Детский сад №19 Капитошка в г. Орск
Многие мамы, приводя малышей в сад впервые, удивляются тому, как легко они заходят в группу и, казалось бы, совсем не переживают их уход. Но следующие дни показывают, что не все так просто и малыш очень переживает. Конечно, есть дети, которые плачут с первого дня. Встречаются также дети, которые действительно не плачут и радостно бегут в группу, как в первый, так и в последующие дни. Но таких детей очень мало. У остальных процесс адаптации проходит совсем не просто. Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом. В привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются следующие изменения:
- четкий режим дня;
- отсутствие родных рядом;
- постоянный контакт со сверстниками;
- необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку;
- резкое уменьшение персонального внимания.
Кому легко, а кому трудно
Часть детей адаптируются относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1–3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация может длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.
Кому адаптироваться легче?
- Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее. за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли «в садик» с игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить.
- Детям, физически здоровым. т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям.
В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший «старт».
- Детям, имеющим навыки самостоятельности. Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.
- Детям, чей режим близок к режиму сада. За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду: 7:30 – подъем, умывание, одевание; 8:30 – крайнее время для прихода в сад; 8:40 – завтрак, 10:30 – прогулка, 12:00 – возвращение с прогулки, 12:15 – обед, 13:00 – 15:00 – дневной сон, 15:30 – полдник. Для того чтобы легко встать утром, лучше лечь не позже 20:30.
- Детям, чей рацион питания приближен к садовскому. Если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния. Основу рациона составляют каши, творожные запеканки и сырники, омлет, различные котлеты (мясные, куриные и рыбные), тушеные овощи и, конечно, супы.
Эмоции ребенка
В первые дни пребывания в саду гораздо сильнее выражены отрицательные эмоции: от хныканья, «плача за компанию» до постоянного приступообразного плача. Особенно яркими являются проявления страха (кроха явно боится идти в садик, боится воспитателя или того, что мама за ним не вернется), гнева (когда малыш вырывается, не давая себя раздеть, или даже может ударить взрослого, собирающегося оставить его), депрессивные реакции и «заторможенность», как будто эмоций нет вообще. В первые дни ребенок испытывает мало положительных эмоций. Он очень расстроен расставанием с мамой и привычной средой. Если малыш и улыбается, то в основном это реакция на новизну или на яркий стимул (необычная игрушка, «одушевленная» взрослым, веселая игра). Наберитесь терпения!
На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода. А вот плакать при расставании кроха может еще долго, и это не говорит о том, что адаптация идет плохо. Если ребенок успокаивается в течение нескольких минут после ухода мамы, то все в порядке.
Чем может помочь мама
Каждая мама, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.
- В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.
- В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться» слишком долго, что существенно может сдвинуть распорядок дня.
- Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!
- Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите кроху, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).
- Дайте в сад небольшую игрушку (лучше мягкую). Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке – заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.
Надевайте в садик только ту одежду, в которой ребенок сможет чувствовать себя раскованно и свободно, которую будет в состоянии самостоятельно легко снимать и надевать. Не обязательно она должна быть новой и дорогой. Время, проводимое ребенком в группе в первые недели, следует увеличивать очень постепенно, возможно, вначале по началу стоит оставлять только до обеда. Увеличить время пребывания ребенка в саду можно только при хорошем эмоциональном состоянии ребенка.
Доверяете ли вы прививкам от гриппа?
Буклеты для детских садов
В детских садах важна работа с детьми и их родителями Помощь в воспитании, информирование – малая часть проблем, которая решается при встрече этих людей. Кроме общих собраний и живого общения, отлично работают буклеты для родителей в детском саду, созданные для помощи в определенной проблеме, появившейся в процессе воспитания малыша.
Что такое буклет для детского сада
Буклеты в детском саду – особый способ донести информацию. Эта печатная продукция имеет компактные размеры и может состоять из одного листа, сложенного в три или в два раза. В них освещаются главные нюансы, позволяющие решить сложившуюся проблему. Давайте рассмотрим самые основные тематики.
- Буклет детского сада Адаптация
В рамках данной печатной продукции освещаются проблемы подготовки вступления ребенка в детский садик, адаптация ребенка к коллективу. Обычно здесь описаны следующие этапы: введение в распорядок дня, подходящего детскому саду, режим питания, как общаться с незнакомыми людьми. Здесь описаны все рекомендации и правила, полезные для родителей.
Малышей с раннего возраста следует обучать, как правильно и где переходить дорогу, садиться в общественный транспорт и требовать остановки. В данной брошюре помещаются указания, как объяснить ребенку в доступной форме ПДД.
Общение родителей с собственным ребенком – важнейшая тема. В буклете чаще всего рассказывается о важности домашнего общения, о том, что не следует выделять ребенка в отдельную категорию, а нужно разговаривать на равных. Это позволит ребенку чувствовать себя полноправным членом общества, что положительно скажется на формировании личности. Также следует затронуть главные ошибки в общении детей и их родителей.
Важно напомнить родителям о подготовке к школе. В буклете будут раскрываться основные вопросы такой подготовки.
Поддержание и сохранение, профилактика болезней – важнейшая тема, которая должна быть раскрыта в информационных буклетах. Наша компания поможет вам с разработкой дизайна буклетов и печатью. Работая на рынке печатной продукции почти 10 лет, мы накопили огромный опыт и гарантируем вам высокое качество.
Адаптация ребенка к условиям детского сада.
Родительское собрание. Семинар – практикум.
Составила: воспитатель Суворова А. М.. МБДОУ N23 Голубок , г. Междуреченск.
- Здравствуйте, уважаемые родители, сегодняшнюю нашу встречу хотелось бы начать с высказывания известного французского мыслителя Ж.-Ж. Руссо
Любите детство: поощряйте его игры,
его забавы, его милый инстинкт.
Кто из вас не сожалел об этом возрасте,
когда на губах вечно смех, а на душе вечно мир!
Кто из нас хоть раз не вспоминал о детстве как о лучшем периоде своей жизни, говоря своим детям: Пользуйся, пока маленький . Детство – это самое лучшее, безоблачное время, когда даже в дождик весело и хочется бегать босиком по лужам. Но мы вырастаем, мудреем, скучнеем – становимся взрослыми. Педагог не может позволить себе быть скучным взрослым , так как это равносильно засухе и вымиранию для молодых ростков жизни. Дети – это семена, посаженные в благодатную почву, и кто как ни мы, взрослые, являемся той самой почвой - отзывчивые, внимательные, любящие. Чтобы понять ребенка мало просто любить его, надо понимать его внутренний мир, видеть в нем личность, индивидуальность, самому быть в душе ребенком.
Периодом детства можно считать возраст до семи лет, а потом начинается школа, и дети превращаются в маленьких взрослых . Большую часть времени своего детства дети проводят в детском саду. С 7:00 до 19:00, пять раз в неделю они находятся под пристальным, заботливым, внимательным, любящим взглядом воспитателя. И кто, как ни воспитатель, является первым учителем жизни, ангелом-хранителем детских душ.
Но прежде чем ребенок станет полноправным участником педагогического процесса, он проходит сложный путь адаптации к детскому саду.
причем тут адаптация? Мы не первый день ходим в детский сад. Приходя с больничного, отпуска ребенок заново проходит адаптацию, но в более короткие сроки, чем самый первый раз. Человек всю свою жизнь адаптируется.
Что такое адаптация?
Адаптация в широком смысле – приспособление к окружающим условиям. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или негативным (стресс), (слайд 1 – процесс адаптации изображен в виде цветка и условиями для его хорошего роста).
- При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).
Придя в детский сад, оказавшись в новых условиях, в жизни ребенка происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течении 9-12 часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками и незнакомыми взрослыми, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения и мн. др.,
(слайд 2 – негативные изменения создающие стрессовую ситуацию).
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, что создает массу негативных изменений в детском организме.
Участники игры встают парами, образуя коридор. Один из игроков должен пройти по этому коридору, а остальные произнося одновременно фразы, справа стоящие положительные, с лева – отрицательные.
- Сегодня не надо идти на работу, поспи еще.
- Вставай скорее на работу, а то опоздаешь.
- Что ты хочешь на обед? Приготовить то, что ты любишь?
- На обед рассольник, каша, гуляш. Ешь то, что приготовили.
- Завтра выходной, можешь делать то, что захочешь. Сходи к друзьям.
- Завтра надо убраться, постираться, погладить. Никаких друзей.
ОБСУЖДЕНИЕ того какие чувства испытывал игрок, проходящий по коридору.
- Эти изменения происходят на всех уровнях, во всех системах. Обычно видна лишь надводная часть айсберга - поведение. А если бы родители знали, что творится в организме и душе ребенка, когда он впервые идет в детский сад, то вряд ли отдали бы его когда-нибудь в этот новый детский коллектив, в котором малыш постоянно находится в сильном нервно-психическом напряжении, не прекращающемся ни на минуту. Ребенок испытывает страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка. Это приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма. Поступление в сад — это момент отделения ребенка от родителей, и это испытание для всех.
В своей работе мы опираемся на опыт ученых и практиков, изучающих психологию детей раннего возраста, что позволяет нам подходить к проблеме с полным осознанием того, что необходимо ребенку,
(слайд 3 – система иерархии потребностной структуры ребенка раннего возраста в условиях социализации, отображена в фотографиях).
- Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду.НО
Игровая ситуация Не хочу в детский сад .
Играют два взрослых, один в роли родителя, другой в роли ребенка. Задача родителя – уговорить ребенка идти в детский сад. Задача ребенка – не соглашаться ни с одним уговором, угрозой и т. д.
ОБСУЖДЕНИЕ возможных ошибок, которые совершают родители по отношению к ребенку во время его адаптации к детскому саду.
Буклеты Адаптируемся вместе .
Советы родителям в период адаптации ребенка к условиям детского сада.
Источники: http://dskap.ru/dlya-roditelej/adaptacziya/buklet-adaptacziya.html, http://ppsprint.ru/production/buklety/buklety_dlya_detskih_sadov/, http://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac3093.html
Комментариев пока нет!