Роль семьи в процессе адаптации ребенка к школе.
Особенности адаптации ребенка к школе во многом зависят от нашего поведения, и в наших силах сделать так, чтобы этот процесс прошел для него наиболее безболезненно.
Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни.
Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебе и т.д.
Важно, чтобы мы понимали: невозможно стать школьником в один момент. Должно пройти время, прежде чем наш малыш станет настоящим школьником. Адаптация ребенка к школе занимает не один день и не одну неделю, это процесс длительный и сложный.
Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма искушенными в учебных занятиях еще до прихода в школу. Усиленная подготовка к школе, посещение дошкольных лицеев, гимназий и т.д. зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребенка элемент новизны, мешает ему пережить значимость этого события.
В поддерживании у первоклассника внутренней позиции школьника неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.
Нам необходимо помнить, что ребенок имеет право на дошкольные формы поведения. Это значит, что не стоит осуждать его интерес к играм и игрушкам. Это абсолютно естественно занятие для вчерашнего дошкольника.
Для многих детей характерно некоторое усиление интереса к игре.
Это естественное явление, помогающее, кроме всего прочего, снять напряжение. Игровая деятельность постепенно сойдет на нет с возрастом, но если стараться ее искоренить, это не принесет ребенку никакой пользы.
Как правило, большинство детей идут в первый класс, горя желанием стать школьниками. Если родитель искренне интересуется школьной жизнью ребенка, расспрашивает его о школе, делится своим школьным опытом, это, безусловно, укрепляет учебную мотивацию ребенка.
Обучение в школе — это совершенно новая деятельность для ребенка. Для того чтобы у ребенка сформировалось положительное отношение к школе, важно, чтобы он понимал: учиться ему по силам, он может справиться с учебными заданиями.
На первых порах ребенку необходимо ощущение собственной успешности. Оно значительно облегчает трудности адаптации и способствует повышению учебной мотивации. Вот почему в первое время ему особенно важно поощрение.
Начало обучения в школе для ребенка — это, прежде всего большие нагрузки. Даже если ребенок посещал дошкольные занятия или ходил в детский сад, школьный режим для него внове. Необходимость следовать новым правилам поведения, сосредоточенно заниматься в течение урока, выполнять домашние задания - все это создает значительное напряжение для нервной системы ребенка.
Часто первоклассник становится беспокойным, раздражительным, импульсивным или же вялым, сонным, малоподвижным, слезливым. Такое изменение поведения ребенка — скорее всего признак переутомления. Иногда ребенок сам говорит о том, что он устал. Как же можно избежать переутомления?
Прежде всего, необходимо создать для ребенка щадящий режим. Если он привык спать днем, лучше сохранить дневной сон или хотя бы обеспечивать ему возможность краткого послеобеденного отдыха. Лучше ограничить виды деятельности, возбуждающе действующие на ребенка: посещение театра и цирка, приглашение гостей и нанесение визитов. Желательно ограничить также просмотр телевизора и время, проводимое за компьютером.
Если ребенок сильно устает, можно укладывать его пораньше. Важно, чтобы ребенок бывал на улице. Желательно гулять с ним хотя бы немного каждый день. Если ребенок не спит днем, можно совершать прогулку после школы в середине дня.
В школе двигательная активность ребенка ограничена. Поэтому очень важно дать ребенку возможность подвигаться во второй половине дня. Бег, подвижные игры, плавание, общефизическая подготовка хорошо помогают снимать напряжение.
Быть родителями первоклассника действительно непросто. Бывает, что нам не хватает терпения, выдержки, когда мы занимаемся с ребенком. Порой мы забываем, как трудно осваивать совершенно новую деятельность.
Памятка родителям первоклассников.
— Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
— Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
— Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
—Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
— Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
— Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
— С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
По данным физиологов и психологов в целом адаптация к школьному обучению длится от двух до шести месяцев, в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника.
РОЛЬ СЕМЬИ В АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ
учитель-логопед, МОУ “СОШ № 78” г. Северск, Томская область
Черепенникова Яна Константиновна
педагог-психолог, МОУ “СОШ № 78” г. Северск, Томская область
Сегодня усилия многих людей, в том числе психологов и логопедов, направлены на создание школы, обеспечивающей здоровые условия для уникальных процессов, происходящих с ребёнком. 11 лет, проведённые в школе — это целый кусок жизни, это время встреч, время завязывания отношений, время формирования взаимоуважения. Школа ставит человека лицом к уникальной ситуации, требующей от него, прежде всего личностного развития, и очень хотелось бы, чтобы она стала как для ребёнка, так и для педагогов, прежде всего явлением ценным и позитивным.
Многие учителя и психологи считают, что и детям и педагогам сейчас приходится тяжелее, чем раньше. Они отмечают, что изменилось всё: и дети, и их родители, и отношение семьи к школе. Они говорят и о том, что дети сейчас иначе общаются друг с другом.
Этому существует множество объяснений. Мы знаем, что члены семьи теперь проводят все меньше и меньше времени друг с другом, что дома люди в основном не беседуют между собой, а смотрят телевизор или проводят время компьютером. Изменилась и атмосфера в семьях. Родители и дети живут сейчас более интенсивной жизнью, в которой всё меньше и меньше времени остаётся для общения друг с другом, для совместных занятий и семейных ритуалов [3, c. 48]
Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если школа и семья закрыты друг для друга, то ребёнок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество учителей, психолога, логопеда и родителей.
Доказано, что адаптация к школе проходит наиболее успешно, если у ребёнка развиты все компоненты: умственный, эмоциональный, социальный, в том числе, и речевое развитие. Обучение в школе предъявляет особенно высокие требования к качеству речи детей. Родной язык является средством общения, формирования межличностных отношений и, таким образом, служит эффективным средством социализации ребёнка, а более узко, его адаптации к школьной жизни. Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, отрицательно влияют на усвоение программного материала и успешность обучения в целом. У детей, имеющих речевые нарушения, отмечается снижение успеваемости, повышение тревожности, боязнь к обучению, агрессивность, что ведёт к эмоциональному дискомфорту. Справиться детям с имеющимися у них речевыми нарушениями и появляющимися из-за них проблемами может помочь правильно организованная коррекционная работа [3, c. 71]
Логопедические занятия способствуют формированию необходимых условий для успешной адаптации детей к обучению в школе и для реализации их личностных возможностей. Высокий интеллектуальный уровень развития ребенка не всегда гарантирует успешное обучение в школе, так как существуют такие факторы как:
·рост количества детей с поражениями ЦНС разной степени тяжести (ППЦНС в анамнезе у 65% детей, поступающих в первый класс);
·соматическая ослабленность детей (88% первоклассников — частоболеющие, имеющие хронические заболевания);
·логопедическая неграмотность родителей, их ориентация на развитие интеллекта ребенка, но не на развитие речи и коррекцию речевых расстройств;
·логопедическая некомпетентность родителей дошкольников, мешающая им вовремя обратиться за консультацией к специалисту, препятствует своевременному проведению коррекционной работы с ребенком (к моменту поступления в школу многие дефекты речи первоклассников носят уже стойкий характер и трудно поддаются коррекции, поэтому для работы с ними логопеду нужно больше времени и сил), (75% первоклассников имеют речевые нарушения);
Для того, чтобы партнерство учителя-логопеда и семьи было наиболее действенным, необходимо чётко определить задачи логопедической работы, которыми являются:
·предупреждение расстройств речи, помощь естественному стремлению ребёнка преодолеть возрастные и патологические недостатки речи:
·развитие и совершенствование устной речи учащихся;
·выявление и коррекция нарушений письма и чтения;
·развитие познавательной деятельности, основных психических процессов (памяти, внимания, мышления), сенсорных и моторных функций ребенка, особенно ревой моторики [2, c. 21]
Важное место при изучении и коррекции речевых нарушений занимают дидактические принципы: наглядности, доступности, сознательности, индивидуального подхода, учета соматического состояния ребенка.
Большое значение в коррекционно — развивающей работе имеет сотрудничество учителя — логопеда и педагога – психолога школы. Так как большинство детей с нарушениями речи переживают не столько трудности в овладении ими чтением и письмом, сколько социальные последствия возникшей школьной дезадаптации, этим детям необходима психологическая помощь.
Организация работы учителя-логопеда и педагога — психолога с родителями ведётся по следующим направлениям:
·знакомство с результатами психолого-педагогического, логопедического обследования;
·знакомство с возрастными особенностями нервно-психического развития, этапами становления детской речи;
·знакомство с методами коррекционно-развивающего воздействия.
·привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе;
·обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с его ребенком [4, c. 25]
Основные задачи психологической службы заключаются в мобилизации ребенка на активное участие в коррекционной работе, повышении уверенности в себе, формировании адекватной самооценки, нормализации отношений со сверстниками. Психологическая помощь является одним из ведущих приемов коррекции речевых расстройств.
Чаще психолог и логопед работают индивидуально с родителями детей, так называемой «группы риска». Сложность здесь заключается в том, что ребенок является «зеркалом» семьи. Поэтому, прежде всего поведение ребенка в школе отражает в прямом или искаженном виде те проблемы, которые имеются в семье.
На каждом этапе коррекционно-воспитательной работы психолог и логопед развивают и совершенствуют психологические предпосылки к полноценной учебной деятельности: устойчивость внимания, наблюдательность, способность к запоминанию, к переключению, навыки и приёмы самоконтроля, познавательную активность.
Активное вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс и организация преемственной деятельности школы и семьи — один из важнейших факторов эффективности работы с детьми, имеющими проблемы в развитии. Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, но и решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы ребенка, создается благоприятный психо-эмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения.
1.Активные методы в работе школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М. 1991, 188 с.
2.Ларина О.Д. Резниченко Т.С. Логопедическая энциклопедия для родителей дошкольников и младших школьников. АСТ, Астрель 2009. 320 c.
3.Практическая психология образования/ Под редакцией И.В. Дубровиной, М. 2004, 192 с.
4.Шинтарь З.Л. Введение в школьную жизнь: Учеб. - метод. пособие. —Гродно: ГрГУ, 2002. —119 с.
Vivat, academia!
Каталог статей
Лемещенко О.А. РОЛЬ СЕМЬИ В ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
Одним из важнейших социально-психологических вопросов является вопрос о том, как человек развивается, как он входит в социальную жизнь, как адаптируется к новым условиям. Данная проблематика ассоциируется с категорией адаптация . Под термином адаптация понимается приспособления организма к внешним условиям. На стадии адаптации человек выступает как объект общественных отношений, на которого направлено громадное количество усилий родителей, воспитателей, учителей и других людей, окружающих ребёнка и находящихся в той или иной близости. С процессом адаптации человек сталкивается с рождения и до конца жизни: адаптация новорождённого, адаптация к детскому дошкольному учреждению, к коллективному воспитанию, к школе, любому другому образовательному учреждению (ПТУ, ВУЗ, аспирантура), к труду, трудовым и физическим нагрузкам, окружающей среде, климатическим условиям, временным поясам и т. д.[1]
В последние годы учителя, родители стали чаще говорить о трудностях адаптации детей к условиям школьного обучения. И это не голословные заявления, а реальный факт. Школьная адаптация представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения. Особенно важно изучение адаптации на переломных возрастных этапах, именно в новых социальных условиях очень ярко проявляются индивидуальные качества личности.
Проблема школьной адаптации сейчас очень актуальна, но трудно решаема. Она становится все более очевидной в связи с охраной психического здоровья детей и подростков, ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств. Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие. Механизмы же приспособления, возникающие в процессе адаптации, вновь и вновь актуализируясь и используясь в исходных ситуациях, закрепляются и становятся подструктурами ее характера.
Любые переходы характеризуются особыми проблемами. Не исключение переход учащихся из начальной школы в среднюю. Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Дети переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации в школе[2].
В адаптационный период детей большую роль играет семья, как важнейший институт социализации. Она может смягчить стрессовые переживания ребенка, связанные с известными трудностями процесса адаптации или наоборот, усилить их. На роль семьи как в адаптации, так и в социализации указы ват и многие ученые. В отечественной психологии и педагогике проблему влияния семьи на адаптацию ребенка к школьному обучению изучали в различных аспектах Д.Журавлев, Т.А.Куликова, О.А.Матвеева, Е.А.Львова и другие.
Вопросам влияния семьи на адаптацию ребенка при переходе из начальной в среднюю школу уделяется мало внимания, а ведь образовательная система в пятом классе ставит перед ребенком не менее трудные задачи, чем в первом. Успешность адаптации во многом зависит от внешкольного влияния, и прежде всего от ситуации в семье.
Проведенное исследование на базе СШ № 219 г. Минска, позволило установить, что у 40% подростков наблюдается повышенный или высокий уровень школьной тревожности -это является одним из показателей школьной дезадаптированности. Такие дети конфликтны, отгорожены, менее общительны, не являются лидерами, неудовлетворительно чувствуют себя в классе и школе. 50% родителей этих подростков мало интересуются успеваемостью своего ребёнка, его взаимоотношениями с классом и учителями, редко ходят на родительские собрания, не участвуют в организации школьных мероприятий, не контролируют выполнение домашних заданий. У 38% подростков с повышенным и высоким уровнем школьной тревожности низкая успеваемость, наблюдаются затруднения в учёбе, нередко конфликты с учителями и нарушение дисциплины. Всё это является наиболее типичными проявлениями школьной дезадаптации.
Таким образом, можно говорить о том, что специфические отношения к ребенку в семье, стиль родительского поведения, актуальный семейный климат являются главной, а иногда и единственной причиной возникновения школьной дезадаптации или некоторых ее форм. Ведь семья является уникальным институтом социализации, так как ее ничем заменить невозможно. Здесь проходит первый адаптационный период в жизни человека, определяется система его отношений к себе, к близким, людям, различным видам действий; формируется характер; усваиваются нормы; развиваются социальные качества.
1 Давыдок A.M. Крюкова А.А. Адаптация детей к учебно-воспитательным учреждениям // Адукацыя 1 вы хаван не.- 2002. -№6.- С. 14-19
2.Журавлев Д. Адаптация учащихся при переходе из начальной в среднюю школу // Народное образование. 2002.-№8.-С.99-105
Источники: http://m.ok.ru/obrazovaniye/topic/64446135555357, http://sibac.info/conf/pedagog/x/26091, http://academicon.ru/publ/pedagogika_socialnaja/lemeshhenko_o_a_rol_semi_v_shkolnoj_adaptacii_podrostkov/8-1-0-186
Комментариев пока нет!
