Развитие мелкой моторики школьников упражнения





Развитие мелкой моторики детей младшего школьного возраста как средство развития речи

Специалисты в области детской психологии и логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются “по плану”, то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев “отстаёт”, то отстаёт и развитие речи.

Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны? Дело в том, что наши предки общались при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Речь развивалась постепенно.

Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, т.е. сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи.

“Рука – вышедший наружу мозг” - писал Кант. Что он хотел этим сказать? Не много, ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев.

Учителя – логопеды в школах отмечают, что многие 7-летние дети с речевыми нарушениями плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мелкая мышечная моторика и координация пальцев рук. Дети не умеют строить свою деятельность и копировать предъявленный им образец, недостаточно хорошо ориентируются во времени и пространстве. Отмечается снижение темпа графической деятельности. Всё это в дальнейшем может привести к неуспеваемости в школе.

Многих сложностей можно избежать, проведя целенаправленную работу по развитию мелкой моторики пальцев рук.

Изучив проблему и учтя рекомендации учителей начальных классов, мы предлагаем включать в ежедневные занятия с ребенком задания и упражнения, направленные на развитие тонкой моторики пальцев рук:

1. Пальчиковая гимнастика

2. Пальчиковые игры

Пальчиковая игра “Паучок”

Паучок ходил по ветке, ( Руки скрещены, пальцы каждой руки “бегут”
А за ним ходили детки. По предплечью, а затем по плечу др.руки)
Дождик с неба вдруг полил, (Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающие
Паучков на землю смыл. движения; хлопок ладонями по столу/коленям)
Солнце стало пригревать, (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу,
Паучок ползет опять, пальцы растопырены, качаем руками.)
А за ним ползут все детки, (Действия аналогичны первоначальным.)
Чтобы погулять по ветке. (“Паучки” ползают по голове.)

3. Работа с природным материалом (в том числе “песочная” терапия)

4. Работа с использованием “бросового материала” (спичек, шнуровок, прищепок, бусинок разного размера, пуговиц и т.д.)

Уже давно доказано, что шнуровка – идеальная игрушка для развития речи. Самое интересное, что дети сами инстинктивно тянуться к подобным играм. Шнурование отвечает их естественной потребности, потому оно – незаменимый способ развития мелкой моторики и координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и внимательности.

Игры со шнурками можно разделить на несколько видов:
  1. Шнуровки сюжетные (пришнуровывание недостающих деталей к картине).
  2. Цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков).
  3. Отдельные детали, которые необходимо соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная игрушка).

Игры со шнурками – плетение разнообразных косичек и завязывание узлов.

5. Развивающие игры (мозаика, конструктор, пазлы, игры с резиночками)

6. Массаж пальцев рук и ладонных поверхностей (с использованием различных массажеров)

7. Работа на листах бумаги, разлинованных в клетку

Коррекция тонкой моторики руки ребенка должна проводится систематически во всех видах деятельности ребенка всеми специалистами школы, а также родителями.

Предложенные задания и упражнения могут быть успешно использованы логопедами и учителями начальных классов, а также родителями.

Упражнения для детей на развитие мелкой моторики

Многие мамы слышали о том, что маленьким детям необходимо делать упражнения на развитие моторики. Но мало кто из мам действительно понимает, что такое мелкая моторика рук и зачем ее развивать. В этой статье мы рассмотрим понятие «мелкая моторика рук», на что она влияет и зачем ее развивать, а также будут приведены примеры упражнений для детей на развитие моторики.

Что такое мелкая моторика рук?

Мелкая моторика рук – умение делать точные движения пальцами и кистями рук. Чтобы правильно выполнять упражнения для развития мелкой моторики, необходимы скоординированные действия костной, мышечной и нервной системы ребенка. Совершенствование моторики рук очень важно для развития малыша. Поэтому начинать занятия можно уже с самого рождения ребенка. Поначалу новорожденный может только рассматривать свои ручки, затем учится ими управлять: хватает все, что рядом лежит (погремушки, пеленки) и тянет к себе. В этот период его движения неумелые и неловкие. Пока малыш совсем маленький мама может делать ему массаж ладошек. Когда ребенок немного подрастет, с ним можно уже будет заниматься в игровой форме.

Развитая мелкая моторика рук ребенка стимулирует формирование нервной системы, памяти, внимания, зрения, восприятия ребенка. Уже давно доказана прямая связь между моторикой рук и речью малыша. Казалось бы, какая может быть взаимосвязь между упражнениями для рук и умением разговаривать? Оказывается, в головном мозге моторный и речевой центры находятся очень близко друг к другу и при стимулировании мелкой моторики рук речевой центр активизируется. Чем больше ребенок выполняет упражнений на развитие моторики, тем раньше он начинает говорить, его речь более внятная и разнообразная. Также мелкая моторика влияет на скорость реакции малыша, ловкость его рук, а в дальнейшем и на его почерк.

Упражнения для развития моторики рук состоят из множества самых разнообразных движений: начиная с простых жестов для грудничков, например, взять в руку погремушку, и заканчивая более сложными заданиями для детей дошкольного возраста, например, нарисовать картинку или написать прописи в тетради.

При принятии решения о том готов ли ребенок к обучению в школе психологи и педагоги оценивают: насколько он умеет логически рассуждать и мыслить, имеет хорошие концентрацию, память, внимание, воображение, может связно говорить, и насколько его рука подготовлена к обучению письму, а за развитие всех этих навыков отвечает мелкая моторика рук.

Упражнения на развитие моторики для детей

  • игры с мелкими предметами;
  • массаж пальчиков;
  • пальчиковые игры;
  • рисование;
  • лепка.

Рассмотрим наиболее распространенные упражнения:

  • Массаж ладошек. Пожалуй, это самое известное упражнение для развития моторики рук. Не знаю ни одного человека, который бы не играл в «Сороку-ворону» со своим ребенком. Для этого массажа мама берет в свою руку ладошку ребенка, водит по ней своим пальцем, загибает ему пальчики и приговаривает стишок:

«Сорока-ворона кашку варила деток кормила.

Этому дала - он воду носил, этому дала - он дрова рубил,

Этому дала – он печь топил, этому дала – он кашу варил.

А этому – не дала; он воду не носил, дрова не рубил, печь не топил, дрова не рубил».

  • Ладушки. Очень распространенная игра, в нее может играть и мама с ребенком, как только малыш начнет сидеть, и дети дошкольного возраста друг с другом. Хлопая в ладоши, приговаривают:

«Ладушки, ладушки! Где были? У бабушки.

Что ели? Кашку. Что пили? Бражку.

Кашка масленька, бражка сладенька, бабушка добренька.

Попили, поели! Шу – полетели! На головку сели».

  • Разрывание или «комканье» бумаги. Когда малыш уже может самостоятельно сидеть, дайте ему в руки пару листов мягкой бумаги. Лучше если листы бумаги будут однотонные цветные или с ярким рисунком. Ребенку будет интересно держать бумагу в руках, мять ее и даже разрывать на кусочки.
  • Перелистывание страниц. Годовалому малышу можно дать в руки детскую книжку с красочными картинками, чтобы он самостоятельно перелистывал страницы в ней.
  • Бусы и/или пуговицы. Хорошим упражнением на развитие моторики будет перебирание бус или пуговиц. У любой женщины найдутся бусинки или пуговицы разных размеров и цветов. Можно нанизать все это «богатство» на прочную нитку и дать его малышу. Цветная и яркая «игрушка» заинтересует ребенка, он будет с увлечением перебирать бусинки и/или пуговицы на нитке.
  • Крупы. Мама насыпает в миску любую крупу. Можно даже два вида крупы, одна большая, другая мелкая, например, кукуруза и гречка. И дает миску ребенку, чтобы он перебирал крупы. Малыш будет с интересом перебирать крупинки, рассматривать и пересыпать их между пальчиками.
  • Рисование на песке. Если на улице лето, то проще всего отвести ребенка на пляж и показать ему, как можно пальчиками рисовать разные фигуры на песке, например, круг, прямоугольник или волнистую линию. Со временем упражнения можно усложнить и предложить нарисовать солнышко или тучку. Если на улице зимняя пора, то песок можно купить в магазине и насыпать его на поднос. Задания остаются те же.
  • Закручивание крышек на баночках и бутылочках. Казалось бы, элементарное упражнение для развития моторики рук, а приносит столько пользы. Найдите дома баночки и бутылочки разных размеров и форм, общее у них должно быть только одно – закручивающаяся крышка. Возьмите немного гороха и предложите малышу отвинтить крышку на емкости и положить внутрь горошинку, затем закрутить крышку.
  • Застегивание и расстегивание пуговиц. Для выполнения этого упражнения не надо никаких специальных игрушек, достаточно дать малышу папину рубашку с пуговицами и попросить застегнуть и расстегнуть рубашку. Это задание не только разовьет мелкую моторику рук ребенка, но и поможет ему овладеть столь необходимым навыком застегивания пуговиц, который пригодится в дальнейшем.
  • Шнурование обуви. Этоупражнение на развитие моторики знали еще наши бабушки. Дабы занять чем-то детей они давали им ботинок со шнурком (других в то время не было), чтобы малыши вытаскивали шнурок из ботинка и продевали его назад в дырочки.
Комментарии (1)

Развитие мелкой моторики у школьников и дошкольников

Развитие мелкой моторики у дошкольников -важный и значительный момент в становлении и взрослении растущего организма. Учиться управлять своими руками и совершать ими различные движения нужно начинать с ранних лет. Ведь как известно речевой и двигательный центры находятся друг с другом в тесной дружбе. Грудничок, к примеру, взять что-то в руку и удержать сразу, пожалуй, не сможет. Но это не значит что упражнений для самых маленьких не существует. Ему можно разминать и массировать пальцы. Ведь развитие мелкой моторики и координации рук нужно еще и потому, что речевые центры стоят недалеко от центра движения. И как вы понимаете, заработает один -начнет функционировать в скором времени и другой.

Развитие моторики рук у детей

Следующим этапом по сложности в 1,5 – 2,5 года для детей станут такие простые для взрослых движения: застёгивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов и переливание воды из ёмкости с узким горлышком в ёмкость с широким горлышком. Или попробуйте насыпать в таз крупу и спрятать в ней небольшие игрушки. Ваш малыш попытается их найти и заодно потренирует свои тактильные ощущения и помассируют руки. С крупой также можно делать различные аппликации, складывать из нее изображения. К творческим тренировкам можно будет отнести и рисование пальчиковыми красками, которые разовьют моторику пальцев и одновременно подарят приятные ощущения.

игры на развитие мелкой моторики

Для дошкольников существуют огромное количество игр и заданий на развитие моторики: сортировка мелких предметов, развешивание кукольной одежды на прищепки, закручивание болтов на гайки, нанизывание бусинок на нитку, создание рисунков из природных материалов, работа с конструктором и пластилином и многое другое. Эти задания станут подготовкой к школьным занятиям и письму в частности. Мелкую моторику можно тренировать и с помощью рифм и хлопков. Например, любимые с детства ладушки придутся здесь как никогда кстати. Прихлопывая говорим: - Ладушки, ладушки! Где были? -У бабушки. Что ели? -Кашку. -Что пили? -Бражку. Кашку поели, бражку попили Шу-у-уполетели! На головку сели, петушком запели. Ку-ка-ре-ку! (поднимают руки вверх и опускают на голову) Чтобы ребенок смотрел только на вас и хоть немного, но слушался, можно обмазать лицо кашей или поиграть со своим чадом в театр. Причем не простой, а пальчиковый. Такая игра очень увлекательна и развивает воображение, мышление и внимание. Таким образом тренируются руки и речевые навыки, а ваш малыш пробует на себе увлекательную роль артиста.

Упражнения для развития крупной моторики у детей

А вспомните игры с тенью и светом, когда твои руки становились то собачкой, то еще каким-то невиданным зверем. Вашей задачей станет показать ребенку в буквальном смысле на пальцах как интересно их можно использовать, изображая различные предметы и животных. А потом использовать эти навыки в качестве развлечения и разыгрывать сказочные сценки. Обратите внимание на упражнения для развития крупной моторики -это и взмахи руками, соединение их перед грудью и за спиной, поднимание и опускание плеч. Показать всю значимость развития моторики рук у детей с помощью игр стоит одной из задач для педагогов и психологов. Именно игра может заинтересовать малыша не лениться получать информацию, справляться даже со сложными заданиями. Вам в свою очередь, нужно хвалить ребенка за каждое проделанное ими упражнение.

Выполняя задания для центра развития мелкой моторики рук, у ребенка появляется ловкость и точность, хорошая координация и синхронность движений пальцев рук. А это в свою очередь влияет на память и мышление, что весьма актуально для пожилых людей. И поэтому такими правдивыми кажутся слова известного педагога Сухомлинского: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Посетить занятия можно в Лесиках, подробнее по телефону +7 (861) 201-92-90

Добавить комментарий

Для компании друзей от 5 человек посещение в будние дни с 10.00 до 17.00 -150 рублей!

Каждую пятницу ДГ Лесики проводит совместно с СБС Мегамолл детские дни! Веселые и познавательные игры, аквагрим, конкурс рисунка, розыгрыши призов и зажигательная дискотека. Все это каждую пятницу на двух площадках развлекательного центра -в центральном атриуме и в Детском городе Лесики!

1 сентября Детский город Лесики подарил грандиозный праздник всем маленьким посетителям СБС Мегамол и гостям мишки Лесика! Познавательные программы, мастер-классы и розыгрыши подарков для всех посетителей, а окончание дня ознаменовалось грандиозным шаропадом и зажигательной дискотекой!

Видео о Лесиках

Источники: http://festival.1september.ru/articles/596344/, http://ymadam.net/deti/vospitanie/uprazhneniya-dlya-detej-na-razvitie-melkoj-motoriki.php, http://lesiki.com/for-parents/razvitie-melkoy-motoriki-u-shkolnikov-i-doshkolnikov/





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения