Психологические проблемы адаптации детей школе





Возрастная психология

15.2. Проблема психологической адаптации ребенка к школе

Уникальность кризиса 6-7 лет и перехода на новую возраст­ную стадию состоит в том, что это единственный возрастной кризис детства, планируемый «сверху» — обществом, носящий ярко выра­женный соционормативный характер. Нормативные возрастные кри­зисы детства в основе своей имеют встречное движение как «сни­зу», обусловленное противоречием между местом ребенка в систе­ме социальных отношений и «перерастанием» его возможностей, так и «сверху», обществом, задающим нормативную траекторию раз­вития, причем, как правило, ведущая роль принадлежит самому ре­бенку. Кризис 6—7 лет и последующий переход ребенка к школьно-

Лекция 15. Младший школьный возраст 211

му обучению, пожалуй, единственный в своем роде, в котором пере­стройка социальной ситуации развития и перевод в новую соци­альную позицию осуществляется нередко без должного учета зре­лости «внутренних» предпосылок — особенностей личностного и умственного развития самого ребенка.

В связи с переходом ребенка к школьному обучению возни­кает проблема психологической адаптации ребенка к школе как проблема освоения им нового социального пространства разви­тия и новой социальной позиции — позиции школьника. Про­блема психологической адаптации ребенка к школе является одной из наиболее актуальных проблем переходного периода от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту. По дан­ным разных авторов, от 20-25% детей с низкими показателями адаптации и симптомами школьной дезадаптации и до 60% де­тей с трудностями обучения и симптомами неблагополучия осво­ения новой социальной действительности нуждаются в направ­ленной психологической коррекционной и профилактической помощи [21, 38, 41]. Школьная дезадаптация может происходить по познавательному и личностному типу, а также принимать то­тальный характер.

Психологическое содержание адаптации к школе составляет процесс ориентации и освоения ребенком новой социальной ситуа­ции развития в целостном единстве ее составляющих.

1. Принятие ребенком новой социальной позиции школьника и «присвоение» нового социального статуса, находящее выражение в формировании внутренней позиции школьника [12, 65].

2. Присвоение основных компонентов учебной деятельности и переход к последующему самостоятельному ее осуществлению. Учебная деятельность не становится ведущей «автоматически» лишь благодаря фактическому изменению социальной позиции ребенка, а имеет свой генезис и определенную динамику развития. Учебная деятельность реализуется лишь в определенной системе социально заданных форм сотрудничества, как с социальным взрослым, так и со сверстниками.

3. Освоение ребенком новых форм кооперации и учебного со­ трудничества в системах «ученик — учитель» и «ученик — учени­ ки» [97]. Особый характер переходного периода от дошкольного к младшему школьному возрасту обусловлен тем, что именно обще­ ство и представляющий общество взрослый проектируют и опреде­ ляют новую социальную позицию ребенка. Таким образом, соци­ альная позиция школьника задает систему прав и обязанностей,

способы и формы его включения в образовательные институты, пре­образует всю систему отношений ребенка с миром.

4. Целенаправленная перестройка системы отношений «ребе­нок — социальный взрослый» и «ребенок — близкий взрослый (ро­дители)» во всех сферах жизнедеятельности ребенка, инициирован­ная и управляемая взрослым.

Проектирование и создание новой социальной ситуации разви­тия в этот период осуществляется в процессе взаимодействия взрос­лого и ребенка. Признавая управляющую роль взрослого, мы хо­тим подчеркнуть значение активности самого ребенка, как в отно­шении выбора новой социальной позиции школьника (принятие или отвержение), так и в отношении конструирования адекватных новому социальному пространству развития видов деятельности и форм сотрудничества. Управляющая роль взрослого реализуется в процессе общения, создающего необходимые предпосылки и усло­вия, обеспечивающие последовательное формирование перечислен­ных выше компонентов.

Исследование условий и динамики психологической адаптации детей к школе обнаружило влияние неблагоприятных факторов среды в генезисе школьной дезадаптации. Была показана роль не­адекватных методов воспитания и позиции педагогов, семьи, отвер­жения ребенка сверстниками и детским коллективом в возникно­вении трудностей адаптации к школе. Психологическая готовность к школе в целостной системе ее составляющих — мотивационной, личностной, коммуникативной, интеллектуальной, сформированно-сти произвольности регуляции поведения и деятельности, — на­против, является необходимым условием успешного освоения ре­бенком новой социальной позиции и учебной деятельности. Вмес­те с тем остается открытым вопрос — является ли психологическая готовность ребенка к школе достаточным условием успешной школьной адаптации?

Показано, что принудительный переход ребенка от дошкольной жизни к школьной порождает четыре типа дезадаптивного поведе­ния разной степени тяжести — пассивный протест, активный про­тест, соматизацию, невротизацию [87]. Все эти виды дезадаптивного поведения требуют прицельной незамедлительной психологической коррекции, а в ряде случаев и психотерапевтической помощи. Ос­новными направлениями оказания психологической помощи де­тям с трудностями школьной адаптации являются формирование соответствующих компонентов психологической готовности ребен­ка к школе; помощь ребенку в освоении нового социального про-

Лекция 15. Младший школьный возраст #9632; 213

странства общения и сотрудничества; оптимизация среды («тера­пия средой») — повышение квалификации педагогов, работа с детс­ким коллективом, повышение общей коммуникативной компетен­тности учителей и детей.

Успешность психологической адаптации ребенка к школе оп­ределяется не только высоким уровнем психологической готовнос­ти самого первоклассника, составляющей необходимое, однако не достаточное условие адаптации, но и психологической готовностью ближайшего социального окружения — родителей и учителей — перестроить систему общения и взаимодействия с ребенком с уче­том его индивидуально-личностных особенностей. Изменение соци­альной ситуации развития ребенка на макроуровне (поступление в школу) должно быть дополнено, а в случае дефицита интеллекту­альных, умственных и коммуникативных средств компенсировано адекватным этому «дефициту» изменением микросоциальной си­туации развития. Задачами такой работы должна стать не только коррекция умственного развития ребенка, но и формирование сен-ситивности учителей и родителей к возрастным и индивидуально-психологическим особенностям детей; понимание возможностей и ограничений деятельности ребенка и установление адекватной сис­темы ожиданий и требований к нему, соотнесенных с его зоной бли­жайшего развития; выработка рекомендаций по организации со­вместной учебной деятельности и сотрудничества с детьми.

Схожі підручники

Организационно-педагогические условия адаптации ребенка к школе в педагогической системе М. Монтессори Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • РЕБЕНОК ,
  • ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА ,
  • УЧИТЕЛЬ ,
  • ПЕДАГОГИКА М. МОНТЕССОРИ ,
  • АДАПТИРОВАННОСТЬ К ШКОЛЕ ,
  • PEDAGOGY OF M.MONTESSORI ,
  • CHILD ,
  • ENVIRONMENT ,
  • TEACHER ,
  • ADAPTEDNESS TO SCHOOL

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Тимонина Анастасия Андреевна

Внедрение в систему обучения младших школьников нетрадиционных технологий обучения и воспитания, таких как система обучения М. Монтессори, делает процесс адаптации детей к новым «нестандартным» условиям более успешным. Это связано с реализацией ряда организационно-педагогических условий: осуществление преемственности между детским садом и школой за счет создания подготовленной среды и организации «свободной работы» детей; индивидуализация обучения в подготовленной среде; изменение позиции учителя; изменение отношения родителей к школе.

Abstract 2011 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Timonina Anastasiya Andreevna

At the current moment, school adaptation of the child is one of the urgent problems of pedagogy and psychology. The most important part of this process is social adaptation. Introduction of innovative technology training and education in the system of training schoolchildren such as Montessori system of education, makes the process of childrens adaptation to the new «non-standard» conditions more successful. This is due to the implementation of a number of pedagogic conditions.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика , Тимонина Анастасия Андреевна

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Тимонина Анастасия Андреевна Организационно-педагогические условия адаптации ребенка к школе в педагогической системе М. Монтессори // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2011. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya-adaptatsii-rebenka-k-shkole-v-pedagogicheskoy-sisteme-m-montessori (дата обращения: 26.09).

Тимонина Анастасия Андреевна Организационно-педагогические условия адаптации ребенка к школе в педагогической системе М. Монтессори Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика 17 (2011). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya-adaptatsii-rebenka-k-shkole-v-pedagogicheskoy-sisteme-m-montessori (дата обращения: 26.09).

Тимонина Анастасия Андреевна (2011). Организационно-педагогические условия адаптации ребенка к школе в педагогической системе М. Монтессори. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика URL: http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya-adaptatsii-rebenka-k-shkole-v-pedagogicheskoy-sisteme-m-montessori (дата обращения: 26.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Тимонина Анастасия Андреевна Организационно-педагогические условия адаптации ребенка к школе в педагогической системе М. Монтессори // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2011. №1 С.129-131.

Тимонина Анастасия Андреевна Организационно-педагогические условия адаптации ребенка к школе в педагогической системе М. Монтессори Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика 17 (2011).

Тимонина Анастасия Андреевна (2011). Организационно-педагогические условия адаптации ребенка к школе в педагогической системе М. Монтессори. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика

Источники: http://bookwu.net/book_vozrastnaya-psihologiya_1232/58_15.2.-problema-psihologicheskoj-adaptacii-rebenka-k-shkole, http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya-adaptatsii-rebenka-k-shkole-v-pedagogicheskoy-sisteme-m-montessori





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения