Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ
Процесс адаптации ребёнка во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребёнка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьёй.
Для оптимизации процесса адаптации воспитатель может использовать следующее:
- беседы с родителями;
- анкетирование;
- наблюдение за ребёнком;
- развивающие игры.
Сведения о ребёнке воспитатель получает в процессе беседы с родителями, а также в ходе наблюдений за ребёнком в первые дни его пребывания. Уже в процессе первых наблюдений воспитатель может получить достаточно важную информацию о степени проблемности ребёнка, его темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и сверстниками и т.п. Однако наибольшее внимание следует уделить особенностям протекания процесса адаптации. Для этого на каждого ребёнка заводится индивидуальная Адаптационная карта , в которой, с момента поступления ребёнка в ДОУ, фиксируются результаты наблюдения за ним по выделенным критериям. По окончании адаптационного периода адаптационный карта передаётся педагогу-психологу, который прилагает его к карточке наблюдения за развитием ребёнка или отдаётся медицинским работникам для внесения её в Медицинскую карту . Ведение адаптационной карты позволяет отследить особенности привыкания малыша к ДОУ и наметить ряд профилактических и, при необходимости, коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома.
Кроме того, в ходе бесед важно, чтобы воспитатель установил контакт с родителями, помог снять тревогу за малыша, информировал бы о протекании адаптационного периода, ориентировал на активное взаимодействие.
В первые дни пребывание ребёнка в группе является минимальным. Утреннее кормление желательно проводить дома. Для детей, у которых уже сформировался ряд отрицательных привычек, рекомендуется назначать в первые дни приходить только на прогулку. Укладывание спать желательно проводить на шестой день пребывания ребёнка в детском саду. На девятый день рекомендуется родителям оставить ребёнка на один-два дня дома (из-за снижения защитных сил организма). По отношению к детям, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьёй должна быть более глубокой и объёмной. При этом необходимо помнить, что все вышеперечисленные мероприятия должны осуществляться с учётом особенностей привыкания ребёнка в ДОУ.
В процессе адаптации ребёнка к ДОУ воспитателям рекомендуется:
- использовать элементы телесной терапии (брать ребёнка на руки, обнимать, поглаживать);
- по рекомендации врача подвешивать над кроваткой возбудимого ребёнка мешочки с успокаивающими сборами трав;
- предлагать ребёнку ложиться в постель с мягкой игрушкой;
- рассказывать сказки, петь колыбельные перед сном;
- использовать игровые методы взаимодействия с ребёнком;
- создавать у ребёнка положительную установку на предстоящие режимные процессы.
Данная система работы на мой взгляд поможет ребёнку легче адаптироваться к условиям ДОУ, укрепит резервные возможности детского организма, будет способствовать процессу ранней социализации.
Автор: Химич Ксения Николаевна, воспитатель МДОУ «Суксунский детский сад «Колокольчик»
Информационная карта проекта.
Вид проекта: групповой, краткосрочный.
Тип проекта: информационно – практико – ориентированный.
Проект: краткосрочный (сентябрь – октябрь).
Участники: воспитатель, дети 2 младшей группы, родители.
Актуальность: С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребенок должен приспособиться к новым условиям, т.е. адаптироваться. Поэтому мы взрослые должны создавать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребенком как безопасные. Общая задача нас, воспитателей и родителей, - помочь по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.
Цель проекта: успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспечения благоприятных условий.
1. Снизить уровень тревожности детей и родителей в период адаптации.
2. Оказать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и осознании разных социальных ролей.
3. Повышение уровня компетенции родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада.
4. Способность положительному психо –эмоциональному развитию каждого ребенка.
Принципы работы по адаптации детей к ДОУ:
- предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;
- постепенное заполнение группы;
- гибкий режим пребывания в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;
-информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт;
- наблюдение за состоянием здоровья детей (самочувствие, аппетит, сон, физическое развитие).
1. Организационный этап:
Составление перспективного плана мероприятий проекта;
Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактический игр.
Разработка анкет для родителей, буклетов «Адаптация без слёз»;
Пополнение предметно – развивающей среды в соответствии возрастом:
Подготовка наборов игр, в которых задействованы кисти рук;
Подбор конспектов адаптационных занятий;
Подбор материала в информационный уголок для родителей (папки – передвижки).
Анкетирование родителей «Социальная анкета ребенка».
2. Основной этап:
Реализация проекта в соответствии с перспективным планом.
3. Заключительный этап:
Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей;
Анкетирование родителей по итогам адаптации.
Презентация проекта для родителей:
- выставка фотографий для родителей о жизни детей в ДОУ «Мы гуляем», «Мы занимаемся», «Мы играем».
Формы работы с детьми:
- элементы телесной терапии (обнять, погладить).
-засыпание с любимой игрушкой.
- рассказывание сказок перед сном.
- игровые методы взаимодействия с ребенком.
Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю.
Источники: http://psiho-ped.ucoz.ru/blog/osobennosti_raboty_vospitatelja_v_period_adaptacii_detej_k_dou/2016-03-19-90, http://vospitateljam.ru/proekt-pervyj-raz-v-detskij-sad-po-adaptacii-detej-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-k-usloviyam-detskogo-sada-2-mladshaya-gruppa-yagodka/
Комментариев пока нет!
