежнему будет любить своего мишку, будет играть солдатиками и машинками. Шестилетняя девочка не будет расставаться со своей куклой. Однако теперь некоторые из них будут стремиться скрыть от других свои привязанности к игрушкам — ведь они школьники. Безусловно, ребенку следует помочь в стремлении играть с любимым мишкой или с куклой. Постепенно игра в эти игрушки приобретет качественно иное содержание: ребенок перестанет наделять свою игрушку человеческими качествами, его эмоции по отношению к игрушке станут спокойнее и игрушка займет свое место в воспоминаниях детства, а в настоящем она принесет милое чувство приязни и благодарности за прекрасное детство.

Добавить комментарий Отменить ответ

Игрушка как средство общения

Найдено 1 определение:

Игрушка как средство общения

В дошкольном возрасте достаточно распространено О. с игрушкой (И.), к-рая выступает не только предмет игры, но и как опора для внутр. диалога, как «партнер» по жизни. В подавляющем большинстве случаев такими партнерами становятся образные И. - куклы, мишки, собачки. Близость такого друга облегчает малышу переживание опасности или одиночества, дает ощущение своей нужности и самостоятельности. Особую роль такие любимые мягкие И. играют для малышей в трудные моменты их жизни, когда ребенок чувствует себя одиноким и нуждается в помощи и защите. Напр. перед сном, или когда малыш болеет, или когда оказывается в незнакомой ситуации или в период адаптации ребенка к детскому саду. Особенно нуждаются в присутствии мягкой И. дети с трудной адаптацией, к-рые испытывают в новой обстановке явный дискомфорт, тревогу, напряжение. И. дает им ощущение защищенности и безопасности. Образная И. может стать для малыша реальным партнером по О. Дети довольно часто обращаются к своим любимцам с высказываниями, просьбами вопросами, на к-рые сами же и отвечают. Они приписывают им свои чувства и переживания. Ребенок как бы переносит себя в игрушку, и она становится воплощением его Я. В то же время это не зеркало, не прямое отражение самого себя, а «другое Я» («alter ego») ребенка, поскольку любая образная игрушка всегда несет свой образ. Разговор с игрушкой, т. о. это разговор одного Я с другим, воплощенным в материальном предмете. «Диалог» с И. - важный этап формирования внутр. диалога, к-рый впоследствии превратиться во внутр. речь. Это своего рода переходный этап от интерпсихич. (разделенной между ребенком и взрослым) и интрапсихич. (внутренней) формой действия, когда ребенок разделяет свою жизнь и свои переживания с одушевленным им же самим существом. Образная И. может стать опорой для становящегося внутр. мира ребенка, субъектом его душевной жизни. Лит. Васильева О. К. Образная игрушка в творческих играх дошкольников. СПб. 2003; Мухина В. С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопр. психол. № 2, 1988; Смирнова Е. О. Салмина Н. Г. Абдулаева Е. А.и др. Научные основания психологопедаг огической экспертизы игрушек // Вопр. психол. № 1, 2008; Смирнова Е. О. Соколова М. В. Исследования феномен а игрушки в современной западной психологии // Психол. наука и образование, № 3, 2008; Смирнова Е. О. Филиппова И. В. Образная игрушка как средство развития сознания дошкольника // Психол. наука и образование, № 3, 2008. Е. О. См ирнова

Отличное определение

Неполное определение

Найдено схем по теме Игрушка как средство общения — 0

Найдено научныех статей по теме Игрушка как средство общения — 0

Найдено книг по теме Игрушка как средство общения — 0

Найдено презентаций по теме Игрушка как средство общения — 0

Образная игрушка как средство развития сознания дошкольника 546

Главной характеристикой детской игры, как известно, является расхождение реальной и мнимой ситуации. В игре ребенок начинает действовать «не от вещи, а от мысли», не в реальной, а в мыслимой, воображаемой ситуации. Предметы наделяются новыми, совершенно не свойственными им именами и функциями, сами дети меняют свои имена и принимают новые роли. Благодаря этим качествам игры в ней складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание и пр. Главное преимущество игровой деятельности заключается в том, что она имеет ближайшее отношение к потребностно-мотивационной сфере ребенка. Как отмечает Д. Б. Эльконин, в ней происходит «первичная, эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает осознание своего места в системе отношение взрослых и потребность быть взрослым» [5, с. 277].

Д. Б. Эльконин, вслед за Выготским, неоднократно подчеркивал, что в игре возникает новая форма желания [2; 5]. Ребенок учится желать. соотнося свое желание с идеей, с фиктивным «Я» (т. е. с другим, воплощенным в роли). Если в предметной игре ребенка раннего возраста (как и в случае неразвитой игры дошкольника) главное – обладание предметом и действия с ним, то в ролевой игре аффект переносится с предмета на человека. стоящего до этого за вещью. Благодаря этому взрослый и его действия начитают выступать перед ребенком как образец. Ребенок хочет действовать как взрослый. Именно под влиянием этого очень общего желания сначала при помощи и подсказке взрослых или старших детей он начинает действовать как будто бы он взрослый. При этом сначала происходит чисто эмоциональное понимание действий другого человека как осуществляющего что-то важное и значимое для других и, следовательно, вызывающего их определенное отношение.

Есть еще один важнейший момент, заключающийся в том, что в игре ребенок осознает свое Я. По словам Л. С. Выготского, «ребенок учится в игре своему Я» [2, с. 291]. Создавая фиктивные точки идентификации и соотнося себя с ними, он выделяет себя и осваивает своё Я. Естественно, ребенок в 3 года уже имеет свое Я, свои переживания и другие внутренние процессы, но не осознает их и своё место среди людей.

В игре, благодаря расхождению смыслового и видимого поля, становится возможным действие от собственного замысла, т. е. от взятой на себя роли (другого Я), а не от ситуации. Ведь ребенок, как бы эмоционально он ни входил в роль, все же чувствует себя самим собой. Он смотрит на себя через роль, которую взял, т. е. через взрослого (или какого-либо героя), и обнаруживает, что он совсем не взрослый. Сознание себя как ребенка, т. е. своего места в системе общественных отношений, происходит через игру.

Особое значение игра имеет для становления самых разных форм произвольности детей – от элементарных до самых сложных [4]. Напомним, что Л. С. Выготский называл игру «школой произвольного поведения» [2].

Как уже отмечалось, все эти достижения становятся возможными благодаря тому, что ребенок выходит за пределы воспринимаемой ситуации и строит мнимое, воображаемое пространство. Очевидно, что такой выход не может осуществляться у 3–4-летнего ребенка непосредственно. Можно полагать, что средством такого выхода, средством построения воображаемого пространства и осознания себя становится игрушка.

  1. Бартрам Н. Д. Игрушка – радость детей. М. 1912.
  2. Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка. Собр. соч. Т. 6. М. 1984.
  3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 62.
  4. Галигузова Л. Н. Творческие проявления в игре детей раннего возраста // Вопросы психологии. 1993. № 2.
  5. Фребель Ф. Детский сад // Пед. соч. Т. 2. М. 1913.
  6. Эльконин Д. Б. Психология игры. М. 1978.

Теория и методология | Ирвин C. Дэвидсон К. Вересов Н.Н. Адамс М. Деви А.

doi:10.17759/chp.10.17759/chp07

Источники: http://psyxologiya.ru/igrushka-kak-sredstvo-obshheniya-i-psixicheskogo-razvitiya-rebenka.html, http://vocabulary.ru/termin/igrushka-kak-sredstvo-obschenija.html, http://psyjournals.ru/psyedu/2008/n3/Smirnova_Filippova.shtml





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения