Роль развивающих игр детей





«Дошкольный возраст, Дети дошкольного возраста»

Никитина Миляуша Закиевна, воспитатель
д/с №54 «Искорка» г. Набережные Челны РТ

  • дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка;
  • заинтересовать проблемой;
  • приобщить к игре ребенка в условиях семьи;
  • выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из спорных ситуаций, обосновывая их.

«Поиграй со мной!» - как часто слышим мы эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы, преодолевая усталость и отодвигая домашние дела, соглашаемся хоть на несколько минут побыть больным или пассажиром, учеником или серым волком.

Однако игра - это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно. С её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не подозревая об этом. Родители порой сами предлагают ребёнку поиграть в школу, чтобы закрепить навыки чтения; в магазин, чтобы проверить умение считать, и т. д.

Все игры можно разделить на относительно самостоятельные группы. Это игры, развивающие восприятие, внимание, память, мышление и творческие способности. Особая группа игр поможет подготовить ребёнка к школе.

  1. Игры, направленные на развитие восприятия. формируют у ребёнка умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма, величина. К концу дошкольного возраста дети могут ориентироваться в 7 цветах спектра, различать их оттенки по насыщенности и цветовому тону. Они должны знать основные геометрические формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник и треугольник). уметь подбирать по образцу или по названию предметы определённой формы.
  2. Следующая группа игр направлена на развитие внимания. Предлагаемые игры формируют у ребёнка умение сосредотачиваться на определённых сторонах и явлениях действительности. (Без сосредоточения невозможно выполнить любую, даже самую простую работу). Основные свойства внимания, которые формируются уже в дошкольном возрасте, - это его устойчивость, переключение и распределение. Устойчивость внимания означает способность длительно сосредотачиваться на чём-нибудь. К концу дошкольного возраста дети могут заниматься одним и тем же видом деятельности до 1 - 1, 5 часа. Переключение внимания представляет собой способность переходить от одной деятельности к другой, от одного занятия к другому. О распределении внимания мы говорим тогда, когда ребёнку приходится действовать сразу с двумя или несколькими предметами. В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Непроизвольное внимание характерно тем, что оно вызывается новыми, привлекательными и интересными в данный момент для ребёнка предметами. Произвольное внимание предполагает умение сосредотачиваться на задании, даже если оно не очень интересное.
  3. Следующая группа игр направлена на развитие памяти. которая также, как и внимание, постепенно становится произвольной. Ребёнок старшего дошкольного возраста уже может ставить себе цель - запомнит что-либо и с большим или меньшим успехом подбирать средства, для выполнения этой цели, т. е. средства, облегчающие процесс запоминания. В этом помогут игры по развитию памяти.
  4. Развитие мышления происходит при условии овладения им тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Наглядно-действенное мышление - это мышление в действии. Оно развивается у младших дошкольников в процессе действий с различными предметами, игрушками. Основная форма мышления дошкольника - наглядно-образное мышление. т. е. такая организация образов, которая позволяет выделять самое существенное в предметах, а также видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей. Ребёнок должен научиться пользоваться различными планами, схемами. К концу дошкольного возраста у детей начинают складываться элементы логического мышления. т. е. формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.
  5. Развитие творческих способностей ребёнка подразумевает развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь, отталкиваясь от отдельного признака предмета, строить образ; не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.
  6. И наконец, игры, помогающие подготовить ребёнка к школе. Это игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.

Организуя игры с ребёнком, внимательно присмотритесь к нему, оцените его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем случае нельзя форсировать выполнение заданий, упрекать малыша в том, что он что-либо не умеет, даже если это с лёгкостью делают его сверстники.

Важно не только научит ребёнка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий, которые обычно имеют несколько решений и которые не предполагают жёсткой оценки: «верно - неверно». Нужно научить ребёнка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи.

И опять-таки здесь важны индивидуальные черты ребёнка. Если он смел и уверен в себе, можно начинать учить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив, нерешителен, лучше сначала подбодрить его и поддержать любую инициативу. Если малыш стремится быстро менять задания, отделываясь первым попавшимся ответом, то хорошо бы заинтересовать его заданием, научить находить в нем новые детали, насыщая знакомое новым содержанием. И наоборот, если, выполняя игровое задание, ребёнок «увязает» в бесконечных деталях, что мешает ему двигаться вперёд, лучше помочь ему выбрать один вариант, оставив всё лишнее в стороне, потренироваться в умении переходить от одной идеи к другой, что особенно важно при выполнении творческих заданий.

Каждая игра - это общение ребёнка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносит свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии - только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребёнка.

В каждую игру можно играть с одним малышом, а можно и с несколькими. А ещё лучше играть всей семьёй, хоть на несколько минут откладывая свои дела. Радость, которую вы доставите ребёнку, станет и вашей радостью, а проведённые вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь. Так давайтепоиграем!

«Дошкольный возраст, Дети дошкольного возраста»

Консультации для родителей «Роль развивающих игр для детей 3 - 4 лет»

Никитина Миляуша Закиевна, воспитатель
МБДОУ №54 Искорка г. Набережные Челны РТ

Что нужно, чтобы ребёнок рос любознательным, умным, сообразительным? Постарайтесь прислушаться к малышу, понять особенности его возраста, оценить его собственные, индивидуальные возможности.

Три года - это тот рубеж, на котором кончается раннее детство и начинается дошкольный возраст. Ребёнок начинает отделять себя от мира окружающих взрослых, он вступает в более самостоятельную жизнь. Малыш уже многое понимает, знает и умеет и стремится узнать ещё больше. Ваша задача - помочь ему в этом. В умственном развитии дошкольника - главное это знакомство с окружающими его предметами. Их форма, величина, цвет, расположение в пространстве, передвижение - вот то, что привлекает ребёнка.

Игры-занятия, которые предлагаются детям этого возраста, строятся в основном на действиях ребёнка с разнообразными предметами. Для развития восприятия полезны игры, в которых ребёнку надо будет сравнивать предметы по цвету, форме, величине и находить среди них одинаковые. Иногда при этом требуется не обращать внимание на другие важные особенности предметов, например на их назначение. Если это вызовет у малыша затруднение, помогите ему.

Игры, направленные на развитие внимания, потребуют тщательного рассматривания и сопоставления предметов, выявления их сходства и различий. Развивать словесную память рекомендуется в ролевой игре, где запоминание слов станет необходимым условием выполнения ребёнком взятой на себя роли. Другие игры направлены на тренировку зрительной памяти. Большая группа дидактических игр направлена на развитие мышления ребёнка. Для трёхлетнего малыша наиболее целесообразно решение мыслительных задач, требующих раскрытия строения предметов и их взаимного пространственного расположения. Следующая группа игр ориентирована на развитие творческих способностей ребёнка, стимулирование его воображения. Малыш будет стремиться замечать одновременно разные качества предметов, искать разнообразные варианты видения одной и той же вещи или рисунка. И наконец, математические игры-задания помогут научить ребёнка выделять количественные отношения между предметами.

Организуя игры с ребёнком, внимательно присмотритесь к нему, оцените его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем случае нельзя форсировать выполнение заданий, упрекать малыша в том, что он что-либо не умеет, даже если это с лёгкостью делают его сверстники.

Важно не только научит ребёнка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий, которые обычно имеют несколько решений и которые не предполагают жёсткой оценки: «верно - неверно». Нужно научить ребёнка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи.

И опять-таки здесь важны индивидуальные черты ребёнка. Если он смел и уверен в себе, можно начинать учить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив, нерешителен, лучше сначала подбодрить его и поддержать любую инициативу. Если малыш стремится быстро менять задания, отделываясь первым попавшимся ответом, то хорошо бы заинтересовать его заданием, научить находить в нем новые детали, насыщая знакомое новым содержанием. И наоборот, если, выполняя игровое задание, ребёнок «увязает» в бесконечных деталях, что мешает ему двигаться вперёд, лучше помочь ему выбрать один вариант, оставив всё лишнее в стороне, потренироваться в умении переходить от одной идеи к другой, что особенно важно при выполнении творческих заданий.

Занимаясь с ребёнком, помните, что его действия лишь только начинают становиться целенаправленными. Малышу ещё очень трудно следовать намеченной цели, он легко отвлекается и переходит от одного занятия к другому. Быстро наступает утомление. Внимание ребёнка может быть сосредоточено одновременно только на небольшом количестве предметов. Интерес легко возникает (особенно, когда ребёнок видит новые и яркие предметы). но также легко и пропадает. Поэтому, если вы хотите организовать развивающие игры-занятия, помните три правила:

Правило первое: не давайте малышу для постоянного пользования игрушки, с которыми будете проводить игры, чтобы к него не пропал интерес к ним.

Правило второе: во время игры ребёнка не должны отвлекать посторонние предметы. Все лишнее нужно убрать из поля зрения малыша.

Правило третье: пусть игры будут достаточно простыми и совсем короткими. Даже 5 минут вполне достаточно! Но всегда стремитесь, чтобы ребёнок довёл начатое дело до конца. А после этого смените игру на новую - и вы увидите, что внимание ребёнка снова оживёт.

Каждая игра - это общение ребёнка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносит свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии - только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребёнка.

В каждую игру можно играть с одним малышом, а можно и с несколькими. А ещё лучше играть всей семьёй, хоть на несколько минут откладывая свои дела. Радость, которую вы доставите ребёнку, станет и вашей радостью, а проведённые вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь. Так играйте же вместе с малышом!

7 развивающих игр для детей 3-4 лет

В этом возрасте ребенок уже стал гораздо более сознательным и самостоятельным. Большинство детей трех-четырех лет уже умеют придумывать игры самостоятельно .

Их гораздо больше, чем раньше, интересует общение со сверстниками. Но на самом деле они нуждаются во внимании родителя и других значимых взрослых ничуть не меньше, чем раньше. И именно родитель может правильно подобрать игры для развития тех навыков, которые важны в этом возрасте.

Какие навыки развиваются у детей в 3-4 года?

Эмоциональное развитие

В этом возрасте ребенок активно осваивает мир посредством ролевых игр: пробует те или иные роли, которые он наблюдает в окружающем мире. К примеру, примеряет на себя разные семейные роли, играя в «дочки-матери». Посредством игры изучает разные профессии, которые он видит вокруг себя: создает свой «магазин» (продавец), «сверлит» дрелью и стучит молоточком (мастер), стучит пальчиками по запасной клавиатуре – работает на компьютере.

Ролевые игры – хорошая возможность для родителя помочь ребенку проработать какие-то страхи или проблемы в отношениях со сверстниками, ведь именно в этом возрасте маленький человек активно ищет свое место в коллективе детского сада. на детской площадке и в кружках. Если ребенок пока что не готов придумывать игры сам, то взрослый показывает ему пример – проще говоря, играет с ним вместе. К тому же, родитель может предлагать ребенку играть в те игры, которые тот, в свою очередь, будет предлагать в качестве совместной деятельности своим ровесникам.

Интеллектуальное развитие

Кроха уже начинает активно интересоваться буквами и счетом, изучать геометрические формы и цвета. Некоторые дети способны в этом возрасте считать не только до десяти, но и дальше, а другие могут научиться читать и даже писать простые слова.

Развитие логики

Маленький человек уже способен структурировать предметы по свойствам и делить их на группы: мебель, посуда, овощи, фрукты, дикие животные, домашние животные. Он вопле в силах определить, какой предмет в группе лишний, чего, наоборот, на картинке не хватает. Может охарактеризовать свойства предметов. Конечно же, родитель должен помогать своему чаду развивать эти способности.

Окружающий мир

В этом возрасте дошкольник уже способен не только воспринимать природные явления эмоционально и эстетически, но и проявлять к ним явный познавательный интерес. Он задает вопросы о погодных явлениях, разбирается во временах суток и временах года. С ним можно начать изучать настоящую природу в соседнем лесопарке: какие деревья и цветы там растут, какие птицы и животные его населяют.

7 игр с детьми в возрасте 3-4 лет

Ролевая игра для преодоления страхов

Как помочь ребенку преодолеть свои страхи, используя обычную игру? К примеру, если ребенок всерьез боится, что придет серенький волчок и укусит за бочок, то можно попробовать поиграть с ним в волка и зайца.

Пусть кроха по очереди попробует себя в роли каждого животного: побудет и хитрым стратегом-волком, который охотится за зайцем, и изобретательным зайцем, спасающимся от волка. Опыт, приобретенный в процессе игры, поможет ему убедиться в том, что заяц может убежать и что поймать его не так-то и просто.

Точно также можно придумать игру, в которой рыцарь побеждает дракона, Колобок убегает от лисы и прочие сказочные роли о беззащитной жертве и преследователе.

Ролевая игра для преодоления проблем в отношениях

Психологи Ирина Медведева и Татьяна Шишова придумали очень интересную форму общения между родителем и ребенком для того, чтобы помочь малышу преодолеть проблемы поведения – игру в собаку и ее хозяина.

Взрослый может побыть собакой, которая, к примеру, ведет себя агрессивно, или, наоборот, очень застенчива и не может защитить себя от обидчиков (тут можно подобрать любую ситуацию, которая именно сейчас является сложной для ребенка). А ребенок в роли мудрого хозяина поможет своей любимой собаке преодолеть трудности. Потом можно поменяться – пусть кроха побудет собакой, нуждающейся в авторитете, поддержке и защите, а хозяин даст своему питомцу конкретные советы, что и как нужно делать, чтобы отстоять свои границы .

Игра для изучения букв и счета

Ради появления интереса к буквам и цифрам можно поиграть в игру «на что похожа эта буква?». К примеру, буква «А» похожа на стремянку, «В» – на сломанные очки. При этом можно для наглядности вместе с малышом рисовать или лепить из пластилина букву и тот предмет, который она напоминает.

Игра для изучения геометрических фигур

Плоские геометрические фигуры можно вырезать с ребенком из цветной бумаги. А потом наклеивать на листы, составляя из них картинки –домики, дороги. Объемные геометрические фигуры – кубик, пирамиду, параллелепипед, конус – можно склеить из картона. А потом нарисовать в окошечках, кто в них живет, и строить из них башни и замки.

Игра для изучения групп предметов на развитие логики

Необязательно скучно зубрить, что банан – это фрукт, а помидор – это овощ. Можно вместо этого устроить увлекательную игру в сад и огород или же кормить игрушек здоровой пищей из углеводов.

Таким же творческим образом возможно подойти к изучению всех необходимых групп предметов: мебели (играть в кукольный домик), животных на ферме (играть в ферму). При этом вовсе не обязательно покупать шикарный кукольный домик или целое хозяйство пластмассовых коровок и овечек: можно, к примеру, склеить домик из бумаги, а животных вырезать из какого-нибудь старого журнала или книги.

Игра в паззлы для развития логики

Паззлы – это, на самом деле, тоже игра в целое и его части. Поэтому собирать их – важный навык в три-четыре года. Опять же, незачем покупать дорогие паззлы в магазине, когда можно просто разрезать на несколько частей открытку или картинку из старого календаря.

Игры для изучения окружающего мира

Перед прогулкой в парке можно подготовиться: узнать, какие животные и птицы живут конкретно рядом с вами. Вы сами удивитесь, когда узнаете, что в соседнем парке живут зайцы! Белочек можно не только кормить, но и рассказывать своему чаду, как они готовят запасы на зиму.

Таким же образом можно изучать не только фауну, но и флору: деревья и травы, которые растут неподалеку. Собирать разноцветные листья и засушивать их в книгах, а также желуди и шишки – делать из них осенние поделки.

Прежде чем отдавать малыша в детский сад, многие задумываются о том, легко ли он сможет привыкнуть к незнакомым условиям. Как помочь малышу адаптироваться, расскажет результат теста Я – Родителя

Еще по теме

Источники: http://doshvozrast.ru/rabrod/rodsodranie23.htm, http://doshvozrast.ru/rabrod/konsultacrod39.htm, http://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/neskolko-razvivayushchikh-igr-dlya-detey-3-4-let/





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения