Положение по адаптации детей
МДОУ Детский сад «Огонек»
1.1. Настоящее Положение направлено на реализацию положений Международной конвенции о правах ребёнка, ст.43 Конституции РФ, Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка» от 24.07.98 №124-ФЗ, Закона РФ «Об образовании» (ст.18 п.5).
1.2. Группа адаптации (далее группа раннего возраста) является структурной единицей образовательного учреждения, которая обеспечивает реализацию прав ребёнка на получение качественного дошкольного образования, охрану жизни, укрепление здоровья, адекватное возрасту физическое и психическое развитие.
1.3. В своей деятельности дошкольное учреждение, имеющее в своём составе группу раннего возраста, руководствуется Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», другими законодательными и нормативными актами по вопросам образования, социальной защиты прав и интересов детей.
Цель: сформировать готовность ребёнка раннего дошкольного возраста к вхождению в социум дошкольного учреждения, дальнейшему освоению культуры.
- осуществлять адаптационные меры при переходе детей из домашней среды в ДОУ;
- обеспечить условия для физического и психического здоровья детей в соответствии с их пс
- формировать представления ребёнка о социальном мире, о себе в нём;
- воспитывать социальные чувства, эмоционально – оценочные отношения к окружающей действительности;
- формировать активную позицию во взаимодействии с миром, личностные качества, обеспечивающие социальную устойчивость ребёнка;
- повысить педагогическую культуру родителей в вопросах развития и воспитания детей раннего возраста;
-преодолеть барьер недоверия родителей к ДОУ;
- установить доверительные отношения между семьёй и ДОУ.
2. Система предупреждения дезадаптации детей при приёме в ДОУ
2.1. Организационная работа (заведующий ДОУ):
- беседа с родителями (перед поступлением ребёнка в ДОУ);
- комплектование группы составление подвижного графика поступления детей в ДОУ
(по мере поступления детей в ДОУ);
- заключение договора между родителями (законными представителями и ДОУ).
2.2. Медико – оздоровительная работа (старшая медсестра):
- сбор анамёза, просветительская работа с родителями (перед поступление ребёнка в
- составление индивидуальных назначений, укрепляющих нервную и иммунную системы;
- реализация общеукрепляющих мероприятий для всех детей группы раннего возраста;
- индивидуальная медицинская помощь детям «группы риска» (индивидуально);
- наблюдение за физиологическим состоянием детей (в течение 5 дней с момента
поступления в ДОУ);
- контроль за соблюдением санитарно – эпидемиологического режима постоянно).
2.3. Психологическое обеспечение адаптационного периода (заместитель заведующего по воспитательной и методической работе):
- разработка рекомендаций для воспитателей по организации адаптационного периода (по мере необходимости);
- психологическое просвещение воспитателей и родителей (по годовому плану);
- обучение воспитателей приёмам психопрофилактики (по мере необходимости);
- помощь в организации благоприятной развивающей среды, создание положительного психологического климата в группе (постоянно);
- составление индивидуального режима адаптационного периода для каждого ребёнка (индивидуально);
- коррекционная работа с тяжело адаптирующимися детьми, взаимодействие со старшей медсестрой (после определения группы адаптации);
- психологическое обоснование рекомендованных мероприятий (постоянно).
2.4. Построение педагогического процесса (педагогические работники):
- работа с семьёй (направленные беседы, анкетирование, составление индивидуального режима ребёнка, учёт индивидуальных запросов родителей в отношении ребёнка), начинается перед поступлением ребёнка в ДОУ;
- реализация индивидуального подхода к ребёнку, учёт его актуальных потребностей, уровня психофизического развития (постоянно);
- использование психосберегающих технологий (в течение всего адаптационного периода);
- организация благоприятной развивающей среды (постоянно);
- создание благоприятного психологического климата в группе (постоянно);
- регистрация наблюдения за ребёнком в адаптационном листе и картах нервно – психического развития (индивидуально);
- организация специальных оздоровительных игр с музыкальным сопровождением (музыкальные игры, хороводы, элементы танцевальных движений, песни) – музыкальный руководитель, воспитатель по физическому развитию.
3. Права и обязанности участников процесса
3.1. Участниками процессаадаптации ребёнка в ДОУ являются воспитанники, родители (их законные представители), заведующий ДОУ, заместитель заведующего по ВМР, старшая медсестра, педагогические работники.
3.2. Права, социальные гарантии и обязанности каждого ребёнка группы по адаптации определяются законодательством Российской Федерации, Уставом ДОУ, в котором функционирует группа раннего возраста (с 1,5 до 2 лет), родительским договором, определяющим функциональные обязанности и квалификационные характеристики.
3.3.Права и обязанности родителей (их законных представителей) определяется Уставом дошкольного образовательного учреждения.
4.1. Все справки и сопровождающие документы из медицинских учреждений хранятся в личных медицинских карточках ребёнка при строгом учёте старшей медсестры.
4.2. Заявления на отпуск детей хранятся у заведующего ДОУ.
4.3.Табель посещаемости ведётся воспитателем в строгом соответствии посещения ребёнка и в соответствии по причинам отсутствия.
Условные обозначения отсутствия детей: болезнь, отпуск, пропуск (не более трёх дней).
4.4. Все возникшие споры рассматриваются на совещании при заведующем, ответственность за посещение оформление табелей несут воспитатели групп и старшая медсестра. Ежемесячно результаты работы отслеживаются медсестрой при подаче табелей.
4.5. Поощрения и наказания проводятся в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и в соответствии с положением о доплатах и надбавках стимулирующего характера работникам Муниципального дошкольного образовательного учреждения.
О ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО АДАПТАЦИИ
ВМБДОУ д/с Светлячок г. Цимлянска
Настоящее Положение разработано в отношении Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка детского сада первой категории № 2 Светлячок (далее – МБДОУ).
Настоящее Положение разработано с целью:
- создания условий для комфортной адаптации детей к ДОУ,
- осуществления постепенного вхождения ребенка в дошкольное учреждение;
- формирования у детей чувства защищенности, доверия к окружающему миру;
- установления партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.
Положение разработано в соответствии со статьей 30 Конституции Российской Федерации, статьей 33
1. Настоящее Положение определяет порядок проведения адаптации в МБДОУ в соответствии с настоящим Положением.
2. Положение о проведении адаптации в МБДОУ является локальным актом данного учреждения, служит объединению усилий ДОУ и семьи в вопросах воспитания, обучения, укрепления здоровья детей дошкольного возраста, поиску новых организационных способов привлечения родителей к сотрудничеству с дошкольным учреждением.
Цель. обеспечение ранней социализации детей и адаптации их к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.
- Объединить усилия детского сада и семьи в укреплении здоровья, воспитании и развитии детей.
2. Использовать различные организационные способы привлечения родителей к сотрудничеству с ДОУ.
3. Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, устранению проблем в его воспитании, сотрудничеству в период адаптации к ДОУ, в воспитании, обучении и развитии ребенка.
4. Вырабатывать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.
5. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
6. Способствовать формированию у родителей потребности в повышении психолого-педагогической культуры.
7.Создавать доброжелательные, доверительные отношения между педагогами и родителями (законными представителями), направленных на дальнейшее сотрудничество.
3.1. Изучение контингента семей будущих воспитанников.
3.2. Изучение методической литературы по вопросам раннего развития ребенка.
3.3. Отбор содержания и составление разработок по взаимодействию с семьей с учетом индивидуального развития ребенка.
3.4. Разработка перспективного и календарного планирования работы адаптационной группы.
3.5. Приглашение семей на занятия не реже 1 раза в месяц в соответствии с перспективным планом.
3.6. Проведение анкетирования, бесед, консультаций для родителей (законных представителей).
3.7. Составление памяток, рекомендаций для родителей (законных представителей).
3.8. Предоставление отчетности напедагогическом совете ДОУ.
Характеристика адаптационного периода.
Адаптация – процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности. Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной стадии адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка.
Чтобы избежать осложнений в начальной фазе адаптации и обеспечить оптимальное ее течение, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ.
1. Проведение дня открытых дверей для родителей будущих воспитанников.
2. Оформление информационных стендов, памяток.
3. Ознакомительная экскурсия по ДОУ.
4. Знакомство с документацией ДОУ, регулирующей двухсторонние отношения и обязательства между дошкольным учреждением и родителями (законными представителями) ребенка.
5. Анкетирование родителей с целью создания условий для обеспечения легкой адаптации у детей.
6. Присутствие родителей при поведении режимных моментов в группе вместе с детьми в период адаптации (не более 10 дней)
7. Консультативная помощь педагогов и специалистов ДОУ по вопросам социально-личностного развития ребенка.
8. Определение индивидуальной программы адаптации для каждого ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Условия проведения адаптации.
Ребенок проходит адаптацию в группе, соответствующей его возрастным и психологическим особенностям.
В группу принимают не более 2-х новых детей в неделю.
Программа адаптации (режим и характер посещений) определяется исходя из индивидуальных особенностей каждого ребенка и проводится с учетом рекомендаций педагогов на конкретной возрастной группе.
При посещении ДОУ родителям необходимо иметь сменную обувь.
В виду возрастных особенностей детей I младшей группы, развивающая деятельность и праздничные утренники (Новый год, 8-е марта и пр.) не являются открытыми мероприятиями для родителей.
В период адаптации необходимо соблюдать санитарно-гигиенические условия при посещении детьми группы: исключить из пользования в ДОУ памперсы, бутылочки с водой; обеспечить ребенка достаточным количеством сменного белья и запасной верхней одежды.
На период установления карантина в возрастной группе прием и адаптация вновь поступающих детей не проводится.
Пребывание ребенка в детском саду в период адаптации включает в себя следующие режимные моменты: кормление, прогулка, игры, гигиенические процедуры, сон, прогулки 2 раза в день. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -150 и скорости ветра более 15м/с)
Дошкольное образовательное учреждение несёт ответственность во время образовательного процесса за жизнь и здоровье детей, работников группы, за соответствие форм, методов и средств его организации, возрастным и физиологическим возможностям детей.
Настоящее Положение вступает в действие с момента принятия на педагогическом совете, утверждения и издания приказа руководителем Учреждения.
Изменения и дополнения вносятся в настоящее Положение по мере необходимости в течение учебного года и подлежат утверждению руководителем Учреждения.
Документация в детском саду.
Прислала Татьяна Малахова. старший воспитатель МДОУ детский сад 15 Теремок г.Котовска Тамбовской области.
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МДОУ
детский сад N15 Теремок
__________М.В.Попова
____ _____________ 200_ г.
Положение об адаптационном клубе Малышок
1.1. Адаптационный клуб Малышок создан с целью установления сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах воспитания детей раннего возраста, расширения форм работы с родителями, обеспечения социализации детей раннего возраста и их адаптации к поступлению в ДОУ.
1.2. Работа клуба направлена на реализацию следующих задач:
-Решение проблемы адаптационного периода, подготовка детей к посещению яслей.
-Вовлечение родителей в воспитательно - образовательный процесс ДОУ, повышение их психолого- педагогическую грамотность.
-Установление контакта с семьей, помочь родителям преодолеть барьер недоверия к дошкольному учреждению,
-Формирование социального заказа к конкретному учреждению на ранней ступени дошкольного образования.
1.3Клуб осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования, Уставом ДОУ, настоящим Положением.
1.4. Участниками клуба являются родители детей раннего возраста, педагоги, старшая медсестра, специалисты (музыкальный руководитель, воспитатель по ИЗО, учитель- логопед, воспитатель по ФИЗО).
1.5. Руководителем ДОУ издается приказ о создании клуба, закрепляющий за каждым специалистом ДОУ определенное направление работы.
1.6. Основными принципами работы клуба являются добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.
1.7. Положение о клубе утверждается приказом заведующего ДОУ.
2.1. Оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям детей раннего возраста.
2.2. Пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
2.3. Повышение педагогических знаний родителей детей раннего возраста.
2.4. Популяризация деятельности ДОУ среди населения микрорайона.
2.5. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.
2.6. Профилактика и диагностика заболеваний. оздоровление детского организма.
3.1. Работа клуба Малышок осуществляется на базе ДОУ.
3.2. Клуб посещают дети раннего возраста и их родители.
3.3. Планирование работы проводится по результатам опроса родителей (или законных представителей).
3.4. Формы организации работы клубы: круглый стол, психологические тренинги, практикумы, решение педагогических ситуаций, обсуждение опыта семейного воспитания, видео-просмотры материалов по организации жизни детей в ДОУ, игровые занятия с детьми.
4.1. Родители (или законные представители) имеют право на:
- получение практической помощи в организации занятий с детьми дома;
- получение квалифицированной консультативной помощи по уходу за ребенком, проблемам воспитания, развития и адаптации ребенка в ДОУ;
- высказывание собственного мнения и обмен опыта воспитания детей.
4.2. ДОУ имеет право:
- на изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
- внесение корректив в план работы клуба в зависимости от возникающих проблем, интересов и запросов родителей.
- предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям.
4.3. ДОУ обязано:
- организовать работу клуба в соответствии с планом, утвержденным заведующим ДОУ, и с учетом интересов и потребностей родителей.
- предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям.
5.1. Тематический план.
5.2. Планы занятий.
5.3. Журнал регистрации посещений занятий адаптационного клуба Малышок .
Источники: http://ogonek.nilimsk.ru/index.php/dokumenty/obrazovatelnogo-uchrezhdeniya/25-polozhenie-po-adaptatsii-detej, http://www.svetlyachok-2.ru/index.php/%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25B3%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B7%25D0%25B0%25D1%2586%25D0%25B8%25D1%258F-%25D1%2583%25D1%2587-%25D0%25B2%25D0%25BE%25D1%2581%25D0%25BF%25D0%25B8%25D1%2582-%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25BE%25D1%2586%25D0%25B5%25D1%2581%25D1%2581%25D0%25B0/55-%25D0%25BF%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B6%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B5-%25D0%25BE-%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B5%25D0%25B4%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B8-%25D0%25BC%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25B8%25D1%258F%25D1%2582%25D0%25B8%25D0%25B9-%25D0%25BF%25D0%25BE-%25D0%25B0%25D0%25B4%25D0%25B0%25D0%25BF%25D1%2582%25D0%25B0%25D1%2586%25D0%25B8%25D0%25B8-%25D0%25B2-%25D0%25BC%25D0%25B1%25D0%25B4%25D0%25BE%25D1%2583-%25D1%2586%25D1%2580%25D1%2580-%25D0%25B4-%25D1%2581-1-%25D0%25BA%25D0%25B0%25D1%2582%25D0%25B5%25D0%25B3%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25B8%25D0%25B8-%25E2%2584%2596-2-%25C2%25AB%25D1%2581%25D0%25B2%25D0%25B5%25D1%2582%25D0%25BB%25D1%258F%25D1%2587%25D0%25BE%25D0%25BA%25C2%25BB, http://www.ivalex.vistcom.ru/doc32.html
Комментариев пока нет!
