Адаптация детей начальной школе





Адаптация детей к средней школе

Переход из начальной школы в среднюю почти всегда является стрессом для учащихся. Меняется полностью вся система, структура обучения. Нет любимой учительницы, которая каждую минуту о них заботится, переживает, помогает. Теперь по каждому предмету новый учитель со своими жесткими требованиями.

Объем информации, которую школьники должны усвоить в 5-м классе, во много раз больше по сравнению с предыдущими годами обучения. Задают на дом много, в классе тоже нужно успеть сделать немало. То есть темп обучения существенно ускоряется, на раскачку времени на уроках теперь нет. Не все ребята умеют быстро переключиться с одного учебного предмета на другой, сконцентрировать внимание на других целях и задачах.

Нужно овладеть и новыми формами учебы. Конспекты, рефераты, проекты, доклады, презентации в средней школе обычное явление. Необходимо суметь быстро усвоить и приемы самостоятельного поиска нужной информации, научиться оформлять ее в требуемом виде и достойно представлять в классе.

Даже необходимость записывать ручкой довольно объемные тексты на уроках для многих детей становится определенной проблемой. Ведь в начальной школе пишут сравнительно немного – полстраницы в лучшем случае. В средней же школе заполняют полторы страницы, две, а то и больше. У детей банально устает кисть руки.

А такие организационные моменты, как после звонка моментально собрать учебники и тетради в портфель, при этом не помяв их, и выйти из кабинета? Прямо хоть с секундомером дома тренируй эти действия, доводя до автоматизма. А ведь дальше нужно еще успеть найти нужный кабинет, где будет проходить следующий урок. Школа по сравнению с начальной огромная, в коридорах очень много ребят, что затрудняет пятиклассникам передвижение. Бежать нельзя – дежурные остановят, сделают замечание.

Добравшись до места назначения, необходимо дождаться учителя, который откроет дверь в класс. Теперь опять сложное задание – молниеносно достать все к уроку и аккуратно положить на парту. Никаких копаний и поисков необходимых принадлежностей.

Учителя хотят приучить к собранности, организованности. Но к этому нужно приучать уже в младших классах. А если он четыре года по 10-15 минут после звонка готовился к уроку? Такая «скорость» приведет к тому, что ребенок попадет в разряд вечно неготовых школьников, отнимающих у педагога учебное время. Такой ученик начинает нервничать, считать себя неумехой, недотепой; у него снижается самооценка, зарождается ненависть к школе, где он всегда в отстающих.

Ну а посещение столовой – отдельная тема. Раньше для детей накрывали столы, после чего они приходили, ели, не торопясь, и шли на урок. Теперь все по-другому: сам возьми завтрак (обед), успей съесть его и добежать до класса. Кто видел столовую на перемене? Она заполнена старшеклассниками и вообще похожа на муравейник. А потому, как вы думаете, насколько быстро удастся пятикласснику позавтракать или пообедать?

В общем получается, что четыре года ребенок был маленький и к нему окружающие относились соответственно, приучили к этому, а затем перешел в пятый класс и стал сразу большой, и спрос с него как со взрослого.

Встает вопрос, а зачем вообще разделять школу на начальную и среднюю? Разве кто-то из учащихся уходит, отучившись четыре года? Нет. Так для чего же искусственно проведена эта черта между начальной и средней школами?

В начальной ступени почти все уроки ведет один учитель. Кто скажет, зачем и почему? «Ребенок маленький, не сможет привыкнуть к нескольким учителям», – ответят. Ничего подобного. Все это надумано и не соответствует реальности. Уже в садике у малышей несколько педагогов: два постоянных воспитателя в группе, помощница воспитателя, преподаватели, ведущие физкультуру, музыкальные, театральные и прочие занятия.

Кроме того, почти все дети после садика посещают всевозможные кружки, секции, курсы. Посчитайте, сколько получилось учителей у дошкольника? Так что дети умеют работать под руководством разных людей. Причем даже в саду все занятия проходят не в одном кабинете!

И вот ребенок пошел в школу, и вдруг выяснилось, что ему тяжело привыкнуть к нескольким преподавателям и множеству кабинетов! Почему? Что с ним случилось? Его сажают в один класс, и почти все занятия ведет одна и та же учительница. А после четвертого класса ему сообщают, что теперь он учиться будет по новым правилам и требовать с него будут очень строго.

Почему бы с первого класса не организовать такой же подход к обучению, как и в средней школе? Пусть даже и прикрепят детей к одному кабинету. Хотя и это зачем? Русский язык пусть ведет учитель русского языка, математику – учитель математики и т.д. Тогда ребенок с первых школьных дней привыкнет к требованиям учителей, к самостоятельности. И не будут возникать проблемы с адаптацией в пятом классе, потому что учителя и дети знают друг друга, а кабинетная система уже привычна.

Поделиться в соц. сетях

Существует огромное количество легенд о проблемах подросткового возраста. Успеваемость падает, дети начинают плохо себя вести, портятся отношения с родителями и учителями. В этом есть доля истины - возраст действительно сложный, но если знать его характерные особенности, никаких серьезных проблем в семье быть не должно.

При переходе из начальной школы в среднюю, в жизни ребенка многое меняется. В начальных классах дети успели наладить отношения с одноклассниками, привыкли к тому, как к ним относится учитель, поняли его требования. В средней школе ситуация сильно меняется. Учителей теперь больше, и у каждого педагога свое отношение к воспитанникам и свои требования. И нередко случается так, что вчерашние отличники превращаются в хорошистов или даже троечников. Как правило, именно в это время меняется состав классов, и подростку заново приходится строить отношения с одноклассниками. Для того, чтобы адаптация к новым условиям учебы проходила относительно безмятежно, родителям необходимо учитывать несколько важных моментов.

Первая из проблем, с которыми сталкивается подросток, касается его собственного тела. В период с 11 до 13 лет у ребенка происходит скачок в росте и развитии. Привыкнуть к своей новой «оболочке» ему сложно. Подросток начинает беспокоиться, как же он выглядит в глазах окружающих. Ему еще сложно понять, что внешность является лишь отражением внутреннего мира, подростка интересует «внешность вообще».

Даже подросткового возраста характерна резкая перемена настроения и необычные для человека типы реакций. Подростку трудно контролировать свои эмоции и это только усугубляют и без того непростую ситуацию. Подростку кажется, что он хуже всех, что его никто не понимает, не с кем поговорить о жизни. Часто это является правдой, поскольку именно в этот период жизни человек начинает себя воспринимать отдельно от родителей. Для подростка намного важнее, отношение к нему друзей, чем мнение родителей или других взрослых.

Именно с перечисленными ранее психологическими особенностями часто связано возникновение проблем с успеваемостью в этом возрасте. В средней школе меняется тип учебной деятельности. От подростка требуется больше самостоятельности. Пятикласснику надо самостоятельно уметь ставить перед собой задачи и искать способы их решения. Если у ребенка в семье с самых ранних лет было достаточно возможностей для проявления самостоятельности, то адаптация к средней школе должна пройти гораздо легче.

Ситуация усугубляется, если ребенок плохо владеет учебными навыками, а также если у него не развита мотивация к учебе. Уровень образования некоторых родителей часто не позволяет им помогать ребенку. Получается, что подросток остается практически один своими проблемами.

Возникшее отставание в учебе способствует проявлению отрицательных черт характера. Дети, которые отстают в учебе, становятся более грубыми и агрессивными. Это понятно, поскольку ребенку надо как-то утвердиться в среде сверстников, вот он и ищет доступные для этого способы.

Если ваш ребенок. не сумеет адаптироваться в пятом-шестом классах, начнет отставать в учебе, догнать одноклассников ему будет очень трудно. В это время от родителей требуется особое внимание, важно попытаться сохранить доверительные отношения с ребенком.

Надо поддерживать контакт с классным руководителем, быть в курсе школьных дел ребенка и относиться к ним серьезно. Но в этом возрасте интересы подростка связаны не только со школой, важен круг общения, интересы и увлечения ребенка и его друзей. Школьная успеваемость является дополнительным способом для самоутверждения, но никак не основным. Относитесь к увлечениям ребенка уважительно, старайтесь понять, что у него в душе. Главное не переусердствовать с контролем, у подростка должно быть личное время и пространство.

Дом должен быть для подростка крепостью, где всегда можно найти защиту и поддержку. От того, какие будут отношения в семье, во многом зависит дальнейшая жизнь ребенка. Если родители смогли выработать у ребенка мотивацию и интерес к учебе, который не могут изменить неблагоприятные обстоятельства — все будет в полном порядке.

Подробности Опубликовано: 26 Март 2014 Просмотров: 2714

Добавить комментарий

Источники: http://prouchebu.com/adaptation_of_children/, http://www.psyfactor.net/articles/244-adaptatsiya-detej-k-srednej-shkole





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения