Цель адаптации в детском саду





Материал (младшая группа) по теме:
Прект по работе с родителями Адаптация ребёнка к условиям детского сада .

“Родители являются первыми педагогами.
Они обязаны заложить основы физического,
нравственного и интеллектуального развития личности
ребенка в раннем детском возрасте».

(Закон РФ “Об образовании” Статья 18, п.1)

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ И КОНСУЛЬТАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ.

“Здравствуй, детский сад!”

Цель. Ознакомление родителей с проблемой адаптации ребенка к условиям детского сада.

  1. Познакомить родителей с основными показателями изменений в поведении ребенка в период адаптации к детскому саду.
  2. Дать представление о педагогических целесообразных методов воздействия на малыша в период адаптации к условиям детского сада.
  3. Дать рекомендации “ Подготовка ребенка к посещению детского сада”.

Содержание: Понятие “адаптация”. Показатели изменений в поведении ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению (эмоциональное состояние, общение с взрослыми и сверстниками, сон, аппетит). Памятка для родителей по подготовке ребенка к дошкольному учреждению.

Индивидуальная беседа “Особенности протекания адаптационного периода ”

Цель. Ознакомление родителей с особенностями протекания адаптационного периода каждого ребенка к условиям детского сада.

  1. Познакомить родителей с основными показателями изменений в поведении каждого ребенка в период адаптации к детскому саду.
  2. По мере необходимости дать индивидуальные рекомендации по улучшению адаптации ребенка к детскому саду”.

Содержание: Знакомство родителей с картами наблюдений каждого ребенка. Индивидуальные рекомендации для родителей по улучшению адаптации ребенка к детскому саду.

“Психологические особенности детей раннего возраста”

Цель: Дать родителям представление о психологических особенностях детей раннего возраста.

  1. Познакомить родителей с важнейшими изменениями в психическом развитии детей раннего возраста.
  2. Дать представление о ведущей деятельности раннего возраста – предметной.
  3. Дать рекомендации “Правила общения взрослого с ребенком раннего возраста”.

Содержание: Важнейшие изменения в психическом развитии детей – формирование мышления, развитие двигательной сферы, появление первых устойчивых качеств личности. Важная характеристика этого возрастного этапа является неустойчивость эмоциональной сферы ребенка. В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная, она оказывает влияние на все сферы психики детей, определяя во многом специфику их общения с окружающими. Происходит развитие восприятия детей, определяемое тремя основными параметрами: рассматривание предметов, ознакомление с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) и их сравнение. Общение с взрослым. Представления о себе, первая самооценка детей.

“Влияние развития мелкой моторики на развитие речи и мышления”

Цель. Дать родителям представление о воздействии мелкой моторики на умственное развитие

  1. Познакомить родителей о влиянии мелкой моторики на развитие речи и мышления.
  2. Предложить примерные пальчиковые игры и игры с мелкими предметами, как один из способов развития речи и мышления детей.
  3. Познакомить с приемами художественно – творческой деятельности детей.

Содержание. Теоретические основы влияние мелкой моторики на развитие речи и мышления. Пальчиковые игры как массаж и гимнастика для рук. Примерные варианты пальчиковых игр. Игры с мелкими предметами (варианты: игры с мозаикой, игры с пуговицами, с крупами, со шнуровкой, с косточками). Лепка (варианты: мячики, шарики, колечки и т.д.). Рисование с карандашами и красками (примерная тематика рисунков: дорога для зайчиков, травка, дождик, лучи для солнца, клубок для котенка, аквариум для рыбок, бусы и т.д.)

“Совместные виды деятельности взрослого и ребенка”

Цель. Помочь правильно организовать совместное взаимодействие с ребенком на содержательном уровне

  1. Познакомить родителей с видами совместной деятельности с ребенком.
  2. Предложить примерные игры с ребенком раннего возраста

Содержание. Виды совместной деятельности: Общение (с взрослыми и детьми) – развитие речи (беседа по картинкам, “Покажи где?” “Повтори за мной”, “Кто так кричит?”, “Покажи, где большой-маленький, красный-синий”; рассматривание игрушек; пение детских песен; ролевые игры (“Семья”, “Магазин”, “Парикмахерская” и т.д.). Воспитание (Чтение книг; знакомство с окружающим миром, правилами поведения). Игровая и художественно–творческая деятельность (игры с песком, водные игры, конструирование гаража, забора, ворот, дома, башенки). Двигательная активность детей (игры в прятки, игры в мяч).

“Организация игрового уголка для ребенка в условиях семьи”

Цель. Оказание помощи родителям в подборе педагогически целесообразных игр, игрушек, развивающих материалов и оборудования для детей с учетом их возраста и интересов.

  1. Познакомить родителей о роли игрушек во всестороннем развитии ребенка
  2. Познакомить родителей с видами игрового оборудования.

Содержание: Качества игрового оборудования для всестороннего развития ребенка: полифункциональность; дидактическая ценность (возможность использования в качестве средства обучения детей); эстетическая направленность; соответствие возрастным и индивидуальным потребностям и интересам ребенка. Игрушки и материалы для
различных видов деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной. Например: сюжетные игры и игрушки: игрушки-персонажи (куклы, фигурки людей, животных, сказочных и фантастических персонажей); игрушки-предметы (посуда, игрушечные инструменты и материалы); различные транспортные игрушки (особенно для мальчиков); игры с правилами. мячи, наборы кеглей, кольцебросы и т.п. – на физическую компетенцию; детское домино (с картинками), шашки, шахматы, нарды и т.п. – на умственную компетенцию; пирамидки, различные вкладыши, мозаики, сборно-разборные
игрушки, головоломки и др.; настольно-печатные игры и материалы, стимулирующие у ребенка способность к классификации и обобщению (разрезные картинки, пазлы, наборы с изображением фруктов, овощей, различных предметов); мячи, обруч, скакалку, кольцеброс – для развития быстроты двигательных реакций; набивной мяч для балансирования, обруч, шнур для ходьбы по нему и др. для развития координации и ловкости; различные массажеры, мелкие предметы (палочки, шарики для захвата пальцами ног) – для укрепления стопы и профилактики плоскостопия.

Реализация представленных игровых техник облегчит адаптацию детей к новым социальным условиям, к условиям детского сада, поможет им адекватно воспринимать себя и других детей, овладеть конструктивными формами поведения и основами коммуникабельности. Данные игры могут быть включены психологом в различные занятия с детьми . а также могут использоваться при работе с адаптационной программой для детей раннего дошкольного возраста к детскому саду.

Игры для адаптации ребенка в детском саду

Игра 1. «А меня зовут. »

- развивать желание познакомиться, учить вежливо обращаться друг к другу;

- развивать чувство единства, причастности к группе.

Оборудование: цветок или мяч.

Каждый ребенок, стоя в кругу, обращается (поочередно) к своему соседу справа, передает ему цветок или мяч, называет свое имя и по желанию немного рассказывает о себе.

- учить запоминать имена детей группы;

- развивать единство, удовольствие от пребывания в центре внимания.

Дети сидят по кругу на ковре. Ребенок, который сидит справа от психолога, говорит свое имя и хлопает в ладоши так: «Ма-ри-на», а дети всей группы повторяют за ним это имя, как эхо. Суть игры заключается в многократном повторении имени каждого ребенка, что способствует точному запоминанию его всеми детьми.

Подвижная игра 3. «Улитка»

- продолжать знакомить детей друг с другом;

- развивать внимание, память, умение отвечать на сигнал.

Дети произвольно двигаются по комнате, а на сигнал: «Улитка», все - приседают, затем дети называют поочередно свое имя, и становятся в позицию улитки. Затем дальше продолжают двигаться по комнате. Игра продолжается пока все не назовут имена.

Игра 4. «Большое дерево»

- учить чувствовать, что вместе, в группе лучше и играть, и учиться, и работать, и отдыхать;

- развивать положительную мотивацию к посещению детского сада.

Дети стоят в кругу, взявшись за руки, образуя большое, сильное дерево. Прислушиваются, как шелестят его листья, когда дует ветер (дети вместе раскачиваются). Чувствуют, как оно живет, дышит (дышат вместе: шаг вперед - вдох, поднимают руки; шаг назад - выдох, опускают руки).

Приходим к выводу: «Когда мы вместе - нас много, и мы большое, крепкое дерево».

- закреплять умение знакомиться различными способами;

- развивать слуховое восприятие, координацию движений;

- способствовать нейтрализации негативной эмоциональной энергии и агрессивного поведения.

Психолог. Сейчас мы с вами создадим поезд. Сначала я буду «паровозом», и когда буду ехать по кругу, то буду хлопать в ладоши и говорить имя: «Иван, Иван - едем!» Я сделаю круг, а теперь на мое место становится кто-то из вас, а я стану, как и вы, вагончиком - прицеплюсь к «паровозом».

Теперь он поедет, а мы все вместе проговариваем его имя: «Антон, Антон-едем!» И так до тех пор, пока все дети по очереди не побудут в роли «паровоза» и не примут участие в игре.

Игра 6. «Морской банан»

- развивать чувство единства, сплоченности;

- навыки самоконтроля и коммуникабельности.

Играют группами по пять детей, сидя на скамейке. Психолог перед началом игры объясняет, что морской банан - это резиновая лодка, по форме несколько похожа на банан. Предлагает детям представить, что они катаются на морском банане: для этого они должны крепко держаться друг друга за локти, чтобы не разорвалась цепочка и никто не упал в воду. По команде психолога дети наклоняются вправо, влево. Задача: не потерять никого из «пассажиров», и не сделать никому больно. Если кто-то «падает» с банана, все вместе должны проговорить его имя.

Игра 7. «Клубочек»

- закрепить знания детей друг о друге, их умение обращаться к товарищам по имени, участвовать в коллективной игре;

- вырабатывать положительное отношение к посещению детского сада.

Психолог стоит в центре круга, образуемого всеми детьми группы. Он выполняет роль клубочка. Один из малышей первый подходит к психологу, берет его за руку; в это время вся группа называет вместе имя ребенка; затем то же делает второй ребенок, беря за руку уже первого ребенка и «наматываясь» вокруг «клубочка» - психолога. Игра заканчивается, когда последний ребенок «намотается» вокруг клубочка. Вывод, к которому должны прийти дети: «Вместе- хорошо; меня все знают, и я знаю всех».

Игра 8. «Отгадай, кто тебя позвал»

- закрепить навыки положительного социального поведения;

- дифференцировать слуховое восприятие, соотнося человека с его голосом.

Играют по двое детей, третий ребенок - ведущий. Дети, каждый по очереди, называют ведущего по имени. Задача ведущего, который стоит к ним спиной - отгадать, кто его позвал.

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ В СОЦ,СЕТЯХ!

Нужен ли ребенку детский сад?

Детские сады и ясли вошли в жизнь общества вместе с женским движением за равенство прав с мужчинами и являются его достижением. Эти детские дошкольные учреждения (ДДУ) в определенной мере освобождают женщин от ухода за детьми, предоставляя возможность заняться получением образования и профессиональной деятельностью. До недавнего времени в детские сады ходили почти все дети в нашей стране. Ныне появилась альтернатива дошкольным учреждениям. Это — семейное воспитание, возрожденный институт гувернерства, частные образовательные учреждения.

Еще несколько лет назад на ребенка, пришедшего в первый класс не из детского сада, смотрели, как на белую ворону. Теперь ситуация изменилась. Многие мамы воспитывают и развивают детей дома.

Так нужен ли ребенку детский сад? Что он дает ребенку? С какого возраста лучше отдавать туда детей? Предлагаю взглянуть на эту проблему с точки зрения детской психологии. Малышу полезно посещать детское дошкольное учреждение, но подходить к этому вопросу нужно индивидуально. Ведь не всех детей в силу физических или психологических причин можно оторвать от дома, мамы и соответствующего домашнего режима. Для посещения детского сада могут быть медицинские противопоказания.

Рассмотрим благоприятную ситуацию, характерную для большинства детей, которым просто необходим детский организованный коллектив.

Перечислим преимущества пребывания ребенка в детском саду и объективные причины, по которым малыш должен его посещать.
Пребывание ребенка в детском саду создает условия для развития у него самостоятельности. В саду малыши значительно легче и проще осваивают навыки самообслуживания: учатся самостоятельности, учатся одеваться, отправлять естественные потребности, соблюдать личную гигиену, убирать за собой. Всеми этими премудростями они овладевают в детсадовской атмосфере за 3—4 месяца. В детском саду больше времени, чем дома, уделяется игровой деятельности и занятиям, которые способствуют физическому развитию ребенка, развитию логического мышления, речи, художественных и музыкальных способностей.
Посещение детского сада формирует у ребенка умение общаться в коллективе, приучает взаимодействовать с другими детьми на основе договоренности, учета общих интересов. Это обстоятельство особенно важно для единственных детей в семье. В процессе взросления до-школьники учатся ждать своей очереди, делиться тем, что имеют, умерять личные желания. Дети не просто привыкают друг к другу, а устанавливают достаточно тесные отношения.
В условиях детского сада исчезает установка «я — мое», актуальной становится установка «наше — общее». Ребенок делится игрушками, помогает сверстникам, если они еще не научились, одеваться, раздеваться, объясняет правила игры тем, кто их не знает.

Большую роль в воспитании и обучении детей дошкольного возраста играет воспитатель. Он прививает им навыки самообслуживания, учит общаться с ровесниками и взрослыми. Под руководством воспитателя в процессе игровой и познавательной деятельности, наблюдений за природой и окружающим миром дети приобретают знания, умения и навыки, необходимые для их всестороннего развития. Содержание, цели и задачи работы с детьми воспитатель планирует с учетом их возраста.

Преимуществом пребывания ребенка в детском коллективе является избавление его от эгоцентрических установок. Эгоцентризм ребенка проявляется как стремление судить обо всем исключительно со своей позиции и отрицать все, что не отвечает собственным интересам. Дошкольники, чье развитие происходит в условиях детского сада, способны учитывать позицию и мнение другого в 4—5 лет, а при домашнем воспитании эгоцентрические установки исчезают только к пяти годам, а иногда сохраняются до 7—8 лет.

При домашнем воспитании, если вовремя не принять соответствующих мер, такие дети вырастают эгоистами, способными перешагнуть через любого человека ради достижения своей цели. В домашнем окружении маленькому человечку несложно навязать свою волю и подчинить маму и папу, поэтому родителям очень важно знать меру в проявлении своей любви к ребенку. Если ребенок не слушает многократных объяснений, чего нельзя делать и почему, без наказания уже не обойтись. При этом лучше лишить ребенка чего-то хорошего, например просмотрачпобимых телепередач, прогулки, чем применить физическое наказание. К тому же важно спокойным тоном объяснить малышу, какие именно его действия и почему привели к наказанию.

Мы рассмотрели некоторые психологические преимущества детсадовского воспитания. Но не следует забывать и о медико-педагогических преимуществах: режиме питания, отдыхе, прогулках, занятиях, способствующих полноценному, разноплановому развитию детей. Учитывайте это, решая вопрос о поступлении ребенка в детский сад.

При этом примите во внимание, что лучший возраст для успешной адаптации ребенка к режиму детского сада — 2—3 года. На этот период приходится кризис раннего детства, который психологи называют кризисом трех лет. Дети, стремясь утвердить свое «я», тянутся к самостоятельности, относительной автономии существования. Они легче переносят разлуку с мамой, привыкают к воспитательнице, учатся с уважением относиться к взрослым. Именно в это время детсадовский режим благоприятно влияет на становление личности дошкольника, а его адаптация к новой социальной среде проходит менее болезненно.

Воспитателям и родителям на начальном этапе приспособления ребенка к детскому саду следует быть чуткими и внимательными. Задача родителей — морально подготовить ребенка к смене обстановки и режима, объяснить, для чего нужен детский сад, подчеркнуть, что ему там будет хорошо, а чтобы процесс привыкания и адаптации прошел более гладко и быстро, можно посоветовать создать дома режим, близкий к детсадовскому.

Наименее благоприятный возраст ребенка для поступления в детский сад — это 4 года и промежуток от 5 до 6 лет. В это время развитие ребенка относительно стабилизируется, и резкое изменение образа жизни, связанное с утратой постоянного общения с близкими людьми, может привести к неприятным последствиям.

В любом возрасте погружение в детский коллектив может восприниматься некоторыми детьми как насилие над личностью, как утрата индивидуальности. Тяжелые переживания могут привести к негативным формам поведения: истерикам, капризам, постоянному нытью по выходным, а иногда и к соматическим расстройствам — повышению температуры, болям в животе, жидкому стулу, обострению хронических заболеваний. Из-за нежелания ходить в садик ребенок нередко прибегает к манипулированию родителями: плачет, капризничает, требует возврата к прежней жизни. Он как бы вовлекает взрослых в затяжную «войну», где вопрос «кто кого» решается то в пользу родителей, то в пользу малыша. Действия ребенка выстраиваются приблизительно по такой схеме: сначала в ход идут просьбы и рассказы о том, как в садике все плохо, если это не помогает, начинаются истерики и слезы, а не действуют и они, остается еще одно средство, которое подсознательно выбирает организм — болезнь.

Как облегчить процесс привыкания к детскому саду, как сделать так, чтобы малыш с удовольствием ходил в детсад, расскажем немного позже. А сейчас постараемся выяснить возможные причины негативного отношения ребенка к детскому саду.

Источники: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2012/09/08/prekt-po-rabote-s-roditelyami-adaptatsiya-rebyonka-k, http://psichologvsadu.ru/rabota-psichologa-s-detmi/adaptatsiya-v-detskom-sadu/89-igrovye-tekhniki-v-pomoshch-psikhologu-pri-adaptatsii-rebenka-v-detskomu-sadu, http://psyera.ru/nuzhen-li-rebenku-detskiy-sad-1703.htm





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения