Упражнения внимание детей 5 лет





Простые способы развить память и внимание

Показатели наших психических познавательных процессов, в том числе памяти и внимания, зависят от многих составляющих: от наследственности, состояния мозга, образа жизни и окружения. Тем не менее, их можно достаточно хорошо развить при помощи специальных упражнений.

Люди, обладающие, с точки зрения обычного человека, суперпамятью, чаще всего не получили её в дар от природы. За свои удивительные способности они обязаны благодарить лишь собственных родителей.

Именно терпеливые родители, поставившие своей целью развить память и внимание крохи, могут прийти через годы к удивительным результатам.

Многие мамы и папы, которые пожелали развивать собственное чадо, ожидают, что их сокровище непременно загорится новой родительской идеей и мгновенно, а главное, с удовольствием приступит к занятиям и вскоре поразит всех своим не по возрасту развитым интеллектом.

Чаще всего таких родителей ждёт жестокое разочарование: дети часто и отвечают «неправильно», и вообще не желают играть в какие-то игры, навязанные взрослыми. В этом случае родителям придётся набраться терпения.

Не надо настойчиво предлагать игру за игрой. Лучше обратить внимание на упражнения, которые больше других понравились ребёнку или лучше всего удавались ему.

Познавательные игры похожи друг на друга по своей сути, и любую из них можно дополнить, включив в неё какие-то элементы из другой.

Как проходит адаптация ребенка в детском саду? Читай далее .

Игры

Стоит заметить, что любая развивающая игра одновременно помогает малышу тренировать и речь, и мышление, и восприятие, и другие психические познавательные процессы.

  • Игра с парами слов на развитие внимания и слуховой памяти. В неё можно начинать играть 5 лет и даже раньше. Запишите на листочек 10 пар связанных между собой по смыслу слов. Например: диван-кресло, кошка -собака, мальчик-девочка и т. п. Трижды прочитайте эти слова ребёнку. Не спешите, читайте чётко, делайте логические ударения. Минут через 5-7 вы называйте малышу первое слово из любой звучавшей пары, а его попросите называть второе. Повторите ту же игру через полчаса, через сутки, чтобы тренировать и долговременную память.
  • Игра с предметами на развитие и тактильной памяти. Завяжите своему чаду глаза, поочерёдно вкладывайте в его руки различные предметы. Он не просто должен узнавать эти предметы (это совсем несложно), а ещё и перечислять их в том порядке, в котором трогал.
  • Игра «10 картинок» на развитие и зрительной памяти. Разложите на столе 10-15 картинок, на которых изображены хорошо знакомые ребёнку предметы. После того, как малыш внимательно их рассмотрит, соберите картинки и через полминутки попросите его перечислить предметы, которые запомнились. Покажите ребёнку те изображения, он не назвал. Через 10 минут, потом через час снова попросите его перечислить всё, что он видел на картинках.

  • Игра «Секретный агент» на развитие и зрительной памяти. Для повышения мотивации к занятиям расскажите ребёнку о секретных агентах, обладающих способностью запоминать увиденное с первого взгляда, а после дайте задание – запомнить предметы, разложенные на столе, затем отвернуться и перечислить их.

Другой вариант той же игры – во время прогулки учите его подмечать всё, что происходит вокруг, а по приходу домой перечислять увиденное. Если ребёнку 7 лет или более – вполне уместно будет спросить его о содержании встретившихся на пути рекламных щитов, попросить назвать номера домов, мимо которых он проходил и т. п.

Какова стратегия вертикальной интеграции? Ответ здесь .

Как развить умственные способности, память и внимание? Читай далее .

Когда ребёнку 10 лет – он уже осознанно продолжает развивать свои навыки. Ему несложно пересказать в деталях не только произошедший с ним случай, но и страницу только что прочтённой книги.

Для взрослых также существует немало упражнений. Особый акцент надо делать на тренировке именно внимания, ведь у внимательных людей память лучше, чем у рассеянных.

Упражнения

  1. Обращайте внимание на детали. Когда вы едете в общественном транспорте, вглядывайтесь в пассажиров, старайтесь запомнить цвет их одежды, их возраст, цвет волос, глаз. Через пару дней попробуйте вспомнить эти детали и словесно описать увиденное.
  2. Изучайте иностранный язык, посещайте различные курсы, связанные с получением новой информации (быстрого чтения, бухгалтерские, компьютерные). Подобные занятия способствуют развитию не только внимания и памяти, но и в целом умственных способностей. Приступите к освоению шрифта Брайля либо языка жестов. Это поможет усилить тактильные ощущения, разовьет моторную память.
  3. Медитация – известный метод повышения внимания. Если от изобилия информации у вас, что называется, пухнет голова, мозг отказывается работать, нужно закрыть глаза, расслабиться, отвлечься от всего происходящего вокруг, и сосредоточить внимание только на дыхании. Медитация не только расслабляет, она восстанавливает работу и мозга, и всего организма.
  4. Полноценный сон. Он тоже оказывает влияние на работу мозга, а поэтому и на концентрацию внимания, и на память. Если вы изо дня в день не высыпаетесь, то просто не можете быть достаточно внимательны.
  5. Интеллектуальные игры – одинаково полезны как для школьника, так и для взрослого. Они увеличивают способность концентрировать внимание. Хотя бы четверть часа в день посвящайте этому занятию.

Не стоит пренебрегать и приёмом витаминов и микроэлементов: многие из них созданы специально для улучшения памяти и внимания. При дефиците в организме некоторых веществ мозг просто не может полноценно работать.

  • Не «убивайте» на диване своё свободное время, посещайте новые места, заводите новые знакомства.
  • Принимая душ, занимаясь какими-либо привычными домашними делами, закройте на минуту глаза и постарайтесь проделать всё по памяти. Такое упражнение способствует усилению многих органов чувств.
  • Периодически устраивайте сеансы ароматерапии, купите для этого новые духи либо душистые эфирные масла.
  • Если вы правша, постарайтесь по возможности нагружать левую руку, если левша -наоборот. Таким нехитрым способом можно активизировать ту половину мозга, которая отвечает за «нерабочую» руку.
  • Систематически читайте газеты, журналы, книги, смотрите познавательные телепередачи.

И последний совет: прилагайте усилия к тому, чтобы мыслить нестандартно, тренируйте мозг, принуждайте его работать быстро и в непривычных ранее направлениях!

Видео: Советы и рекомендации

Упражнения и игры для развития внимания у детей

Внимание - одна из важных психических характеристик, отвечающая за количество и качество восприятия человеком информации извне. Внимание связано с такими характеристиками, как память, концентрация, а также с уровнем развития сенсорной восприимчивости человека. От развития внимания у детей будут во многом зависеть их успехи в учебе, спорте, творчестве.

Исходя из этого, тренировать это качество можно и нужно всем малышам и дошкольникам, независимо от их способностей, склонностей и планов на будущее. Если в первый год жизни эта задача успешно решается в ходе сенсорного развития ребенка. то для ребят более старшего возраста существуют специальные игрушки (к примеру, паззлы. головоломки) и увлекательные игры и упражнения. Вот некоторые из них.

Ищем синие машины (для детей от 2-2,5 лет)

Самая простая игра - перед прогулкой вы договариваетесь с малышом, что на улице вы будете высматривать и считать синие (или красные, белые и т.д.) машины. И во время прогулки вы с ребенком прилежно выполняете это задание, причем ребенок не освобождается от него даже во время игр (совмещение игры и такой миссии поможет ему развить умение переключать внимание с одного действия на другое, при этом не терять из памяти нужную информацию). В дальнейшем упражнение можно усложнить - попросите чадо, чтобы после возвращения домой с прогулки оно назвало не только количество увиденных машин определенного цвета, но и места, где были замечены эти машины.

Запомни одежду друга (с 3-4 лет)

Эту игру можно, опять же, привязать к прогулке или к походу в детский сад. Перед данным мероприятием вы договариваетесь с малышом, что, вернувшись домой, он подробно расскажет вам, во что сегодня был одет его друг Петя или воспитательница Марья Ивановна. Если это упражнение на развитие внимания ребенку сразу покажется простым, его также можно усложнить - пусть запоминает одежду сразу 2-3 человек.

Занятия с картинками и оптическими иллюзиями (с 3-4 лет)

Очень помогают развитию внимания у детей упражнения с похожими картинками в духе найди десять отличий или рисунки-иллюзии, на которых в кажущихся на первый взгляд беспорядочных узорах нужно найти лицо, животное и т.д.

Тренировка разных органов чувств

Все предыдущие упражнения нацелены на развитие у ребенка навыков восприятия зрительной информации (и таковы в основном все игры на развитие внимания у детей). В принципе, это объяснимо: у взрослого человека именно зрение играет главную роль в формировании представления об окружающем мире. Тем не менее не будем забывать и об остальных каналах восприятия информации: о слухе, осязании, обонянии и вкусе. Можете предложить, к примеру, ребенку игру найди слово в песне: вы включаете радио (музыкальную станцию) и заранее договариваетесь, что ребенок должен подать вам определенный сигнал, услышав в песне то или иное слово. А затем вы начинаете заниматься своими делами, но параллельно слушаете тексты песен в ожидании кодового слова. Подобные упражнения можно придумать для фиксации на вкусовых или тактильных ощущениях (к примеру, завязать ребенку глаза, выложить перед ним похожие по форме и фактуре игрушки и предложить ему определить, где какая).

Также читайте:

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

ВНИМАНИЕ есть сосредоточенность на чем-либо. Оно связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки. Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком доступного для него объема знаний, умений и установление контакта со взрослым. Если внимание отсутствует, ребенок не может научиться ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию. Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания.

Объем - это количество объектов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и отчетливостью. Объем внимания взрослого человека составляет от четырех до семи объектов одновременно. Объем внимания ребенка 1-5 объектов. Для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста каждая буква является отдельным объектом. По мере овладения техникой чтения увеличивается и объем внимания, необходимый для беглого чтения.

Устойчивость - это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности. Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Если внимание неустойчиво, то качество работы резко снижается.

Интенсивность характеризуется относительно большой затратой нервной энергии при выполнении данного вида деятельности. Внимание в той или иной деятельности может проявляться с разной интенсивностью.

Концентрация - это степень сосредоточения. Сосредоточенным называется внимание, направленное на какой-либо объект или вид деятельности и не распространяющееся на другие.

Распределение - это способность человека удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно, т.е. это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними.

Переключение - это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной ситуации.

Отвлекаемость - непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.

Рассеянность - неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Рассеянность может проявляться а) в неспособности к сосредоточению; б) в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности. Рассеянностью называют также истощаемость внимания, как следствие болезни, переутомления.

Чрезмерная подвижность внимания - постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности.

Инертность - малая подвижность внимания, патологическая его фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

НАЙДИ ДВА ОДИНАКОВЫХ ПРЕДМЕТА
Предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, из которых два предмета одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор.

ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО
Предлагается карточка с изображением 4-5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти.

НАЙДИ ОТЛИЧИЯ
Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти эти отличия.

ВЫКЛАДЫВАНИЕ УЗОРА ИЗ МОЗАИКИ ИЛИ ИЗ ПАЛОЧЕК
Ребенку предлагают выложить из мозаики (или палочек) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т.п.

НАНИЗЫВАНИЕ БУСИНОК
Ребенку предлагается образец или схема нанизывания бус (например, -ОХОХОХО- -ОООХХХООО- -ООХХОХОХХОО-), нитка или проволока, бусинки. Ребенок собирает бусы.

СРИСОВЫВАНИЕ ПО КЛЕТОЧКАМ
Ребенку дается лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.

ЛАБИРИНТ
Пройти по лабиринту, прослеживая путь взором, в случае затруднения пальцем или карандашом.

НАЗОВИ ПРЕДМЕТ
Ребенку даются рисунки с замаскированными (неполными, перечеркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Необходимо их назвать.

СКОЛЬКО ЧЕГО?
ребенка просят осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на букву К , Т , С , все стеклянные или металлические, все круглые, или все белые предметы.

ДОРИСУЙ
Ребенку предлагается назвать, что отсутствует в изображении предметов и дорисовть их. Примеры: дом без окон, машина без колес, цветок без стебелька и т.п.

ЗАЧЕРКНИ
Ребенку предлагается таблица, где в несколько рядов изображены знакомые предметы или геометрические фигуры. Нужно зачеркнуть, например, все елки или все квадраты.

КОРРЕКТОР
Материал: листы с крупным печатным текстом. Попросите ребенка находить и вычеркивать в тексте какую-нибудь букву. Следите, чтобы он двигался по строкам. Фиксируйте качество работы ребенка (время, за которое он просматривает 3-5 строк, количество ошибок), поощряйте его за прогресс.

РАЗВЕДЧИКИ
Ребенку предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем взрослый задает вопросы по этой картинке, ребенок отвечает на них.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

ЧТО ЗВУЧАЛО?
Ребенку демонстрируется звучание разных предметов (звучащих игрушек, музыкальных инструментов). Затем эти предметы звучат за ширмой, а ребенок называет, что звучало.

ЧЕТЫРЕ СТИХИИ
Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: земля - руки вниз, вода - вытянуть руки вперед, воздух - поднять руки вверх, огонь - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

ПОСЛУШАЙ И ВОСПРОИЗВЕДИ
Ребенку предлагается воспроизводить по образцу, задаваемому взрослым, ритмичные удары палочкой по столу.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МОТОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

КТО ЛЕТАЕТ?
Взрослый произносит слова. Если он называет летающий предмет, ребенок отвечает летает и изображает, что машет крыльями. Если назван нелетающий предмет, то ребенок молчит и не поднимает руки.

СЪЕДОБНОЕ-НЕСЪЕДОБНОЕ
В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.

УХО-НОС
Ребенок слушает команду: Ухо и дотрагивается до уха. Нос - дотрагивается до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибиться.

ЗАПРЕЩЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ
Ведущий показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он показывает разные движения руками, ногами. Тот, кто повторил запретное движение, выбывает из игры. Запретным может быть любое движение или сочетание движений.

Борякова Н.Ю. и др. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. М. 1994.
Забрамная С.Д. Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. М. 2001.
Катаева А.А. Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М. 1993.
Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет. М. 2001.
Фомина Л.В. Сенсорное развитие. Программа для детей в возрасте (4) 5-6 лет. М. 2001.
Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М. 1996.

Источники: http://gopsy.ru/lichnost/kak-razvit-pamjat-i-vnimanie.html, http://detyvradost.ru/uprazhneniya-i-igryi-dlya-razvitiya-vnimaniya-u-detey/, http://defectolog.ru/articles/20/22/






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением