Упражнение умение слушать детей





Цель занятия: научить детей умению слушать, сочувствовать другому, посмотреть на ситуацию с его точки зрения.

Участники делятся попарно. Оба участника одновременно говорят от 30 секунд до 1 минуты. Тема разговора «Моя любимая телевизион ная передача».

2. Насколько вам трудно было говорить, когда вас не слушают? Теперь пары высказываются поочередно в течение 1 минуты. Пока

один говорит на любую тему, другой его полностью игнорирует. Затем они меняются ролями.

1. Как вы себя чувствовали, когда вас игнорировали?

2. Что это вам напоминало?

Все участники сидят в кругу. Мяч бросается любому участнику. При каждом броске произносится какое-то грубое слово.

Игра продолжается, пока не иссякнут слова. Затем при каждом брос ке говорится хорошее, ласковое, доброе слово до тех пор, пока не ис сякнут слова или не разрядится обстановка в классе.

1. Что вы чувствовали, когда слышали в свой адрес грубое слово?

2. Что вы чувствовали, когда слышали хорошее, ласковое, доброе слово?

Каждый выбирает себе какого-то хищного зверя и в течение 3–5 ми нут изображает его (рычит, лает, шипит, делает какие-то характерные движения и т. д.). По команде ведущего «Стоп»,- упражнение прекра щается.

Те же пары. Один говорит в течение минуты, другой внимательно слушает. Затем они меняются ролями.

1. В чем состояла разница между приведенными выше упражнени ями и последним?

2. Вы чувствовали, что вас слушают?

Проведите обсуждение, оставив пары на произвольных местах. Уз найте, что нового дети узнали для себя из упражнений.

Предложите детям сказку с неожиданным сюжетом, например, о том, как в известной сказке обидели (?!) Волка.

«Я жил в лесу. Лес был моим домом, и я о нем заботился. Я не жалел сил, чтобы содержать его в чистоте и порядке.

Однажды прекрасным летним днем я убирал мусор, оставленный туристами, как вдруг услышал шаги. Выглянув из-за дерева, я увидел маленькую девочку с корзинкой в руках, которая спускалась вниз по тропинке. Она сразу показалась мне подозрительной: вся разодетая в красное, в шляпке, надвинутой на нос, словно не хотела, чтобы ее кто-нибудь узнал.

Я, конечно, знаю, что нельзя судить по одежде, но она пришла в мой лес, и я решил разузнать о ней побольше. Я спросил девочку, кто она и откуда, то есть задал самые обыкновенные вопросы. Однако она мне весьма резко сказала в ответ, что с незнакомыми не разговаривает. Я очень расстроился. Незнакомец? Вот тебе на! Это я-то? Я ведь как-ни как вырастил целый волчий выводок в этом лесу! Впрочем, она вскоре успокоилась и рассказала, что идет навестить больную бабушку и не сет ей обед. Она показалась мне на вид человеком честным, но все же я решил, что неплохо бы ее научить не врываться в чужой дом, одетой неподобающим образом. Она отправилась своей дорогой, а я, распро щавшись с ней, побежал напрямую к дому бабушки. Когда я познако мился с этой милой старушкой, объяснил, в чем дело, она сразу согла силась, что внучке следует вести себя скромнее и уважительнее. Мы решили, что бабуля спрячется до тех пор, пока я не подам знак, для чего она и залезла под кровать.

Когда девочка пришла, я пригласил ее в спальню. Сам я лежал в кро вати. Она вошла в спальню, вся такая раскрасневшаяся от ходьбы, и сделала грубое замечание по поводу моих ушей. Мне и раньше прихо дилось терпеть обиды на этот счет, поэтому я вышел из положения, объяснив, что большие уши мне нужны для того, чтобы лучше слышать. Но тут она сделала еще одно замечание, теперь уже насчет моих выпученных глаз Вы сами понимаете, какие чувства появились у меня к этой девчонке, которая старалась выглядеть такой хорошей, а на деле оказа лась такой противной. Несмотря на все это, я — волк воспитанный, оби ды не показал, а всего лишь сказал ей, что у меня такие большие глаза, чтобы лучше ее видеть. Но ее следующая выходка достигла своей цели. У меня всегда были трудности и неудобства из-за моих огромных зу бов. И эта малолетняя девчонка, такая тихая с виду, не нашла ничего лучшего, как обратить внимание именно на мои зубы. Я знаю, что мне следовало бы быть сдержанней, но я вышел из себя, выскочил из крова ти и заорал, что мои зубы такие большие, чтобы съесть ее.

Теперь давайте начистоту: ни один нормальный волк никогда не ста нет есть маленьких девчонок. Все это прекрасно знают. Но этот глупый ребенок стал вдруг с криком носиться по дому. Я снял бабушкину одеж ду, но это только ухудшило дело. И тут вдруг дверь с шумом распахну лась, я увидел на пороге здоровенного парня с топором в руках и сразу понял: дела мои плохи. Окно за моей спиной было открыто, и я быстро удалился.

На этом все и закончилось, но бабушка никому не рассказала, как на самом деле все произошло. Не прошло и недели, как обо мне пошли слухи как об ужасном и лживом создании. Я не знаю, что потом было с этой девочкой в красной шапочке, но мне с тех пор жизни нет».

1. Чем наша история отличается от уже знакомой вам сказки?

2. Как часто мы смотрим на вещи только с одной точки зрения?

3. Имеет ли это значение?

4. Хорошо или плохо, когда в сказках есть «плохие» и «хорошие» герои?

Работу с такими сказками можно продолжить через некоторое время.

Участники становятся в круг и по очереди завершают предложение «Сегодня на занятии я себя чувствовал…».

Все стоят в кругу, держась за руки. Ведущий «включает ток», т. е. пожимает руку соседа. «Ток» проходит по всему кругу и возвращается к ведущему.

Упражнение для тренинга Умение слушать

описание метода (креативного решения)

Рассмотрим процедуру упражнения для тренинга Умение слушать .
Данное упражнение для тренинга относится к классу упражнений на развитие коммуникативных навыков .

Итак, выполнение упражнения сводится к следующей последовательности:


1 Все участники группы делятся на пары. Если кому-то пара не досталась – он может присоединиться к любой группе в качестве зрителя.

2 Теперь в каждой паре участники рассказывают о себе либо в произвольном формате, либо на темы, заданные тренером: хобби, о своей малой родине, о своих родителях, о последнем просмотренном фильме и т.д.

3 Затем тренер объединяет пары в четверке. На этом этапе каждый по очереди должен рассказать другой паре то, что он услышал от своего собеседника. Обратите внимания – перед началом выполнения упражнения участники не знают про эту часть упражнения. И соответствующая инструкция даётся непосредственно перед выполнением этой части упражнения.

4 Затем все участники снова объединяются в группу и проводится обсуждение того – насколько у кого хорошо получилось воспроизвести услышанного, а у кого не очень. И стараемся в группе прийти к выводам – что способствовало лучшему запоминанию и воспроизведению услышанного материала.

время и стоимость, необходимое для реализации

На выполнение потребуется примерно 15 минут.

Размер группы: 6 -18 человек.

литература по теме: Упражнение для тренинга Умение слушать

Литература по теме Умение слушать

Коммуникация. Развитие речи и общения детей в первой младшей группе детского сада. Гербова В.В.
Настоящее пособие издано в рамках учебно-методического комплекта к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (М. Мозаика-Синтез, 2012). В пособии представлена система работы по освоению образовательной области «Коммуникация» в первой младшей группе детского сада. Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.

Устная речь. 4 класс. Учебник. VIII вид. Комарова С.В.
Учебник продолжает линию учебников «Устная речь» к одноимённому курсу программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (под ред. И.М. Бгажноковой).
627 руб.

Искусство. 7 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС. Данилова Г.И.
В учебнике рассматриваются проблемы личности, её связи с обществом и миром природы. Главное внимание сосредоточено на своеобразии художественных традиций народов мира, раскрытии их характерных особенностей. Учебник содержит обширный иллюстративный материал, который даёт наглядное представление об изучаемых произведениях искусства. Каждый параграф завершается рубриками «Вопросы и задания для самоконтроля» и «Творческая мастерская». В конце учебника помещены словарь, список рекомендуемой литературы и интернет-источники.
Учебник написан в соответствии с авторской программой курса, имеет гриф «Рекомендовано» и включён в Федеральный перечень.
604 руб.

Умение слушать. Ключевой навык менеджера. Феррари Бернард
Ничто не приводит к плохим решениям так же часто, как неумение слушать. Хорошая новость состоит в том, что этот навык можно развить, как и любой другой. Эта книга научит вас быть внимательным слушателем, благодаря чему вы сможете лучше чувствовать собеседника и задавать тон в любом разговоре. А также принимать лучшие решения в вашем бизнесе.

Развиваем умение слушать и слышать

Безусловно, умению слушать и слышать необходимо учиться с малых лет. В этом поможет и развитие физического слуха – умение прислушиваться, различать разнообразные звуки, и развитие внимательности, умения концентрироваться. Умению слышать голос души другого помогут упражнения на развитие эмпатии – умения сочувствовать, становиться на место другого.

- Путанка. Дети стоят перед ведущим. Ведущий показывает руками на соответствующие части тела и говорит; «Ротик», «Носик», «Животик». Повторяет это еще раз, чтобы дети лучше поняли и телесно ощутили. Далее ведущий говорит: «А теперь будьте внимательны: вы будете делать то, что я говорю, а не то, что я делаю». Ведущий начинает путать детей, например, говорит; «Носик», а показывает животик, говорит: «Ротик», а показывает носик и т.д. И так вразнобой путает детей. Потом можно усложнить, добавить еще «Ушки», «Макушка». И самый сложный вариант, когда много элементов, например, можно добавить «Рука», Нога». Чтобы еще более усложнить, можно добавить «Правая рука», «Левая рука», «Правая нога», «Левая нога».

- «Угадай, кто?». Дети становятся в круг. Один ребенок поворачивается спиной к группе. Ведущий договаривается с детьми, кто будет показывать движения. Таким образом, один ребенок показывает какие-то движения, а все остальные повторяют за ним. Движения должны быть разнообразными. Ребенок, который поворачивался спиной к группе, должен угадать, подметить, кто же из ребят показывает движения.

- «Кто звонил?» . Один ребенок поворачивается спиной к группе. Кто-то из детей звонит в звоночек. Потом ребенок, который отворачивался, поворачивается лицом к группе и угадывает, кто звонил.

- «Что изменилось?» . Один из детей отворачивается. Тем временем ведущий старается что-то изменить: переодевает детей (бантик Даринки одевает на Злату, кофточку Влада одевает на Даню и т.д.), меняет детей местами, можно даже кого-то вывести из круга и т.п. Ребенок, который отворачивался, должен подметить, что же изменилось по сравнению с тем, как было раньше.

- «Поймай письмо». Ведущий и дети стоят в кругу. Один ребенок стоит в центре круга. Ведущий говорит: «Я посылаю письмо…(имя ребенка)» и пожимает руку или ребенку, стоящему справа, или ребенку, стоящему слева от него. Далее по цепочке дети пожимают руки стоящим рядом, пока «письмо» не дойдет к названному ребенку. Цель стоящего в центре круга ребенка – заметить направление, по которому передается письмо, и поймать письмо, то есть заметить, где именно на данный момент оно передается (происходит пожатие). Если ребенок заметил, то разрывает руки тех, кто передает письмо.

- «Кошки-мышки». Один из детей выбирается котиком, ему завязывают глаза. Все остальные дети – мышки, они должны убегать от котика. Главное правило этой игры – дети должны играть в абсолютной тишине. Кто нарушает это правило, выбывает из игры. Выбывшие игроки следят, чтобы правила не нарушались. Следующее правило – игрокам нельзя выходить за определенные ведущим границы. Ведущий также может ставить «ловушки» – разложить на полу листочки бумаги, какие-то предметы. Если «мышка» наступила на «ловушку», то выбывает из игры. Пойманная «мышка» становится «котиком». Другой вариант игры – когда котик ловит «золотую мышку», у которой есть звоночек. Убегая, она звенит в него, а «котик» на слух ориентируется, где ее ловить. Все остальные дети берутся за руки и этим создают границы, за которые нельзя выходить. Вариантов игры можно придумывать множество.

Источники: http://www.shkolnymir.info/content/view/418/88/, http://www.planerka.info/item/Uprazhnenie-dlya-treninga-Umenie-slushat, http://bereja.kiev.ua/rodolad/children/razvivajem-umienije-slushat-i-slyshat





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения