Граждане могут использовать средства материнского капитала, чтобы компенсировать расходы на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации (ИПРА), разработанной учреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ), так гласит соответствующий федеральный закон, вступивший в силу в 2016 году.
В июне правительство России утвердило порядок направления средств маткапитала на социальную адаптацию и интеграцию в общество ребенка-инвалида, сделать это можно в любое время, не дожидаясь трехлетия ребенка, давшего право на сертификат.
Для использования этих средства в Пенсионный фонд, помимо заявления и паспорта, владелец государственного сертификата представляет ИПРА ребенка-инвалида; документы, подтверждающие расходы на приобретение товаров и услуг; акт проверки наличия и соответствия приобретенного для ребенка-инвалида товара, а также реквизиты счета владельца сертификата в кредитной организации.
При этом средствами материнского капитала не могут быть компенсированы расходы на медицинские услуги и реабилитационные мероприятия.
Когда МСЭ рассмотрит заявление и внесет в ИПРА сведения о товаре или услуге, семья может их приобретать, сохраняя все сопутствующие платежные документы. Если речь идет о приобретении товара, нужно иметь договор о купле-продаже либо товарные или кассовые чеки, подтверждающие оплату товара. В случае с оплатой услуг — это договоры об их оказании.
Отмечается, что индивидуальная программа реабилитации должна быть действительна на день приобретения товаров и услуг.
После владелец сертификата должен обратиться в территориальный орган ПФР за компенсацией расходов на приобретенные товары или услуги, предоставив вышеперечисленные документы. В случае принятия положительного решения необходимая сумма из средств материнского капитала поступит на счет владельца сертификата не позднее чем через два месяца со дня принятия заявления.
Программы социальной адаптации и реабилитации
детей-сирот в современной образовательной среде
В.А.Фирсова,
ГОУ ЦППРК «Крестьянская застава»,
зав.лабораторией социальной психологии
Лаборатория социальной психологии Центра «Крестьянская застава», наряду с множеством других проблем, занимается социальной адаптацией и реабилитацией участников образовательного процесса. Субъектом данной деятельности являются дети, родители и педагоги. Также лаборатория осуществляет комплексное изучение особенностей психики детей, занимается исследованием социально-психологического климата в малых группах, развитием коммуникативных свойств личности, профориентацией, социологическими исследованиями.
Одной из целей деятельности сотрудников лаборатории является разработка методов, средств и форм социальной адаптации и реабилитации детей-сирот.
Наши специалисты плодотворно сотрудничают с лабораторией психологических исследований, лабораторией коррекционной педагогики, лабораторией медико-психологических проблем и лабораторией дефектологии.
Итогом такого сотрудничества стал проект программы «Интеграция творческо-практической деятельности между школой №775 и интернатом №15». Авторы проекта – социальный педагог Дьяконова Евгения Александровна и педагог-психолог Геращенко Марина Александровна, которые далее в своих выступлениях более подробно расскажут о практической части проекта.

Целями данной программы являются социальная адаптация детей-сирот, развитие коммуникативных навыков, нравственное воспитание детей.

В задачи программы входит:
• установление и поддержание творческих и межличностных связей между учащимися общеобразовательной школы и воспитанниками школы-интерната,
• создание элементов мотивации творческой деятельности,
• повышение самооценки детей,
• развитие коммуникативных навыков,
Формами работы в данной программе являются: клубная деятельность, изобразительное искусство, музыка, социальные танцы, рекламная и PR-деятельность.
Программа осуществляется с мая 2006 года.
Следующий проект лаборатории – программа «Мир взрослых глазами детей-сирот». Авторы программы – руководитель лаборатории социальной психологии, педагог-психолог Фирсова Варвара Александровна и социальный педагог Дьяконова Евгения Александровна.
Целью проекта также является социальная реабилитация и адаптация детей-сирот.
В задачи проекта входят:
• нравственное воспитание и расширение кругозора детей-сирот,
• начальные этапы профориентации,
• развитие наглядно-образного мышления детей,
• развитие слухового и зрительного каналов восприятия информации,
• развитие ассоциативного мышления.
Программа рассчитана на возрастную категорию от 8 до 11 лет.
Формами работы по этой программе являются:
• встреча детей-сирот с поэтом,
• оформление и создание брошюры «Мы вместе», содержанием которой являются стихи для взрослых, проиллюстрированные детьми.

Вторым этапом данного проекта является программа «Мир детства глазами детей сирот». Цели и задачи программы те же. Только на этом этапе дети оформляют книгу стихов для детей социального педагога Васиной Ольги Вячеславовны. Сейчас мы думаем над третьим этапом проекта «Мир детей-сирот глазами взрослых», где стихи детей будут иллюстрировать наши сотрудники.
Проект проводится с ноября 2006 года.
Социальный педагог Дьяконова с 2005 года осуществляет работу в направлении «хастл-танцы». Данная форма работы представляет собой занятие по невербальной коммуникации, целью которого является развитие коммуникативных навыков детей и взрослых посредством танца. Подробнее об этом расскажет сама Евгения Александровна.
И совсем недавно нашей лабораторией был начат проект «Танцы со звёздами».
Целью проекта является развитие коммуникативных способностей участников образовательного процесса.
Задачи проекта – обучить педагогов и детей способам невербальной коммуникации на телесном уровне через социальный танец, научить участников проекта начальным навыкам парного импровизационного танца и поло-ролевого взаимодействия.
В проекте «Танцы со звёздами» задействованы все сотрудники лаборатории. Авторы проекта – Константинова Людмила Васильевна и Дьяконова Евгения Александровна.
Хочу отметить, что вышеназванные программы находятся в стадии разработки, постоянно нарабатывается практическая часть, проходят занятия с целью сбора информации для статистики, для дальнейшей обработки и отслеживания динамики социальной адаптации.

Также лаборатория занимается осуществлением программы занятий по социально-бытовой адаптации воспитанников школ-интернатов «Прогулки по Москве». Программа была разработана в марте 2005 года сотрудниками лаборатории социальной психологии под руководством директора Центра Сагалова Мирона Владимировича.
Данная программа является одним из направлений внеклассной работы социального педагога с воспитанниками школ-интернатов, в том числе и VIII вида. Программа была успешно апробирована в апреле-мае 2005 года в интернате №55, в марте 2006 года в школе-интернате VIII вида №105.
Целью программы является социальная адаптация детей – сирот и детей с особенностями развития. Задачи: профилактика дезадаптации, помощь детям в ситуациях социально-бытового взаимодействия и в условиях городской среды.
Содержанием программы является цикл занятий, включающий изучение городских достопримечательностей, правил поведения в общественных местах и транспорте. Формами работы являются: уроки москвоведения, изобразительное искусство, создание коллажей, разыгрывание сцен из жизни.
Сотрудники нашей лаборатории постоянно находятся в научном и творческом поиске и разрабатывают новые программы. Поэтому здесь нам было бы очень полезно услышать мнение коллег о тех проектах программ, которые были озвучены в моём выступлении.
Источник: Социально-психологические методы и приёмы социализации и адаптации детей-сирот/ Под ред. М.В.Сагалова, А.В.Семенова – М. ГОУ ЦППРК «Крестьянская застава», 2007.
Материнский капитал для социальной адаптации детей-инвалидов
Средства материнского капитала можно направлять на компенсацию расходов на приобретение товаров и услуг, которые предназначены для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации (ИПРА), разработанной учреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ).
Средства материнского капитала по этому направлению можно использовать в любое время, не дожидаясь трехлетия ребенка, давшего право на сертификат.
Для этого к соответствующему заявлению в Пенсионный фонд помимо паспорта владелец государственного сертификата представляет ИПРА ребенка-инвалида; документы, подтверждающие расходы на приобретение товаров и услуг; акт проверки наличия и соответствия приобретенного для ребенка-инвалида товара, а также реквизиты счета владельца сертификата в кредитной организации.
Порядок действий семьи, решившей направить материнский капитал на приобретение товаров или оплату услуг для социальной адаптации ребенка-инвалида, выглядит следующим образом.
Родители ребенка-инвалида обращаются в организацию здравоохранения для заполнения направления на медико-социальную экспертизу, затем в учреждение МСЭ с заявлением о внесении в ИПРА рекомендаций о товарах и услугах из соответствующего перечня, которые необходимы ребенку.
Важно отметить, что средствами материнского капитала не могут быть компенсированы расходы на медицинские услуги, а также реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, которые предусмотрены федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
После того, как учреждение МСЭ рассмотрит заявление и внесет в ИПРА сведения о товаре или услуге, семья может их приобретать, сохраняя все сопутствующие платежные документы. В случае с приобретением товаров это договоры купли-продажи, либо товарные или кассовые чеки, либо иные документы, которые подтверждают оплату товара. В случае с оплатой услуг это договоры об их оказании. Договор должен быть заключен в установленном законодательством порядке.
Важно отметить, что индивидуальная программа реабилитации должна быть действительна на день приобретения товаров и услуг.
Когда приобретен товар (не услуга), семья должна обратиться в управление социальной защиты (орган, уполномоченный на социальное обслуживание, – собес) для подтверждения наличия приобретенного товара. Не позднее 5 дней после обращения должностное лицо органа соцзащиты приходит к семье домой и составляет акт проверки наличия товара, один экземпляр которого остается семье для представления в ПФР.
После этого владелец сертификата обращается в территориальный орган Пенсионного фонда (в том числе через МФЦ) за компенсацией расходов на приобретенные товары или услуги, предоставив вышеперечисленные документы. В случае принятия положительного решения необходимая сумма из средств материнского капитала поступит на счет владельца сертификата не позднее чем через 2 месяца со дня принятия заявления.
Более подробно о направлении средств материнского капитала на приобретение товаров и оплату услуг для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов можно узнать на сайте Пенсионного фонда в разделе «Жизненные ситуации» .
По всем интересующим вопросам можно обратиться по телефонам горячей линии: 44-02-73, 44-07-69.
Источники: http://m.gazeta.ru/social/pensionnyi_sovetnik/news/2016/08/01/n_8936855.shtml, http://gou-cpprk.ru/creativity/sci-pub/10000-11/, http://centr7ya.info/materinskij-kapital-dlya-socialnoj-adaptacii-detej-invalidov/
Комментариев пока нет!
