Опубликовано в журнале:
«Поликлиника», 2008, №4, с. 68-69
Осень в практике участкового педиатра. Сезонные проблемы. Пути решения
М.С. Зак, А.Ю. Павлова, г. Москва
С наступлением осени участковые педиатры традиционно сталкиваются с одним обстоятельством, серьезно затрудняющим их работу. Еще до наступления резких изменений погодных условий отмечается многократное увеличение числа визитов в детские поликлиники, а, чуть позже – и увеличение числа вызовов педиатров на дом. По времени это совпадает с началом посещения детьми организованных детских коллективов (детские сады, школы и т.п.), и для опытного врача это совпадение во времени вовсе не является случайным и неожиданным.
На наш взгляд можно выделить две основные причины, лежащие в основе данного явления. Обе эти причины можно объединить под термином – сложности адаптации. Попадая в организованный коллектив, дети испытывают существенные нагрузки на две значимые регуляторные системы организма – нервную и иммунную. Первая отвечает за социально-психическую адаптацию ребенка в коллективе, а вторая – за устойчивость детского организма к большому числу инфекций, с возбудителями которых ребенок сталкивается, попадая в группу детского сада или школьный класс.
Несомненно, в большей степени это касается тех детей, которые впервые переступают порог детских учреждений, однако, следует признать, что и для остальных детей начало учебного года в школе (особенно, в младших классах) или возобновление посещения детского сада связано с определенной нагрузкой на регуляторные системы организма.
Очень важным с методологической точки зрения является и тот факт, что срыв адаптации в одной из систем оказывает непосредственное отрицательное влияние на функционирование второй, замыкая патологический круг. У ребенка, начинающего посещать организованный детский коллектив, нередко развивается психологический стресс. Очевидно, что такое состояние отрицательно сказывается на функционировании всего организма ребенка, и, прежде всего на работе систем, также находящихся под нагрузкой, то есть, на иммунную систему. Возможность обратного влияния также представляется более чем очевидной: постоянное отсутствие по причине частых ОРВИ, возможное отставание в школьной программе серьезно затрудняет адаптацию ребенка в коллективе.
Конечно, мы должны учитывать целый ряд других факторов, усиливающих действие двух выше названных причин. Сюда следует отнести исходное состояние здоровья детей, среди которых устойчиво увеличивается доля часто болеющих (еще до начала посещения детских садов и школ), увеличение числа детей, с поздним началом и задержкой функционального созревания (так называемые, «поздно стартующие дети»), а также распространение атопических заболеваний; воздействие экологических и погодных факторов и тенденцию к раннему началу посещения детских дошкольных учреждений. Однако мы неслучайно привлекаем внимание коллег именно к адаптационным перегрузкам нервной и иммунной систем ребенка. Дело в том, что у педиатра не так много возможностей оперативно, если так можно выразиться in situ, повлиять на уже сложившуюся ситуацию. Зачастую мы не можем предотвратить слишком ранний по возрасту поход ребенка в детский коллектив, не можем ускорить созревание его иммунной системы, и убедить родителей не приурочивать к началу посещения школы или садика возвращение семьи с берегов южных морей.
Вместе с тем, мы предлагаем рассмотреть возможности, которые нам предоставляет современная фармакология.
Если невозможно избежать избыточного повышения нагрузки на иммунную систему, необходимо обеспечить фармакологическую поддержку системы противоинфекционной защиты. Определенные возможности для решения данной проблемы представляет педиатрам иммуномодулятор с противовирусной активностью – Анаферон детский.
Анаферон детский производится по специальной технологии, используемой в производстве гомеопатических препаратов, что лежит в основе его высокой безопасности. За счет комплексного влияния на выработку разных пулов интерферонов (ИФН), Анаферон детский обладает двойным действием. Влияя на выработку ИФН-#945; препарат обеспечивает быстрое развитие комплекса противовирусных реакций. Важно, что Анаферон детский защищает ребенка от широкого круга возбудителей инфекций, в том числе от ОРВИ (грипп А, B, парагрипп, адено-, рино-, RS- вирусы), а также от инфекций, проявляющихся сочетанным поражением респираторного и желудочно-кишечного трактов (корона-, рота-, энтеро- и норовирусы). За счет воздействия на выработку ИФН-#947; Анаферон детский оказывает модулирующее влияние на иммунный ответ. При этом Анаферон детский не только оказывает комплексное воздействие на различные звенья иммунной системы, но и восстанавливает необходимый баланс между ними.
Как было показано в многочисленных, в том числе рандомизированных плацебоконтролируемых исследованиях, профилактическое назначение Анаферона детского способствует сокращению количества эпизодов ОРВИ, снижает повторную заболеваемость вирусными инфекциями, а также способствует сокращению числа бактериальных осложнений у заболевших детей (Учайкин В.Ф. и соавт. 2003–5 гг.; Дриневский В.П. Осидак Л.В. и соавт. 2003– 7 гг.; Коровина Н.А. Заплатников А.Л. и соавт. 2004–7 гг.; Казюкова Т.В. Самсыгина Г.А. и соавт. 2004 г; Гаращенко Т.И, Ильенко Л.И. и соавт. 2006 г.). Данные исследования были проведены в разных группах пациентов, в том числе у часто болеющих и среди детей, находящихся в организованных и закрытых коллективах.
Так, по результатам двойного слепого плацебо-контролируемого исследования эффективности Анаферона детского, проведенного в НИИ гриппа РАМН (Санкт-Петербург), было показано, что прием Анаферона детского способствовал достоверному сокращению спорадической и групповой заболеваемости (таблица 1). В группе, получавших Анаферон детский, отмечалось в 1,9 раза меньше случаев ОРВИ по сравнению с контрольной группой.
Таблица 1. Заболеваемость детей ОРВИ (Дриневский В.П. и соавт 2003 г.).
Число случаев ОРВИ, (абс.)
Рандомизированное плацебоконтролируемое исследование по профилактическому применению Анаферона детского у часто болеющих пациентов (Перевощикова Н.К. и соавт. 2006 г.) показало, что назначение Анаферона детского профилактическим трехмесячным курсом способствовало не только сокращению эпизодов ОРВИ, но и улучшению со стороны микробного пейзажа ротоглотки. В мазках из зева у детей, получавших Анаферон детский, сократилась в 1,5 раза высеваемость S.aureus; гемолитический стрептококк в основной группе высевался в 6 раз реже. На фоне профилактического приема Анаферона детского улучшились показатели местного иммунитета: достоверно повысилась активность лизоцима (р
Дата документа: Октябрь 2010 г.
© ООО «ФармПресс», 2016
Психолого-педагогическая поддержка ребенка в период адаптации к ДОУ
Татьяна Кузьмина
Психолого-педагогическая поддержка ребенка в период адаптации к ДОУ
Адаптация ребенка к детскому саду — непростой процесс для всех. самого ребенка. его родителей и воспитателей. Основная ответственность за успешную адаптацию ребенка к условиям ДОУ ложится, как правило, на плечи воспитателей. От того насколько детям будет комфортно в садике зависит их эмоциональное, психическое и физическое состояние и настроение. Поэтому, так важно грамотно подготовить педагогов к первой встрече с новыми воспитанниками.
Организация приема вновь поступающих детей.
1. Прием вновь поступающих детей проводится по графику, согласованному с родителями, в период с апреля по август .
2. Необходимо стараться принимать в группу не более 1-2 детей в неделю, чтобы воспитатели и специалисты могли уделить им максимум внимания.
3. По желанию родителей дети могут находиться в учреждении не полный день, а всего не сколько часов. По мере привыкания время пребывания ребенка в группе увеличивается.
4. Утренний осмотр в привычном регламенте не проводится. Мама сама измеряет температуру ребенку. показывает чистоту кожных покровов, заносит в журнал данные.
5. Все время, пока идет набор детей в ясли, утренний фильтр проводит старшая медицинская сестра. Выясняется, как ребенок спал. что беспокоит родителей в его поведении и самочувствии, принимаются сведения их пожелания.
6. При правильно организованной работе с малышами дети привыкают к условиям дошкольного учреждения в течение 21-30 дней. Существует ряд критериев, по которым можно судить, как адаптируется ребенок к жизни в организованном детском коллективе.
Основные критерии адаптации ребенка к условия яслей .
К основным критериям относятся :
- уровень нервно-психического развития ;
- заболеваемость и течение болезни;
- главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес) .
Легкая степень адаптации .
При нормальной адаптации у ребенка быстро восстанавливаются поведенческие реакции (примерно через 2-3 недели, не отмечается задержки нервно-психического развития. он не болеет или болеет всего один раз, не более недели, без осложнений; увеличение длины и массы тела соответствует взрослым показателям. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуальному прощанию, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Речь затормаживается, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь.
Нарушения а общем состоянии выражаются ярче. Сон восстанавливается через 20-40 дней, качество сна тоже страдает. Аппетит восстанавливается через 20-40 дней. Отношение к близким - эмоциально-возбужденное (плач, крик, при расставании и встречи). Отношения к детям безразличное. Речевая активность снижена. Заболеваемость до 2 раз не более 10 дней. Вес не изменяется или несколько снижен. Появляются признаки невротических реакций. избирательности в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Изменения вегетативной нервной системы. бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щеки, шелушение кожи.
Ребенок плохо засыпает. сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может, возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональное нарушение стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, малыш много и длительно плачет. Поведенческие реакции ребенка нормализуются лишь к 60-му дню пребывания в дошкольном учреждении. Отношение к близким - эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям - избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказ от участия в деятельности. Речью не пользуется, или имеет место задержка речевого развития, он часто болеет, нет прибавки в весе, не увеличивается рост в течении 3-6 месяцев то можно с уверенностью сказать, что работа ясельной группы не продумана и детям здесь плохо. Разумеется, такой вывод можно сделать, если так проходит адаптация у большинство вновь поступивших ребятишек.
Правила поведения взрослых, когда ребенок начал посещать ДОУ .
Приводить ребёнка вначале желательно на 1-2 часа в первую или вторую половину дня, когда дети находятся на прогулке. Именно в это время ему будет легче ориентироваться в окружающей обстановке, познакомиться ближе с воспитателем и детьми. С другой стороны, нежелательно, чтобы вновь прибывший ребёнок оказался свидетелем слёз и отрицательных эмоций других детей, что вполне возможно в утренние часы при расставании с родителями.
повторять её. При этом важно уходить не задерживаясь, не оборачиваясь, - так малышу будет проще отпускать Вас. Если Вы не будете бояться разлуки с ребёнком, то и он легче будет её переносить.
В первые дни какое-то время родители могут находиться в ДОУ вместе с ребёнком, что позволит ему спокойнее ориентироваться в новых условиях.
Ребёнок может принести из дома фотографию близких людей, свою любимую игрушку, что также придаёт ему уверенность, обеспечивает психологический комфорт. Игрушка обычно занимает внимание ребёнка, помогает отвлечься от расставания с родителями. Спустя некоторое время можно предложить ребёнку оставить игрушку «ночевать» в детском саду, а на утро снова с нею встретиться.
Ко времени дневного сна лучше на первых порах забирать ребёнка домой.
Во время прощания родители должны всегда демонстрировать хорошее настроение, чувствовать себя уверенно, общаться с ребёнком только доброжелательным тоном и обязательно уточнить, когда заберут его домой. При этом никогда не задерживайтесь, старайтесь приходить вовремя.
После детского сада можно погулять с ребёнком на детской площадке, в парке, похвалить его за проведённый день. «Молодец! Ты хорошо ведёшь себя, я горжусь тобой!». продемонстрировать свою любовь и заботу.
• Установите тесный контакт с работниками детского сада.
• Приучайте ребёнка к яслям постепенно.
• Не оставляйте ребёнка в яслях более чем на 8-10 часов.
• Сообщите воспитателям привычках и склонностях ребёнка.
• С 4 по 10 день лучше сделать перерыв в посещении яслей.
• Поддерживайте дома спокойную обстановку.
• Не перегружайте ребёнка новой информацией.
• Будьте внимательны к ребёнку, заботливы, терпеливы.
Публикации по теме:
Анкета для родителей «Адаптация» Уважаемы родители! Просим ответить на вопросы данной анкеты. ФИО писать не обязательно. Возле правильного ответа ставьте «+», а если затрудняетесь.
Презентация «Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения» Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения. Адаптация (от лат. аdaptatio - приспособление) - способность организма.
«Курящий человек – это ходячий
учебник внутренних болезней»
«Удобрение» для злокачест-
венных опухолей
Вторичный табачный дым
вызывает серьезные заболевания
Курение в присутствии детей наносит вред их здоровью
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «НЦЗД» РАМН, отмечается значительная распространенность курения среди родителей младших школьников г. Москвы: отцы курят у 53,5% детей, матери – у 16,3%, в 10,1% случаев курят оба родителя, причем 24% – курят в присутствии ребенка. Установлена прямая связь курения родителей с дефицитом массы тела ребенка, функциональными нарушениями органов пищеварения, болезнями нервной системы. Установлена достоверная связь пассивного курения с нарушениями адаптации у ребенка.
Ирина Звездина, заведующая лабораторией комплексной оценки состояния здоровья детей организованных коллективов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, рассказывает: «К сожалению, взрослые не придают должного значения своему курению в присутствии детей, не задумываются о том, что дети, находящиеся в накуренном помещении, фактически тоже курят. Курение в присутствии детей не только наносит вред здоровью детей, но и приобщает их к табакокурению как с физиологической, так и с психологической точки зрения».
дети курящих родителей чаще страдают бронхо-легочными заболеваниями
курение родителей утяжеляет течение бронхиальной астмы у детей, а также увеличивает синдром внезапной смерти у новорожденных
вдыхание некурящими лицами табачного дыма усиливает для них риск коронарной болезни сердца
Специальный проект Российского информационного агентства АМИ 2015
При поддержке Министерства Здравоохранения Российской Федерации
Источники: http://medi.ru/doc/f6122d21.htm, http://www.maam.ru/detskijsad/psihologo-pedagogicheskaja-poderzhka-rebenka-v-period-adaptaci-k-dou.html, http://nikotinubivaet.ru/article_104.html
Комментариев пока нет!
