Студент
Учебно-методическая работа
На кафедре стоматологии детского возраста проходят обучение студенты III - V курсов стоматологического факультета по дисциплине Стоматология детского возраста и профилактика стоматологических заболеваний , студенты IV курса педиатрического факультета по дисциплине Стоматологии , I курса медико-профилактического факультета по Валеологии . Ежегодно на кафедре проходят обучение более 800 студентов.
Большое внимание на кафедре уделяется методическому обеспечению учебного процесса.
Типовые и рабочие программы по всем преподаваемым дисциплинам:
- Стоматологии детского возраста и профилактике стоматологических заболеваний по специальности Стоматология ,
- Стоматологии для студентов педиатрического факультета по специальности Педиатрия ;
- Типовой учебный план и программа интернатуры по специальности Стоматология (Раздел Стоматология детского возраста ),
- Типовой учебный план и программа подготовки в клинической ординатуре по стоматологии детского возраста.
В последнее десятилетие методы диагностики и лечения основных стоматологических заболеваний у детей претерпели значительные изменения. В практике детского стоматолога появились новые подходы к психологической адаптации ребенка на стоматологическом приеме, выбору профилактических средств, неинвазивным методам лечения, пульпотерапии, лечению зубов с незаконченным формированием корней, что нашло отражение в содержании соответствующих тем учебной программы. Содержание типовых и учебных программ во многом соответствуют современным международным стандартам в детской стоматологии.

Учебный материал отражает современные взгляды на этиологию и патогенез основных стоматологических заболеваний у детей и включает современные методы их диагностики и лечения. На третьем курсе студенты изучают средства и методы профилактики основных стоматологических заболеваний, на четвертом и пятом курсах – заболевания твердых тканей зубов, периодонта, слизистой оболочки полости рта у детей, а также заболевания челюстно-лицевой области у детей.
Основная цель практических занятий - овладение методами профилактики, диагностики и лечения, методами психологической адаптации ребенка к стоматологическому приему.
Практические занятия проводятся в лечебных кабинетах стоматологической поликлиники, оснащенных стоматологическими установками, позволяющих проводить лечение пациента в эргономичных условиях.
Практическое занятие состоит из теоретической и практической части. В конце занятия подводится итог выполненной работы.
- Теоретическая часть занятия - изучение материала темы и оценка степени усвоения знаний, практическая часть занятия - стоматологический прием пациентов студентами под контролем преподавателя.
- Практическая часть занятия, на которой преподаватель контролирует и оценивает, насколько правильно студент выполняет обследование пациента, ставит диагноз, составляет план профилактических и лечебных мероприятий, проводит лечение ребенка, а также полноту записи в стоматологической амбулаторной карте.
Для каждого учебного семестра определяется практический минимум: перечень лечебно-профилактических мероприятий (для самостоятельного выполнения студентом) и необходимое количество принятых пациентов в учебном семестре. Выполнение практического минимума студент подтверждает отчетом (дневником), который заверяется преподавателем после каждого практического занятия.


Для контроля качества усвоения знаний студентов по всем разделам изучаемых дисциплин в рамках инновационного проекта Компьютерное тестирование в БГМУ преподавателями кафедры подготовлены тестовые задания для самоконтроля знаний студентов различного уровня сложности по каждой теме занятий, а также обучающие тесты по всем темам практических занятий.
Подготовлены электронные учебно-методические презентации и наглядные пособия: видеофильмы, альбомы, рентгенограммы и фотографии, слайды, таблицы, готовится электронный атлас по заболеваниям слизистой оболочки полости рта.
Для иностранных студентов на кафедре имеются методические рекомендации с подробным описанием содержания занятия к темам по всем разделам стоматологии детского возраста, для них организуются дополнительные консультации, а при необходимости проводятся и дополнительные занятия.
Все сотрудники кафедры владеют новыми технологиями, регулярно принимают участие в республиканских и международных съездах, конференциях и семинарах.
Ежегодно сотрудники кафедры повышают преподавательское мастерство, обучаются инновационным методикам на курсах по педагогике в Белорусской академии постдипломного образования и Республиканском институте высшей школы. Ряд преподавателей повышали свою квалификацию по детской стоматологии за рубежом.
В процессе обучения студентов важное место отводится использованию инновационных технологий преподавания. Лекционный материал излагается в виде мультимедийных презентаций. Тематика и содержание лекций ежегодно пересматриваются и обновляются. На практических занятиях используются метод проектов и интеллект-карты.

Регулярно профессорско-преподавательским составом кафедры издаются учебно-методические пособия. За последние 5 лет на кафедре опубликовано 31 учебно-методическое пособие, из них 2 под грифом Министерств образования. Подано в печать 11 учебно - методических рекомендаций.
Для студентов 5 курса стоматологического факультета организованы два курса занятий по выбору:
- Актуальные вопросы стоматологии детского возраста (49 часов, 7 занятий)
- Современные аспекты профилактики и лечения стоматологических заболеваний у детей (49 часов, 7 занятий).
На кафедре проходят переподготовку (клиническую ординатуру) врачи-стоматологи по специальности Стоматология детская . За последние 5 лет на кафедре подготовлено 8 клинических ординаторов и продолжают обучение 3 клинических ординатора.
Преподаватели кафедры осуществляют курацию врачей-интернов в поликлиниках города Минска, Минской, Брестской, Гродненской областей.
Адаптация ребенка к детскому саду
Ребенок, при посещении детских воспитательных учреждений, в любом возрасте, испытывает эмоциональное напряжение, а часто и отрицательные эмоции.
Это связано с нарушением привычного образа жизни, среди которых:
- привычный распорядок дня,
- знакомая домашняя атмосфера,
- персональное внимание,
- присутствие родителей или родных в течение всего дня.
В первое время, ребенок, начавший посещать детский садик, требует к себе особого внимания и подхода для безболезненной адаптации к новым условиям жизни и обстановке.
Каждый ребенок индивидуален, и это необходимо учитывать.
Адаптация ребенка к детскому саду отдельно для каждого пола
Так, мальчики отличаются более сильной привязанностью к матери, им труднее, чем девочкам пройти период адаптации.
Первый раз в детский сад: трудности

Дети, родители которых заранее подготовили к саду, избегают сильных стрессов и быстрее адаптируются в коллективе.
Нелегко приходится единственным в семье малышам, которые привыкли к излишнему вниманию и опеке.
Разный темперамент также оказывает непосредственное влияние. Так, нерасторопный ребенок - флегматик медленнее остальных ест и одевается.
Воспитатель должен это учитывать и адекватно относится к подобным детям, не повышать голос, не ругать за нерасторопность. В противном случае малыш замкнется в себе и станет еще более медлительным и необщительным.
Большая часть детей, особенно мальчиков, начинает посещение детского учреждения с плача, который является следствием страха.
Малыши боятся быть оставленным в детском саду, необходимостью общения с новыми людьми и неизвестной обстановки.
Проявление отрицательных эмоций выражаются в гневе и агрессии - часто не хочет переодеваться, цепляется за взрослого, проявляет физические способности. В это время количество положительных эмоций сведено к минимуму.
Малыш напряжен и расстроен расставанием с мамой и папой. Его не отвлекают от грустных мыслей даже новые игрушки.
Меры по адаптации детей к детскому саду
Период проявления агрессии при походе в сад временный Нельзя запугивать малыша детским садом за его плохое поведение вне садика.
Не стоит нелестно отзываться о воспитателях в присутствии ребенка, даже если на то есть причины. Отрицательные отзывы закрепят в сознание ребенка мысль о том, что детский сад это нехорошее место и потом никакие уговоры не помогут пойти в группу без истерики.
Набравшись терпения и настойчивости, при правильном подходе, адаптация ребенка к детскому саду пройдет легко и быстро.
Как снять стресс у ребенка, алгоритм действий в домашних условиях. Симптомы и причины проявления стрессового состояния. Лекарств не существует, но кое что сделать можно. Способы преодоления.
Адаптация первоклассников к школе, основные этапы и трудности, с которыми сталкиваются большинство детей. Способы быстрой адаптации и основные ошибки родителей.
Дошкольное воспитание: способы разновидности. Основные и частые ошибки родителей, 3 модели воспитания на практике. Правильное воспитание до школы и что запрещается делать точно.
Адаптация ребенка к детскому саду – непростой процесс для всех его участников: самого ребенка, его родителей и воспитателей. Как действовать мамам, папам и педагогам, чтобы помочь ребенку приспособиться к новым условиям, выработать позитивное отношение к садику, сохранить здоровье, стать успешным и счастливым в своей дошкольной жизни? Об этом - в книгах и журналах из фонда городской детско-юношеской библиотеки, а также в представленных интернет-ресурсах.
Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: [сборник / сост. А.С. Русаков; худож. Н. Ильницкая]. – СПб. Речь; М. Сфера, 2011. – 125с. ил. – (Большая энциклопедия маленького мира).
Сборник статей известных российских педагогов, воспитателей, медицинских работников дает разностороннее и достаточно объемное представление о проблемах первых недель адаптации малышей в детском саду и о возможностях эффективной помощи им со стороны взрослых.
Статьи из журналов
Алексеева, Е.Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду // Дошкольная педагогика. – 2007. - №2. – С.58-60.
Что отличает детей, которые трудно адаптируются в детском саду? Что отличает родителей, дети которых испытывают трудности адаптации? Что отличает педагогов дошкольного образовательного учреждения, у которых дети в группе испытывают трудности адаптации?
Атякшева, Т. Дети могут быть счастливы в детском саду // Воспитание дошкольников. – 2009. – №1. – С. 52-63.
Из опыта работы по адаптации детей к детскому саду: параметры оценки адаптации детей, уровни общения в период адаптации, примерный режим дня.
Баданина, Л. Организация адаптации родителей к детскому саду // Дошкольное воспитание. – 2007. - №5. – С. 100-102.
Борисова, Н. Использование средств арт-терапии в процессе адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ // Воспитание дошкольников. – 2009. - №4. – С. 18-32.
Методы и приемы использования арт-терапии в процессе адаптации детей к ДОУ: музыкотерапия, кинезотерапия, сказкотерапия, куклотерапия и др.
Вахнина, Н. Первый день в детском саду // Дошкольное воспитание. – 2012. - №7. – С.13-18.
Этапы адаптации, инструкция для родителей «Скоро в детский сад!», сценарий праздника «Здравствуй, детский сад!».
Григорьева, А. Игра как способ адаптации детей дошкольного возраста // Воспитание дошкольников. – 2010. - №3. – С.51-52.
Гризик, Т. Участники адаптационного периода / Т. Гризик, В. Баева // Дошкольное воспитание. – 2010.- №9. – С. 57-61.
Ребенок – родители – педагоги.
Доронова, Т. Адаптация ребенка к ДОУ: новые подходы // Обруч. – 2006. - №5. – С. 32-34.
Дорохина, Н. В детский сад идти пора // Дошкольное воспитание. – 2007. - №5. – С.108-115.
Из опыта работы детского сада г. Москва.
Кузнецова, Г. Группа «Адаптация» - пространство счастливого детства / Г. Кузнецова, Т. Двуреченская, Г. Крысанова, Н. Соболева // Дошкольное воспитание. – 2010. - №9. – С. 46-56.
Опыт «семейно- общественной» модели воспитания детей на основе взаимодействия МБДОУ и семьи в период адаптации, опыт организации группы кратковременного пребывания, в которой дети находятся вместе с родителями.
Лукина, Т.А. Ребенок идет в детский сад: адаптация родителей // Ребенок в детском саду. – 2008. - №3. – С. 46-49.
Как готовить родителей к новой жизни их ребенка? Памятка родителям «Подготовка ребенка к посещению детского сада», анкета для родителей «Давайте познакомимся», алгоритм прохождения адаптации.
Николаева, Е.И. Некоторые размышления о подготовке ребенка к посещению детского сада // Дошкольная педагогика. – 2011. - №9. – С. 67-69.
Потапова, Е. «Завтра приду опять!» // Дошкольное воспитание. – 2011. - №10. – С. 63-67.
Адаптация детей в условиях детского сада компенсирующего вида.
Чухонцева, Л.В. В первый раз в детский сад // Игра и дети. – 2007. - №5. – С.10-11.
Какова роль родителей в успешной адаптации их малыша к детскому учреждению? Советы педагога.
Шайхутдинова, Н. «В детский сад - без слез!» // Дошкольное воспитание. – 2009. - №5. – С.109-110.
Работа адаптационной группы.
Юрова, Л.А. Праздник на улице «Здравствуй, детский сад!» в рамках программы по адаптации детей в детском саду // Дошкольная педагогика. – 2006. - №4. – С. 15-18.
Три небольших сценария.
Адаптация ребенка к детскому саду: первый раз в детский сад [Электронный ресурс] // Центр развития ребенка Детский сад №14: [сайт] – Режим доступа: http://www.detsad14.ru/psychology/articles/adaptation.html
Баркан А.И. Адаптация ребенка к детскому саду [Электронный ресурс] //Адалин: [сайт] – Режим доступа: http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0301100.shtml
Берникова Н.Н. Адаптация ребенка к детскому саду [Электронный ресурс] // Дошколенок.ру. Сайт для воспитателей детских садов: [сайт] – Режим доступа: http://dohcolonoc.ru/stati/40-2011-03-22-13-55-26.html
Валиуллина Д.Р. Адаптация ребенка к детскому саду [Электронный ресурс] // Сад Забава: [сайт] – Режим доступа: http://zabavasad.ru/dlya-roditelej/adaptaciya-rebenka-k-detskomu-sadu/
Василькина, Ю. Идем в детский сад! Как облегчить адаптацию [Электронный ресурс] // Мама и малыш. – 2007.- №9. – Режим доступа: http://www.2mm.ru/vospitanie/875
Ланцбург, М. Адаптация к детскому саду [Электронный ресурс] // mamapapa. ru. [сайт]. – Режим доступа: http://www.mamapapa.ru/dets-psyh-sovet/adapykdetsad.html
Митлина, М. Адаптация к детском саду. Как помочь ребенку? [Электронный ресурс] // 7я.ру: [сайт] – Режим доступа: http://www.7ya.ru/article/Adaptaciya-k-detskom-sadu-Kak-pomoch-rebenku/
Понравилcя материал? Поделись с друзьями!
Источники: http://www.bsmu.by/page/3/1007/, http://baby-i-mama.ru/vospitanie/adaptatsiya-k-detskomu-sadu.php, http://www.apatitylibr.ru/index.php/2011-03-22-18-06-22/2012-08-28-12-42-23
Комментариев пока нет!
