Упражнение корректурная проба младших школьников





Особенности внимания детей младшего школьного возраста.

Ученые выделяют три вида внимания – непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает само собой, без дополнительных усилий. Именно такое внимание характерно для дошкольного возраста. Маленькие дети замечают все яркое, эмоциональное, шумное, отличающееся от привычного.

Произвольное внимание развивается по мере взросления, человек занимается тем, чем нужно, а не тем, что хочется. Такое внимание требует волевых усилий, развитой саморегуляции. Произвольность, достаточная для обучения в школе, формируется к 6-7 годам.

Послепроизвольное внимание возникает, когда в процессе обучения, какого-то занятия возникает вдохновение, увлеченность процессом, снимается волевое напряжение ( человек уже не заставляет себя делать, ему нравится занятие, он заинтересован).

У внимания есть свойства.

Объем ( сколько объектов может удерживать человек в сознании за короткий промежуток времени);

Устойчивость ( способность сохранять сосредоточенность в действии, не отвлекаясь на внешние раздражители);

Переключение ( сознательный переход от одного объекта к другому);

Распределение ( умение выполнять несколько дел, заданий, видов деятельности одновременно)

Внимание в младшем школьном возрасте

Как и дошкольном возрасте, по-прежнему преобладает непроизвольное внимание. ребенок реагирует на новое, яркое.

Произвольное внимание развивается параллельно с мотивами учения ( желание получить хорошую оценку, одобрение, поощрение, т.д.) Происходит интенсивное изменение свойств внимания. увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, совершенствуются навыки переключения и распределения. Развивая различные свойства внимания можно помочь ребенку успешно учиться в школе, осваивать информацию.

При овладении математикой ведущая роль у объема внимания; успешность усвоения русского языка связан с точностью распределения, обучение чтению – с устойчивостью внимания.

Если у ребенка нет неврологический проблем, произвольность, устойчивость внимания можно развивать с помощью различных игр.

Игры и упражнения для развития внимания

Упражнение развивает внимание, умение концентрироваться, развитие самоконтроля.

Может проводиться как на специальных бланках, так и с помощью обычного текста в детской книге (с крупным шрифтом). Отсчитывает 530знаков (буквы без запятых, точек, тире) – это объем задания на 1 раз. Инструкция: В течении 7 минут ты будешь просматривать (не читать) буквы и находить А и В (можно давать любые буквы, которые есть в тексте, начинать с двух, в начальной школе можно постепенно усложнить задание до 4х букв), найдя нужную букву, нужно ее перечеркнуть, вот так (показываем), нужно найти и вычеркнуть все эти буквы в тексте . Ребенок в течении 7и минут ищет и вычеркивает буквы, важно ему не помогать, следить, чтобы он просматривать буквы по строчкам. Далее взрослый вместе с ребенком проверяет выполненное – пропущенные, не зачеркнутые или неверно вычеркнутые буквы считаются ошибкой. Для ребенка 7-8 лет норма – успеть просмотреть не менее 400 знаков и допустить до 10 ошибок. Это упражнение хорошо тренирует произвольность, устойчивость внимания, умение концентрироваться. НО эффект будет достигнут лишь при регулярном (примерно 7-10 мин. в день) использовании данной методики.

Можно постепенно усложнять задание, увеличивая количество вычеркиваемых букв до 4х-5и.

Подобные игры часто встречаются в детских книгах, журналах. Цель игры – заметить различия между двумя на первый взгляд одинаковыми картинками.

Такие игры есть во многих развивающих книгах для детей, в компьютерных развивающих играх, важно играть в них регулярно. Цель – провести героя через лабиринт. Развивается мышление, логика, умение концентрироваться.

Отгадай, о чем говорю

Ведущий описывает предмет, находящийся в помещении, ребенку нужно угадать, о чем рассказ. Например: Это мебель, зеленого цвета, мягкая, на нее можно сесть (диван) , Это игрушка, с нею можно играть в дочки-матери, ее катают, можно положить внутрь куклу (кукольная коляска) . Чем старше ребенок, тем сложнее д.б. описание, меньше прямых признаков. Также можно предложить ребенку быть ведущим, чтобы он загадывал предмет и описывал его.

Печатаем слова ( для группы детей)

Игра развивает произвольное внимание, закрепляет навыки чтения.

Каждому ребенку присваивается буква алфавита ( выдаются листочки с буквой). Ведущий произносит слово и пишет его крупными буквами на листе бумаги. Затем дети печатают слово – хлопают в ладоши по- очереди в той последовательности, в которой стоят буквы. Затем дети, у которых есть нужные буквы, хлопают в ладоши в той последовательности, в которой стоят буквы в слове. Можно печатать хлопками такие слова, как: дом,папа,бык, чаша, рама, вода и т.д.

Слушай и исполняй

Игра развивает и внимание, и память.

Ведущий называет несколько действий, но не показывает их. Можно повторить задание 2 раза. Затем дети выполняют действия в той последовательности, в которой они были названы ведущим. Например: Повернуть голову направо, повернуть голову прямо, опустить голову вниз, присесть на корточки.

Запретный номер (для группы детей)

Игра развивает самоконтроль, самодисциплину.

Выбирается определенная цифра, которая будет запретной - ее нельзя говорить вслух. Дети, встав в круг, начинают по–очереди считать: 1,2,3, когда счет доходит до запретной цифры, ребенок должен не называть ее ,а хлопнуть в ладоши.

Игра развивает внимание,умение концентрироваться.

Взрослый предлагает ребенку представить, что тот - охотник, который очень внимателен и все вокруг слышит. Нужно молча слушать, что происходит за пределами комнаты (на улице, в коридоре, т.д.) Затем ребенок рассказывает, что ему удалось услышать. Если попрсить ребенка посидеть и прислушиваться с закрытыми глазами, взрослый может специально создавать какие-то звуки (открыть/закрыть дверь, хлопнуть в ладоши, позвонить колокольчиком, т.д.)

Автор - Ольга Викторвона Анисимович 17.10.09

Советы учителям и родителям: развиваем внимание у школьников

Младший школьный возраст в отличие от дошкольников характеризуется новыми приобретениями в психологическом плане, когда основной деятельностью детей становится обучение. Важным является интенсивное развитие произвольности психических процессов и внимания, которое сопровождает деятельность школьников.

В процессе обучения наблюдения за детьми показывают, что у младших школьников, особенно у первоклассников, возникают серьёзные психологические проблемы. Среди них следует отметить невнимательность, особенно при выполнении ответственных заданий, контрольных, диктантов, рассеянность, неустойчивость внимания. неумение распределять его среди объектов, небольшой его объём (от 4 до 6 предметов).

Поэтому актуальной является задача дальнейшего формирования внимания наряду с обучением письму, счёту, чтению. С этой целью педагоги широко используют различные приёмы, среди которых большое значение имеют упражнения на развитие внимания у младших школьников.

Система работы по формированию свойств внимания

При переходе в школу предполагается, что свойства внимания ребёнка должны быть достаточно развиты. Уже у старших дошкольников начинают формироваться произвольное внимание и логическое мышление, что подразумевает постановку цели, использование волевых усилий при сосредоточенности на каком-либо объекте. Обучение новым знаниям требует от школьников концентрации на изучаемом материале, сосредоточенности на принятии поставленной задачи, нахождении путей её решения, устойчивости во время самоконтроля и оценки своей работы.

Эффективность, положительные результаты в плане развития внимания педагоги начальной школы соотносят с составлением определённой системы работы, сформированной из необходимых условий, например, использования эмоционально насыщенного учебного материала, его доступности и наглядности; разнообразных способов (путей) и форм работы. Наиболее оптимальными формами по праву считаются упражнения, игры, тренировочные задания. Они включаются в учебный процесс, проводятся на переменах, используются для индивидуальной работы с детьми, по рекомендации педагогов проводятся в домашней обстановке.

При построении системы такой работы также учитывается степень подготовленности ещё пока дошкольников к учёбе, багаж знаний, с которым они приходят в школу, уровень развития психических процессов, учёт темперамента большей части детей класса. Так, если класс достаточно подвижен, то и приёмы работы должны соответствовать общей направленности детей.

Упражнения на развитие свойств внимания

Упражнения в системе работы могут использоваться комплексно, для развития сразу нескольких свойств внимания. Например, с целью концентрации, произвольности и устойчивости в педагогической практике широко применяются графические диктанты, как тренировочные упражнения, которые ребята выполняют на листочках в клеточку. Под диктовку они рисуют элементы повторяющегося узора, например, «1 клетка вправо, 2 -вниз, 1- вправо, 2- вверх и т. д. » Как вариант, рисуется и раскрашивается какая-либо фигурка.

Аналогично это упражнение можно провести в виде обучающей игры «Жучок»: детям предлагается стилизованная божья коровка, которую они перемещают по полю, расчерченному клетками, под диктовку взрослого. Такую игру можно рекомендовать родителям для домашнего обучения.

Классическим упражнением является «Корректурная проба» на тренировку концентрации внимания и устойчивости самоконтроля. Действия детей заключаются в том, чтобы найти и вычеркнуть обозначенные знаки в корректурном бланке или вырезке из газеты, журнала. Педагоги советуют для достижения эффективных результатов проводить упражнение каждый день по 5 минут, в течение длительного времени.

В другом варианте это задание можно использовать для тренировки переключения и распределения внимания, например, менять буквы или знаки, по-разному зачёркивать их, параллельно подбирать 2 буквы, одну из них зачеркнуть, а другую – подчеркнуть, в каждой строчке отметить букву, стоящую первой.

Такие типовые упражнения дают возможность школьникам почувствовать, что означает «быть внимательным и сосредоточенным».

С целью совершенствования концентрации и устойчивости внимания можно проводить другие классические упражнения, задания которых предполагают действия с буквами и словами, например, школьники без ошибок переписывают строчки с набором букв: наанадда реберюе аккарара сесаммасас и т. п.

Аналогичное задание по методике Мюнстерберга состоит в нахождении знакомых слов среди буквенного ряда. Слова, к примеру, могут быть выделены курсивом: пкдом исаурок дкызима юй. Или предложить найти словарные слова, исправить в них ошибки: пайкаровадлшсабакавыцзаицрмя, или обнаружить среди других «лишнее» слово: некяблоковуыбананщкыпомидорвутслива, или найти и выделить поговорку в сплошном тексте, например, старыйдруглучшеновыхдвух.

Как игровые, можно использовать упражнения «Составь слово», где из переставленных слогов составляются знакомые слова: редево (дерево), шимана (машина), пугайпо (попугай); «Расшифруй слово», когда надо правильно решить примеры, чтобы найти слово, закодированное цифрами и буквами.

Отдельно нужно отметить упражнения с творческой направленностью, такие, как «Сделай по образцу» на концентрацию внимания. Детям предлагают выполнить сложные, повторяющиеся узоры в течение определённого времени (начинают с 5 минут).

В другом задании, направленном на расширение распределения внимания, «Сосчитай число ударов» ребята слушают предложение и параллельно считают количество ударов по столу карандашом. Для разнообразия можно ввести элемент игры: выигрывает тот, кто правильно сосчитал.

Расширять объём внимания можно при помощи упражнения «Запомни и нарисуй», где ученики внимательно рассматривают карточки с фигурами и символами, затем зарисовывают запомнившиеся.

С целью индивидуальной работы с детьми, самостоятельных занятий школьников или домашнего обучения можно предложить много игровых упражнений на дальнейшее совершенствование различных типов внимания, параллельно формируя у школьников внимательность, как качество личности. Например, игры для зрительного внимания «Лото», «Домино», «Мозаика», «Пазлы», «Лабиринт» и подобные.

Формировать слуховое внимание могут игры с музыкальным сопровождением во время уроков музыки или праздников. А для моторно-двигательного типа подойдут подвижные игры и упражнения, построенные на выполнении определённых правил. Например, игры «Камень, ножницы, бумага», «Живая фигура» пользовались успехом ещё у дошкольников, в начальной школе подобные игры можно применять во время прогулок, уроков физкультуры, спортивных праздников.

На сегодняшний день в педагогической практике собраны лучшие упражнения, игры и задания для совершенствования свойств внимания учеников младших классов. Главное, работа должна идти систематически, целенаправленно, с учётом индивидуальности школьников.

Автор статьи: Сюмакова Светлана

Интересное по теме:

Психоэмоциональное состояние играет очень важную роль в жизни человека, оказывая влияние на все сферы деятельности. А если речь идёт о ребёнке, то эти показатели считаются основными для полноценного интеллектуального и физического развития. Вот почему так важно вовремя диагностировать и устранить в случае необходимости любые нарушения, связанные с областью эмоций и.

Тест «Найди и вычеркни» не предполагает слишком сложных манипуляций со стороны организатора и испытуемого. Дети воспринимают диагностику как игру, они свободны и расслаблены, что способствует получению наиболее достоверных результатов. О том, как провести исследование внимания дошкольников и младших школьников по этой методике, и пойдёт речь далее.

Определить и проанализировать основные эмоциональные и интеллектуальные характеристики конкретного человека можно разными способами. Методика «Дом, дерево, человек» (ДДЧ) — интереснейший и информативнейший тест, который расскажет об участнике диагностики много важного.

Для выяснения особенностей личности ребёнка важны не только сознательные, но и бессознательные проявления. К последним относятся ассоциации: например, то, как дети соотносят свои отношения с окружающим миром с цветами. Цветовой тест отношений по методике Эткинда поможет понять, о каких проблемах свидетельствует выбор ребёнка того или иного оттенка.

Вопрос «Что такое хорошо, а что — плохо?» будет важен до тех пор, пока у людей есть необходимость вступать в какие бы то ни было отношения друг с другом. Нравственные ориентиры формируются с самого детства. Чтобы определить, насколько ребёнок осмысленно подходит к оценке своих поступков и действий окружающих, используется методика.

Умение быстро запоминать очень важно для детей, которые сталкиваются в процессе обучения в школе с необходимостью обрабатывать большие объёмы информации. Однако и с возрастом это свойство комплекса высших психических функций не теряет своей значимости. Существует несколько тестов, исследующих скорость и качество запоминания. Одним из наиболее интересных является методика А.Р. Лурии.

Интеллект человека во многом определяет его положение в обществе и жизнь в целом. Это именно то свойство личности, которое можно развивать независимо от возраста. Но для начала стоит понять, на каком уровне оно находится. Для этого определяется коэффициент интеллекта — IQ. Существует немало методик тестирования умственных способностей, особую популярность среди.

С какой трудностью сталкиваются дети любого возраста в процессе обучения в школе, а затем и в высших учебных заведениях? Конечно, с необходимостью долго концентрировать своё внимание на не всегда интересных вещах. Чтобы воспитать в ребёнке сосредоточенность, нужно для начала определить, насколько критична ситуация. Для этого можно использовать тест Гюго Мюнстерберга.

Внимание ребёнка играет ключевую роль в деле успешной учёбы. Иногда для улучшения успеваемости школьника нужно всего лишь откорректировать его умение концентрироваться на том или ином учебном задании. Но для этого необходимо правильно провести диагностику, чтобы определить уровень развития этой способности. Например, с помощью теста по методике «Перепутанные линии».

Для полноценного восприятия и анализа информации человеку необходимо обладать хорошо развитой и натренированной памятью. Это качество особенно важно для детей, которым по мере взросления приходится усваивать большие объёмы новых знаний. Существует много методик, призванных улучшить и облегчить процесс запоминания, но прежде нужно определить, на каком уровне развития соответствующий навык находится.

Память — главный «помощник» в деле успешного обучения ребёнка. Существует большое количество психологических тестов, определяющих уровень её развития, но особое место занимают те, которые проводятся в несколько этапов для более точного определения особенностей восприятия. Одним из таких приёмов является методика «Заучивание 10 слов».

Творческое мышление определяет многие качества личности, в том числе и способность адаптироваться к окружающим условиям. Существует множество методик, которые помогают установить, насколько человек отличается креативностью. Но наиболее информативным является тест Торренса.

Источники: http://www.r-vmeste.ru/pochemuchki/Osobennosti-vnimaniya-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta.html, http://pamyatplus.ru/razvitie/vnimanie-u-shkolnikov.html, http://paidagogos.com/%3Fp%3D10066






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением