Упражнения развитие воли младших школьников





Развитие воли у младших школьников

Процесс развития и формирования воли происходит на протяжении всей жизни, в результате воспитания и обучения человека. Что подразумевается под словом воля? Воля - сознательное регулирование личностью своих поступков, действий, проявляющееся в умении преодолевать трудности при достижении поставленной цели.

С началом обучения в школе формирование воли у ребёнка вступает в новый этап, характеризующийся целенаправленным и систематическим воспитанием под руководством учителя. Учение является интересным и увлекательным для детей занятием. Вместе с тем, в нём есть немало и неинтересного, подчас даже трудного.

Именно в этих случаях необходимы волевые усилия. Преодоление различного рода трудностей в процессе обучения, в процессе занятия той или иной учебной деятельностью, воспитывает волю. развивает волевые качества личности школьника.

С приходом в школу у первоклассника изменяются мотивы поведения. Активно формируются у учащихся начальных классов мотивы долга и ответственности перед учителем, перед своим классом. Специфика учебной деятельности обуславливает необходимость обязательного проявления воли. На уроках ученик должен проявлять умственные усилия для решения поставленных задач и поиска ответов на различные вопросы, целенаправленности восприятия, внимания, наблюдения, памяти. Так, одновременно с общим психическим развитием младшего школьника, развивается и его воля.

В процессе воспитания воли у учеников младших классов преподавателю необходимо учитывать возрастные особенности воли детей. Так, младший школьник ещё не способен делать длительных волевых усилий, особенно при выполнении однообразных заданий. Отсюда, понятна необходимость постоянно разнообразить деятельность младшего школьника.

Важным фактором в воспитании воли у школьника является совместная работа в коллективе. Дружный, целеустремлённый коллектив оказывает положительное влияние на личность школьника, воспитывая его волю. Ученик подражает лучшим в школьном коллективе, старается не отстать от коллектива, стремится воспитать у себя те волевые качества, которые особенно ценятся в коллективе.

Положительные результаты в воспитании воли у учащихся дают рассказы детям о людях, проявивших решительность, мужество, героизм.

Благоприятные условия для преодоления трудностей, а значит, и для развития воли, создают занятия физкультурой и спортом. Для воспитания у школьников волевых усилий нужно использовать как обычные условия учебных занятий, так и создавать специальные. Например, уже во 2 классе необходимо и на уроках, и на внеклассных занятиях, проводить специальные беседы по воспитанию воли, характера, необходимо помочь ученикам составить индивидуальную программу по самовоспитанию.

Говоря о развитии воли школьников, необходимо помнить о том, что в воспитании всех волевых качеств младших школьников, так же, как и во всей воспитательной работе, учителю следует поддерживать тесную связь с родителями, быть в тесном контакте с семьёй школьника. Только в этом случае, совместными усилиями школы и семьи, можно добиться высоких результатов в воспитании и формировании воли младших школьников.

Упражнения для развития воли младших школьников

В.А. Петровский предлагает целый ряд развивающих заданий 1. Приведем некоторые.

Цель: нахождение формулы желаемого воздействия взрослого на ребенка с целью организации ребенком собственного волевого действия.

Развивающая ситуация: убеждение себя от имени другого.

Проблемная ситуация: «Тебе срочно надо выучить трудное длинное стихотворение. Это очень сложное и скучное задание, и ты не хочешь его выполнять. К тебе подошла мама. Как бы ты на ее месте уговорил себя все же выучить стихотворение?»

Воспитатель вводит ребенка в проблемную ситуацию, читая ее описание и привлекая иллюстративный материал.

Ребенок сам рисует ситуацию по ходу рассказа (на бумаге, полу, доске и т.д.); сам изображает себя и других людей. Действия ребенка: отвечая на вопрос, дети опираются на изображение.

На что обращать внимание.

Важно, чтобы дети приводили именно те аргументы, которые им хотелось бы услышать, а не наиболее часто употребляемые данными взрослыми. В последнем случае объясните ребенку различия между этими двумя вариантами и попросите его еще раз построить диалог.

Если ответ слишком формален и не затрагивает значимых ценностей испытуемого (это можно понять по интонациям ребенка, по простому перечислению правил поведения и т.д.), то предложите ему подумать над другими вариантами диалога.

Цель: нахождение ребенком собственной формулы воздействия на себя для организации волевого действия.

Развивающая ситуация: убеждение себя самого от собственного имени.

Проблемная ситуация: «Ты со своим близким другом пошел на прогулку. Но на улице вы поссорились из-за качелей. Они одни на двоих, но вместе качаться нельзя. Тебе, конечно же, хочется первому сесть на качели. Как бы ты уговорил сам себя уступить место другу?»

Воспитатель вводит ребенка в проблемную ситуацию, читая ее описание. Напротив сидящего испытуемого стоит еще один стул. Слова воспитателя: Представь себе, что на одном стуле сидит тот, кого уговаривают, а на другом — тот, кто уговаривает. Убеждая самого себя, пересаживайся с места на место . Действия ребенка: ведя диалог с самим собой, испытуемый занимает то один, то другой стул.

Цель: научить ребенка осознавать положительные эмоции, переживаемые в результате разрешения проблемной ситуации.

Развивающая ситуация: переживание положительных эмоций и осознание их причины.

Проблемная ситуация: «Представь себе, что ты один в квартире, а вокруг тебя разбросаны одежда и игрушки, на полу грязь. К приходу взрослых надо все убрать. Расскажи, что ты чувствуешь, когда видишь такой беспорядок. Ты начал уборку: положил в шкаф вещи, поставил на место книги, подмел пол. Время прошло незаметно. Что ты чувствуешь теперь, когда стало чисто и красиво?».

Воспитатель просит ребенка закрыть глаза и представить себе ту ситуацию, о которой он будет рассказывать. После медленного (настолько, чтобы испытуемый мог мысленно нарисовать картину) прочтения задания ребенка просят описать свое эмоциональное состояние.

На что обращать внимание.

Важно, чтобы дети правильно поняли задание и при ответе на вопрос Что ты чувствуешь? описывали именно чувства ( я рад , мне страшно , мне весело и т.д.), а не давали лишь оценочных высказываний ( я хорошо поступил и др.).

Также следует обратить внимание на то, чтобы ребенок успел мысленно нарисовать ситуацию. В зависимости от индивидуальных особенностей, детям может потребоваться разное время для выполнения задания.

Гімназія «Школа Розвитку» №2000

  • Главная
  • Новости
  • Мероприятия
  • Галерея
  • Классы
  • Родительский комитет
  • Администрация
  • Информация
  • Контакты

Сила воли в младших классах

Чтобы ребенок вырос здоровым и адекватным человеком, его нужно многому учить. Нужно следить за интеллектуальным и способностями ребенка. Ребенок должен постоянно получать новые знания и иметь нормальную успеваемость в школе. Следить нужно также и за физической активностью. Ребенок должен быть в хорошей физической форме и не болеть. Ну а третье в этом списке, это развитие воли у младших школьников .

Этот пункт очень важен, так как без него невозможно хорошее физическое и интеллектуальное развитие. Если у ребенка нету силы воли, то ему будет сложно иметь хорошую успеваемость. Кроме того, это качество необходимо на протяжении всей жизни, и выработать его нужно, как можно раньше. Разберемся с основными проблемами и их решением.

Особенности развития воли у младших школьников

Чем отличается развитие силы воли у взрослых и у детей? Дело в том, что это качество более осмысленное. Дети в маленьком возрасте могут и не понимать значение. Сила воли, наполовину основана на мотивации. Если нам действительно что-то нужно, то мы готовы преодолеть трудности используя силу воли. Потому, что мы знаем для чего это делаем. Совсем другое дело, это маленькие дети. Первое время у них отсутствуют обязанности и трудности. К силе воли нужно приучать.

Упражнения на развитие воли у младших школьников

Нельзя назвать конкретные упражнения, ведь для силы воли должно меняться поведение в целом. Сила воли должна быть осознанной и связанной с мотивацией. Развитие силы воли у школьника – это постепенный процесс, который включает в себя множество воспитательной работы. Чтобы ребенок имел силу воли – он должен понимать важность своих поступков и последствия. Все это ему сможете объяснить только вы, как главный авторитет. Если ребенок после ваших бесед начинает проявлять силу воли, его нужно поощрять.

Игра на развитие воли у младших школьников

Термин игра не совсем корректный. Дело в том, что сила воли появляется, когда ребенок взрослеет, а игра это детство. Большая сложность как раз в том, что дети в первых классах испытывают сильный перепад. Еще совсем недавно у них был игровой период, а теперь учебный. В этом переходном возрасте и формируется сила воли благодаря правильному воспитанию.

Волевой человек – это тот, который может отказаться от каких-либо благ, ради достижения цели. И для выработки такого навыка, у ребенка должны появиться цели. Самый простой пример – он получит подарок, за хорошую успеваемость в школе. Если он действительно хочет получить что-то, то он будет делать все задания и исправно посещать школу, зная, что его труды вознаградятся.

Источники: http://festival.1september.ru/articles/621207/, http://www.studfiles.ru/preview/5853520/page:3/, http://www.shkola-rozvitkul-kiev.svitmolodi.com.ua/ru/school-user/news/sila-voli-v-mladshikh-klassakh






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением