Приемный ребенок соска адаптация





Приемный ребенок. Этапы адаптации

В народе говорят: «К хорошему быстро привыкаешь». И правда, когда малыша забирают из детского дома или дома ребенка, всем понятно, что вот сейчас начнется настоящая жизнь, в семье, тепле и любви.

Ребенок не верит своему счастью, ему все в новинку, все интересно, и эмоции могут переполнять его до краев. Приемные родители также могут испытывать эйфорию (чем-то сходную с рождением ребенка) — все препоны преодолены, тревоги пережиты, и вот наконец долгожданный момент. Ребенок переполнен восторгом, может быть сверхпослушным — «золотой ребенок», родитель скорее всего вздыхает с облегчением: «Ну, все позади, теперь все будет хорошо!» И так живут они душа в душу.

Целый месяц, период так называемого медового месяца.

Человек устроен таким образом, что ему ко всему надо привыкать. Безусловно, к хорошему привыкнуть быстрее и приятнее. И вот этот период привыкания называется адаптацией. И она уже началась.

Приемным родителям надо быть готовыми к первоначальной сверхпослушности, она говорит о том, что ребенку нравится в новом доме, он старается показать себя с лучшей стороны. Хотя с очень маленькими детьми бывает наоборот, они так перевозбуждаются от обилия стимулов (столько всего, и все это новое и разное), что просто не в состоянии совладать со своими эмоциями. Могут быть нарушения режима сна — бодрствования, питания, эмоциональные вспышки, безудержный плач.

И это все адаптация, очень медленно, постепенно ребенок привыкнет ко всему новому, и оно станет для него привычным и не будет вызывать столь бурных реакций.

Но это все постепенно. Вообще, родителям, особенно приемным, надо запастись терпением.

Когда ребята постарше понимают, то они здесь навсегда, им ничто не угрожает, никто их не отправит обратно в детский дом, начинается этап проверки границ. А что здесь можно, чего нельзя, как далеко я могу зайти, испытывая терпение мамы и папы?

Конечно, малыш не делает это осознанно. А от родителей помимо терпения требуется еще и твердость в том, чтобы не срываться, но быть устойчивым и придерживаться тех правил, которые они озвучивают ребенку.

Приемные родители могут в стремлении отогреть приемного ребенка проявлять излишнюю мягкость, потакать любым капризам и ожидать благодарности от ребенка. А ребенку помимо любви требуются правила и даже запреты, которые помогают обеспечить безопасность и предсказуемость.

И вот в момент установления правил могут возникнуть первые трения. Вообще, конфликты бывают в любой семье, важно уметь их разрешать и относиться как к элементу общения, пусть и неприятному.

Для того чтобы быть готовым и к проверкам, и к особенностям детей, приемному родителю необходимо посещать занятия в школе приемных родителей, где рассказывают об особенностях и детей и их адаптации к семье.

Именно от того, насколько серьезно приемные родители готовились к предстоящему событию, приему ребенка в семью, зависит то, насколько легко и успешно пройдет адаптация ребенка к семье и семьи к ребенку. Т.к. родители должны быть готовы к тому, что будет непросто, что называется, морально готовы, помимо этого, должны быть снабжены знаниями по психологии, педагогике и медицине. Должны быть готовы все члены семьи, и даже дом должен быть готов к приему нового жильца.

Например, малыша обилие игрушек, ярких цветов и даже незнакомые запахи могут напугать. Ребенок постарше может напугать своих приемных родителей тем, что он неуклонно соблюдает режим дня, к которому так привык в детском доме.

Приемные родители должны быть готовы также к тому, что у них может быть все по-другому. ведь каждый ребенок уникален, уникальна его личная история и семья, в которую он попадает, также неповторима.

Итак, подводя итоги темы адаптации ребенка к семье, стоит выделить самое главное:

- к приему ребенка надо готовиться, посещать специальные занятия;

- период адаптации длится от 1 месяца до года, но все очень индивидуально;

- в период адаптации поведение ребенка может стать как идеальным, так и просто ужасным;

- адаптироваться будет не только ребенок, но и семья — это процесс взаимный.

Адаптация — это подстройка, перестройка, привыкание. Процесс долгий, тяжелый, требующий терпения, а помочь могут знания, поддержка, консультация психолога.

Еще по теме

27 января 2012 15:52

От непослушания до истинной любви

Если приемный ребенок перестал слушаться, радуйтесь – он начал вам доверять. Этот тезис стал основной мыслью третьего заседания клуба приемных родителей, которое прошло 23 января. Гостем клуба стала психолог кризисного центра Челябинска Екатерина Фольц. которая рассказала о детском непослушании в приемных семьях. Это лишь вторая стадия адаптации малыша, который, помня о своем печальном прошлом, боится снова оказаться в детском доме.

О том, как проходит период привыкания, как разглядеть в маленьком человечке страх вновь остаться одному, а не списывать «непослушность» малыша на гены, с какими трудностями могут столкнуться мамы и папы – на эти и многие другие вопросы приемных родителей в ходе встречи отвечала специально приглашенный эксперт.

«Всего можно выделить четыре стадии адаптации ребенка к новой семье, – уточнила психолог кризисного центра Челябинска Екатерина Фольц. – У кого-то они проходят плавно, поэтому определить, что сейчас идет та или иная стадия, практически невозможно, у других, наоборот, видно, что поведение ребенка резко меняется. По времени тоже все индивидуально: одни привыкают быстро, другим требуется больше времени».

Когда малыш из детского дома попадает в семью, он проявляет сверхпослушание. Специалисты объясняют это просто: ребенок так же, как и родители, искренне хочет любить, но пока не испытывает это чувство по-настоящему. Ему хочется показать себя с лучшей стороны, тем более мамы и папы тоже проявляют сверхзаботу о нем, пытаясь во всем угодить новому члену семьи.

Проходит время – поведение ребенка кардинально меняется: он перестает слушаться, становится неуправляемым, на него начинают жаловаться в детском саду. По словам Екатерины Фольц, приемным родителям стоит только порадоваться этому, а не списывать неудовлетворительное поведение на наследственность.

«Эта стадия называется регрессом, – объясняет психолог. – Ребенок возвращается в прошлое, нарастает тревожность: он боится снова оказаться в детском доме. Нередко малыш начинает неосознанно проверять своих родителей: «А если я сделаю так? Откажутся они от меня или нет?».

«Плохое» поведение ребенка специалисты характеризуют положительно. «Если он перестал быть сверхпослушным, значит, начал доверять родителям, – продолжает тему Екатерина. – На этой стадии видно, какие страхи испытывает малыш, поэтому можно работать над тем, чтобы избавить его от них».

Стадия «вживания» и истинная любовь

На следующем этапе адаптации поведение ребенка становится изменчивым: «Он сначала открытый и добрый, затем снова превращается в «ежика». Такое волнообразное поведение можно назвать стадией «вживания», которая постепенно перерастает в заключительную фазу привыкания малыша к родителям – этап истинной любви, – резюмировала Екатерина Фольц. – На этой стадии ребенок становится абсолютно домашним».

Информация, которую озвучила специалист, нисколько не напугала новых членов клуба – приемных родителей Анастасию и Дениса. Молодая пара, которая только планирует усыновить девочку-инвалида Машу, лишний раз убедилась в том, что приемный ребенок не просто может, а становится родным.

«Идея взять девочку из детского дома возникла у меня, а Денис поддержал инициативу. (У Насти уже есть сын. – Прим. автора ) Правда, я хотела взять абсолютно здорового ребенка, – призналась Анастасия. – В фотобанках были красивые девочки, но ни одна в душу не запала, а когда увидела Машеньку (Девочка страдает синдромом Тричера Коллинза. – Прим. автора ) – сразу поняла, что это мой ребенок. В детском доме отказались брать за нее ответственность, поэтому Маше до сих пор не сделали операцию на уши, которые из-за особенности заболевания практически отсутствуют».

С Настей солидарен не только супруг, но и ее четырехлетний сын, который видел будущую сестренку на видео. «Он знает, что у Машеньки нет мамы, и говорит, что ее нужно забрать: постоянно спрашивает, когда мы за ней поедем», – комментирует девушка.

Отметим, в ходе встречи члены клуба поставили перед психологом Екатериной Фольц сложный вопрос, который они ежедневно задают себе – стоит ли рассказывать ребенку, что он приемный?

«Здесь каждый должен определить для себя, – уверена Екатерина. – Если вы решили рассказать малышу об этом, то необходимо готовить его к этому как можно раньше. Лучше всего придумать красивую сказку: маленькие дети отождествляют себя с животными. Если в сказке окажется, что у котенка, например, сначала не было родителей, а потом он попал в семью, то ребенок посчитает свое усыновление нормальным, ведь у котенка из сказки все закончилось хорошо».

Добавим, что некоторые члены клуба выступили против того, чтобы раскрывать ребенку тайну усыновления, если в семью взяли малыша в возрасте до года. Однако в этом случае необходимо, чтобы ни один «доброжелатель» не смог травмировать ребенка этой информацией в будущем. Лучше перестраховаться и рассказывать крохе сказки. Про маленького потерявшегося мамонтенка, например.

Напомним, ранее члены клуба приемных родителей проводили совместный праздник для своих детей, чтобы каждый малыш знал о том, что есть такие же ребята, как он.

«К нам на встречу пришла семейная пара, которая только планирует усыновить ребенка, – комментирует директор по социальным проектам сайта 74.ruНаталья Кузнецова. – У будущей мамы всю встречу в глазах стояли слезы. Она спросила пришедших мам: «Вы счастливы?» – и они наперебой начали говорить ей о своих чувствах, детях. Это был очень трогательный момент, который еще раз подтвердил, что такие встречи помогают родителям найти ответы на вопросы, которые им не удалось найти в одиночку».

Следующая встреча клуба приемных родителей и усыновителей состоится в конце февраля. Узнать подробности можно по телефонам: 8 (351) 729-94-90 или 8-963-465-900-4.

Ольга ЛОЦМАНОВА специально для M.chelyabinsk.ru

Поделиться

Памятка для родителей на период Адаптации

1. Организуйте утро так, чтобы день у вас, и у малыша прошел спокойно. Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Главное правило таково: спокойная мама – спокоен малыш. Он «считывает» Вашу неуверенность и еще больше расстраивается.

2. Дайте в сад небольшую игрушку(лучше мягкую; также это может быть любой безопасный предмет, принадлежащий маме и т.д.) малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке – заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенок гораздо быстрее успокоится.

3. Не отучайте ребенка от вредных привычек (например, от соски) в период адаптации, чтобы не перегружать нервную систему ребенка. У него в жизни сейчас слишком много изменений, и лишнее напряжение ни к чему.

4. Дома и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду – раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громко, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является игрушка, которую ребенок берет с собой в садик.

5. Пусть ребенка в детский сад отводит тот родитель или родственник (по возможности), с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, сто с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а у другого никак не может отпустить от себя, продолжая переживать после его ухода.

6. Обязательно говорите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что за ним придут после какого-то события, чем ждать каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания! Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, даже если малышу, например, предстоит оставаться в детском саду полдня.

7. Придумайте свой ритуал прощания. Например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока!». После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее ребенок переживает

После того, как вы попрощались с ребенком:

• Не стойте под дверью после того, как попрощались с ребенком!

/ребенок в любой момент может выйти в приемную комнату и, увидев вас, его страдания возобновятся/

• Не заходите по несколько раз в группу после прощания!

/тем самым вы каждый раз заставляете его переживать «трагедию» расставания вновь и вновь/

• Не ходите под окнами/ дети вас видят, и тем самым вы только глубже травмируете их/

• Если вы сильно переживаете, позвоните воспитателю, уточнив наиболее удобное время для звонка.

/№ телефона у воспитателя группы/

С вниманием относитесь к советам воспитателя группы, доверьтесь педагогическим знаниям и опыту работы с детьми.

Внимательно изучите весь предлагаемый материал по теме АДАПТАЦИЯ.

Педагог-психолог: Штольц М.А.

Источники: http://www.ya-roditel.ru/parents/base/lecture/32279/, http://chelyabinsk.ru/text/parentes/479495.html, http://detskiy-sad38.ru/page/pamjatka-dlja-roditelej-na-period-adaptacii





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения