Зарядка лфк для детей





Лечебная гимнастика.

Массаж.

Комплекс № 6.


Возраст ребенка — 5—6 мес. Продолжительность занятий - 10-12 мин. Каждое упражнение повторяют 4—6 раз за исключением упражнений 7 и 15, которые проводят 1 раз.

Дыхательное упражнение И. п. — лежа на боку (поочередно, левом и правом). Взрослый левой рукой придерживает ребенка, а правой захватывает его кисть. Поднять руку ребенка вверх. Прижать ее обеими руками взрослого к груди и животу ребенка.

Массаж рук (поглаживание). Большой палец левой руки взрослый вкладывает в правую руку ребенка, слегка придерживая ее остальными пальцами; правой рукой поглаживает внутреннюю и наружную поверхность предплечья и плеча в направлении от кисти к плечу (рис.8) .

Массаж ног. Поглаживание наружной и задней поверхности голени и бедра по направлению от стопы к бедру, обходя коленную чашечку (рис.9).

Массаж грудной клетки (поглаживание). Поглаживание пальцами по межреберным промежуткам по направлению от середины грудной клетки к боковым поверхностям, не нажимая на грудину (рис.13).

Массаж живота:
1) круговое поглаживание по часовой стрелке ладонью взрослого, максимально разогнув пальцы кверху (рис.10) ;
2) поглаживание «встречное»: левая ладонь направляется снизу вверх, а правая сверху вниз;
3) поглаживание косых мышц живота. Ладони взрослого расположены на заднебоковых поверхностях грудной клетки; охватывающими движениями они направляются навстречу друг к другу, сверху вниз и кпереди. Пальцы взрослого смыкаются над пупком;
4) точечный массаж (стимулирующий метод) прямых и косых мышц живота (см.рис.1а, точки 5) .

Массаж спины:
1) поглаживание от ягодиц к голове тыльной стороной кисти рук, от головы к ягодицам — ладонью;
2) растирание спины также ладонями по направлению к голове;
3) разминание делают тремя пальцами обеих рук (2-м, 3-м, 4-м). Одновременно проводят круговые и поступательные движения — разминание длинных мышц спины (по обеим сторонам позвоночника);
4) похлопывание тыльной стороной полусогнутых пальцев. При гипотрофии этот прием неприменим.

Массаж ног — кольцевидное разминание: большим и указательным пальцами обеих рук взрослый обхватывает «кольцами» (вплотную одно над другим) голень ребенка в нижней ее части, затем делает расходящиеся кольцевые разминания голени (не надавливать на переднюю ее поверхность) и в три—четыре оборота продвигается до колена, а дальше разминает только наружные мышцы бедра. Начинать и заканчивать массаж надо поглаживанием.

Рефлекторное сгибание позвоночника. И. п.— лежа на спине на весу (рис. 24) .

Сгибание и разгибание ног попеременно (рис.22) .

Одновременное сгибание ног с приведением их к животу и разгибание ног (рис.23) .

Поворот со спины на живот. Рефлекторные повороты на бок и на живот, поощряя самостоятельный поворот со спины на живот (рис.15 и рис.18) .

Массаж спины:
1) поглаживание от ягодиц к голове тыльной стороной кисти рук, от головы к ягодицам — ладонью;
2) растирание спины также ладонями по направлению к голове;
3) разминание делают тремя пальцами обеих рук (2-м, 3-м, 4-м).
4) Одновременно проводят круговые и поступательные движения — разминание длинных мышц спины (по обеим сторонам позвоночника);
5) похлопывание тыльной стороной полусогнутых пальцев. При гипотрофии этот прием неприменим.

Дополнительно проводится точечный массаж с обеих сторон позвоночника, кнаружи на 1—2 см в сторону от него (см. рис.1в ).

Массаж ягодичных мышц: поглаживание, растирание, разминание, вибрация (рубление, похлопывание, поколачивание).

Рефлекторное упражнение. И. п. — лежа на животе. Укладывают ребенка животом на край стола так, чтобы грудь и голова его были вне стола (взрослый придерживает ребенка за таз и ноги). При этом ребенок должен активно разогнуть шею и туловище, поднимая их выше стола, образуя дугу, открытую вверх: руки ребенка выпрямляются и выдвигаются вперед. Движение стимулируют словом, игрушкой, помогают точечным массажем спины (рис.29) .

Поднимание ребенка за локти из положения лежа на животе до вставания на колени и на ноги. Малыша побуждают встать с опорой стоп о стол: взрослый поддерживает ребенка под мышки, скользящим движением слегка «протаскивает» его по плоскости стола. Затем, продолжая это движение, несколько приподнимает верхнюю половину туловища, при этом бедра и колени продолжают скользить, касаясь поверхности стола. Ребенок сам становится вначале на одно, затем второе колено, выпрямляется, встает на стопы. Надо повернуть его лицом к себе, улыбнуться, похвалить (рис.30) .

Присаживание при поддержке за руки, разведенные на ширину плеч. И. п.—лежа на спине. Взрослый дает обхватить свои указательные пальцы ребенку так, чтобы его ладони были обращены к взрослому, разводит руки на ширину плеч; затем говорит «сядь» и легким подтягиванием за руки побуждает ребенка сесть.

Массаж ног, стоп. Поглаживание наружной и задней поверхности голени и бедра по направлению от стопы к бедру, обходя коленную чашечку (рис.9). Затем вызывается тыльное сгибание стопы надавливанием кончиками пальцев взрослого в месте перехода тыла стопы в голень (точечный массаж).

Упражнение для стоп (рефлекторное). Штриховое раздражение наружного края стопы от мизинца к пятке большими пальцами взрослого вызывает отведение стопы кнаружи и нередко веерообразное разведение всех пальцев (рис.5) .

Упражнения для стоп (рефлекторное). Указательным и средним пальцами взрослый захватывает ступни ребенка, а большим пальцем нажимает на ступню ребенка у основания пальцев. Это вызывает сгибание пальцев стопы. А затем штриховым движением большой палец взрослого направляют по внутреннему краю стопы ребенка к пятке и по наружному краю к мизинцу. Происходит разгибание стопы (рис.6).

Упражнение на сопротивление: а) отталкивание от руки, б) отталкивание от мяча (рис.27а. рис.27б ).

Хватание игрушки из положения на животе и на спине одной и двумя руками (рис.28а. рис.28б ).

Рассматривание игрушки с приподниманием плечевого пояса и опорой на ладони выпрямленных рук (рис. 31).

«Скользящие шаги». И. п. — лежа на спине. Взрослый обхватывает голени ребенка спереди, согнув его ноги и прижав ступни к поверхности стола. Попеременно сгибать и разгибать ноги, не отрывая ступни от поверхности стола).

Рефлекс опоры и подтанцовывание. Взрослый поддерживает ребенка под мышки и ставит на стол до соприкосновения стоп с поверхностью стола, ребенок отталкивается (рис.20).

Лечебная физкультура: почему дети с ДЦП плачут

Не только в центре «Сделай шаг», но и в любом другом реабилитационном центре, где есть активная лечебная физкультура, дети, как правило, плачут на занятиях. Принято думать, что плачут они от боли, от того, что инструктор растягивает им спазмированные мышцы и выкручивает им суставы. Мы тоже так думали, но лишь до того времени, как Виталик нам все разъяснил.

Виталик – очень симпатичный и очень жизнерадостный человек. Ходит он пока не очень, но на занятия лечебной физкультурой сам карабкается по лестнице на третий этаж. Это в Виталиковом исполнении напоминает, конечно, восхождение на Эверест. И обязательно, кто-нибудь из взрослых, глядя, как он карабкается крикнет:

- Виталик, осторожно!

Виталик останавливается, глядит между балясинами улыбаясь и отвечает успокоительно:

- Да не бойся, я не упаду, что же я дурачок что ли?

Он хорошо разговаривает. Свою способность разговаривать он обязательно использует каждое утро, чтобы поприветствовать каждого, спросить, хорошо вы спали, прошла ли голова, если болела накануне, снизилось ли давление, если поднималось.

Виталик разговаривает с инструктором, и потому занятия для него веселые

Когда я пришел посмотреть, как Виталик занимается лечебной физкультурой, мальчик первым делом пригласил:

- Давай заниматься со мной!

И я согласился, подумал, что действительно ведь, тысячу раз видел, как детей тут крутят-вертят, но ни разу в голову мне не приходило попробовать нашу лечебную физкультуру на себе. Я сел рядом с Виталиком и принялся делать упражнения, которые делает он.

Должен сказать, что это похоже на хорошую тренировку в хорошем спортивном клубе. Какие-то упражнения доставляют удовольствие, какие-то действительно болезненны, но не больше, чем болезненна, например, растяжка у спортсменов или танцовщиков. И все упражнения – да, тяжелы физически, как тяжело, например, пробежать пять километров, присесть сто раз с грифом от штанги на плечах или три минуты подряд постучать по боксерской груше. Выполнять упражнения тяжело, но, когда выполнил, возникает специфическое, известное каждому спортсмену удовлетворение.

Поднимать палку лежа, почти так же тяжело, как стоя поднимать штангу

Еще до упражнений, во время и после возникает желание комментировать их, обмениваться впечатлениями с инструктором. Хочется сказать: «этого я боюсь, это мне тяжело, а вот это мое любимое». Комментировать свои действия важно мне и в спортзале, когда я занимаюсь не для того, чтобы побывать в шкуре Виталика, а просто спортом для себя. Просто я никогда не придавал значения коротким репликам, которыми обмениваюсь с тренером.

Оказывается, эти реплики принципиально важны. Тут у Виталика по отношению к многим другим нашим детям преимущество – он хорошо говорит.

Это упражнение болезненное и страшное: кажется, вот-вот сломается спина

И он говорит постоянно:

«Сейчас, это трудное доделаем, и будет стульчик».

«Стульчик – мое любимое».

«Мурашек запускать смешно».

«Ой-ой, коленом рисовать кружок больно».

«Вставать и стоять мне очень нравится».

Виталик рассказывает про свои ощущения во время каждого из упражнений, и поэтому, я думаю, ни на одном из упражнений не плачет.

Ортопедические ботинки – это спортивный инвентарь

Про те упражнения, во время которых другие дети плачут больше всего, Виталик говорит:

«Мне не больно, я просто боюсь, что ты меня отпустишь».

Если бы не Виталик, я так бы и думал, что дети плачут в основном от боли. Благодаря Виталику, я знаю теперь, что дети плачут в основном от страха. От страха и одиночества, рожденного неспособностью описать инструктору свои ощущения.

Стоять прямо – это очень весело

Идти – даже веселей, чем стоять, хотя и страшновато, конечно

Гимнастика и упражнения для детей со сколиозом. Профилактика сколиоза

Сколиоз – частый спутник современного школьника, много времени проводящего за уроками и компьютером. Что делать, когда врач ставит ребенку этот неутешительный диагноз? Познакомьтесь с главным врагом сколиоза – лечебной гимнастикой!

Чтобы избежать оперативных методов лечения сколиоза, нужно обратить повышенное внимание на консервативные методы. Консервативное лечение – это, прежде всего, лечебная физкультура для детей при сколиозе. Она наиболее эффективна в детском возрасте, когда оказывает не просто реабилитационное, но и лечебное воздействие на организм при заболеваниях спины.

Основные цели зарядки при сколиозе для детей: избавить позвоночник от лишней нагрузки, устранить дисбаланс мышц, сформировать у ребенка правильную осанку, способствовать гармоничному развитию и укреплению связочно-мышечного аппарата туловища.

Упражнения при сколиозе у детей:

  • Укрепляют мышцы, которые поддерживают позвоночник;
  • Улучшают осанку;
  • Исправляют деформацию;
  • Тренируют функцию внешнего дыхания;
  • Оказывают общеукрепляющее действие.

Сколиоз у детей можно приостановить и даже вылечить при помощи специальных упражнений. Лечебная физкультура для детей при сколиозе является наиболее действенной, если проводится систематически. Важно разгружать позвоночник, периодически делая перерывы во время уроков.

Дома можно выполнять специальную гимнастику при сколиозе для детей.

  • Начните упражнения с поднятий рук вверх и в стороны. Это поможет выпрямить позвоночник и улучшить кровообращение в мышцах.
  • Наклоны вверх, вниз, вперед и назад. Это упражнение увеличивает эластичность позвоночника, а также способствует укреплению мышц туловища, живота и спины, к тому же оно улучшает состояние органов брюшной полости.
  • Приседания не только увеличивают подвижность суставов, но при правильном подходе способствуют укреплению осанки. Нужно приседать, не отрывая пятки от пола, и удерживать спину прямой, отводя руки за голову.
  • Лежа на спине согнуть ноги в коленях. Ребенок приподнимает таз, прогибаясь в грудном отделе позвоночника.
  • В исходном положении стать на четвереньки. Одновременно нужно вытягивать правую руку и левую ногу и возвращаясь в исходное положение, повторять с другой рукой и ногой.
  • Лежа на спине, руки вытянуть вдоль тела. Одновременно поднимать руки вверх и опускать вниз.
  • Лечь на спину, руки держать на затылке. Ребенок разводит локти в стороны и сводит обратно.

Отличным спортивным оборудованием для проведения зарядки при сколиозе для детей является детский спортивный комплекс .

Упражнения для детей со сколиозом на шведской стенке:

  • Очень полезно просто висеть на шведской стенке. Мышцы спины распрямляются и растягиваются. Это упражнение можно дополнить нагрузкой на ноги. Нужно повиснуть на перекладине и поочередно отводить ноги в разные стороны. Важно выполнять движения плавно, не раскачиваться.
  • Упражнение для тренировки мышц спины и поясничной зоны. Ребенок повисает на верхней перекладине и, стараясь не раскачиваться, отводит ноги назад.
  • А это упражнение укрепляет не только мышцы спины, а также рук и груди. Ребенок должен научиться подтягиваться. Научившись подтягиваться 1-2 раза, нужно постепенно увеличивать нагрузку. Маленькие дети могут просто висеть на двух или на одной руке, при висе на двух руках можно поднимать ноги.
  • Ребенок повисает на верхней перекладине лицом к шведской стенке. Руки на ширине плеч, ноги вмести, носочки направлены вниз. Нужно прогибаться и одновременно отводить затылок и ноги назад.

Упражнения на шведской стенке при сколиозе у детей оказывает положительное воздействие не только на больных с искривление позвоночника, а также на детей с гипертонией, плоскостопием и др. Школьникам важно заниматься на детском спортивном комплексе ежедневно, тренируя мышцы спины и другие мышцы тела. Профилактика сколиоза о детей вместе со шведской стенкой – сильное оружие против заболеваний спины.

Лечебная физкультура для детей при сколиозе является незаменимым помощником в борьбе за здоровье спины и организма в целом. Доказано, что дети, регулярно занимающиеся спортом, практически не страдают заболеваниями позвоночника, плоскостопием, гиподинамией. Лучше предотвратить заболевание, чем его лечить. Поэтому не стоит забывать о важном моменте в жизни каждого человека – спорте.

Источники: http://www.umnyedetki.ru/massag_k6.html, http://www.pravmir.ru/lechebnaya-fizkultura-pochemu-deti-s-dtsp-plachut/, http://m.sport-ugolok.ru/articles/detail/10






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением