Карта адаптации детей доу





Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ

Процесс адаптации ребёнка во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребёнка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьёй.

Для оптимизации процесса адаптации воспитатель может использовать следующее:

  • беседы с родителями;
  • анкетирование;
  • наблюдение за ребёнком;
  • развивающие игры.

Сведения о ребёнке воспитатель получает в процессе беседы с родителями, а также в ходе наблюдений за ребёнком в первые дни его пребывания. Уже в процессе первых наблюдений воспитатель может получить достаточно важную информацию о степени проблемности ребёнка, его темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и сверстниками и т.п. Однако наибольшее внимание следует уделить особенностям протекания процесса адаптации. Для этого на каждого ребёнка заводится индивидуальная Адаптационная карта , в которой, с момента поступления ребёнка в ДОУ, фиксируются результаты наблюдения за ним по выделенным критериям. По окончании адаптационного периода адаптационный карта передаётся педагогу-психологу, который прилагает его к карточке наблюдения за развитием ребёнка или отдаётся медицинским работникам для внесения её в Медицинскую карту . Ведение адаптационной карты позволяет отследить особенности привыкания малыша к ДОУ и наметить ряд профилактических и, при необходимости, коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома.

Кроме того, в ходе бесед важно, чтобы воспитатель установил контакт с родителями, помог снять тревогу за малыша, информировал бы о протекании адаптационного периода, ориентировал на активное взаимодействие.

В первые дни пребывание ребёнка в группе является минимальным. Утреннее кормление желательно проводить дома. Для детей, у которых уже сформировался ряд отрицательных привычек, рекомендуется назначать в первые дни приходить только на прогулку. Укладывание спать желательно проводить на шестой день пребывания ребёнка в детском саду. На девятый день рекомендуется родителям оставить ребёнка на один-два дня дома (из-за снижения защитных сил организма). По отношению к детям, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьёй должна быть более глубокой и объёмной. При этом необходимо помнить, что все вышеперечисленные мероприятия должны осуществляться с учётом особенностей привыкания ребёнка в ДОУ.

В процессе адаптации ребёнка к ДОУ воспитателям рекомендуется:

  • использовать элементы телесной терапии (брать ребёнка на руки, обнимать, поглаживать);
  • по рекомендации врача подвешивать над кроваткой возбудимого ребёнка мешочки с успокаивающими сборами трав;
  • предлагать ребёнку ложиться в постель с мягкой игрушкой;
  • рассказывать сказки, петь колыбельные перед сном;
  • использовать игровые методы взаимодействия с ребёнком;
  • создавать у ребёнка положительную установку на предстоящие режимные процессы.

Данная система работы на мой взгляд поможет ребёнку легче адаптироваться к условиям ДОУ, укрепит резервные возможности детского организма, будет способствовать процессу ранней социализации.

Автор: Химич Ксения Николаевна, воспитатель МДОУ «Суксунский детский сад «Колокольчик»

Информационная карта проекта.

Вид проекта: групповой, краткосрочный.

Тип проекта: информационно – практико – ориентированный.

Проект: краткосрочный (сентябрь – октябрь).

Участники: воспитатель, дети 2 младшей группы, родители.

Актуальность: С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребенок должен приспособиться к новым условиям, т.е. адаптироваться. Поэтому мы взрослые должны создавать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребенком как безопасные. Общая задача нас, воспитателей и родителей, - помочь по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.

Цель проекта: успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспечения благоприятных условий.

1.​ Снизить уровень тревожности детей и родителей в период адаптации.

2.​ Оказать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и осознании разных социальных ролей.

3.​ Повышение уровня компетенции родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада.

4.​ Способность положительному психо –эмоциональному развитию каждого ребенка.

Принципы работы по адаптации детей к ДОУ:

- предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;

- постепенное заполнение группы;

- гибкий режим пребывания в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;

-информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт;

- наблюдение за состоянием здоровья детей (самочувствие, аппетит, сон, физическое развитие).

1.​ Организационный этап:

​ Составление перспективного плана мероприятий проекта;

​ Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактический игр.

​ Разработка анкет для родителей, буклетов «Адаптация без слёз»;

​ Пополнение предметно – развивающей среды в соответствии возрастом:

​ Подготовка наборов игр, в которых задействованы кисти рук;

​ Подбор конспектов адаптационных занятий;

​ Подбор материала в информационный уголок для родителей (папки – передвижки).

​ Анкетирование родителей «Социальная анкета ребенка».

2.​ Основной этап:

Реализация проекта в соответствии с перспективным планом.

3.​ Заключительный этап:

​ Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей;

​ Анкетирование родителей по итогам адаптации.

​ Презентация проекта для родителей:

- выставка фотографий для родителей о жизни детей в ДОУ «Мы гуляем», «Мы занимаемся», «Мы играем».

Формы работы с детьми:

- элементы телесной терапии (обнять, погладить).

-засыпание с любимой игрушкой.

- рассказывание сказок перед сном.

- игровые методы взаимодействия с ребенком.

Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю.

Источники: http://psiho-ped.ucoz.ru/blog/osobennosti_raboty_vospitatelja_v_period_adaptacii_detej_k_dou/2016-03-19-90, http://vospitateljam.ru/proekt-pervyj-raz-v-detskij-sad-po-adaptacii-detej-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-k-usloviyam-detskogo-sada-2-mladshaya-gruppa-yagodka/





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения