Упражнения на развитие мотивации младших школьников





Статья по теме:
Формы и приёмы развития учебной мотивации у младших школьников

Формы и приёмы развития учебной мотивации у младших школьников

Выступление на педагогическом совете

Учитель начальных классов

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Но подчас приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Каждый учитель знает, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед ним стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.

Уже в начальной школе учебная мотивация становится достаточно большой проблемой для учителя — дети отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит учитель, не прилагают достаточных усилий для выполнения классных и домашних заданий, любой ценой стремятся получать хорошие оценки или, наоборот, начинают проявлять полную апатию. Чем старше становится ученик, тем больше у него проблем, связанных с нежеланием учиться. Стандартным способом является попытка стимулировать учебную активность нерадивых учащихся плохими оценками, дети переживают, но и это не всегда помогает.

Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

Младшие школьники в своей массе весьма любознательны. У них еще не определилась область особых и н тересов, поэтому они тянутся ко всему новому. Мир предста в ляется им довольно простым, их больше интересуют конкретные эмпирические объекты и темы: животные, растения, моря и реки, острова и города, различные виды транспорта, звезды, планеты и межпланетные полеты. Любые рассказы и знакомство с фотографиями или фильмами на эти темы вызывают их интерес и ж е лание больше узнать.

Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.

Школьники этого возраста любят мечтать и играть, разгад ы вать загадки и раскрывать тайны. Они стремятся к приключен и ям. Серьезная и длительная однотипная работа быстро их уто м ляет. Для повышения познавательной активности полезно чаще включать в занятия с ними игры или игровые элементы, давать пищу их воображению, чаще использовать небольшие экску р сии и выходы за пределы класса и школы.

Для стимулирования познавательной деятельности младших школьников можно использовать также их интерес к нормам взаимоотношений между людьми: что можно и чего нельзя д е лать, почему люди поступают так, а не иначе, как надо себя вести и почему — все это ребята часто обсуждают, время от времени жалуются учителю на поведение одноклассников. Этот интерес можно использовать при работе на уроках литературного чтения и истории.

Правильно преподносить содержание учебного материала, чтобы это было интересно. Всеми возможными способами пробуждать в учениках интерес к учебе – быть самим интересным, сделать интересными методы преподнесения информации и сделать интересной свою дисциплину. Изменять методы и приемы обучения.

Использовать занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.

Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению.

По возможности стараться на уроке чаще обратиться к каждому ученику, осуществляя постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое.

Стимулирование познавательной активности школьников должно учитывать половые особенности их интересов. Рассмо т рим специфические потребности мальчиков и девочек.

Мальчики, как правило, проявляют больший интерес к спорту, автомобилям, вообще к технике, а также к военной тематике. Девочек интересуют взаимоотношения людей, мода, проблемы искусства и эстетики. Учитель может стимулировать учение, затрагивая те или иные проблемы, связанные с этими интересами, не только при отдельном общении с мальчиками или девочками, но и в общей деятельности класса.

Многие дети учатся не ради знаний, а ради признания. Это дети с заниженной самооценкой. Их подгоняет высокий уровень притязаний. Наша задача помочь обрести ребёнку уверенность в себе. Для этого беседуйте с ним наедине, показывайте его достоинства, достижения хотя и маленькие, хвалите его за любые ответы, делайте меньше замечаний и записей в дневнике.

Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого используются творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, издание книжек. Ученики, выполняя творческое домашнее задание, разрабатывают дидактические материалы.

Одобряйте успехи. Слова и жесты одобрения следует адресовать не только лучшим ученикам, но и всем кто проявляет старание в учебной работе.

Обращайтесь к самолюбию. Говорите, чтобы дети любили себя, уважали, гордились собой, своими маленькими достижениями.

Самой мощный стимул в обучении «Получилось. » Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить разбираться ребенка в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать. Если, ребенок в каком то виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти.

Показывайте достижения. Большинство детей любит слушать, когда о них говорят приятные вещи. Детям важно знать, на сколько они продвинулись, на что ещё надо уделить внимание.

Хвалите. Похвала должна проявляться спонтанно, в процессе деятельности или общения.

Критикуйте сопереживая. («Надеюсь, что в следующий раз ты выполнишь задание лучше».)

Для школьников важна сама личность учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается). Положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя.

Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводить забытое понятие поурочного балла.

Рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?» и т.д.).

Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации у младших школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.

Развитие мотивации учения у младших школьников

Подобные документы

Определение структуры мотивационной сферы школьников. Рассмотрение возрастных особенностей мотивации учения у детей. Основные методы и приёмы стимулирования учебной деятельности и развития мотивов учения у школьников на уроках иностранного языка.

курсовая работа, добавлен 29.08

Развитие мотивации учения как психолого-педагогическая проблема. Особенности развития мотивации учения младших школьников. Контрольно-оценочная деятельность как фактор развития мотивации. Стиль взаимодействия с учащимися. Активные формы обучения.

курсовая работа, добавлен 20.04

Факторы, обусловливающие проявление учебной активности у младших школьников. Педагогические средства развития мотивации учения. Закономерности действия интересов учеников в обучении. Методы мотивации и стимулирования познавательной деятельности учащихся.

дипломная работа, добавлен 13.05

Психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста. Особенности формирования мотивации учения младших школьников. Методы и средства стимулирования мотивации учения. Организация и проведение развивающих занятий с детьми.

дипломная работа, добавлен 30.03

Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии. Психологические характеристики мотивационной сферы учения. Способы диагностики мотивации к учебной деятельности. Педагогические рекомендации по развитию мотивации учащихся начальной школы.

курсовая работа, добавлен 01.11

Анализ педагогических условий формирования мотивации учения старшеклассников на уроках истории. Исследование специфики уроков истории в старших классах. Возрастные особенности учебной деятельности старшеклассников. Проблемы мотивации учения школьников.

курсовая работа, добавлен 11.10

Этап мотивации учебной деятельности. Психологические характеристики отдельных сторон мотивационной сферы учения. Пути формирования мотивации учения. Реализация этапа мотивации учебной деятельности. Мотивация изучения теорем и алгоритмов.

дипломная работа, добавлен 08.08

Понятие учебная мотивация . Педагогические методы повышения мотивации учебной деятельности младших школьников. Средства диагностики мотивов учения. Методы исследования мотивации. Методические рекомендации по развитию мотивации младших школьников.

дипломная работа, добавлен 17.07

Особенности развития мотивации в каждом возрасте, успешная учебная деятельность. Формирование у современных школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов. Педагогические характеристики мотивационной сферы учения.

курсовая работа, добавлен 01.02

Условия, вызывающие интерес школьника к учебной деятельности. Воспитание положительной мотивации к учебе. Работа учителя, прямо направленная на упрочнение, развитие мотивационной сферы. Задания и упражнения для воздействия на мотивационную сферу учащихся.

презентация, добавлен 31.03

Понятие учебной мотивации. Изучение влияния мотивации на успешность учебной деятельности младших школьников. Различия в уровне успешности учебной деятельности в зависимости от мотивов учения. Анализ и обработка данных методики Лесенка побуждений .

курсовая работа, добавлен 14.10

Развитие мотивационной сферы младших подростков при переходе со ступени начального общего образования на основную. Формирование учебной мотивации школьников на уроках физики и внеурочной деятельности, используя информационно-коммуникационные технологии.

курсовая работа, добавлен 07.07

Теоретическое обоснование проблемы мотивации учения как одной из актуальных в современной педагогике. Мотивы учения младших школьников и их формирование. Мотивы, связанные с содержанием обучения и с его процессом. Анализ методики проведения исследования.

курсовая работа, добавлен 07.05

Сущность, структура и виды учебной мотивации. Психологические характеристики отдельных сторон мотивационной сферы. Выявление уровней сформированности мотивации учения школьников (на примере учащихся 6-х классов). Методы стимулирования мотивации учеников.

курсовая работа, добавлен 10.11

Проблема неуспеваемости в работах отечественных и зарубежных педагогов. Формирование мотивации учения неуспевающих учащихся в современной школе. Коррекционная работа учителя на уроках русского языка по преодолению неуспеваемости младших школьников.

дипломная работа, добавлен 14.05

Младший школьник как субъект учебной деятельности, его возрастные и индивидуальные особенности. Методика изменения учебной деятельности. Изучение мотивации учения младших школьников в 1 и 4 классе: проведение анкетирования, метод проективного рисунка.

курсовая работа, добавлен 16.03

Понятие и особенности мотивационной сферы младших школьников, а также определение факторов, влияющих на ее становление и развитие. Диагностика познавательных мотивов у младшего школьника, этапы проведения и анализ результатов формирующего эксперимента.

курсовая работа, добавлен 11.01

Проблема активизации речевой деятельности младших школьников в системе развивающегося обучения. Сочинение как основной вид творческой работы на уроках русского языка. Трудности речевого развития и способы их преодоления, методика исправления ошибок.

дипломная работа, добавлен 25.05

Строение мотивации учения. Формирование мотивации учения школьников. Интерес к урокам иностранного языка. Учитель как связующее звено между телеэкраном и школьниками. Этапы структуры видеозанятия, требования к упражнениям, речевая активность обучения.

курсовая работа, добавлен 18.12

Проблема успешности учебной деятельности современных учащихся в психолого-педагогической литературе. Мотив как побуждающая сила деятельности. Проведение исследования по влиянию мотивов учения на успешность учебной деятельности младших школьников.

дипломная работа, добавлен 13.08

Изучение и оптимизация мотивации деятельности у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи RESEARCH AND OPTIMIZATION OF MOTIVATION OF JUNIOR PUPILS WITH SEVERE SPEECH DISTURBANCE Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ,
  • МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА ,
  • МОТИВАЦИЯ ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧ ,
  • ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ ,
  • ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ,
  • MOTIVATION TO THE ACTIVITY ,
  • MOTIVATION OF SUCCESS ,
  • MOTIVATION OF AVOIDING FAILURES ,
  • SEVERE SPEECH DISTURBANCE ,
  • MAIN KINDS OF ACTIVITY

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Горбунова Наталия Евгеньевна

Рассматривается формирование мотивации деятельности у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. Обнаружено преобладание мотивации избегания неудачи в учебной деятельности, выявлена взаимосвязь конструктивной мотивации с уровнем самооценки, притязаний и тревожности. Составленная на основе диагностики программа была ориентирована на коррекцию компонентов эмоциональной, личностной и поведенческой сфер.

Abstract 2014 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Gorbunova Nataliya Evgenievna

Forming of motivation to the activity of junior pupils with severe speech disturbance is studied. It is proved that the motivation of avoiding failures in the studies dominates; interdependence of constructive motivation and the level of self-assessment, desires and anxiety is found. The program made up on the basis of the diagnostics, aims at correction of the components of emotional and personal spheres

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Специальное образование , Горбунова Наталия Евгеньевна

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Горбунова Наталия Евгеньевна Изучение и оптимизация мотивации деятельности у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи // Специальное образование. 2014. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-i-optimizatsiya-motivatsii-deyatelnosti-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi (дата обращения: 26.09).

Горбунова Наталия Евгеньевна Изучение и оптимизация мотивации деятельности у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи Специальное образование (2014). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-i-optimizatsiya-motivatsii-deyatelnosti-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi (дата обращения: 26.09).

Горбунова Наталия Евгеньевна (2014). Изучение и оптимизация мотивации деятельности у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Специальное образование URL: http://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-i-optimizatsiya-motivatsii-deyatelnosti-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi (дата обращения: 26.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Горбунова Наталия Евгеньевна Изучение и оптимизация мотивации деятельности у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи // Специальное образование. 2014. №1 С.44-51.

Горбунова Наталия Евгеньевна Изучение и оптимизация мотивации деятельности у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи Специальное образование (2014).

Горбунова Наталия Евгеньевна (2014). Изучение и оптимизация мотивации деятельности у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Специальное образование

Источники: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/08/05/formy-i-priyomy-razvitiya-uchebnoy-motivatsii-u-mladshikh, http://allbest.ru/k-3c0a65625a3bd78b5c53a88521206c27.html, http://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-i-optimizatsiya-motivatsii-deyatelnosti-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения