Упражнения для детей с ффнр





Использование логоритмики в индивидуальной работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Вера Тронина
Использование логоритмики в индивидуальной работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы – все это и многое другое подчинено определенному ритму. Советский ученый, невролог и психиатр В. М. Бехтерев доказал, что в начале на маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки.

Фонетико- фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Таким детям крайне необходима логоритмика. т. к. каждое занятие включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, элементарное музицирование, дидактические игры. Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм. созданным на основе стихотворного текста. Эти игры учит детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Сущность логоритмики состоит в создании для детей особой нетравматизирующей среды, какой является коллектив, куда в частности входит укрепление и развитие моторики.

Основой логоритмики является эмоциональность, образность.

Почти каждое упражнение хоть для дыхания, хоть для языка даётся в игровой форме, кроме того, ритмические упражнения тесно связаны с музыкальным сопровождением, эмоциональное же влияние музыки не требует доказательств.

Основной целью логоритмики является развитие ритмичности речевой и общей моторики. А также главной задачей является растормозить ребенка, поднять ему настроение, воспитывать дружелюбие по отношению к другим детям и коллективу.

• укреплять косно-мышечный аппарат, координацию движений за счет

ритмических упражнений – идет физическое развитие ребенка.

• развивать правильное речевое и певческое дыхание.

• улучшать осанку, походку и грацию.

• занимаясь логоритмикой. дети осваивают муз культуру, становятся впечатлительными, что способствует умственному, нравственному, эстетическому воспитанию.

• воспитывать способности воспринимать музыкальные образы перевоплощаться в них, что способствует развитию творческих способностей.

В своей работе использую Музыкально — оздоровительный комплекс, куда входят :

1. Валеологические песни – распевки

2. Дыхательная гимнастика

3. Артикуляционная гимнастика

4. Логоритмические упражнения

5. Пальчиковые игры

6. Игровой массаж

Предлагаю элементы практического материала, которые использую на занятиях логоритмики в логопедической группе с ФФНР .

Цель. активизация биоактивных точек, улучшение кровообращения.

Массаж спины «Скворцы» .

Раз и два – звенят капели (пробежаться пальчиками снизу вверх)

Три, четыре – мы запели (погладить снизу вверх)

Пять и шесть – летят скворцы (пошлепать ладошками)

К нам летят скворцы – певцы (круговые движения кулачками)

Семь и восемь – песни льются (поколачивание кулачками)

Девять, десять – все смеются (поглаживание ладонями)

Массаж пальцев «Грачи» .

Мы лепили куличи (лепить «пирожки» )

Прилетели к нам грачи (помахать «крыльями» ладошками)

Первый грач испек пирог, (поочередно массировать каждый палец, начиная с большого)

А второй ему помог

Третий грач накрыл на стол,

А четвертый вымыл пол,

Пятый долго не зевал

И пирог у них склевал (постукивание по коленям) .

Цель. развитие мелкой моторики, активизация речи.

У тебя есть две руки,

Есть и десять пальчиков.

Десять ловких и веселых,

Будут-будут наши пальчики трудиться,

Не пристало чудо-мальчикам лениться!

Сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук.

Мы ножками потопаем

Топ, топ, топ. (топаем)

Мы ручками похлопаем

Хлоп, хлоп, хлоп. (хлопаем)

Ник, ник, ник. (качаем головой)

И дальше продолжаем

Прыг, прыг, прыг. (прыгаем)

Речевые игры на развитие чувства ритма предполагают проговаривание, пропевание длинных и коротких звуков. Проговаривая слова, хлопать ритмический рисунок, или выстукивать его на детских музыкальных инструментах.

Посмотри-ка, на опушке

Две зеленые лягушки.

Прыг – скок, прыг – скок,

Прыгай с пятки на носок.

Мы сейчас дрова распилим

Раз – два, раз – два,

Будут на зиму дрова.

Раз, два, три, четыре

Меня грамоте учили.

Не писать, не считать,

А на лошади скакать.

Цель. учить координировать речь с движением, гармонизировать психическое развитие детей.

К солнышку стучим в окно Тук-тук-тук, тук-тук-тук. (Стучат)

Ведь тебя мы ждем давно Тук-тук-тук, тук-тук-тук. (Стучат)

Лучики нам протяни, (Две руки вперед)

Нас покрепче обними. (Объятья)

Котик умывается («Умывается» )

На охоту собирается, (Маршируют на месте)

Вымыл ушки и усы, («Моет» )

Вымыл лапочки свои, (Гладят ладошки)

А в лапочках - подушках (Коготочки)

Цап-цап, цап-царап, (Скребутся об пол, сидя на корточках)

Он пойдет ловить мышат.

Елочка, елочка, (Хоровод)

В гости мы к тебе пришли

Хоровод свой завели

(В гости снова к нам пришла,

Хоровод свой завела)

Хлоп, хлоп, хлоп, (3 хлопка)

Топ, топ, топ, (3 притопа)

А у елки белый кот, («лапки» )

Под елку он залез поспать, (Ладошки под щечку)

Не будем мы ему мешать. (Присесть, пальчик к губам тс-с-с) .

1. Аромштам М. Игры для детей //Дошкольное образование. №2. 2001.

2. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей. М. 2004.

3. Моисеева Р. Паличиковые игры-упражнения // Дошкольное воспитание. №5 1999

4. Синкевич Е. А. Большева Т. В. Физкультура для малышей. СПб. 2005.

5. Ткаченко Т. Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с ФФНР // Дошкольное воспитание 2000.

6. Франио Г. С. Лифиц И. В. Методическое пособие по ритмике. М. 1995.

Публикации по теме:

Игровой практикум для воспитателей «Логоритмика в жизни ребенка» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №50 «Сказка» г. Кимры, Тверской области Игровой практикум для воспитателей.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.

Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко).

Программа обучения рассчитана на 1 год. Дети должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе.

Основные направления коррекции ФФНР у детей дошкольного возраста

Система обучения детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, подготовку к обучению грамоте (Г.А.Каше, Т.Б.Филичёва, Г.В.Туманова).

Коррекционное обучение также предусматривает овладение ребёнком на данном возрастном этапе определённым кругом знаний об окружающем и соответствующим объёмом словаря.

В коррекционном обучении можно выделить три раздела:

I раздел работы - артикуляторный (подготовительный) Этот этап предполагает уточнение артикуляторной основы сохранных и лёгких в артикуляции звуков: [а], [о], [у], [э], [ы], [м], [м`], [н], [н`], [п], [п`], [т], [к], [к`], [х], [х`], [ф], [ф`], [в], [в`], [й], [б`], [д], [г], [г`] в целях Развития фонематического восприятия и звукового анализа. Эти звуки в речевом потоке детьми произносятся неотчётливо, с вялой артикуляцией, смешиваются между собой ([к]-[х], [в]-[б] т. д.) или являются заместителями отсутствующих звуков, что свидетельствует о незавершенности процесса фонемообразования. Занятия по уточнению артикуляции, развитию фонематического восприятия и подготовки детей к анализу и синтезу звукового состава слова проводятся обязательно на звуках, правильно произносимых. Затем в определённой последовательности включаются поставленные к этому времени исправленные звуки. II раздел работы - дифференцировочный На первом этапе дифференциации каждый правильно произносимый звук сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками. Большое внимание уделяется уточнению дифференциации гласных звуков, от чёткости произношения которых, прежде всего, зависит внятность речи и анализ звуко-слогового состава слова. III раздел работы - формирование звукового анализа и синтеза Этап состоит в следующем:
  1. Формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими: слово, предложение, слог, звук, согласный и гласный, глухой и звонкий, твёрдый и мягкий звуки.
  2. Формирование представления о линейной последовательности звуков в слове и о количестве звуков в слове.
  3. На основании уточнённых произносительных навыков артикуляции гласных звуков [у], [а], [и] отрабатывается наиболее лёгкая форма анализа - выделение первого гласного звука из начала слова.
  4. Формирование умения делить слова на слоги. Используя зрительную опору - схему, где длинной чертой обозначается слово, короткой - слог; формирование умения делать слоговой анализ слова.
  5. Анализ и синтез обратного слога типа [ап].
  6. Уточнение артикуляции согласных звуков. Выделение последнего согласного в слове типа суп.
  7. Выделение начальных согласных в словах типа сок.
  8. Выделение ударных гласных из положения после согласных в словах типа сом .
  9. Анализ и синтез прямого слога типа [са].
  10. Полный звуко-слоговой анализ и синтез односложных слов из 3-х звуков типа сом и двухсложных типа зубы с опорой на схемы, где обозначаются и слоги, и звуки.
  11. Полный звуко-слоговой анализ и синтез слов со стечениями согласных в составе односложных слов типа стол, стул, двухсложных с закрытым слогом типа кошка, трёхсложных типа панама, произношение которых не расходится с написанием.
  12. Преобразование слов путём замены отдельных звуков: сок - сук .
  13. Знакомство с буквами, объединение букв в слоги и слова.
  14. Полный слого-звуко-буквенный анализ слов.
  • Характеристика детей с ФФНР
  • Календарный план коррекционной работы для детей с ФФНР
  • Коррекция нарушений слоговой структуры слова
  • Развитие моторики пальцев рук
  • Развитие фонематического восприятия
  • Рекомендуемая литература по Фонетико-фонематическому недоразвитию речи (ФФНР)

Логопеда.Нет 2013-2016
Проект о детской логопедии

Балашова О.П. Программа коррекции ФФН

В настоящее время наблюдается тенденция к повышению качества образования и воспитания. В массовых учебных заведениях организуется медико-психолого-педагогическое обследование детей, посещающих дошкольные и школьные образовательные учреждения. своевременно выявляются причины дезадаптации отдельных школьников, а следовательно, происходит и выбор наиболее эффективных путей коррекции тех или иных нарушений.

Опираясь на исследования А.В. Ястребовой, Л.Ф. Спировой, Т.П. Бессоновой и многих других, можно с уверенностью сказать, что одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы являются разнообразные нарушения устной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.

В связи с этим полноценное обследование и оказание помощи ребёнку, испытывающему речевые нарушения, требуют участия не только логопеда, но и других специалистов (психолога, психиатра, невропатолога), что становится возможным на базе специализированного психолого-медико-педагогического центра.

Цель программы: коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи и предпосылок к формированию нарушений письменной речи у дошкольников.

  1. Нормализация деятельности артикуляционного аппарата.
  2. Формирование дыхательной и голосовой функции, просодической стороны речи.
  3. Работа над произношением (постановка, автоматизация, введение в речь, дифференциация звуков)
  4. Формирование навыков звукового анализа и синтеза
  5. Обогащение словаря.
  6. Формирование грамматического строя речи.
  7. Развитие связной речи.
  8. Формирование познавательных процессов.
  9. Развитие мелкой моторики.

Адресат программы: дети с ФФН 5- 7 лет.

Программа опирается на следующие принципы:

  • системности;
  • комплексности;
  • деятельностный;
  • онтогенетический;
  • общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).

Формы логопедического воздействия – групповые и индивидуальные формы работы.

Методы логопедического воздействия:

Направления реализации программы

  • Логопедическая диагностика.
  • Логопедическая коррекция устной и предпосылок к формированию письменной речи детей.
  • Работа с родителями.

Формы работы с родителями

  • Индивидуальные консультации.
  • Открытые индивидуальные и групповые логопедические занятия.
  • Объяснение особенностей выполнения домашних заданий.

Коррекционная работа начинается с комплексного психолого-медико-педагогического обследования ребенка. После диагностики для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа коррекции, которая реализуется в процессе медикаментозного лечения, логопедических, дефектологических занятий и занятий с психологом.

Сложность коррекционной работы с детьми в рамках специализированного Центра состоит в том, что частота приемов в Центре 1-2 раза в неделю, в то время, как необходимы ежедневные групповые и индивидуальные занятия. Программа рассчитана на групповые занятия с детьми (2- 4 человека). Занятия проходит 1-2 раза в неделю.

Коррекционная работа начинается с подготовительного этапа. который включает в себя развитие познавательных процессов и подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения артикуляционной гимнастики и артикуляционного массажа. Продолжительность – 2-10 занятий. Проводятся индивидуальные и групповые занятия 1-2 раза в неделю.

Основной этап включает подгрупповые занятия. Каждое занятие включает следующие разделы:

Источники: http://www.maam.ru/detskijsad/-ispolzovanie-logoritmiki-v-individualnoi-rabote-s-detmi-s-fonetiko-fonematicheskim-nedorazvitiem-rechi.html, http://www.logopeda.net/ffnr/, http://center-psi.ru/programma-korrektsii-ffn






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением