Вся правда об адаптации ребенка к детскому саду
28 мая прошел семинар для неравнодушных родителей, посвященный теме Вся правда об адаптации к детскому саду , наш детский психолог, сртифицированный монтессори-педагог Ольга Ахапкина подробно рассказала об особенностях этого периода жизни ребенка. Для тех кто не смог посетить семинар, но кого беспокоит вопрос адаптации ребенка к детскому саду, мы подготовили материал на основе проведенного семинара.
Личность ребенка 2,5-3 лет, кто он взрослый или еще малыш, малыш готов если:
- Говорит о себе «Я», «Я сам», «мое»
- Потребность в коммуникации со сверстниками и другими взрослыми
- Период простраивания социальных отношений (в игре, совместной деятельности)
Основные составляющие личности ребенка:
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: заслуживающий похвалы, исследующий, одобряемый.
- то, что генетически заложено
- глобальное влияние социума
- детско-родительские отношения
Мотивы родителей вести ребенка в детский сад:
- ему нужно детское общество,
- я уже не могу дать ему всего,
- у меня больше нет сил,
- мне нужно работать,
- я должна заботиться о младшем ребенке,
- все сверстники ходят куда-нибудь,
- если мы не пойдем сейчас, у нас пропадет место.
Стрессовые факторы, оказывающие влияние на адаптацию ребенка к детскому саду:
- Дорога - особенно травматична в городском транспорте.
- Изменение видов и способов деятельности
- Конфликты с родителями, связанные с необходимостью быстро позавтракать и одеться.
- Необходимость контактировать с большим количеством незнакомых людей.
- Недостаточная развитость речи
- Неизвестная география группы
- Изменение пищи и способа ее принятия.
- И самое главное, что все эти проблемы теперь приходится решать самому, в одиночку, не рассчитывая на маму.
Кому легче адаптироваться
- Дети которых готовили к посещению детского сада: Играли в «садик» с игрушками. Прогулки на территории детского сада. Читали книги о детском саде. Дети, которые слышат от родителей только положительную информацию о детском садике (родительский опыт)
- Физически здоровым детям
- Детям имеющим навыки самостоятельности: Умение одеваться (белье, носочки, колготки, шорты, штаны). Желательно иметь запас времени при сборе на улицу или в детский сад. К трем годам ребенок готов надеть на себя простую, свободно одевающуюся одежду. Важно выбирать одежду и обувь – посильную для ребенка
- Самостоятельный прием пищи: Ребенок умеет держать ложку, вилку, самостоятельно кушать кашу, второе. Совместный прием пищи – семейные ужины- хороший стимул для самостоятельного приема пищи детьми
- Детям владеющим «горшечным» этикетом: Приучаем к горшку в теплое время года, ж елательно с помощью игрушек и других детей, знакомых вашему ребенку, показать как пользоваться горшком. Предлагайте горшок каждый раз после сна и после еды. Горшок не средство для наказания. Не ругайте и не заставляйте подолгу сидеть на горшке, чтобы не испытывать к нему отвращения
- Детям, чей режим близок к режиму детского сада
- Детям, чей рацион питания приближен к садовскому: При поступлении в детский сад интересуемся «меню» (вводим дома приблизительно такие же блюда). Если есть особенности питания (аллергия, не принятия определенных продуктов) – сообщаем педагогам.
- Общительные дети: Расширяем свой круг общения и круг знакомых ребенка (песочница, соседи, друзья семьи).Своим примером презентуем, как общаться с другими детьми и людьми. Даем возможность детям самим налаживать отношения и решать конфликты
- Д евочки, как правило, готовы идти в группу раньше мальчиков, раньше и лучше начинают говорить – им проще объяснить, что они хотят. Лучше распознают эмоции и лучше понимают, что думают и чувствуют другие. Б олее адаптивны, то есть лучше приспосабливаются к изменяющимся условиям, менее склонны к физической агрессии. Р аньше отделяются от мамы.
Этапы введения ребенка в группу
- Знакомство
- свободная работа (игра) в группе
- прием пищи
- тихий час
Знакомство
- этап адаптации происходит в максимально безопасной для ребенка ситуации – мама рядом.
- может продолжаться до месяца
- регулирующие, опекающие и контролирующие функции постепенно переходят от родителя к педагогу
Причины затяжной и трудной адаптации
- Болезни
- Конфликты между родителями.
- Появление младших братьев и сестер
- Слишком большая нагрузка
- Переезды
- Нерегулярность посещения группы
- Высокая тревожность родителей, особенно мамы
- Время года
Ошибки совершаемые при адаптации
Ошибка №1 Изчезновение мамы
Ошибка №2 Долгое пребывание
Ошибка №3 Неправильный режим дня
Ошибка №4 Быстрые сборы
Подготовим ребенка заранее!
- Настраиваемся на позитив, доверяем учреждению и педагогам – ваша настройка на лучшее – главный помощник ребенку при адаптации.
- Научить ребенка оставаться какое-то время вне мамы
- Рассказать о том, что такое детский сад (читаем книги, рассказываем только положительный опыт своего детства, в присутствии ребенка обсуждаем только положительные моменты о детском садике, отрицательные и свои тревоги – вне ребенка)
- Гуляем рядом, а потом на площадке детского сада (держим дистанцию, доверяем педагогу помочь ребенку, когда это необходимо)
- Набираемся терпения, вводим ребенка постепенно
- Ребенок может придти в группу со своей игрушкой, у ребенка может быть ваша фотография
- Минимум стрессов и эмоциональных нагрузок (второй ребенок, скандалы дома, эмоциональные встряски см. стрессовые факторы)
- Желательно иметь запас времени перед выходом на работу
Литература, которая станет полезной для родителей при подготовке ребенка к детскому саду:
Как избежать сцен и манипуляций
Попробуйте применить Ритуал прощания
- на три минутки берет малыша на руки;
- целует и говорит, куда уходит и когда придет;
- просит принести сумку (ключи, платочек и т. д.);
- говорит спасибо и пока-пока ;
- если ребенок плачет - говорит, что ей очень жалко, что он грустит, но ничего не поделаешь, приходится расставаться;
- передает ребенка тому взрослому, с которым он остается;
- уходит
Как понять что ребенок адаптировался
- Без слез расстается с родителями утром и встречается с ними в конце дня.
- Свободно передвигается по группе, сам выбирает разные материалы,
- Может обратиться с просьбой или за помощью к педагогу или другому ребенку
- Не проявляет беспричинной агрессии или тревоги.
- В большинстве случаев выполняет установленные правила в группе.
- Сам ест.
- Спит или может лежать в кроватке во время тихого часа.
Почему вечером после детского сада мой ребенок ведет себя как невменяемый ?
- Не совершенность нервной системы ребенка раннего возраста
- К 2.5 годам только начинают работать отделы мозга, отвечающие за самоконтроль модели поведения
- Провокация для ребенка
- Скучает по маме (способ быстрого привлечения внимания)
Что нового в детском саду
© 2015 - ЧДОУ «Кораблик»
Источники: http://ko-rab-lik.ru/vsya-pravda-ob-adaptaczii-k-detskomu-sadu.html
Комментариев пока нет!
