Вокальные упражнения для детей





Упражнения для вокала для начинающих. Развитие голоса

Для безопасного и красивого исполнения произведений важно грамотное использование голосового аппарата. Отсутствие навыков звукоизвлечения, неправильно пение способно привести к травмам, которые потом долго будут давать о себе знать. Особые упражнения по вокалу для развития голоса и слуха, применяемые как начинающими певцами в домашних условиях или музыкальной школе, так и звёздами сцены, уберегут вас от неприятных последствий и поспособствуют улучшению вокальных данных.

На нашем сайте музыкальной школы Марии Деевой Artvocal.ru для исполнителей-новичков собраны лучшие упражнения для пения и вокала - видео ролики и текстовые описания. Уроки сгруппированы по темам. Без труда найдется подходящая техника вокала и голосовых связок, которая поможет для развития собственного потенциала. Точное следование рекомендациям и упорная работа с голосом способствует тому, чтобы начать хорошо петь в короткий срок.

Простые упражнения для красивого голоса

На концентрацию звука. Такие приёмы для улучшения вокала подходят для детей и начинающих взрослых, столкнувшихся с проблемой глухого, загубленного пения.

  • Сомкнутые губы на слог М . Необходимо выполнить резкий вдох носом, при этом следите за тем, чтобы гортань была опущена. Звук «М» поется на выдохе с закрытым ртом. Гортань по-прежнему должна оставаться внизу. Опустите и расслабьте нижнюю челюсть: зубы должны быть разомкнуты и не касаться друг друга. Губы сомкнуты, но не сжаты, язык также не напрягать. Необходимо получить длительный и ровный звук. Упражнение можно начинать с любой удобной вам ноты, постепенно переходя на полтона выше;
  • Слог «Ми-и-и». Первая часть слога пропевается точно так же, как и в первом задании. Пропевая же гласную «И», старайтесь не напрягать челюсть и губы, иначе получится зажато и неестественно. Если вы почувствовали, что эта буква полностью подчинена вам, удается справляться с требованиями урока, можно двигаться дальше;
  • «М-И-Э-А-О-У-О-А-Э-И». Здесь важно добиться однородного звучания, чтобы каждая гласная звучала в одной певческой позиции и с похожей артикуляцией. Старайтесь получить острое звучание, держите дыхание. Обязательно должна быть опора, иначе появится хрип и продых, что портит звук. Его важно концентрировать на кончике передних зубов для хорошего резонанса.

Упражнения для голоса на придание силы, глубины, улучшения тембра пения. Уроки рекомендованы всем начинающим вокалистам, стремящимся повысить качество певческого мастерства. Представленные методы для управления голосом позволяют устранить дрожание, гнусавость, добавить песне мощи, драматичности, усилить вокал.

  • «РО-О-О-О-О-О». Не стесняйтесь широко открыть рот и опустить нижнюю челюсть. Именно это даст необходимый объем вокалу. Расслабьте губы чтобы получить звук посередине между артикуляцией «О» и «А». Используйте зеркало для контроля – при произнесении «Р» гортань необходимо слегка приподнять, а при пропевании «О» чуть опустить. Изобразите зевок, почувствуйте его. Звук должен подниматься из груди;
  • «РО!О!О!О!О!» Резкое стаккато на выдохе и следом за этим такой же быстрый вдох. При выдохе следите за прессом – мышцы должны резко и сильно сокращаться. Называется этот способ пропевания «прием активного выдоха». Чем выше подъем, тем глубже становится звучание. Рот не закрываем, шея и челюсти оставляет в расслабленном состоянии. Вокал становится похож на стон, будто бы певец продолжает пропевание этого упражнения через силу.

Как научится петь упражнения для голоса с максимальной пользой?

Работа над голосом, упражнения и тренировки для пения в домашних условиях и видео ролики для просмотра удобны тем, что не надо никуда добираться и тратить деньги. Но даже если вы искренне готовы на ежедневные усовершенствования вашего певческого уровня с нуля, то далеко не всегда сможете адекватно сопоставить и оценить результаты труда, сверить интонации, чётко понять поставленные задачи.

Гораздо более эффективные занятия начнутся с появлением тренера-профессионала. Упражнения для раскрытия, разогрева и укрепления голоса получится не только правильно осознать и исполнить. Преподаватель предложит оптимальный комплекс вокальных упражнений для начинающих под ваши нуждающиеся в проработке и развитии слабые места, даст ценные советы, проконтролирует грамотность исполнения и просто подбодрит в нужный момент.

Подборка вокальных упражнений для развития голоса на видео:

Цель применяемых в этом возрасте вокальных упражнений – привитие подросткам в процессе здорового и мягкого звукообразования основных навыков певучести и чистоты интонации, тесно связанных с правильным дыханием и организованным музыкальным слухом. Ввиду того, что музыкальное искусство сопровождается словом, четкость которого сильно влияет на правильную настройку голосового механизма и его резонаторных полостей, вокальные упражнения в этом возрасте поются преимущественно не на изолированных гласных, а на слогах, словах и отдельных фразах. Отработанные упражнения подкрепляются попевками. Хотя артикуляционная подвижность в этом возрасте значительно лучше, чем у маленьких детей, она требует и у подростков неизменной работы над нею. Кроме того, качество артикуляции в большой степени зависит от индивидуальных архитектонических особенностей полости рта ученика. Если у одних подростков анатомическое строение полости рта имеет горизонтальную архитектонику и с ней более плоскую форму небного свода, то и окраска голоса таких учеников более светлым звучанием, иногда чрезмерно открытым, требующим затемнения . Наоборот, если полость рта имеет овальную форму, звук бывает более темный, а иногда и заваленный . Поэтому с первой группой необходимо больше работать на темных гласных О и У, а со второй – на светлых И, Э, А.

Вокальные упражнения должны быть непосредственно связаны со слуховым воспитанием, задачи которого значительно расширяются.

Урок необходимо начинать с настроечных упражнений (тонических трезвучий), устанавливающих координацию слуха с голосом. Так как мы придаем большое значение ладовому воспитанию, пение гамм становится важным средством слухового развития вокалиста. Известно, что пение гамм в интервальных и темповых усложнениях было основой вокального воспитания старых итальянских школ (как взрослых, так и детских).

Гаммы следует петь плавно на одной линии , как бы символизирующей линейное дыхание, придающее всем звукам вокальную ровность . Это тесно связывается с регуляцией гласных звуков, вливающихся один в другой и подчиняющихся первому гласному, как установочному . Ровность и плавность особенно важны при пении интервалов, которые должны ощущаться не как шаг и тем более скачок через порог, а как непрерывный растянутый гласный звук, осуществляющий плавное движение мелодии. Старейший итальянский педагог Този говорил: Уметь соединять интервалы, значит уметь петь . [15,52]

При работе над звуком необходимо следить за легкостью и непринужденностью голоса. Это не значит, что голос подростка не должен насыщаться, но его обогащение при естественных условиях звучания происходит за счет самой природы, т.е. ее морфологического развития и углубляющегося дыхания. Плохо, если постепенность этого развития нарушается искусственной работой гортани, способной изменить непринужденность голосообразования. Голос может развиться правильно в тех случаях, когда используется его природа «сегодняшнего», а не «завтрашнего» дня. Последнее, к сожалению, нередко бывает, когда голосам подростков придается большая звучность, чем позволяет их природа на данном этапе развития. Излишняя звучность может быть достигнута, но она всегда отражается на дальнейшем развитии голоса во взрослом состоянии.

Непринужденная работа голосового механизма имеет громадное значение в вопросе координации голоса со слухом, так как при естественном (не напряженном) звучании голоса проторение путей от одного очага возбуждения к другому, т.е. от двигательного к слуховому и обратно, происходит значительно быстрее, в силу чего и замыкание рефлекторной цепи достигает большего эффекта.

Мы коснулись вокальной работы с подростками, у которых развитие голоса протекает нормально. Но среди детей этого возраста есть и другие, голос которых требует особого внимания. К этой категории относятся не только подростки обоего пола, у которых появляются признаки мутации, но и такие, которые искажают свой голос неправильным крикливым пением. Неправильное громкое пение вызывает перенапряжение голосового механизма, внешне выражающегося во вздутии мышц шеи и ее покраснении, что никогда не наблюдается при естественном пении.

Основные приемы работы с «крикунами» сводятся к «отметанию» всех наносных, ненужных, вредных навыков, вплоть до «шепотной» методики, способствующей отдыху напряженных голосовых связок. При шепоте связки не колеблются, а если начинают колебаться, то минимально. Временно, выключив голос из работы, мы занимались лишь воспитанием дыхания и артикуляционными движениями при произношении слов: мягкое опускание нижней челюсти и движение языка касанием его кончика внутренней поверхности верхних зубов. Если мальчик оказывал при этом методе терпение, эффект шепотного приема давал себя быстро знать, так как отдохнувшие связки начинали по-другому реагировать на фонации.

Учащиеся, исказившие себе голос форсированным пением, но терпеливо подчинявшиеся новым требованиям мягкого и непринужденного пения, нередко перестраивались и спасали свой голос от неминуемого срыва.

Задача по исправлению испорченных голосов усложняется особенно тогда, когда напряжение голоса совпадает с наступившей у мальчиков мутацией. В таких случаях может помочь лишь «режим молчания», а также длительное наблюдение за голосом со стороны педагога.

В случае прекращения занятий с мальчиком должна быть проведена беседа о том, что голос его начал меняться, требует очень бережного с ним обращения и занятий в другом плане, чем те, какие с ним велись до сего времени.

Во время мутации как у мальчиков, так и у девочек очень меняется психика. Мальчики иногда сильно переживают новое состояние обедневшего у них голоса. На педагоге лежит обязанность разъяснить им закономерности этого явления, успокоить их, что голос к ним вернется, но будет уже звучать, как у взрослого мужчины.

У некоторых девочек в переходный период меняется характер, появляется большая замкнутость, в то время как некоторые далаются капризными. Нередко бывает, когда голос у девочек перестает звучать, как раньше, они начинают терять веру в себя. В этих случаях особо важно, чтобы педагог поддержал девочку добрым словом и заинтересовал ее каким-нибудь интересным репертуаром.

Распевание для детей в игровой форме

Поем, играя! (распевание в игровой форме).


Автор: Наумова Алена Борисовна, педагог дополнительного образования, руководитель младшего и подготовительного хора МБУДОД «Детская хоровая школа искусств мальчиков и юношей «Молодость» г. Челябинска.
Любое хоровое или вокальное занятие должно начинаться с распевания, которое должно длиться не менее десяти минут. Оно должно выполнять ряд необходимых функций, о которых мы поговорим позднее. Наша задача – сделать процесс распевания интересным, увлекательным для маленьких детей, но при этом не превращать его только в игру, сохранить образовательную, обучающую функцию.
Этот материал будет полезен музыкальным работникам детских садов, учителям музыки в начальных классах, руководителям и хормейстерам младших и подготовительных хоров.
Цель разработки. описание игровых приемов, используемых на уроках в процессе распевания детей.
Задачи игрового распевания:
1. Настроить детей на рабочий лад. Собрать внимание.
2. Подготовить певческий и артикуляционный аппараты к пению.
3. Развить звуковысотный слух, поработать над чистотой интонации и расширить диапазон голоса.
4. Проучить сложные моменты изучаемых произведений.

Прежде чем начать работать над каким-то произведением, ставить какую-то задачу, необходимо настроить детей на рабочее настроение, собрать их внимание. Для этого используем игру «Регулировщик». Руководитель – регулировщик, который стоит на музыкальном перекрестке. Воспитанники – музыкальные машинки, готовые ехать по жесту регулировщика. «Регулировщик» поднимает руки – «машины» готовы (жест внимания). Регулировщик повел руку вверх – машины набирают воздух (вдох). Регулировщик повел руку вниз – машины поехали (запели). Регулировщик показывает внизу – машины поехали тихо, поднял руки выше – машины поехали громко. Регулировщик опустил руки вниз – машины остановились (закончили петь). Концертмейстер все это время подыгрывает нам на инструменте.
Этой игрой решаем несколько задач:
1. Собираем внимание детей.
2. Приучаем к жестам дирижера.

Подготавливаем певческий и артикуляционный аппарат к пению.

Выбираем небольшой, наиболее сложный отрывок в любой песне, и прорабатываем его различными способами (по фонопедическому методу В.В.Емельянова):
1. Пропеваем, «сидя в автомобиле» (вибрация губами, соблюдая звуковысотность, характер исполнения);
2. Пропеваем, «сидя на лошадке» («процокать» мелодию, стараясь губами формировать слова песни);
3. «Выдуваем» мелодию (пропевать мелодию, выдувая при этом воздух);
4. Пропеваем, «сидя на слоне» (пропевать мелодию с хорошо открытым ртом, но звук направлять не в рот, а в нос).
Этой игрой мы так же решаем несколько задач:
1. Разогреваем артикуляционный аппарат.
2. Прорабатываем сложные отрывки в произведении.

Развиваем звуковысотный слух, работаем над чистотой интонации и расширяем диапазон голоса.

Для решения этих задач нам понадобятся распевки. Но петь распевки на слоги детям скучно и неинтересно, поэтому включаем распевки со словами, желательно найти картинки на каждую распевку, рассказывать детям какие-то истории на тему. Картинки надо стараться подбирать такие, где действующие герои широко раскрывают рот. В этом случае у детей возникает зрительный образ, интерес, и достичь поставленной цели (открыть рот) будет проще.
При распевании также можно использовать артикуляционные жесты Н.В.Рыбкиной. они помогают сформировать правильные гласные, и вносят игровой момент. Эти жесты можно использовать как в речевых упражнениях, так и в попевках.
«У»: ладони положить на щеки (пальцы – к шее), рисовать руками раструб трубы.


«О»: ладони на щеках (пальцами вверх), гладим по щекам сверху вниз.


«А»: руки на верхней губе, поднимаются вверх.


«И»: руки на верхней губе, расходятся в стороны.


Таким образом, мы решаем все поставленные задачи в процессе распевания, при этом распевание превращается в интересный, увлекательный процесс!

Ансамбль Задоринки распевается перед конкурсом.

Рекомендуем посмотреть:

Игры и упражнения для формирования вокально-хоровых навыков у детей 4-6 лет Обзор литературы по игровым методикам обучения пению

Источники: http://artvocal.ru/practice.php, http://sites.google.com/site/zanatiavokalom/vokalnye-upraznenia, http://ped-kopilka.ru/blogs/alena-borisovna-naumova/raspevaemsja-igraja.html






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением