Значение витаминов для детей дошкольного возраста





Значение витаминов и минеральных веществ для роста и развития ребенка

Для нормального развития организма в пищу детей должны входить в достаточном количестве витамины. Они не только предохраняют организм от болезней, связанных с их, но и являются составными элементами тканей. Без витаминов не образуются ферменты, а, следовательно, задерживаются все реакции, протекающие в организме, нарушается нормальный обмен веществ, страдает пищеварение, кроветворение, падают работоспособность и выносливость. Витамины играют важную роль в поддержании иммунобиологических свойств организма, высокой устойчивости к неблагоприятным факторам внешней среды, в том числе к инфекциям.

Полное отсутствие в течение длительного времени какого-либо витамина может привести к развитию авитаминоза. Если в организме не хватает нескольких витаминов, возникает полиавитаминоз. Недостаток тех или иных витаминов приводит к гиповитаминозу. сопровождающемуся замедлением нарастания, а затем падением веса, общей вялостью, повышенной утомляемостью. потерей аппетита, а в некоторых случаях ухудшением зрения, излишней нервозностью, нарушением нормальной функции желудочно-кишечного тракта.

Витамины широко распространены в природе. Они содержатся во многих пищевых продуктах и больше всего в продуктах растительного происхождения: овощах, фруктах, злаках, корнеплодах, ягодах. Некоторые витамины (витамины группы В, РР и витамин К) образуются в организме человека и животных под влиянием микрофлоры кишечника. Функциональные нарушения и поражения органов пищеварения могут в связи с этим привести к некоторым расстройствам витаминного обмена с последующими нарушениями витаминного баланса.

Минеральные вещества входят в состав клеток и тканей, нужны для адекватного роста и развития тканей, а также для правильной работы органов пищеварения. Жизненно важными компонентами питания человека являются минеральные вещества: макроэлементы – натрий, калий, кальций, фосфор, железо, магний, хлор, сера – и микроэлементы – йод, фтор, медь, цинк, марганец и др.

Для растущего детского организма особенно важно снабжение такими минеральными веществами, как кальций, фосфор, железо, магний. Кроме того, ребенку необходимы магний, медь, бром, йод, цинк, кобальт, фтор и другие. Они служат составной частью многих ферментов, гормонов, витаминов и оказывают большое влияние на обмен веществ, рост и развитие организма. Недостаток того или иного из них в организме нередко влечет за собой специфическое заболевание: эндемический зоб при отсутствии йода, тяжелое малокровие при отсутствии кобальта или меди, разрушение зубов при недостатке фтора и т. д. Потребность детей в минеральных веществах, в том числе и в микроэлементах, до 2 месяцев жизни удовлетворяется грудным молоком матери. С 2 месяцев их надо вводить с соками ягод, фруктов и овощей, а с 5–6 месяцев – с прикормом.

Пред. статья След. статья

Дефицит витаминов у детей: основные причины, формы и пути профилактики у детей раннего и дошкольного возраста

Конь И.Я. Тоболева М.А. Димитриева С.А.
ГУ НИИ питания РАМН

Понятие о том, что дефицит витаминов является одной из важных причин ухудшения состояния здоровья детей, занимает прочное место в современной педиатрии и детской нутрициологии (1-4). Вместе с тем, многие аспекты этой проблемы и, в частности, причины возникновения недостаточности витаминов, формы этой недостаточности и различные подходы к ее профилактике, не нашли достаточного отражения в современной отечественной литературе. Это, с нашей точки зрения, особенно касается профилактики дефицита витаминов у детей первых лет жизни. В связи с этим в настоящей статье будут кратко рассмотрены указанные вопросы.

В соответствии с современными представлениями, витамины — это низкомолекулярные органические соединения с высокой биологической активностью, необходимые для нормальной жизнедеятельности, которые, однако, не синтезируются (или синтезируются в недостаточном количестве) в организме и поступают в организм с пищей (4-6). Витамины относятся, следовательно, к числу незаменимых (эссенциальных) факторов питания. Содержание витаминов в пищевых продуктах значительно ниже, чем белков, жиров и углеводов, и не превышает, как правило, 10-100 мг/100 г продукта. Поэтому особенно важен постоянный контроль за достаточным содержанием каждого из витаминов в повседневных пищевых рационах детей и подростков.

Значение витаминов для обеспечения нормальной жизнедеятельности и поддержания здоровья детей чрезвычайно велико. Однако, в отличие от белков, жиров и углеводов, витамины не могут служить для человека источником энергии или пластического («строительного») материала, используемого для образования (или обновления) органов и тканей, а являются «экзогенными» регуляторами физиологических и биохимических процессов, лежащих в основе реализации большинства жизненно важных функций организма и работы его органов и систем. В частности, витамины необходимы для процессов роста, поддержания нормального кроветворения и половой функции, нормальной деятельности нервной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, желез внутренней секреции, продуцирующих различные гормоны, поддержания зрения и нормальных свойств кожи. Витаминам принадлежит также исключительно важная роль в обеспечении адекватного иммунного ответа; функционирования систем метаболизма ксенобиотиков, формировании антиоксидантного потенциала организма и, тем самым, в поддержании устойчивости человека к различным инфекциям, действию ядов, радиоактивного излучения и других неблагоприятных внешних факторов (5-7).

В основе высокой биологической активности витаминов лежит их участие в построении ферментных систем в качестве так называемых коферментов, т.е. низкомолекулярных небелковых веществ, которые образуют комплекс с белковой частью ферментов и непосредственно осуществляют химические реакции, катализируемые данным ферментом; при этом белковый компонент ферментов отвечает за высокую специфичность их действия; другая ключевая функция витаминов заключается в их участии в построении и функционировании мембран клеток и клеточных органелл. Первая функция присуща практически всем водорастворимым витаминам, а также жирорастворимому витамину К, а вторая — всем жирорастворимым витаминам (6,7).

Недостаточное поступление витаминов с пищей или нарушение их усвоения на уровне желудочно-кишечного тракта приводит к возникновению витаминной недостаточности разной степени.

Под витаминной недостаточностью понимают патологическое состояние, обусловленное сниженной обеспеченностью организма детей тем или иным витамином или нарушением его функционирования в организме. Возникновение этих состояний обусловлено необходимостью витаминов для нормального хода многочисленных физиологических и метаболических процессов.

В зависимости от глубины и тяжести витаминной недостаточности выделяют три ее формы: авитаминоз, гиповитаминоз и субнормальную обеспеченность витаминами (обозначаемую также как маргинальная или биохимическая форма витаминной недостаточности) (2,3,8).

Под авитаминозами понимают состояния практически полного истощения витаминных ресурсов организма, сопровождающиеся возникновением симптомокомплекса, характерного и специфичного для дефицита того или иного витамина (например, цинги, пеллагры и др.). Под гиповитаминозами понимают состояния резкого (но не полного) снижения запасов витамина в организме, вызывающего появление ряда, в основном, мало специфических и нерезко выраженных клинических симптомов, нередко общих для различных видов гиповитаминозов (как, например, снижение аппетита и работоспособности, быстрая утомляемость и т.п.), а также некоторых более специфических микросимптомов. Субнормальная обеспеченность витаминами представляет собой доклиническую стадию дефицита витаминов, проявляющуюся, в основном, нарушениями метаболических и физиологических реакций, в которых участвует данный витамин, а также отдельными клиническими микросимптомами. Основные причины возникновения витаминной недостаточности у детей и подростков представлены в таблице 1.

Таблица 1. Причины витаминной недостаточности

I. Алиментарная недостаточность витаминов

Роль витаминов в детском питании

Витамины играют огромную роль во всех процессах жизнедеятельности организма. Они регулируют обмен веществ, повышают сопротивляемость организма к различным заболеваниям, к воздействию токсинов и к другим факторам окружающей среды. Проведенные обследования детей дошкольного возраста свидетельствуют о недостаточном ими потреблении витаминов, особенно в зимне-весенний период.

Обычно детям не хватает витаминов С, группы В, а также витамина А и бетакеротина. Это отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей, отмечается повышенная утомляемость, вялость, замедление темпов физического развития, ослабление иммунитета, что приводит к росту заболеваемости, затяжному течению патологических процессов. Гиповитаминозы усугубляются при наличии у детей различной хронической патологии, особенно со стороны пищеварения.


Чаще всего гиповитаминозы развиваются в результате нарушений в организации питания — при недостаточном включении а рацион свежих овощей и фруктов, молочных продуктов, мяса, рыбы. Большое значение имеют нарушения технологии приготовления пищи, неправильная обработка продуктов, в результате чего происходит значительное снижение их витаминной ценности.

Молоко и молочные продукты не должны подвергаться длительному и повторному кипячению, во время которого разрушаются витамины и происходит денатурация белков — они становятся трудноусвояемыми. При приготовлении каш, овощных пюре и других блюд, в состав которых входит молоко, его используют в сыром виде, добавляя в хорошо разваренные крупы или овощи, и доводят до кипения.

Приготовление творожных блюд на водяной бане обеспечивает лучшую сохранность пищевых веществ.

Замороженное мясо следует отстаивать при комнатной температуре. Отстаивание в тёплой воде недопустимо, так как при этом происходит значительная потеря мясного сока. Варят мясо при слабом огне, так как при сильном кипении его белки уплотняются и становятся трудноусвояемыми.

Рыбу лучше использовать в виде филе, оно легче подвергается обработке (небольшие куски кладутся в кипящую воду и варятся на медленном огне около 10 минут, целая рыба массой 300-400 г — 20-25 минут). Но можно брать и любую нежирную речную и морскую рыбу. Замороженную рыбу оттаивают при комнатной температуре, а мелкую речную — в холодной солёной воде (на 1 кг рыбы 2 л воды и 15-18 г соли).

Яйца — очень питательный продукт. Особенно полезны яйца весенн-летнего сезона. Перед тепловой обработкой яйца необходимо тщательно вымыть в воде с солью, так как их скорлупа бывает загрязнённой, в том числе и болезнетворными микробами.

Перед приготовлением овощи нужно тщательно вымыть. Почти все овощи следует очищать от кожуры (не очищают только томаты, молодые огурцы, редис). Если овощи употребляются в сыром виде. их надо ошпарить крутым кипятком. Очищенные, а тем более нарезанные овощи нельзя оставлять длительное время в воде (не более 2 часов), так как при этом происходит вымывание витаминов и минеральных веществ.

Фрукты и ягоды лучше давать детям свежими, но можно готовить из них компоты. При необходимости кожура с фруктов очищается, но это надо делать перед кормлением детей, так как при хранении на воздухе очищенных и нарезанных плодов в них резко снижается количество витаминов, особенно витамина С.

Сухофрукты используют в основном для приготовления компотов или киселей, а так же в качестве добавок к кашам. Для этого их перебирают, промывают, заливают холодной водой и доводят до кипения после чего настаивают в течении 2 —3 часов. В готовый компот или кисель хорошо добавить аскорбиновую кислоту.

Приготовление зерновых продуктов. Перед приготовлением крупы следует перебрать, промыть в тёплой воде (рис и пшено в нескольких водах). При приготовлении молочных каш крупу сначала разваривают на воде (или пополам с молоком), затем добавляют горячее молоко и доводят до кипения.

Манная каша варится 10 — 15 минут, рисовая и пшённая — до 40 — 60 минут, гречневая — 1,5 часа, перловая — 2 — 2,5 часа.

Версия для слабовидящих

Сведения об образовательной организации

Источники: http://all-gigiena.ru/lit/osnovi-gigieni-i-pediatriya-shpargalki/znachenie-vitaminov-i-mineralnix-veshestv-dlya-rosta-i-razvitiya-rebenka, http://www.prav-pit.ru/helpful_info/scientific_info/79/default.aspx, http://www.kristallik-05.ru/article76






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением