Упражнения на коммуникацию для младших школьников





Упражнения на развитие навыков общения

Испорченный телефон
Цель: знакомство с приемами общения; развитие базовых коммуникативных умений.
Ход упражнения. Дети встают в цепочку. Психолог встает в конце цепочки. Таким образом, все дети повернуты к нему спиной. Хлопком по плечу он предлагает повернуться к нему лицом стоящему впереди подростку. Затем он жестами показывает какой-либо предмет (спичечный коробок, пистолет, волейбольный мяч и пр.). Первый участник поворачивается лицом ко второму и также хлопком по плечу просит его повернуться и показывает предмет, второй передает третьему, третий — четвертому и т. д. Последний участник показывает предмет.
Условия: все делается молча, используются только жесты, можно лишь попросить повторить, участники не должны поворачиваться до тех пор, пока предыдущий участник не хлопнет их по плечу.

Общение — это»…
Цель: знакомство с приемами общения; расширение представлений о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения, развитие базовых коммуникативных умений.

А. Невербальное общение. «Передай другому»
Ход упражнения. Дети сидят в кругу, и по очереди каждый без слов передает соседу какой-либо воображаемый предмет. Сосед должен «взять» его соответствующим образом и назвать. Затем он предлагает уже другой, свой предмет следующему по кругу. Упражнение повторяется до тех пор, пока все не примут участие.
Обсуждение
- Легко или трудно было передавать предмет?
- Кому легко?
- А в чем были трудности?
- Легко или трудно было отгадывать предмет?
- Кому было легко?
- А в чем заключались трудности?

Б. Наблюдательность в общении. «Что помню?»
Ход упражнения. Один из детей (по желанию) садится спиной к аудитории. Остальные вслух загадывают одного из присутствующих. Задача водящего — как можно подробнее описать внешний вид загаданного. Когда описание будет закончено, члены группы могут дополнить описание своими наблюдениями. После этого кто-либо другой садится спиной к аудитории, загадывается новый человек и процедура повторяется. Смена водящего происходит еще несколько раз.
Обсуждение
- Легко или трудно было описывать внешность?
- В чем были трудности?
- Почему?
- Что легче всего вспоминается?
- Что труднее?
- Кому было легко выполнять это упражнение?
- Почему?

В. Умение слушать другого. «Спина к спине»
Двое детей (по желанию) садятся на стулья спиной друг к другу. Их задача — вести диалог на какую-либо интересующую обоих тему в течение 3-5 минут. Остальные дети играют роль молчаливых зрителей.
Обсуждение
Дети делятся своими ощущениями.
- Легко ли было вести разговор?
- В чем были трудности?
- Есть ли удовлетворение от разговора?
Зрители высказывают свои наблюдения.
Можно повторить упражнение еще с одной парой участников.

Г. Точная передача информации. «Пересказ текста»
Ход упражнения:
— Сейчас все вы покинете комнату, останется только один человек. Ему я зачитаю текст. После этого я приглашу в комнату второго участника, и первый перескажет ему текст, который только что прослушал. Затем я приглашу в комнату третьего участника. Второй расскажет ему то, что рассказали ему.
Затем я позову следующего, и так до тех пор, пока все участники не окажутся в комнате. Просьба ко всем внимательно слушать каждого участника. Затем выполняется упражнение согласно инструкции.
Текст подбирается психологом произвольно. Желательно, чтобы он был малознакомым. Хорошо подходят газетные заметки из рубрики «Информация».
Необходимо, чтобы было два-три героя и определенная протяженность действия. Объем текста — около 50 строк. (Психологу следует иметь запасной вариант текста, на случай повтора упражнения.)
Обсуждение
- За счет чего произошло искажение информации?
- Что «своего» каждый внес в рассказ?
- Бывает ли так в жизни?
- Что надо делать, чтобы искажения были минимальными?

Понимание
Цель: совершенствование умений эффективного общения, развитие коммуникативных навыков.
Ход упражнения. Одно из основных умений человека, которого мы называем общительным, заключается в способности читать мысли и чувства другого человека по глазам, по выражению лица, по позе и т. п. В какой степени эти способности развиты у вас? Давайте проверим прямо сейчас. Среди членов группы выберите человека, чье состояние и мысли вы будете угадывать.
Вам дается три минуты на то, чтобы письменно изложить, о чем он думал во время занятия, какие чувства испытывал и т. п.
Затем мы сядем в большой круг, и вы, обращаясь к человеку, состояние которого описали, расскажете ему о нем (о его состоянии и мыслях). Тот, чье состояние описывали, может прокомментировать этот рассказ, т. е. высказать свое мнение. Если рассказанное вами соответствует его действительным мыслям и ощущениям, он может подтвердить правильность ваших наблюдений. Или опровергнуть ваши догадки, указав при этом на допущенные вами ошибки.

Другой акцент
Цель: совершенствование умений эффективного общения, развитие коммуникативных навыков.
Ход упражнения
— Часто в нашей речи мы совершенно не обращаем внимания на то, какие слова мы говорим. Например, после того как вы предложили партнеру принять участие в каком-либо деле, он говорит, что ему не совсем ясно, о чем идет речь. Вы можете отреагировать двумя принципиально разными способами.
Первый из них, который обычно используют некомпетентные в общении люди, выглядит примерно так: «Вы меня не поняли» («Ну какой же вы бестолковый человек!»).
Второй способ реакции на возникшую ситуацию, который используют опытные в общении люди, — это: «Извините, я плохо выразил свою мысль» (читай в скобках: «Я сегодня, действительно, не совсем в форме и готов еще раз повторить свое предложение»).
Вы понимаете, что первым ответом мы перекладываем всю ответственность на партнера и тем самым ставим его в неловкое положение. Эти слова как бы подчеркивают, что он некомпетентен, плохо разбирается в вопросе, который обсуждается, и т. д. Ваш партнер может сделать и другие мрачные выводы.
Второй вариант ответа снимает с вашего партнера значительную долю ответственности. Такими словами вы принимаете все на себя и показываете свою готовность продолжить разговор, несмотря на то, что с первого раза не все получилось так, как вы хотели.
Какая тактика более эффективна?
Я думаю, что выводы вы сделаете сами.
Давайте сегодня потренируемся в использовании именно второй тактики ведения разговора. Для этого мы сначала соберем несколько примеров высказываний первого типа, при котором вся вина перекладывается на партнера.
Желательно, чтобы это были примеры из вашей личной практики, которые вы часто слышите при общении со своими друзьями, знакомыми и другими людьми. После этого мы все вместе перенесем акцент в ответе на себя, т.е. переделаем ответы во второй вариант, который более эффективен при ведении диалога.

Поделитесь с друзьями!

Игровые упражнения как условие развития коммуникативных УУД у младших школьников

Вострикова Анастасия Юрьевна

Студентка 4 курса ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Статья

Современное образование можно охарактеризовать гуманизацией, обращением к личности ребенка, развитием его качеств, формированием разносторонней и полноценно развитой личности. Решение этой задачи требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. В первую очередь, это означает отказ от авторитарного способа обучения [3].
В настоящее время работу с младшими школьниками следует строить в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [7]. Одно из требований ФГОС НОО – это достижение обучающимися коммуникативных универсальных учебных действий [6].
Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности, игровые упражнения, так как именно игровые упражнения развивают коммуникативные навыки [3].
Проблему применения игровых упражнений на уроках изучали такие психологи и педагоги, как Выготский Л.С. Гоноболин Ф.Н. Запорожец А.В. Коломенский Я.И. Крутецкий В.А. Лисина М.И. Шахнарович А.М. Жукова Н.С. Филичева Т.Б. и другие. Они считали, что использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка. В игре также формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Универсальные способы и структурные элементы учебной деятельности формируются различными средствами и отличаются с точки зрения этапов своего формирования. Это очень важная для педагога информация, так как она позволяет понять, разработать и реализовать программу формирования универсальных учебных действий.
В рамках сложившейся системы обучения главными показателями нормативно-возрастной формы развития коммуникативного компонента универсальных учебных действий в начальной школе можно считать умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов); умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания [1].
Развитие коммуникативных умений составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении учеников младшего школьного возраста [6].
Осуществлять развитие коммуникативных УУД необходимо в процессе использования активных методов обучения, которые будут успешными при многократном повторении. Таковыми являются игровые упражнения.
В большой психологической энциклопедии, понятие упражнение трактуется как повторное выполнение действия с целью его усвоения [2].
Когда мы говорим «упражнение», мы, прежде всего, имеем в виду содержательную работу с конкретным материалом, который нужно освоить, действуя с ним. Именно упражнения являются основным средством поведенческого обучения, т.е. основным способом развития навыков [5].
Игра в данном случае есть процесс овладения свободным общением с окружающими, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как средством общения и взаимодействия людей, следовательно, в игре развиваются коммуникативные универсальные учебные действия [6].
Т. Извозникова трактует понятие игровые упражнения следующим образом – это упражнения, которые наряду с реальными действиями включают имитацию действий, действий от лица «героя», мнимую, воображаемую ситуацию [4].
Ценность игровых упражнений заключена в том, что их игровой характер привлекает детей школьного возраста, вызывает у них положительные эмоции, позволяет снять напряжение, возникающее в ходе выполнения упражнений. Игровой характер действий способствует тому, что дети с интересом и достаточно легко воспринимают новые знания и умения, закрепляют ранее усвоенные [4].
Участвуя в игровых упражнениях, дети учатся преодолевать застенчивости и робость, у них формируются адекватные межличностные отношения, умение доносить информацию до собеседника, умение действовать сообща, характеризующиеся доброжелательностью, взаимопомощью, следовательно, развиваются коммуникативных УУД.
Таким образом, можем сделать вывод о том, что занятия, пронизанные элементами игры, значительно способствуют развитию познавательных интересов и развитию коммуникативных УУД младших школьников. Во время игры ученик – полноправный участник коммуникации, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Познание окружающего мира в игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. Но самое важное – не под давлением, а по желанию самих обучающихся во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах.
Список использованной литературы:
1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли. учеб. пособие. М. Просвещение, 2010.
2. Дубенюк М. Большая психологическая энциклопедия. учеб. пособие. Москва. Эксмо, 2011. – 544 С.
3. Жилина С. Н. Сергеева Б. В. Дидактическая игра как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. автореф. Москва, 2014
4. Извозникова Т. Игровые упражнения как основа развития музыкально-ритмического чувства детей школьного возраста // Международный образовательный портал. URL: www.maam.ru/detskijsad/-h3-igrovye-uprazhnenija (дата обращения 12.01).
5. Невеев А. Игры или упражнения? // Личный сайт кандидата психологических наук. URL: www.neveev.ru/content/igry-ili-uprazhneniya (дата обращения 12.01).
6. Роль игры в развитии коммуникативных умений // Сайт реферативных разработок. URL: www.coolreferat.com (дата обращения 19.10).
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г. №373 // Министерство образования и науки. URL: минобрнауки.рф/документы/922/ (дата обращения 23.10).
© Вострикова А.Ю. 2016

Сертификат

Развитие коммуникативных навыков у детей

Старший дошкольный и младший школьный возраст - это периоды нравственного становления личности, в это время ребенок осваивает разные социальные роли, начинает оценивать мотивы поведения других людей. Именно поэтому развитие коммуникативных навыков в младшем школьном возрасте наиболее эффективно.

Что такое коммуникативные навыки?

Коммуникативные навыки представляют собой персональные психологические особенности отдельной личности, которые обеспечивают совместимость и результативность общения с другими людьми. Такими особенностями является желание ребенка вступить в контакт, умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать ему, а также умение разрешать конфликтные ситуации.

Коммуникативные способности ребенка развиваются при общении с родителями, воспитателями, учителями и сверстниками. Общение - это важнейший фактор превращения ребенка в успешного человека. Обусловлено это тем, что виды практической и психической деятельности формируются у человека при рождении и развиваются в течение жизни только в результате их усвоения при общении с другими людьми.



В некоторых случаях педагоги и психологи отмечают нарушения развития коммуникативных навыков у детей. Почему это происходит? Какие ошибки воспитания допускают родители и на что нужно обратить внимание?

Причины коммуникативных проблем у ребенка

Одной из причин является неблагополучная обстановка в семье, которая может проявляться в противоречивости и непоследовательности воспитания. Детская психология выделяет несколько широко распространенных ситуаций воспитания, приводящих к коммуникативным проблемам:

  • Звездный ребенок . Любой поступок этого ребенка вызывает восхищение всех членов семьи, которые мгновенно выполняют каждую прихоть любимого чада. Такие дети вырастают капризными, изнеженными и остро воспринимают отсутствие поклонения со стороны других людей.
  • Паинька-детка . В этом случае родители ожидают от ребенка в первую очередь соблюдения внешних приличий и мало интересуются внутренней жизнью малыша. Таким образом, для ребенка с самого раннего возраста нормой поведения становится лицемерие.
  • Трудный ребенок . Он создает хлопоты, за что и получает бесконечные наказания, которые деформируют неокрепшую психику.
  • Золушка . Этот ребенок старается угодить, но поощрение получают другие дети или взрослые. В итоге ребенок вырастает неуверенным и завистливым.

На развитие коммуникативных навыков у детей влияет и темперамент. Например, сангвиники обычно легко сходятся с людьми, их отличает легкость в общении и эмоциональность; холерики обладают ярко выраженной эмоциональной сферой, они вспыльчивы и не способны к самоконтролю; флегматики трудно сходятся с людьми, но отличаются спокойствием и постоянством привязанностей; меланхолики обычно не уверенны в себе и ранимы, отличаются замкнутостью и отчужденностью.

Немаловажным фактором, влияющим на развитие коммуникативных способностей ребенка, являются соматические, психофизиологические и наследственные заболевания.

Если у родителей есть подозрение о наличии у ребенка каких-либо проблем в общении или поведении, то необходимо обратиться к специалисту. Только хороший детский психолог способен установить причину коммуникативных проблем и найти пути и способы их преодоления.

Упражнения и игры для развития коммуникативных навыков



Все развивающие игры и упражнения, направленные на устранение коммуникативных проблем и развития коммуникативных навыков, можно условно разделить на 6 групп.

  1. Группа упражнений для преодоления пассивности, замкнутости и скованности детей. Эти упражнения развивают пластику, гибкость, стимулируют двигательную активность ребенка.
  2. Игры, развивающие мимику и пантомимику: Испорченный телефон , Крокодил и другие.
  3. Основная функция третьей группы игры и упражнений заключается в развитии умений распознавать эмоции человека и адекватно передавать свое эмоциональное состояние ( Дневник настроений , Рисуем эмоции пальцами ).
  4. Упражнения, помогающие ребенку обратить внимание на свои чувства, переживания и самооценку ( За что меня можно любить (ругать)? , Кто я? ).
  5. Группа упражнений, предназначенная для осознания ребенком внутрисемейных отношений (рассматривание семейных фотоальбомов; рисунки Моя семья ).
  6. Игры, направленные на формирование навыков коллективной деятельности, развитие чувства общности (любые командные игры, беседы на тему этики).

Источники: http://www.psihologu.info/diagnosticheskaya-rabota/67-korrektsionno-razvivayushchie-igry-dlya-starsheklassnikov/815-uprazhneniya-na-razvitie-navykov-obshcheniya.html, http://innobr.ru/public/vostrikovaAY.html, http://www.kotmurr.spb.ru/psychology/razvitie_kommunikazii.html






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением