Сложности адаптации ребенка к школе





БИБЛИОТЕКА | СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА. АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ


Солуянова Екатерина,
Детский практический психолог,
старший Монтессори-педагог ДРЦ Монтессори Вершина

Адаптация к школе - один из самых сложных и ответственных этапов в жизни ребенка.


Приходя в школу, ребенок испытывает три вида стресса:

  • социальный – построение взаимоотношений с новыми детьми, с учителем, принятие новых правил;
  • интеллектуальный – существенная интеллектуальная нагрузка, приобретение новых знаний;
  • иммунологический – в возрасте 7-9 лет (очередной возрастной кризис) происходят существенные изменения в организме ребенка: быстрая прибавка в росте, изменения в работе сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной и других систем. Это приводит к появлению необычных внутренних ощущений: повышенная утомляемость, раздражительность, перепады настроения. При этом даже практически здоровые дети начинают болеть, проявляют излишнюю ранимость. К этому прибавляется естественный обмен бактериями между детьми.

Не смотря на то, что все дошкольное детство, так или иначе, шла подготовка к школе: в детском саду или на развивающих занятиях ребенок учился взаимодействовать с детьми и другими взрослыми, получал определенные знания, укреплялся иммунитет ребенка - родителю важно понимать значимость родительской помощи в этом вопросе.

Первоклассник еще слишком мал, чтобы преодолевать школьные трудности в одиночку. Еще многое зависит от нас, взрослых, от нашей поддержки, от участливости первого учителя и внимания родителей. Рекомендаций, которые помогут ребенку более успешно адаптироваться к школе, очень много, мы остановимся на тех, которые под силу любому любящему родителю.

Родитель может помочь ребенку правильно организовать его время. Важен разумный режим дня, обратите внимание на следующие моменты:

Сон. Детям 7 лет необходимо спать 10-11 часов в сутки. Рекомендован дневной сон в этом возрасте.

Физическая активность и прогулки. К сожалению, с приходом в школу у детей в два раза сокращается двигательная активность. В силах родителей ввести в традицию утреннюю зарядку, подвижные игры, активный отдых на свежем воздухе. Не стоит умалять значение прогулок ребенка, напротив, первокласснику рекомендованы длительные прогулки на свежем воздухе не менее 3х часов.

Приготовление уроков следует организовать в середине дня (пик мозговой активности 9-12 часов и 16-18 часов). Следует помнить, что после 15 – 20 минут занятий необходимо делать 10 – 15 минутные подвижные переменки.

Обратите внимание на содержание времяпровождения ребенка.

Лучший вариант - прививать ребенку культуру активного отдыха: пусть он проводит свободное время не у телевизора и компьютера, а в движении. Запишите его в бассейн, приучите к совместным пробежкам, к прогулкам перед сном - все это пойдет ему на пользу и поможет предотвратить многие заболевания. Естественно, родитель должен быть примером для своего ребенка.

Родителю важно помнить, что школа – это не только место получения знаний, но, прежде всего, место, где ребенок живет полноценной жизнью: строит взаимоотношения со сверстниками и учителем, получает опыт поведения в различных ситуациях, учится контролировать себя и много другое.

Родитель должен эмоционально поддержать ребенка именно в этих вопросах. Сохраняйте с ним доверительные отношения, избегайте оценочных суждений. Не сводите беседы о школе только на темы получения отметок, спросите своего ребенка о том, с кем он сегодня играл на перемене, с кем делился своим интересным событием.

Помогите ребенку подружиться с детьми из школы – можно приглашать детей с класса домой - это сближает, способствует установлению дружеских отношений.

Инициируйте встречу с учителем, чтобы рассказать об особенностях вашего ребенка, чтобы с первого дня учитель смог учитывать их при построении взаимоотношений.

Ваша поддержка в вопросах учебы должна основываться на принципе: Найти даже в самом неуспешном деле хотя бы маленький успех! Например: Из всех написанных букв у этой получился хороший наклон . Ребенку нужно показать то, что он может.

Старайтесь при ребенке не допускать волнующие разговоры о школе - он должен чувствовать уверенность, что все нормально – это поддерживает ребенка.

Наполняйте эмоциональный резервуар своего маленького школьника! Совместные игры, прогулки, чтение. А еще лучше, если это будет специальные психотерапевтические сказки, имеющие целью помочь ребенку решить трудности адаптации к школе. Подборку таких сказок Вы можете взять на нашем сайте, в рубрике В ПОМОЩЬ .

Родителям важно понимать, что невозможно стать учеником в один прекрасный момент. Должно пройти время, прежде, чем Ваш малыш станет настоящим школьником. Время и Ваша поддержка и любовь.

Детский лечебно-диагностический центр Москва, м.Каширская, Пролетарский проспект, д. 3

Мы объединили весь комплекс услуг в области детской офтальмологии и разработали уникальные методики контактной и бесконтактной коррекции зрения, эффективной для всех возрастов детей.

Один из наиболее эффективных методов воздействия на организм ребёнка -это детский массаж. Мы можем с уверенностью говорить о том, что после курса массажа у наших специалистов ваш ребенок станет здоровее.

В течении одного дня ваш ребенок в комфортной и заботливой атмосфере может пройти комплексное медицинское обследование для оформления медицинской карты по Форме 026/У.

Годовые медицинские программы центра Колыбель Здоровья -это оптимальное сочетание качества медицинских услуг и их стоимости.

Сотрудники нашего центра — кандидаты медицинских наук, врачи высшей и первой категорий, постоянно повышающие свою квалификацию в ведущих российских и зарубежных клиниках.

Адаптация ребенка к школе

Начало обучения в школе - очень непростой, переломный период в жизни малыша. Школа может оказаться очень непривычным и, даже, пугающим для новичка местом.

Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд новых, непривычных для него задач, требует напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Эти требования в сочетании со значительным уменьшением двигательной активности и сменой режима сна и питания, зачастую, приводят к переутомлению и вызывают постоянное напряжение. При этом, стресс, испытываемый ребенком, может быть настолько сильным, что у него может возникнуть чувство страха перед школой. Некоторые дети могут плакать по утрам, жаловаться на болевые ощущения в животе, головные боли.

Ещё одним фактором возникновения стресса становится новый коллектив детей и взрослых. Первокласснику необходимо установить контакты с незнакомыми сверстниками и взрослыми, но не все дети 6-7 лет готовы к этому. Особые сложности испытывают дети, которые до школы воспитывались дома.

Период адаптациик школе может продолжаться от 2 недель до полугода. Задача родителей и учителей – оказать первокласснику в этот период моральную и эмоциональную поддержку, помочь разобраться в непривычной обстановке. В этот период особенно важно хвалить ребенка, всячески поощрять и вселять надежду. Необходимо создать для ребёнка щадящий режим, стараться избежать переутомления.

На успешность обучения, прохождение адаптационного периода влияет не только возраст и психологическая готовность поступившего в школу ребенка, но и состояние его здоровья. Ослабленные по состоянию здоровья школьники хуже усваивают учебный материал, менее выносливы, более утомляемы. У таких детей можно прогнозировать сложности в первые школьные месяцы, повышенную заболеваемость.

Если адаптация к школе проходит тяжело - на помощь родителям приходят психологи и врачи.

Какие признаки указывают на сложности в адаптации к школе?

Родителям следует обратиться к специалистам, если они заметили:

- появление запинок в речи, чрезмерное возбуждение или заторможенность

- резкие перемены настроения у ранее спокойного ребенка

- ребенку трудно сосредоточиться, удержать внимание на выполняемом задании

- появление навязчивых движений

- потерю аппетита, повышенная утомляемость

- жалобы на самочувствие, головные боли

- трудности в общении с одноклассниками, агрессивное поведение

Как правило, первые тревожные проявления заметны уже к концу 2-3 недели обучения. Важно обратиться к психологу именно в этот период, не дожидаясь усугубления проблемы и школьной неуспеваемости.

Следует отметить, что проблемы в адаптации к школе можно предвидеть и скорректировать заранее, не дожидаясь 1 сентября. Для этого нужно :

  1. Обратиться к психологу. Специалист проведёт диагностическое обследование психологической готовности ребёнка к школьному обучению, определит факторы риска;
  2. После этого родители получат рекомендации по созданию условий для успешной адаптации ребенка

Хорошо ли ребенок будет учиться, станут ли школьные годы счастливыми - зависит от подготовленности ребенка и его семьи. Специалисты Колыбели Здоровья сделают всё возможное, чтобы помочь малышу полюбить школу и избежать проблем со здоровьем.

Это может быть интересно

Рекомендуем Детский Медицинский Центр Колыбель здоровья обращает ваше внимание на специальные программы:

  • Диспансеризация детей Детский Медицинский Центр Колыбель здоровья предлагает Вам специальную программу комплексного обследования Вашего ребенка для оформления медицинской карты по Форме 026/У, необходимую для поступления в детский сад или школу. За несколько часов ребенка осмотрят все необходимые специалисты и проведены исследования.
  • Офтальмологическое лечение детей Растущий глаз ребенка часто подвергается большой зрительной нагрузке, иногда совсем непосильной для малыша. Такому пациенту требуется адаптация к зрительной работе на близком расстоянии, чтобы накапливающееся утомление не привело к развитию близорукости. Важная роль принадлежит профессиональному лечению, назначению правильной очковой или контактной коррекции зрения.
  • Детский массаж Один из наиболее эффективных методов воздействия на организм ребёнка — это массаж. Результат данной процедуры во многом зависит от уровня её выполнения, так как даже непродолжительное воздействие на тело ребёнка оказывает значительное влияние на функциональные системы и на многие части внутренних органов у ребёнка.
  • Программы годового обслуживания Специалистами детского медицинского центра Колыбель здоровья разработаны медицинские программы, отвечающие требованиям Минздрава РФ и Департамента здравоохранения Москвы. Выбирая одну из предложенных программ, вы сможете не волноваться о здоровье ребенка и положиться на опытных специалистов нашей поликлиники.
Акция по детской вакцинации В канун 1 сентября в нашем центре пройдет специальная акция по детской вакцинации
  • Детский лечебно-диагностический центр Колыбель здоровья 2004-2016
    Пролетарский проспект, дом 3, м. Каширская, г. Москва
    +7 (495) 655-66-80, 655-66-85, [email protected]

    Лицензия на медицинскую деятельность № ЛО-77-01-004973
    • О возможных противопоказаниях необходимо проконсультироваться с врачом.
    • Перепечатка информации возможна при наличии согласия администрации сайта и прямой ссылки на источник.
    • Оставляя свой e-mail или контактный телефон на сайте центра, вы подтверждаете своё согласие на хранение, обработку и использование указанной Вами информации, в том числе для отправки срочных уведомлений
    • Адаптация ребенка к школе

      Школьные годы— это очень важный и значительный участок жизни каждого человека. Каким будет этот период? Ярким, интересным, познавательным или, наоборот, серым, унылым и мучительным? Впечатления, которое выносит ребенок из школы, будут влиять на его успешность, а в итоге и на качество образования, и на всю дальнейшую взрослую жизнь.


      В школу? С радостью!

      Трудности новоиспеченного школьника:

      Поэтому, очень важно, чтоб ребенок с первых дней в школе чувствовал себя уверенно в новых, измененных условиях. По сути, вся дошкольная пора является подготовительным этапом ребенка к школе. Но, несмотря на это, зачастую адаптация ребенка в школьной среде происходит с затруднениями.

      Вы только представьте себе, сколько всего нового сваливается в один миг на голову еще вчера беззаботного малыша. Это и строгий распорядок всего времени, ограничение движений на уроках, необходимость постоянного внимания и усидчивости, учительница со своими требованиями, много запретов и непонятных детской логике правил, да и к тому же новый коллектив.

      «Адаптационная болезнь» или «школьный стресс»:

      Вследствие новых сложных условий, у новоиспеченного первоклассника могут появиться следующие жалобы:

      - повышенная утомляемость,
      - головная боль,
      - нарушения сна (трудность засыпания, ночные пробуждения),
      - снижение аппетита,
      - плаксивость, раздражительность,
      - перепады настроенья,
      - отрицательное отношение к школе, учебе.

      Иностранные медики даже объединили эту группу симптомов в одно понятие—«адаптационная болезнь» или «школьный стресс».


      Первоклассника может постичь адаптационная болезнь

      Роль родителей в адаптации ребенка к школе:

      Но в силах каждого родителя помочь своему ребенку преодолеть первые школьные трудности без вреда для психического и физического здоровья. В нашей статье мы дадим рекомендации, как помочь ребенку в адаптации к школе. Эти советы действительно дают хороший результат, если их регулярно применять в повседневной жизни. Конечно, лучше всего начать подготавливать ребенка к новым трудным условиям еще до начала школьного обучения.

      Именно для этого, детям необходимо посещать детский сад, который будет не только давать им подготовительные занятия, но и научит их выстраивать отношения в социальной среде. Также ребенка необходимо приучать к четкому режиму дня, в чем также важную роль играет детский сад.

      Развитые память, внимание, мелкая моторика рук— все это необходимые условия для успешного начала учебы. Поэтому побольше играйте с ребенком в развивающие игры, которые будут усовершенствовать все эти необходимые навыки. На нашем сайте, в разделе «Развивающие игры и методики» вы найдете много полезной информации.


      Родители должны стать первыми помощниками в адаптации ребенка к школе

      Рекомендации для родителей:

      1. Очень важный аспект — рациональный режим дня .
      Необходимо учитывать, что в семилетнем возрасте продолжительность сна должна составлять 10-11 часов в сутки, при этом дневной сон является обязательным.

      2. Правильная организация домашнего учебного процесса.
      Уроки нужно делать не раньше 16.00 (пик умственной активности припадает на 16.00-18.00). Во время выполнения домашних заданий необходимо делать десятиминутные переменки каждые полчаса, так как устойчивость внимания в этом возрасте очень маленькая.

      3. Адекватная физическая активность и прогулки — это действенный метод для оздоровления организма, предупреждения различных заболеваний. Более того, физические нагрузки закаливают силу воли, вырабатывают упорство в достижении поставленной цели, а также улучшают самочувствие, повышают жизненный тонус, укрепляют веру в себя. А с этими качествами любая деятельность, будь то физическая, умственная или творческая, будет даваться легко вашему ребенку. И это, несомненно, принесет огромную пользу в процесс адаптации не только к школе, но и к другим жизненным обстоятельствам. Поэтому утренняя зарядка и совместные прогулки, пробежки должны стать доброй традицией в вашей семье.

      4. Эмоциональная поддержка со стороны родителей.
      Интересуйтесь не только отметками, а всей школьной жизнью вашего ребенка. Вы должны знать, с кем ваш ребенок дружит, что делает на переменах, какой его любимый предмет, в какие игры играют в школе. Спрашивайте ребенка в непринужденной форме, например во время прогулок или сразу после школы.

      5. Поддержка в плане учебы.
      Но это не значит, что вы должны делать домашние задания вместо ребенка. Ваша задача организовать учебный процесс, сделать его максимально интересным. Ведь ребенка необходимо заинтересовать, и тогда он сам будет стремиться к получению новых знаний. Хвалите его даже за самые мелкие достижения, наблюдая, как вы радуетесь им, ребенок непременно будет стремиться к еще большим успехам.

      Не ругайте своего маленького школьника, если у него что-то не получается. Очень часто это подрывает веру в его собственные силы и возможности. Поэтому, желательно, в этот сложный для него период вообще его не ругать. Запаситесь терпением, и результаты вашего ребенка еще вас порадуют!

      6. При ребенке не высказывайтесь негативно о школе.
      Ребенок не должен слышать, что вы критикуете школу, школьную программу, директора ли учительницу. Все эти разговоры еще больше будут вселять в него страх перед школой, и ставить под сомнения школьные ценности, школьные правила и нормы, авторитет учителя. Поверьте, это не пойдет на пользу школьной жизни вашего ребенка.

      7. Никогда не сравнивайте успехи своего ребенка с другими детьми.
      И не имеет значения, выше они или ниже, чем у других детей. В любом случае это негативно скажется на учебе. В первом случае, ребенок может загордиться и «расслабится», зачем дальше стараться? Ведь я все равно лучший в классе…Второй случай еще более проблематичный. Заниженная самооценка и зависть только усугубят ситуацию. Сравнивайте только с его предыдущими успехами: «А сегодня ты эту букву лучше написал, чем вчера».

      Длительность адаптации к школе у каждого ребенка разная. На этот процесс влияет большое количество различных факторов: это, как и личностные характеристики вашего ребенка, его умение общаться и взаимодействовать с разными людьми, так и его внутренняя готовность к школе, ваша поддержка. Но в среднем, психологи называют длительность процесса адаптации от двух месяцев до полугода. Если этот период затягивается, обратите больше внимания на трудности ребенка в школе, возможно даже понадобится помощь детского психолога.


      Какое будет отношение к школе у ребенка - во многом зависит от родителей!

      В чем заключается успешная адаптация ребенка к школьным условиям:

      Соблюдая все вышеперечисленные рекомендации, адаптация вашего ребенка, обязательно, пройдет успешно, и вы заметете, что:

      - ребенок спокойный, его ничего не тревожит,
      - он веселый, общительный, легко обзаводится друзьями,
      - у ребенка хорошие отзывы об учителях, одноклассниках,
      - также у него хорошие способности к учебе, школьная программа не вызывает значительных трудностей.

      Дарите ребенку любовь, внимание, теплоту и заботу, независимо от его отметок! И это, пожалуй, будет нашей лучшей рекомендацией, которая, несомненно, поможет вашему ребенку лучше адаптироваться к условиям школьной среды.

      Источники: http://montessorivlad.ru/page/biblio/soveti/adaptaciya_rebenka_k_shkjle.html, http://www.kolibel.ru/adaptaciya-k-shkole.htm, http://www.doc-baby.ru/razvitie_rebenka/vospitanie_rebenka/adaptaciya_rebenka_k_schkole/





      Комментариев пока нет!

      Ваше имя *
      Ваш Email *

      Сумма цифр внизу: код подтверждения