Ритмические игры упражнения детей





Игры и музыкально-ритмические композиции для детей дошкольников (в помощь музыкальным руководителям и преподавателям физической культуры детских дошкольных учреждений)

Большинство движений, на которых построены музыкальные игры и танцы – это основные движения (ходьба, бег, прыжки, поскоки). Они совершенствуются и на музыкальных занятиях и на занятиях по физическому воспитанию. Без обучения детей правильному шагу и бегу, без укрепления мышц ног и корпуса на занятиях по физкультуре дети не смогут хорошо и выразительно двигаться под бодрую, маршевую и другую музыку. Умение научить ребенка передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движений под музыку (ритмика) помогает непосредственно физкультурной работе, например, на занятиях ритмической гимнастикой.

На занятиях с детьми самого младшего возраста (три-четыре года) нужно учитывать, что они еще не знают, как воспринимать музыку, как увязать с ней свои движения, отличающиеся резкостью, порывистостью, плохой скоординированностью. Все это должен учитывать педагог. В этом возрасте ребенок реагирует на все очень живо, жаждет новой информации и воспринимает ее на лету. Не секрет, что самая близкая форма деятельности детей – игра. А, если игра или упражнения дополняются простейшими стихами, она приносит удовлетворения вдвойне. Простая метризация слов организует внимание, вызывает повышенный интерес к происходящему, усиливает образное мышление, тренирует память, развивает чувство ритма, музыкальный слух и вкус (если сопровождается музыкой). При этом вырабатывается умение правильно и красиво двигаться, укрепляя различные группы мышц.

Предлагаем вашему вниманию ряд упражнений, игр, ритмических разминок и музыкально-ритмических композиций, которые, хочется надеяться, помогут в работе и преподавателям по музыкальному воспитанию и преподавателям физкультуры и ритмической гимнастики в детских образовательных учреждениях.

Пусть жизнь наших малышей окружает красота и здоровье.

Упражнение – игра “Ножки – ладошки”

(для самых маленьких)

Примечание: Если дети совсем маленькие, то слова “правой, левой” можно заменить на “одной, другой”.

(Музыкально-ритмическая игра для маленьких. Можно выполнять под музыку песни “Во саду ли, в огороде”).

Физкультура для малышей

“Упражнения с листочками”

Примечание: Педагог произносит слова, он же раздает листья по одному в каждую руку. Или, если дети большие, выбирает для раздачи листиков 1-2 ребенка при помощи считалки:

Осень к нам опять идет
Листья детям раздает:
Штуку в каждую ладошку,
Положи их на дорожку
С листиками поиграй,
Потом осени отдай.

(Ритмическая композиция для детей старшей и подготовительной группы дошкольных образовательных учреждений. Предназначена для развития чувства ритма, сообразительности, координации движений).

Примечание: текст произносится педагогом отчетливо, не спеша, чтобы дети успели сообразить и скоординировать свои движения.

1 вариант – для малышей

2 вариант – для старшей и подготовительной группы

“Игра с Дедом Морозом”

(Для старших и подготовительных групп)

Примечание: Можно использовать на улице в зимний период. Для игры в зале

Можно использовать мячики малого размера или бутафорские снежки.

Музыкально-ритмические упражнения и игры

Воспитанию эмоционально-осознанного отношения к музыке, развитию музыкальности, слуха, чувства ритма, способствует работа над музыкально-ритмическими навыками, которые являются основой игр и упражнений с музыкальными заданиями.

Музыкально-ритмические навыки помогают понять законы структурного и ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки, смене темпа, динамических и регистровых изменениях.

Такие игры пользуются у детей большой любовью, вызывают веселое, бодрое настроение, т.к. строятся они на разнообразных движениях, имеют интересные игровые задачи, элемент занимательности, соревнования. Вместе с тем, они закрепляют музыкально-ритмические навыки, навыки выразительного движения, развивают актерские способности. Через музыкальную игру все музыкальные способности развиваются естественно и гармонично.

Методические рекомендации к проведению игр:

- при знакомстве с той или иной игрой образно и ярко раскрыть ее содержание, разбивая на части и согласуя с музыкальными отрывками;

- при прослушивании музыки необходимо анализировать каждую пьесу, обращая внимание на структуру музыкального произведения, на средства музыкальной выразительности, при помощи которых композитор создает тот или иной образ;

- движения следует разучивать отдельно, намечая рисунок передвижения, используя собственный показ и показ детей.

Обычно в описании игры дается один из вариантов движения, но дети могут их изменять, проявляя творчество. Важно, чтобы эти движения хорошо сочетались с музыкой и не шли в разрез с тем, или иным образом. При повторении игры можно менять детей ролями.

В конце игры рекомендуется проводить анализ, поощрять детей, проявивших активность, творчество, быстроту, ловкость, выразительность.

Игры и их описание

“Колобок”

(муз. “Каравай” с нарастанием темпа)

Дети стоят по кругу, внутри круга “Колобок” (К) на корточках.

1-2 такты – сужают круг;

3-4 такты – отходят назад

5-8 такты – повторяются движение 1-4 такта;

9-12 такты – идут по кругу вправо, К. поднимается – “растет”;

13-21 такты – К. прыгает на двух ногах. Все хлопают.

С окончанием музыки:

Дети: “Колобок, колобок, ты от бабушки ушел, ты от дедушки ушел!”

Выходит заяц (волк, медведь, лиса) и говорит:

Заяц: “А, от меня, ты не уйдешь!”.

Колобок. “Нет, уйду”.

Продолжает звучать музыка. Колобок убегает, заяц его догоняет. Если колобок будет пойман, то его меняет другой ребенок.

Предложенный музыкальный материал может быть использован для проведения игры с целью развития музыкальной выразительности, где важна динамика (выше – ниже, уже – шире, громче – тише).

“Гори, гори ясно” (русская народная мелодия с ускорением темпа).

Дети стоят по кругу, взявшись за руки, проговаривая текст:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло,
Глянь на небо, птички летят,
Колокольчики звенят.

Дети идут по кругу, одновременно ведущий исполняет подскоки внутри круга, машет платком.

Раз, два, три – музыка закнчивается Дети останавливаются, хлопают в ладоши Ведущий останавливается возле двух ребят, вытягивая руку с платком между ними. Двое детей разбегаютсяв разные стороны по внешней стороне круга. Тот, кто первый выхватит у ведущего платок, становится ведущим.

Танец розы

(вальс из балета П.И. Чайковского “Щелкунчик”)

Под красивую мелодию исполняется этюд на развитие пластики рук, или танец удивительно прекрасного цветка – розы. Ребенок сам придумывает к нему движения. Внезапно музыка прекращается – это порыв северного ветра “заморозил прекрасную розу”. Ребенок застывает в любой, придуманной им позе. Чем богаче воображение, тем интереснее движения танца и поза “застывшей, замерзшей розы”.

Музыка для игрушки

(по характеру игрушки, на свое усмотрение)

Перед детьми находятся разные игрушки. Начинает звучать музыка, ребенок выбирает игрушку. Он должен объяснить свой выбор и исполнить танец или отдельные движения под музыку, которые бы соответствовали выбранной игрушке и музыке.

  1. Михайлова Н.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997.
  2. Руднева С. Музыкальное движение. – М. 1969.
  3. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. – М. 1994.

Предлагаемые игры помогают развить у детей чувство ритма.

Слова: Я и мои друзья дети произносят все вместе, сопровождая их движениями и хлопками.
На слово Я дети прижимают руки к груди и произнося его протяжно. На слова мои и друзья выполняют два хлопка по коленям, более коротко. Получается ритмический рисунок, состоящий из длинного звука — Я и двух коротких мои друзья .
Когда ритм освоен, дети хлопают мои друзья по коленям сидящих с двух сторон соседей. Если ритм в исполнении детей звучит уверенно, то можно украсить действия, играя мелодию польки или плясовой на фортепиано, металлофоне или добавить любой ударный инструмент.

Хлопай — топай

Выбирается музыкальное произведение с четкой ритмической пульсацией (в размере четыре четверти).
Дети хлопают сначала на сильную, первую долю, затем на первую и третью. Постепенно задание усложняется. Дети хлопают на первую, вторую доли, на третью, четвертую молчат. Потом на первую и четвертую хлопают, а на вторую и третью — отдыхают.

Дети стоят по кругу парами, держась за руки. Под музыку русской народной песни Во саду ли, в огороде идут, гуляют по кругу (8 тактов). Потом кружатся парами (8 тактов). Затем идут налево по кругу и опять кружатся. Потом идут (четыре такта) к центру. Все, стоящие в паре справа, вертятся звездочкой, держась правой рукой (четыре такта).
Возвращаясь на свои места, опять кружатся со своей парой. Теперь идут в центр стоящие с левой стороны в паре и также кружатся звездочкой и т. д.

Дети стоят по кругу, лицом к центру. Под веселую подвижную музыку по очереди выполняют движения: хлопок в ладоши, хлопок по коленям, притоп, пружинку. Каждый ребенок выполняет только одно движение. Главное, не опоздать, дождаться своей очереди и не перепутать движения. Если дети поняли игру, можно ускорить темп.
Игра развивает не только чувство ритма, но и внимание, сосредоточенность, воспитывает выдержку.

Дети сидят по-турецки лицом к центру круга. Перед каждым из них кубик. Хором, в умеренном темпе пропевается текст знакомой песни: Калинка, малинка, малинка моя . Одновременно каждый из играющих перемещает лежащий перед ним кубик соседу справа и получает от соседа слева новый кубик. Кубики в такт музыке путешествуют по кругу до тех пор, пока не вернутся к своим хозяевам . Передвижение кубика происходит обязательно на сильную долю, то есть на ударный слог текста.

Паровозик — это усложненный вариант предыдущей игры. Дети садятся на стульчики по кругу как можно ближе друг к другу. Левая рука лежит на левом колене ладошкой вверх, это станция . На ладошке лежит кубик- вагончик . Вагончики начинают движения под текст: Паровоз, паровоз, он вагоны повез . Текст произносится в таком ритме: два коротких звука, один длинный. В ритме текста дети 2 раза ударяют кубиком по левой ладошке, держа его сверху правой рукой, произнося: Па-ро. , и на длинный слог — воз — перекладывают кубик на ладошку соседа справа, получая в это время кубик от соседа слева, и так на весь текст несколько раз. Кубики передвигаются в одном направлении, паровозик поехал. Чтобы не произошло крушение , необходимо сначала прохлопать ритм не один раз всем вместе, по ладошкам, без кубиков. Когда он усвоен, можно отправлять поезд . Взрослый (он сидит и общем кругу, а перед ним корзина с кубиками) берет но одному кубику из корзины и пускает их по кругу один за другим, пока у каждого ребенка в руках не окажется по кубику. Когда достигнута слаженность, движение паровозика можно ускорять и замедлять — менять темп, таким образом усложняя задания.

Движения выполняются под веселую музыку 4-дольного размера. Дети отмечают ритмическую пульсацию хлопками, шлепками по коленям или притопами.

на раз-два — хлопки,
на три-четыре — притопы.

на раз-два — пауза,
на три-четыре — шлепаем по коленям.

мальчики на раз-два — хлопают, девочки на три- четыре — шлепают по коленям, затем меняются ролями.

одни хлопают первую долю, другие — вторую, третью и четвертую.
Темп может постепенно ускоряться.

Источники: http://festival.1september.ru/articles/414440/, http://festival.1september.ru/articles/601795/, http://dramateshka.ru/index.php/methods/scenes-motion/ritmika-i-tancih/5773-ritmicheskie-igrih






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением