Опыта работы адаптация ребенка





Консультация на тему:
Адаптация ребенка 3-4 лет к детскому саду: из опыта работы.

Предварительный просмотр:

Адаптация ребенка 3-4 лет к детскому саду: из опыта работы.

Ребенок впервые приходит в детский сад. Его привычный мир изменился, все теперь иначе. Одному ребенку требуется два дня, что бы разобраться в новой обстановке, другому – несколько месяцев. Как помочь 3-4хлетнему малышу быстрее привыкнуть к дошкольному учреждению? Как сделать переход из дома в садик менее болезненным? Воспитателю необходимо хорошо знать возрастные особенности ребенка 3-4 лет.

«В возрасте 3-4 х лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте».

Развивается мелкая моторика ребенка-дошкольника. В этом возрасте ребенок начинает рисовать, а не просто чертить линии. Ребенок уже может реализовать в рисунке простейший замысел: солнышко, человечек (стадия «головонога»), шарик и т.д. Малыш может обводить простые фигуры по контуру, закрашивать фигуру. Доступны простейшие поделки из пластилина: змейка (червячок), улитка, грибок, тарелочка, шарики.

Развивается восприятие ребенка. Дети 3-4 лет знают основные цвета, геометрические формы, может дифференцировать предметы по величине.

Происходит резкий скачок в речевом развитии. По данным исследователей к двум годам активный словарь ребенка насчитывает 250-300 слов, к 3 годам- 800-1000 слов, а в пять лет-2500-3000 слов. Фраза состоит из 3-4 слов, грамматически связанных между собой, но может быть несовершенна по звуковому наполнению.

Ребенок, приходящий в детский сад, должен обладать некоторыми навыками. Режим дня в семье желательно приблизить к режиму дня в саду. Ребёнок должен вставать утром в 6.30-7.30 утра, что бы в 7-7.45 быть в саду. Соответственно вечером дошкольника нужно уложить уже в 20.30-21.00.

Ребенок должен уметь сам есть, одеваться, раздеваться (если на одежде нет сложных застежек, мелких пуговиц, молний, шнурков) «дети учатся одеваться и раздеваться в определенной последовательности: снимать и одевать одежду, складывать, вешать, застегивать пуговицы»(2). Ребенок должен уметь самостоятельно играть, убирать за собой игрушки, самостоятельно ходить в туалет (или проситься), выражать свои мысли чувства и желания вербально.

Самым главным навыком является ,конечно ,умение взаимодействовать в коллективе. Роль коллектива трудно переоценить. Ребенок должен уметь ждать, уступать, делиться игрушками, выполнять требования воспитателя. Ребенок должен понять, что детей в группе много, и воспитатель не может уделить столько же внимания каждому ребенку в группе, сколько получает ребенок дома(особенно, если ребенок в семье один).Понимая все трудности, связанные с садом, тем не менее отдавать ребенка в сад необходимо для нормального его развития.

Готовность ребёнка к саду определяется так же состоянием его здоровья. Детский коллектив может спровоцировать инфекционные заболевания. Бояться этого не нужно. Ребенку для укрепления его иммунитета необходимо «переболеть». Дети, не посещающие сад, начинают болеть в школьном возрасте, а это сказывается на их успеваемости. Дети, ходившие в сад, имеют некоторую устойчивость к инфекциям.

Немаловажным моментом является психологическая готовность родителей. Родители должны понимать, что переход в сад является для ребенка стрессом. Реакция на стресс может быть различной: плач, капризы, учащение заболеваемости, даже легкие неврологические проявления (тики, запинки в речи, энурез). Родитель должен быть готов к временным трудностям, связанным с началом садовской жизни.

Адаптация к детскому саду в возрасте 3-4 лет длится от 2-3 недель до 2-3 месяцев. Родители должны соблюдать ряд правил.

  • Не нервничать самим, не ругать ребенка за слезы и капризы, связанные с садом. Вести себя спокойно и твердо.
  • Не идти на поводу у ребенка. Не пропускать сад, не сидеть дома несколько дней, что бы ребенок меньше нервничал и меньше плакал. Нерегулярное посещение сада удлиняет процесс привыкания, делает его более болезненным.
  • Ребенок должен быть здоров, что бы меньше болеть в период адаптации к саду.
  • Желательно соблюдать единые требования к ребенку дома и в саду.
  • Поддерживать контакт с воспитателем, интересоваться успехами ребенка, тем, как прошел его день. Дома желательно читать книги о детском саде, показывать мультфильмы на эту тему. Всячески показывать плюсы пребывания в саду.
  • Объяснять ребенку, что мама заберет его из садика, не оставит там навсегда. Родители должны поддерживать в ребенке уверенность, что он самый лучший, самый любимый, что от него не избавились, отдав в сад. Родители так же не должны чувствовать себя виноватыми, что отдали ребенка в сад.

Воспитатель в свою очередь так же должен проявить терпение и такт в отношении воспитанников. Адаптация ребенка пройдет легче, если воспитатель с самого начала включит ребенка в совместную значимую деятельность. Игра со сверстниками еще не является наиболее значимым видом деятельности, а взаимодействие со взрослым уже важно для малыша. Отвлечь ребенка можно ,попросив помочь убрать игрушки, накрыть на стол, раздать материал для занятия и т.д. В концу рабочего дня можно похвалить ребенка перед мамой, рассказать. каким помощником он был, какой он самостоятельный, рассказать, что будет завтра, какие занятия, досуги проведёт педагог, как интересно будет ребенку. Большинство детей с удовольствием играют со взрослым. Воспитатель может организовать игру детей, взять в свою игру более робкого, «домашнего» ребенка, сделать его главным в игре. Важно при этом не фиксировать внимание ребенка на его «горе», не утешать, не жалеть чрезмерно. Лучше доброжелательно и уверенно объяснить, что мама поработает и придет за ребенком, что вечером мы все пойдем домой. Воспитатели тоже вечером уходят к себе домой, к своим детям, своей семье. Хорошо помогает облегчить привыкание к саду игрушка, принесенная из дома. С ней можно играть, спать, её можно покормить, поиграть.

Важно не запугивать ребенка, не кричать на него, не угрожать, не шантажировать («будешь плакать, мама не придет» и т.д.)

Если адаптация проходит тяжело, можно предложить родителям забирать ребенка до сна, потом сразу после сна, затем уже в 5-6 часов. Можно некоторое время разрешать не есть какую-либо еду, особенно новую, которую не готовят дома. Это этап не должен слишком затянуться, чтобы не стать нормой. Ребенок, даже самый маленький, хорошо умеет манипулировать взрослым человеком. В период адаптации воспитателю важно быть доброжелательным, но твердым, четко объяснять ребенку требования сада: что можно делать, а что нельзя и почему.

В любом случае важно помнить о значении коллектива в воспитании ребенка. Малыш проводит в саду большую часть дня. Он играет, общается, получает различные умения и знания. Детский сад дает систематизированные знания и умения, которые не всегда могут дать родители.

Человеку необходимо общество и общение для полноценного развития его личности, основы общения в социуме закладываются в дошкольном учреждении.

  1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. - М.:Мозаика-Синтез, 2011, стр. 86
  2. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Пособия для педагогов дошкольных учреждений. –М.:Мозаика-Синтез, 2008, стр.13

Консультация для родителей из опыта работы: Адаптация детей к детскому саду .

к требованиям, которые выдвигают воспитатели;

к детям, с которыми нужно находиться и делиться игрушками;

к еде и особенностям приема пищи, если такие есть.

Все это создает для ребенка стрессовую ситуацию и может вызвать у него защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими. У ребенка появляется торможение, возникают ориентировочные реакции, напряженное состояние, они попадают под целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации – неспецифическая реакция защиты (страх, отрицательные эмоции).

Период привыкания к новым условиям делиться на три этапа:

Период дезадаптации или острый период, - выражается рассогласованием между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой микросоциальной среды. В этот период наиболее выражены изменения во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, игре, в речевой активности, и деятельности нервной системы.

Адаптация или подострый период, - ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывает соответствующие ей формы поведения. Постепенно уменьшаются изменения в деятельности различных систем – это происходит не синхронно. В первую очередь нормализуется аппетит (в течении 10 – 15 дней), но продолжительны нарушения сна и эмоционального состояния, медленнее развиваются игра и речевая активность (40-60 дней).

Период компенсации или адаптированности, - нормализуются все регистрируемые показатели (эмоции, контакты, еда, сон, игра).

Выделяют три степени адаптации:

Легкая адаптация - сдвиги нормализуются в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного

Адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса

Тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма

Судить о действительном окончании адаптационного периода в большинстве случаев мы можем после 4-6 месяцев, а у некоторых детей – после года пребывания в саду. Особенно это относится к детям от 2 до 3 лет, поскольку частые заболевания в этом возрасте замедляют их окончательное привыкание к детскому саду. Наиболее эмоционально уязвимы при поступлении в детский сад дети с сильной привязанностью к матери и малым социальным опытом (отсутствие общения со сверстниками, контактов со взрослыми и т.п.) – это дети от 1 года до 3 лет. Для таких детей адаптация – это изнуряющий плач, отказ от всего, чем занимаются другие дети, рыдания при сборах на прогулку, подготовке к обеду. При неумелом подходе к таким детям можно нанести им такую эмоциональную травму, последствия которой скажутся на всём последующем развитии ребёнка.

Что важно сделать родителям до начала посещения детского сада и в период адаптации к детскому саду:

Проконсультироваться с врачом, на сколько, тяжелой ожидается адаптация. Проводить назначенные врачом оздоровительные мероприятия.

Устранить факторы риска, увеличивающие вероятность тяжелого периода адаптации, встретиться с педагогом-психологом и воспитателями детского сада получить консультацию: скорректировать домашний режим в соответствии с режимом детского сада, расширить круг общения ребенка, формировать элементарные навыки самообслуживания и гигиенические навыки.

Познакомить ребенка с воспитателями и группой которую он будет посещать.

Рассказать воспитателю и медицинскому работнику о особенностях ребенка.

Учить ребенка есть разнообразную пищу.

Говорить ребенку, что его любят и дорожат им. Очень важно, чтобы в семье была благополучная психологическая обстановка. Решение проблем лучше отложить на потом.

По возможности в адаптационный период исключить приемы гостей, развлекательные мероприятия, (очень высокая нагрузка на нервную систему ребенка в адаптационный период).

Формировать у ребенка положительные эмоции. Рассказать ребенку, что детский сад – это место, куда дети приходят играть, там много игрушек, много детей, с которыми он будет играть и которые уже ходят в детский сад.

Не пугать детским садом и не наказывать детским садом.

Исключить отрицательные высказывания о детском саде, воспитателях и детях присутствии ребенка.

Выбирать детский сад по месту жительства, чтобы не возить далеко ребенка и чтобы он мог там встретить знакомых по детским площадкам детей.

Не нервничать перед посещением детского сада. Тревога родителей легко передается ребенку.

Начинать посещение детского сада с середины недели.

Можно делать один выходной в середине недели, (согласовать с воспитателями).

Спрашивать у ребенка, что он делал в детском саду, во что играл, чему учила воспитатель?

Не наказывать за капризы.

Предлагать ребенку брать в детский сад игрушку, которая будет с ним весь день, по желанию ребенка ее можно оставлять в детском саду в шкафу у ребенка или в его кровати.

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: [email protected]

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Опыт работы «Адаптация детей раннего возраста в детском саду»

Лилия Гайнутдинова
Опыт работы «Адаптация детей раннего возраста в детском саду»

Дети раннего возраста - очаровательные существа. Они деятельны, любопытные. искренни, забавны. Наблюдать за ними одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что для этого нужно? Прежде всего – обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша.

Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие – соглашаются идти в детский сад с утра. а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Отрыв от дома и близких, встреча с новыми незнакомыми взрослыми, а так же с другими детьми, могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, без травмы. Как помочь ему пройти период адаптации безболезненно. создать для этого наиболее благоприятные условия?

Работая с детьми раннего возраста меня очень волновали проблемы адаптации. Дети плохо и медленно привыкали к яслям, адаптация проходила тяжело у 40% поступающих малышей. Многие из них были ослабленными, избалованны, капризны, отдельные дети дрались, кусались, не умели действовать с игрушкой. Все это меня настораживало. Вот почему я решила заняться адаптацией детей раннего возраста к условиям ДОУ. Сначала я составила конкретный план работы по данному вопросу. В него вошли следующие основные моменты :

1. Создание условий в группе.

2. Работа с родителями .

3. Изучение каждого ребенка.

4. Методы и приемы первого контакта взрослых с детьми.

5. Индивидуальный подход к каждому ребенку.

Выполнение плана начала создание условий в группе. Позаботилась об оформлении, создала необходимый уют, обеспечила игры детей пособиями. игрушками, организовала игровые уголки. Хорошая обстановка важна тем, что снимает неудовлетворенность в настроении детей. А разнообразие и правильное расположения игрушек помогают в налаживании дружеских отношений детей.

При первом знакомстве с родителями моих воспитанников я рассказывала им об особенностях периода адаптации. режиме дня, необходимости в это время быть терпеливыми и внимательными к своему ребенку. Раннее детство – самый ранимый возраст. дети большей степени подвержены заболеваниям, им присущи повышенная эмоциональность, впечатлительность.

Чтобы помочь ребенку легче привыкнуть к новой для него жизни, использовала различные приемы :

- знакомила его и родителей с группой, показывала развивающую среду (игровые зоны, уголок ряженья, и т. п.)

- временно сохраняла «вредные» привычки ребенка (пустышка, бутылка) .

- предлагала родителям принести в группу любимую игрушку малыша.

- знакомила мам и пап с материалами стенда «Адаптация детей к условиям ДОУ » .

- давала анкеты для родителей.

Переступая порог яслей малыш попадает в общество равных себе. Режим ставит его перед необходимостью действовать, как все дети. Мне предстояло приобщить детей к единому образу жизни, обстановке, порядку, а главное к новым людям – к сверстникам и взрослым.

Привыкание ребенка к яслям стараясь облегчить по совету науч. собр. С. П. Теплюк тем, что первые 1-2 дня прием нового малыша, провожу на прогулке, где он присматривается к другим ребятам, ко мне, играет с мамой и уходит домой.

Затем беру ребенка не на полный день, а с постепенным удлинением пребывание в яслях. В первые дни ребенок находится все время около меня, за всем происходящим он только наблюдает. Необходимо сформировать у него чувство уверенности, сознание того, что в детском саду ему будет хорошо и интересно. Для этого стараюсь с ребенком устанавливать такие отношения, чтобы я для него стала близким человеком – «второй мамой» .

1. Привыкнуть к новой обстановке (малыш узнает расположения и назначение комнат, свою кроватку, стол, стул, шкафчик, полотенце и т. д.)

2. Как можно быстрее и легче привыкнуть к режиму дня.

3. Установить правильные взаимоотношения со сверстниками

(провожу совместные игры, создаю игровые ситуации, например «поиграл – дай сверстнику» и т. д.)

В результате ребенок охотно начинает ходит в группу, улыбается, радуется, когда видит меня, обращается ко мне за помощью, успокаивается от общения со мной.

Дети приходят ко мне разные, и я подбираю к ним разные подходы. Одни подолгу сидят на диванчике с мамой, другие любят смотреться в зеркало, для некоторых читаю сказки, и предлагаю поиграть с любимыми игрушками, покататься с горки, организую игры, сближающие детей друг с другом и со мной. «Поезд». «Каравай». «Шли-шли, что-то мы нашли». «Солнышко и дождик»(вариант с зонтом) .

В конце сентября провожу анкетирование родителей, цель которого ответить на главный вопрос. как прошла адаптация вашего ребенка в ДОУ, попутно выявляя все «плюсы» и «минусы»работы .

И так, в результате проделанной работы можно отметить. что процесс привыкание детей проходит очень успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Положительным является и то, что дети раннего возраста. а особенно второго года жизни, привыкают к детскому саду безболезненно .

Публикации по теме:

«Улыбнись, малыш!» Приемы обеспечения эмоционального благополучия детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ Дети раннего возраста-очаровательные существа,деятельные,любопытные,искренние и забавные. Когда они здоровы,им хорошо и спокойно,они развиваются.

Источники: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/11/01/adaptatsiya-rebenka-3-4-let-k-detskomu-sadu-iz-opyta-raboty-0, http://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditeley-iz-opita-raboti-adaptaciya-detey-k-detskomu-sadu-1200731.html, http://www.maam.ru/detskijsad/opyt-raboty-adaptacija-detei-ranego-vozrasta-v-detskom-sadu.html





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения