Упражнения развития концентрации внимания младших школьников





Особенности внимания младших школьников

Многие проблемы неуспеваемости учащихся начальной школы связаны с физиолого-психологическими особенностями развития детей данного возраста. В частности внимание младших школьников имеет непроизвольный, неустойчивый и кратковременный характер. Первоклассники и отчасти второклассники ещё не умеют длительно сосредоточиться на работе, особенно если она не интересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Значительно лучше у детей данного возраста развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает учеников, без всяких усилий с их стороны.

Внимательно наблюдайте за своим ребенком. Возможно, причины школьной не успешности таятся в его невнимательности, которая проявляется в следующем:

- неумение сосредоточиться на деталях, ошибки по невнимательности;
- неспособность удерживать внимание и вслушиваться в обращенную к нему речь;
- частое отвлечение на посторонние раздражители;
- беспомощность в доведении задания до конца;
- отрицательное отношение к заданиям, требующим напряжения,
- забывчивость (ребенок не способен сохранить в памяти инструкцию к заданию на протяжении его выполнения);
- потеря предметов, необходимых для выполнения задания.

Наиболее распространенными причинами рассеянного внимания являются:

- общее ослабление нервной системы (неврастения);
- ухудшение состояния здоровья;
- физическое и умственное переутомление;
- наличие тяжелых переживаний, травм;
- эмоциональная перегрузка вследствие большого количества впечатлений (положительных и отрицательных);
- нарушения режима занятий и отдыха;
- нарушения дыхания (хронические простуды, аденоиды вызывают нарушения дыхания; ребенок дышит ртом, поверхностно, неглубоко, его мозг не обогащается кислородом, что отрицательно влияет на работоспособность и концентрацию внимания);
- чрезмерная подвижность.

Внимание можно и нужно развивать!

К числу эффективных средств развития внимания относятся игры и игровые упражнения.

Занятия длятся от 25 мин. до 45 мин. Продолжительность зависит от качества внимания и поведения детей. Курс состоит из 20 занятий. Длительность его при 2-х занятиях в неделю около 3-х месяцев.

Игры и упражнения для развития внимания

Упражнение 1. Рассыпаны буквы: акабос, ацисил, тёломас, агород, цяаз, алокш, ланеп и др. Расставь буквы в правильном порядке и прочитай слова.

Упражнение 2. Посмотри на рисунок внимательно. Не подглядывая, нарисуй точки так, как показано на нём (нарисовать рисунок из точек).

Упражнение 3. Даны слова: крот, дзот, год, фронт, оплот, пилот, флот, оплот, поворот. Вспомни, каким по счёту будет слово оплот.

Упражнение 4. Внимательно послушай текст и посчитай в нём количество слов со звуком П.

Белый снег пушистый кружится, порхает,
И под ноги тихо-тихо оседает.
Протяни ладошку — подержи пушинки,
Как красивы эти белые снежинки!

Упражнение 5. Найди спрятавшиеся слова: долпраптекамтрьдроздалжекарандаштмопрдятеллевшаноликлитма

Упражнение 6. Сколько?

Осмотри комнату и назови в ней все предметы, которые начинаются на букву К или С, имеют квадратную или круглую формы.

Упражнение 7. Не собьюсь

Игроки становятся в круг и начинают счёт от 1 до 30. Числа, содержащие в названии 3 или делящиеся на 3, называть нельзя. Вместо того чтобы их назвать, игрок произносит пи или подпрыгивает.

Советы по развитию внимания:

Во время занятий ребёнка устраняйте лишние раздражители (радио, телевизор, компьютер и др.).
Учите ребёнка преодолевать трудности, связанные с использованием внимания;
Большую роль в развитии внимания играет отношение к деятельности, которой должен заниматься ребёнок, развивайте интерес к ней.
Через каждые полчаса занятий делайте перерывы и переключайтесь на другие виды деятельности.
Находите в книгах и используйте игры и упражнения, развивающие все свойства внимания.
Научитесь играть в шахматы и шашки, эти игры называют школой внимания .
Учите детей быть наблюдательными — видеть необычное в обычном, незнакомое в знакомом.
Заботясь о развитии внимания вашего ребёнка, вы сами должны быть внимательнее к нему, его занятиям, его жизни. Помните, внимательный человек не только заметит ошибку у себя в диктанте, но и не пропустит бумажку, лежащую на тротуаре, не оставит без внимания мамино плохое настроение или грустный взгляд друга.

1. Дубровина И.В. и др. Психология. Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведе ний / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. - 2-е изд. стереотип. - М. Издательский центр Академия , 2003. - 464 с. С. 153-155.
2. Булыгина Елена Михайловна. Статья по теме: Особенности внимания детей младшего школьного возраста ; http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/
3. Лошкарёва Нина Александровна. Статья Особенности развития внимания младшего школьника и его коррекция ; http://festival.1september.ru/articles/533153/.

Заведующая Центра Здоровья для детей КГБУЗ Детская городская клиническая поликлиника №3 г. Хабаровска - Долгих Галина Семёновна

Занятие по развитию внимания младших школьников «Мир внимания». Занятие 1.

(6 голоса, среднее 2.83 из 5)

Внимание-работа психики, которая позволяет сосредоточиться, остановить свой взгляд на определенном предмете, прислушиваться к звукам, присмотреться к красивому.

Рассеянным ученикам трудно учиться в школе. Если ученик часто отвлекается на посторонние дела во время объяснения учителем материала, то это означает, что он пропускает слова учителя, а значит, он рассеян. Ученик не может усвоить нового материала из-за невнимательности. Пробелы в знаниях не позволяют рассеянному ученику понять математику, чтение, речь. Чтобы хорошо учиться, ученикам нужно быть особенно сосредоточенными на уроках, не отвлекаться посторонними делами, а внимательно слушать учителя.

Коррекционно-развивающая программа направлена ​​на повышение уровня внимания и устранения невнимательности у детей 1-4 классов в начальной школе, в которых по результатам диагностических исследований наблюдается низкий уровень внимания.

Формировать положительные личностные характеристики школьников нужно через целенаправленное развитие их внимания. Проблема преодоления невнимательности предусматривает слабость познавательных процессов, устранения негативных последствий рассеянности.

Количество занятий - 10.

формирование внимания, умение концентрировать внимание, выделять предметы по одним характерным признакам, переключение внимания, концентрация внимания и развитие коммуникации, способности к обобщению, анализу, развитие сообразительности и логического мышления.

- Повышение уровня развития внимания;

- Развитие произвольного внимания;

- Формировать способность к переключению и концентрации внимания;

- Развитие внимания из-за запоминания;

- Расширять кругозор учащихся.

Методы и формы работы:

развивающие и спортивные игры, упражнения, релаксационные разминки.

высокий уровень внимания, овладение процессами переключения и концентрации внимания, высокий уровень мотивации к обучению.

занятия проводятся группой детей (до 12 учеников), один раз в неделю по 40-45 мин.

Но некоторые упражнения можно использовать для индивидуальной работы с учащимися. Большое внимание уделяется активным формам работы, которые активизируют процесс усвоения материала.

мягкие игрушки, пазлы, карточки с различными предметами (животные, птицы, овощи, фрукты, предметы одежды, школьные принадлежности), детское лото, карандаши, кукла, игровое поле 3 * 3 клетки, пластилин, релаксационная музыка.

знакомство, развитие моторно-двигательной внимания, самоорганизация, самоконтроль.

Оборудование: табличка с человечками.

1. Упражнение «Приветствие»

Цель: содействовать созданию психологической атмосферы.

Инструкция. Дети становятся в круг, держась за руки и говорят слова:

Станем вместе мы в круг.

Руку друга протяну,

С другом ссоры не стану.

Будем все мы дружно играть.

Правила игры не забывать.

2. Упражнение «Знакомство»

Цель: познакомить учащихся друг с другом.

Инструкция. Каждому участнику группы предлагают назвать себя собственным или вымышленным именем, и только названное имя фигурирует в общении. Выбор имен говорит о том, как ученик воспринимает свое Я.

3. Упражнение «Человечки на зарядке»

Цель: провести развивающую самодиагностику.

Инструкция. Внимательно рассмотреть человечков, подчеркнуть тех, которые держат руки вниз, а ноги-на ширине плеч. В конце игры считаем количество допущенных ошибок.

Проводим соревнования: кто быстрее и точнее выполнит задание? За пропущенные фигурки накладываем «штраф». Выигрывает тот, кто получит наименьший штраф.

4. Упражнение «Будь внимательным»

Цель: стимулировать внимание.

Инструкция. Ученики стоят произвольно. На сказанное психологом слово «зайчики» - дети начинают прыгать, на слово «коньки» - бить ногой об пол, на слово «раки» - пятиться, на слово - «птицы» - махать руками «аист» - стоять на одной ноге.

5. Упражнение Что слышно?

Цель: выработать навыки переключения внимания.

Инструкция. По сигналу психолога перенести (переключить) внимание из дверей на окно, из окна двери. Рассказать, что за ними происходило, когда переключалась внимание.

Цель: развивать внимание.

Инструкция. Все игроки садятся в круг и выбирают ведущего. У каждого игрока есть фанты (любая мелкая игрушка). Он садится в середину круга и всем игрокам дает названия деревьев (дуб, клен, липа, ель и др.). Каждый должен запомнить свое название. Ведущий говорит: «Прилетела птичка, села на дуб». Дуб отвечает «На дубе я не была, улетела на елку!». Елка вызывает другое дерево. Кто упустит, отдает фант.

7. Упражнение «Фокусировка»

Цель: развитие концентрации внимания.

Инструкция. Ученики удобно устраиваются. На команду психолога «Тело»! Ученики сосредотачиваются на своем теле. На команду «Правая рука» - на правой руке. Затем последовательно с интервалом 10-20 с. звучат команды - «Ладони!», «Пальцы!», «Ноги! , Голова!».

8. Упражнение «Канон»

Цель: развивать активное внимание.

Инструкция. Игроки стоят в кругу и по очереди делают следующие движения: один приседает и встает, другой хлопает в ладоши, третий приседает и встает и т.д.

9. Общее обсуждение

- Узнали ли что-то новое?

- Какой момент занятия больше всего запомнился?

- Какой был настрой?

Нарушение концентрации внимания. Как бороться

Нарушение внимания – распространенная проблема среди детей младшего школьного возраста. Невнимательность приводит к плохому усвоению материала и отставанию по программе обучения. Более того, у 3-7% детей встречаются нарушения внимания, требующие вмешательства специалиста.

При проявлении таких проблем перед родителями встает вопрос о том, стоит ли бороться с этим недостатком. Педагоги утверждают, что корректировка необходима малышу на раннем этапе развития.

Неусидчивому малышу специальные упражнения помогут преодолеть трудности:

1) научат волевым усилием сосредотачиваться на предмете;
2) увеличивать концентрацию и объем внимания;
3) распределять внимания между несколькими объектами;
4) позволят обрести уверенность в себе.

Причины нарушений внимания у детей

Причиной проблемы может быть обычное переутомление или недостаточное насыщение клеток мозга детей полезными и питательными веществами. Нарушение может сопровождаться диагнозом – минимальная дисфункция головного мозга. Определить такое заболевание могут психолог, невролог или даже психиатр.

Нарушения могут быть вызваны неправильным питанием и постоянными стрессами, внутренними конфликтами и страхом, который родители должны помочь преодолеть малышу.

Продукты, способствующие развитию нарушений концентрации внимания:

• напитки с кофеином (пепси, кока-кола);
• жирная пища;
• переедание.

Главные признаки проблемы – импульсивность, невнимательность, гиперактивность. Выделяют следующие симптомы нарушения внимания:

  • создается впечатление, что ребенок не слушает того, что ему говорят;
  • малыш не способен удержать внимание на деталях, рассеян и небрежен;
  • частая смена деятельности;
  • нарушение внимания заметно во время игр и выполнения упражнений;
  • отмечается неспособность довести дело до логического финала, выполнить несложные инструкции;
  • ребенок не любит заданий, основанных на сосредоточенности;
  • малыш не может самостоятельно организовывать собственную деятельность;
  • наблюдается отвлеченность детей на посторонние предметы в момент выполнения упражнений и заданий;
  • отмечается забывчивость ребенка;
  • малыш часто теряет различные предметы – ручки, ключи и т.д.

При неоднократном проявлении более 6 перечисленных признаков на протяжении нескольких месяцев, родители должны обязательно обратиться за помощью к врачу невропатологу для подбора грамотного лечения и устранения недостатка в кратчайшие сроки.

Как бороться с нарушением внимания у детей

Ранняя корректировка нарушения концентрации внимания малыша приведет к более простому пути исправления проблемы.
Существует множество игр и упражнений на увеличение объема внимания. При этом не менее важно правильно организовать жизнь ребенка дома:

• Режим дня. Приучите малыша выполнять определенные действия в конкретном порядке, постепенно добавляя новые. Это поможет вашему чаду сосредоточиться. Хорошо, если вы запишите ребенка в спортивный кружок или секцию.
• Организация рабочего места ребенка. Место для занятий должно быть расположено в пространстве, где нет отвлекающих факторов (телевизор, окно напротив, предметы, не относящиеся к занятиям).
• Легкий массаж всего тела.
• Четкие инструкции. Если вы хотите, чтобы малыш понимал ваши инструкции и просьбы, формулируйте их кратко и понятно (до 10 слов).
• Сведение к минимуму любых ситуаций, требующий от ребенка длительной неподвижности. Подумайте, чем развлечь его в такие моменты, чтобы он не скучал.
• Исключение перевозбуждения и переутомления. Следует ограничить общение вашего малыша в шумных компаниях, компьютерные игры и просмотр телевизора.
• Поощрение ребенка при выполнении заданий. Это будет стимулировать его к полезной работе и вызовет желание продолжать упражнения.
• Ограничение времени выполнения задания. Для этого можно установить на рабочем столе песочные часы. После выполнения упражнения похвалите ребенка и дайте ему несколько минут для отдыха.

Ребенку, который не может похвастаться образцовым внимание, должен чувствовать себя успешным, поэтому начинать с ним занятия следует с самых простых заданий, чтобы малыш почувствовал и понял, что ему по силам справиться с любым упражнением.
Не давайте вашему чаду переутомиться. Лучше делать тренироваться по 10 минут каждый день, чем раз в неделю по несколько часов.

Кроме упражнений и игр существуют медицинские препараты для избавления от нарушений концентрации внимания (о способе их применения следует проконсультироваться с вашим врачом)

1) глицин;
2) интеллан;
3) фезам;
4) витрум мемори;
5) пирацетам.

Только от родителей зависит, как быстро ребенок избавится от имеющихся у него проблем в развитии. Вы должны помочь малышу преодолеть эту трудность для исключения проблем в дальнейшем. Терпение и вера в вашего ребенка – залог успеха и отличных результатов.

Похожие статьи

Источники: http://xn--80aaccdhusn7aaftgr1dzf.xn--p1ai/health-library/useful-information/especially-attention-of-younger-schoolchildren/, http://apruo.ru/stranichka-shkolnogo-psichologa/trening-dlya-uchashichsya/116-zanyatie-po-razvitiyu-vnimaniya-mladshich-shkolnikov-mir-vnimaniya-1.html, http://iq230.com/343-narushenie-koncentracii-vnimaniya-kak-borotsya






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением