Упражнения в театральном кружке для детей





Обсуждения

1. Игра напишу письмо и отправлю ( машинка )

Садимся так, чтобы удобно было хлопать по коленкам.
Делаем сначала медленно такие движения: поднимаем правую ручку, левую ручку, хлопок (в ладоши), по коленкам.

Держим ритм такими словами: правая, левая, хлопок, по коленкам .

Начинаем все быстрее и быстрее.

Затем при поднятии правой руки говорим свое имя (или персонаж из сказки), а при
поднятии левой-имя того, кому посылаем письмо

Например:
Таня- Саша. Хлопок. По коленкам

Саша вступает сразу, нельзя делать паузу. Машинка, чтобы не сломаться, должна постоянно работать (держим ритм)

Если пауза, машинка идет в починку, игра начинается сначала.

Прошу прощения, если я не очень понятно написала. Дети должны вспоминить, как играли и показать вам.

Упражнения для голоса

1. Дыхание в звучащей речи.

Существует ошибочное мнение, что главное в работе над дыханием – умение произносить как можно больше слов, фраз на одном выдохе. К концу произнесения такой фразы дыхание ослабевает, голос тускнеет, становится неровным. Необходимо воспитывать частое дыхание. Частые незаметные доборы воздуха позволяют свободно пользоваться выразительными средствами речи (диапазоном, темпо-ритмом и т.д.).

Источником звука являются расположенные в гортани голосовые связки. Но основная часть звуковой энергии поглощается внутри организма, что вызывает знакомую нам вибрацию тканей головы, шеи, груди. Постановка голоса в том и состоит, чтобы повысить КПД голосового аппарата, то есть при меньших затратах мышечной энергии добиться максимума звучания.

1.1. Первый вид дыхания – спокойная, плавно звучащая речь “Ночной лес”

упражнение “Звукоподражатель”
Ветер: шшшшшшшшшшшшшшшш…сссссссссссссссс….
Шмель: жьжьжьжьжьжьжьжьжь
Комар: ззззззззззззззззззз
Метлой сухие листья: шшшшшшш, шшшшшшшш

1.2. Второй вид дыхания – волевая, на сдержанном темпераменте речь “Насос”

“насос”: СССССССССС, СССССССССС, ССССССССССС
“лыжи”: шшш,ссс,шшш,ссс ( силой)

1.3. Третий вид дыхания – эмоциональная, экпрессивная речь, произносимая в быстром темпе – “Пульверизатор”
“пульверизатор” сжимая в руке грушу пульверизатора, сопровождаем резким выбросом звука ПС-ПС-ПС-ПС-ПС-пссссссссссссс
“сорока-сплетница” тртртртртр, тртр,тртртртртр
2. Голос и дикция

Цель упражнений: добиться свободного звучания голоса, найти свой природный тембр.
Поиски свободного звучания голоса связаны с воспитанием чувства атаки. Атака, или начало звучания, это момент установки голосовых связок на определенный тон и характер звучания речи при различных видах их смыкания и прохождения воздушной струи.

мягкая – свободные связки, легкое прохождение воздуха;
твердая – связки смыкаются плотно до начала выхода воздуха, голос становится резким, металлическим, мало подвижным, визгливым, неуправляемым
придыхательная – воздух выдыхается до смыкания связок – голос быстро утомляется, тускнеет.
Добиваемся мягкой атаки через упражнение “стоны”:
ммммммммммм – до боли в губах
Мам, мёду нам (следить, чтобы воздух выходил плавно, без щелчков)
Разница между твёрдой и мягкой атакой: колыбельная “ааа,а”,

САМОЕ ВАЖНОЕ В РЕЧИ: звук должен опираться не на голосовые связки, а на ДИАФРАГМУ.

”Подлаивание”
собака проснулась: ававав
в пляс: “гОп-ля-ля, гОп-ля-ля, гОп, гОп, гОп-ля-ля”
цирк: алеее-гОп
команды: налеее-вО напраа-вОкрууу-гОм
Мам, мёду нам…МеОду нам, мАм
“у зубного врача” :
Два часа не есть? Ужасно
Я не завтракал напрасно,
Есть хочу, как никогда..
Два часа ждать? Ерунда
Есть характер, воля есть.
Раз нельзя – не стану есть
Убаюкивание: м-м-м-м-м-м-М, а-а-а-а-а-а-А, у-у-у-у-у-у-У

2.3. Дикция: Тренируем четкое произнесение отдельных звуков (согласные):

Вагончики: вагоны вперед покатили, как мячики, так-чики-так-чики-так-чики-так
Копыта: из-под топота копыт пыль по полю летит
Трубочист: мОем, мОем трУбочИста,
чИсто, чИсто, чИсто, чИсто,
бУдет,бУдет трУбОчИст,
ЧИст, чИст, чИст,чИст

Понятие диапазон включает в себя охват, объем, совокупность всех звуков, доступных человеческому голосу. Если человек не умеет управлять диапазоном своего голоса, то голос либо неожиданно резко уходит в басы, или в писк.

Упражнения: (Используем “подлаивание”)

1) “Хочу развить” Я хочу свой голос развить, чтоб здесь говорить (высоко), и здесь говорить (естественно), и здесь говорить (низко).

3) “Этажи”
Крыша
И шестой этаж
И пятый этаж
И четвертый этаж
И третий этаж
И второй этаж
И первый этаж
4. Сила голоса

Сила звука зависит от амплитуды колебания голосовых связок: больше амплитуда, больше звук.
Когда оратор пытается говорить с силой – вот тут-то и наступает перенапряжение голосовых связок, такой звук тяжело слушать, создается ощущение, что человек кричит, хотя аудитория находится в метре от него.

Упражнения:
1) “Да иди ты”:
Ну иди же (просите)
Ну же (умоляете)
Нут-ка
Добежать одна минутка (приказываете)

2) “Дай яблоко, а то…”
Дай яблоко (напоминаете, предлагаете)
Дай яблоко (угрожаете, предупреждаете)
Яблоко дай (приказываете, воздух выталкивается с силой)
(То же самой упражнение можно делать с АЛЛЕ вместо ДАЙ, тренирует подлаивание лучше на А)

3) Эй вы, ну ли
Что заснули?
Ну и ну Ну и ну
Вы зачем нас обманули,
что склонило вас ко сну?
Нут-ка, нут-ка, просыпайтесь
Поднимайтесь,
одевайтесь
И айда скорей гулять
Ну же
Эй, вы
Хватит спать
5. Темпо-ритм речи

Иными словами – это скорость речи и умение на протяжении монолога выразительно менять этот ритм и скорость, не оговариваясь и не ошибаясь. Темпо-ритм тренируется скороговорками и стихами.
1) Из-под топота копыт пыль по полю летит
2) Дробью по перепелам и по тетеревам
3) Шла Саша по шоссе и сосала сушку
4) Ткет ткач ткани на платки Тане (объясняете)
На платки ТАНЕ ткет ткач ткани (устали объяснять, быстро уточняете).
5) – Говорили про Прокоповича.
- Про какого, про Прокоповича?
- Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича про твоего (раздражаясь непонятливости собеседника)
6) – Говорили про Прокоповича и про Проколукарпенко.
- Про каких про Прокоповича и про Проколукарпенко?
- Про Прокоповича и про Проколукарпенко, про Прокоповича и про Проколукарпенко, про Прокоповича и про Проколукарпенко про твоих (раздражаясь непонятливости собеседника)

по материалам:
- учебного пособия “Техника звучащего слова” Савковой З.В.
Зинаида Васильевна Савкова (1925-2010) – заслуженный деятель искусств России; академик Петровской академии науки и искусств; кандидат искусствоведения, профессор СПбГУКИ; актриса и режиссёр театра «Родом из блокады»; член Союза театральных деятелей Российской Федерации.

Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
Стоит воз овса, возле воза овца.
Клала Клава лук на полку.
Зоя – зайкина хозяйка. Спит в тазу у Зои зайка.
Клара у Вали играла на рояле.
Рыбки в аквариуме (повторить 2 раза).
Милиционер остановил велосипедиста.
Сыворотка из-под простокваши.
Полполдника проболтала.

Занятие театрального кружка для детей старшего дошкольного возраста 1, 2, 3, 4, 5 – мимикой и жестами хотите в игры поиграть?

Задачи:
  1. Развивать способность понимать настроение участника.
  2. Развивать воображение.
  3. Познакомить с понятиями “мимика”, “жест”, “пантомима”.
  4. Упражнять детей с помощью театральных игр в изображении образов с помощью мимики, жеста, пантомимы.
  5. создание благоприятной атмосферы для дружественных взаимоотношений.

Словарная работа:

характер, жест, мимика, пантомима. Музыкальный репертуар:
  1. Песня “Алабама джем” муз. и сл. Р.Эмчина.
  2. Песня “Улыбка” муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.
  3. Песня “Не дразните собак” муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского.
  4. Песня “Чунга-Чанга” муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина.

Вход. Звучит фонограмма песни “Алабама джем” муз. Р.Эмчина. Дети входят за ведущим ребенком. Вход усложнен перестроением с изменением движения: змейкой, по кругу, ходьба по диагонали. По окончании музыки садятся на стулья.

Цель. Настроить участников на дружеский лад.

Ход: Водящий ребенок пропевает ласково имя адресата и бросает ему мяч. И так дальше по кругу, по цепочке.

Ведущий:

Мы с вами оказались на сцене? А как называются люди, которые выступают на сцене?

Дети: Людей, которые выступают на сцене, называют артистами.

Ведущий: Как вы думаете, просто ли стать артистом? Что для этого нужно?

Ответы детей: перечисляют навыки и умения, необходимые артисту (умение превращаться, перевоплощаться в героев с помощью движений, интонаций).

Ведущий: Для того чтобы артист выразил характер, ему необходимы жест, мимика, пантомима. Об этом мы сегодня и поговорим.

Ведущий: Жест – характерное движение, совершаемое руками, телом. Как вы думаете, что означает жест “вытянутая вперед рука с указательным пальцем”?

Какие жесты вы знаете? (Беседа с детьми о жестах.)

Дети: Этот жест означает указание направления.

Предлагаю вам выполнить упражнение “Что бы это значило?” .

Цель. закрепить определение жеста.

Ход: педагог предлагает детям жест, дети объясняют его значение.

Ведущий: Жест – это отдельное движение головой, либо руками, либо телом. Поупражняемся и мы с вами выразить слова из песен жестами.

Упражнение “Пойми меня”

Ход. Дети встают парами, лицом друг к другу. Изображают ключевое слово героев песни жестами.
  1. Героиня – Золушка. Песня “Добрый жук” (дети изображают ключевую фразу “Встаньте дети, встаньте в круг”, жест – приглашение).
  2. Герой – волк. Песня зайца и волка из мультфильма “Ну, погоди!”. (Дети изображают ключевую фразу “Ну, Дед Мороз, погоди!”, жест – грозят рукой.)
  3. Ведущий:

    Мимика – выражение чувств через движения частей лица. Предлагаю вам только движением частей лица: лоб, брови, глаза, нос, рот, щеки, проч. Выполнить следующее упражнение.

    Упражнения “Представьте себе”

    Цель. закрепить определение мимики.

    Ход:
    1. “У вас в руках яблоко, большое-пребольшое. Вы широко открываете рот и кусаете яблоко. Фу! Оно горькое. Вы берете второе яблоко, откусываете. Ой! Оно кислое. Вы берете третье яблоко, откусываете – сладкое”.
    2. Перед вами ваза с цветами. Вы вдыхаете аромат цветов. Ах, какая прелесть!

    Дети и педагог ведут сравнительный анализ выполненных упражнений и дают друг другу качественную оценку.

    Ведущий: Вы справились с этим заданием. А теперь предлагаю выполнить задание, в которой мимикой нужно передать содержание песни.

    Ход. Руководитель играет небольшой отрывок песни, а дети мимикой изображают ее содержание и передают соответствующее выражение лица по кругу.
    Песня “Улыбка” В. Шаинского (веселье, радость, удовольствие).
  4. Песня “Не дразните собак” М. Пляцковского (грусть).
  5. Припев песни “Чунга-Чанга” В. Шаинского (восторг, радость).
  6. Ведущий:

    Вот сколько чувств можно передать мимикой, перечислим их еще раз.

    Дети выкладывают на доске мимические пиктограммы чувств, закрепляют названия состояний.

    Ведущий: Как интересно получается! Есть варианты исполнения. Но чаще всего актер пользуется и жестом и мимикой одновременно, тогда получается единое изображение – пантомима (без слов происходит действие-изображение). Попробуем?

    Игра “Пантомима”
    (дети делятся на две группы: одна – зрители, вторая – актеры).

    Ход. Ведущий читает отрывок из стихотворения В.Суслова “Шепот и шорох”. Дети-актеры имитируют движения по тексту:

    Ведущий: Навостри-ка уши, тишину послушай! Слышишь?

    Шебуршатся где-то мыши,
    Под кореньями шуршат,
    Дружно шишку шелушат.

    Дети имитируют движения мышей: ползают, шуршат, “шелушат” воображаемую шишку.

    Тише, шорох, не дыши!
    Слышишь, стихли камыши? Слышишь?

    Слышу…
    По болоту вышли цапли на охоту.
    Цапли ужинать спешат,
    Рыщут, ищут лягушат.

    Дети важно ходят по группе, высоко поднимая ноги, имитируют поиск лягушек.

    Слышу…
    Две букашки спать устроились в ромашке.
    Под простынки влезть хотят,
    Лепестками шелестят.

    Дети ищут воображаемую ромашку и “укладываются спать”.

    Ведущий: “Звинь-звинь-звинь” – а это шмель полетел с ели на ель.

    Дети имитируют полет шмеля с жужжанием и садятся на воображаемую ель.

    Игра-пантомима “Черепаха” К.И. Чуковского

    Ход. Дети делятся на группы (по 3-4 человека) – 2 лягушки и черепаха. Постараться, чтобы все дети сыграли.

    До болота идти далеко,
    До болота идти нелегко,
    “Вот камень лежит у дороги,
    Присядем и вытянем ноги”.
    На камни лягушки кладут узелок
    “Хорошо бы вот здесь нам прилечь на часок”.
    Вдруг на ноги камень вскочил
    И за ноги их ухватил,
    А они закричали от страха:
    “Да ведь это же черепаха!”

    Ведущий-руководитель и дети высказывают свои суждения о проведенных играх.

    Ведущий: Вот и подошла к концу наша встреча. Ребята, скажите сейчас, с чем мы сегодня познакомились, какая игра вам наиболее понравилась.

    Ведущий: Предлагаю вам сейчас необычно попрощаться: сначала мимикой, затем жестом, после пантомимой. Прощание под фонограмму песни “Алабама джем” муз. Р.Эмчина.

    Дети выходят из зала.

    Литература:
    1. Антипина Е.П. Театрализованные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста. – М. Творческий центр “Сфера”, 2006.
    2. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М. Творческий центр “Сфера”, 2001.
    3. Петрова Т.И. Сергеева Е.Л. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. – М. Изд. “Школьная пресса”, 2003.

    Методическая разработка занятия театрального кружка (со сценарием)

    Автор: Григорьева Алиса Андреевна
    Должность: учитель начальных классов
    Место работы: МБОУ «СОШ №11»
    Месторасположение: г. Абакан, республики Хакасия, Россия

    В основу занятий положена работа над миниатюрами по произведению Г. Остера «Вредные советы». Данная постановка так же может быть использована на уроках литературного чтения.

    Цель: Развитие речи, воображения и сценической координации детей по средствам знакомства с произведениями Г. Остера.

    1. Познакомить с произведением Г. Остера «Вредные советы»

    2. Учить детей самостоятельно находить главную мысль каждого «совета».

    3. Развивать речь и воображение детей с помощью театральной постановки.

    1. Упражнение «Море» — дети совершают волнообразные движения руками вперед-назад произнося звуки «Ш», «С», «ТШ», «ДС»

    2. Упражнение «Кораблик» — на море опускается туман и мы начинаем «сигналить друг другу» звук «У»

    3. Упражнения со слогами — различное чередование движений со слогами «Ля-ле-ле-ли-лю», «ба-бы-бо-бу-би» и так далее.

    4. Скороговорки (с движениями)

    5. Ритмическая разминка — определенный ритм по кругу (топ-топ-хлоп, топ-хлоп-хлоп-топ и так далее)

    Работа над миниатюрами: Каждая миниатюра состоит из двух частей: ритмической заставки (элементарных танцевальных движений) и непосредственно «совета».

    Заставка — песня «Рисование» из м/ф «Маша и Медведь»

    К концу заставки — дети спиной к зрителям «Рисуют на стене». Музыка затихает, дети по очереди разворачиваются к зрителям и декламируют:

    1 Если вас застала мама за любимым делом вашим

    2 Например. За рисованьем!

    3 В коридоре! На обоях!

    4 Сообщите ей что это

    6 На день рожденья

    Все вместе (разворачиваясь к зрителю) Называется картина: «Милой мамочки портрет»

    Заставка — песня «Кручу педали» из м/ф «Приключения кота Леопольда»

    В конце заставки дети «разъезжаются» на две группы: группа «Ванна» и группа «Кухня», посередине «едет» ребенок.

    Ребенок — если вы по коридору мчитесь на велосипеде

    Группа «Ванна» (выталкивая «папу») А навстречу вам из ванной вышел папа погулять!

    Ребенок в замедленном действии начинает «разворачиваться в сторону группы «Кухня», от нее отделяется один ребенок и (так же в замедленном действии) грудью закрывает проезд и кричит:

    — Не сворачивайте в кухню! В кухне твердый Холодильник!

    Группа «Ванна» — Тормозите лучше в папу!

    (Ребенок поворачивает и врезается в папу)

    Папа: Папа мягкий, он простит!

    3. «Потерявшийся ребенок»

    Заставка — песня «Топ-топ, топает малыш». В конце заставки дети расходятся на две группы — слева «Взрослые», справа «Хулиганы». Между ними озираясь идет «Ребенок», выходя вперед останавливается и кричит «ААААААА! Я потерялся»

    Из группы «Взрослые» выходит «Полицейский».

    Полицейский: Потерявшийся ребенок должен помнить, что его

    Отведут домой, как только назовет он адрес свой!

    Ребенок начинает вспоминать адрес из группы «Хулиганов» выбегает один и говорит ему:

    Надо действовать умнее! Говори всем! (что-то шепчет на ухо)

    Ребенок: Я живу! Возле пальмы! С обезьянкой! На далеких островах! (после каждой фразы смотрит на реакцию «Взрослых»).

    Ребенок: Потерявшийся ребенок, если он не дурачок

    Все вместе: Не упустит редкий случай в дальних странах побывать!

    Заставка — песня «Игрушки и дети»

    В конце заставки все дети расходятся по площадке, изображая, что у них разные игрушки: мячи, куклы, скакалки, машинки и т.д. Мило них ходит мальчик с «мамой», он показывает маме, что он все хочет, но она не соглашается.

    Мальчик: Если мама в магазине вам купила только мячик!

    Все (бросая свои дела, изумленно) Только мячик!

    Мальчик: Да! И не хочет остальное, все, что видит покупать!

    Все: Вот это мама.

    (Забирают мальчика, совещаются, встают в шахматном порядке с хитрыми лицами. Декламируют с движениями)

    1. Встаньте прямо!

    3. Руки в стороны расправьте!

    4. Открывайте рот пошире!

    Все: И кричите букву «Аааа»

    Мама зажимает мальчику рот, остальные себе — сами.

    Мама: И когда роняя сумки, с криком

    Все: «Граждане! Тревога»

    Мама: Покупатели помчатся с продавцами во главе.

    Все (подползая на коленях)

    Сам хозяин магазина подползет к вам и попросит:

    «Заберите все бесплатно, пусть он только замолчит»

    В самом конце постановки танцуется зажигательный танец. Мы используем песню «Чика-рика» Н. Миединовой.

    Завершение занятия. Рефлексия.

    Дети садятся по кругу и передают друг другу талисман кружка —мягкую игрушку. Каждый ребенок по кругу здоровается с талисманом и рассказывает ему, что понравилось на занятии, а что нет. Когда круг закончен педагог пускает по кругу в разные стороны два мячика, тот, у кого окажется оба мячика, становится «солнышком» занятия. Ему все дети говорят, что их в нем восхищает, желают что-то хорошее.

    Все встают и прощаются в кругу по-разному: сдержано, радостно, тихо, громко, медленно и так далее.

    Источники: http://m.vk.com/topic-10202294_23318426, http://festival.1september.ru/articles/511185/, http://portal2011.com/metodicheskaya-razrabotka-zanyatiya-teatralnogo-kruzhka-so-scenariem/





    Комментариев пока нет!

    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр внизу: код подтверждения