Повышение мотивации школьников упражнения





Методическая разработка по психологии (10 класс) на тему:
Цикл тренинговых занятий по повышению учебной мотивации у старшеклассников.

Предварительный просмотр:

В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у кадет мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей, воспитателей.

Ребенка нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед взрослыми стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.

Для того чтобы воспитанник по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для обучащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

Уже в начальной школе учебная мотивация становится достаточно большой проблемой для учителя — дети отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит учитель, не прилагают достаточных усилий для выполнения классных и домашних заданий, любой ценой стремятся получать хорошие оценки или, наоборот, начинают проявлять полную апатию. Чем старше становится ребенок, тем больше у него проблем, связанных с нежеланием учиться. Стандартным способом является попытка стимулировать учебную активность нерадивых обучащихся плохими оценками, дети переживают, но и это не всегда помогает.

Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками подростка

Сами по себе знания, которые подросток получает в КК, могут быть для него лишь средством для достижения других целей (получить аттестат, избежать наказания, заслужить похвалу и т.д.). В этом случае ребенка побуждает не интерес, любознательность, стремление к овладению конкретными умениями, увлеченность процессом усвоения знаний, а то, что будет получено в результате учения.

Косвенно об учебной мотивации свидетельствует уровень реальной успешности учебной деятельности. Сюда относятся обычные показатели школьной успеваемости, посещаемости и главное - показатели сформированности учебной деятельности кадет.

В процессе учения тип мотивации меняется. На изменение мотивации влияют различные причины: новые установки воспитанника (например, стремление обходить или преодолевать трудности), длительные удачи или неудачи в процессе учебных занятий, выбор жизненного пути и др.

Три кита учебной мотивации - это ощущение самостоятельности процесса поиска знаний + ощущение свободы выбора + ощущение успешности (компетентности).

Учитывая, что познавательные мотивы в основном формируются в младшем школьном возрасте, рассчитывать на то, что они будут сформированы позже, довольно сложно. Поэтому с ребятами с низким уровнем познавательной активности и учебной мотивации рекомендуется вести работу по нахождению личностных смыслов обучения, по переосмыслению уже имеющейся в наличии ситуации. Для повышения и поддержания учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к учебному заведению, учителям и родителям нужно учитывать и воздействовать на те составляющие, от которых в большой степени зависит учебная мотивация:

· Интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности;

· Уверенность в себе;

· Направленность на достижения успеха и вера в возможность положительного результат своей деятельности;

· Интерес к людям, организующим процесс обучения или участвующим в нем;

· Потребность и возможность в самовыражении,

· Принятие и одобрение значимыми людьми;

Каждый из участников продолжает предложенную фразу, стараясь не повторяться.

8. Подведение итогов.

Что нового на сегодняшнем занятии вы узнали? Что вы возьмете себе на вооружение? Благодарность за активность ребятам.

ЗАНЯТИЕ № 3 «Мое «Я»».

Цель: формирование умения адекватно оценивать себя, свои возможности, моделирование своего «Я» в будущем.

Время проведения. 1 час 30 минут.

1. Упражнение «Пожелания».

Участникам нужно высказать пожелания на сегодняшний день друг другу. Оно должно быть коротким. Ребята кидают мяч и высказывают пожелание. Необходимо, чтобы мяч побывал у всех участников.

2. Сказка «Конфеты».

Вопросы для обсуждения:

А) Какая по вашему мнению была самооценка у Супер - конфеты?

Б) Какие в связи с этим у Супер- конфеты возникли проблемы?

В) Кого из ваших знакомых напоминает вам Супер- конфета?

3. Упражнение «Атомы».

Ведущий: представьте себе, что мы все- атомы. Они постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разным, оно определяется числом которое я назову. Мы все сейчас быстро двигаться. Я буду называть числа, например, 3 и тогда мы будем объединяться в молекулы по 3 атома в каждой.

После выполнения задания ведущий спрашивает: Как вы себя чувствуете? Все ли объединились с теми, с кем хотели?

4.Упражнение «Я в будущем».

Предложить подросткам на альбомном листе нарисовать себя в будущем при помощи красок, карандашей, мелков (на выбор ребенка). Затем каждый из участников показывает «свое будущее» и рассказывает о нем, остальные могут задавать уточняющие вопросы.

Все образуют круг, плотно встав друг к другу, один из участников должен пройти в круг через «заросли». Затем такую же попытку осуществляет следующий участник. После выполнения упражнения ведущий спрашивает: Какой из способов преодоления «зарослей» для вас наиболее приемлем?

6.Упражнение «Где Я?»(см. приложение 5.)

Необходимо обозначить на лесенке свою ступеньку, на которой он в данный момент находится. Если на самом верху- самооценка завышена, от 5 до 8 ступеньки- адекватна, от 1 до 4- занижена.

7.Подведение итогов проведенного занятия.

Что понравилось на занятии? С какими трудностями вы столкнулись или трудностей не было? Всем спасибо за работу.

1. Бабанский Ю.К. Вопросы предупреждения неуспеваемости. - Ростов-на-Дону, 1972.

2. Блонский П.П. Школьная неуспеваемость. - М. 1961.

3. Безруких М.М. Ефимова С.П. «Знаете ли вы своего ученика?» – М. Просвещение, 1991
4. Божович Л.Н. Благонадежина Л.В. «Изучение мотивации детей и подростков» – М. Педагогика, 1972
5. Буянов М.И. «Ребенок из неблагополучной семьи» – М. Педагогика, 1988
6. Бадмаева С.А. «Психологическая коррекция отклоняющего поведения» – М. Педагогика, 1993

Педагог-психолог Дьякова Ю.Н.

Педагог-психолог Корягина Е.В.

Упражнения на повышение мотивации младших школьников

Упражнения на повышение мотивации младших школьников.

Подготовила студентка Ш22 группы

- Игра Настроение в цвете . Детям предлагается выбрать геометрическую фигуру любого цвета, отражающую его эмоциональное состояние, на момент начала занятия.

- Игра Игра художников . На индивидуальном листе бумаги, расчерченном на 20 клеточек, ребенок рисует в каждой клеточке (значком или символом) предмет, названный психологом. Интервал между словами 3-5 секунд. Далее проводится индивидуальная проверка нарисованного: ребенок называет подряд нарисованные предметы, объясняя свой рисунок.

- Игра Четыре стихии . Психолог произносит слова: земля - дети опускают руки вниз; вода - дети вытягивают руки вперед; воздух - поднимают руки вверх; огонь - вращают руками в локтях.

- Игра Найди отличия . Детям предлагаются картинки с 5 - 10 отличиями, которые нужно найти за определенное количество времени, игра направлена на концентрацию внимания.

- Игра Опорные сигналы . Психолог называет косвенные признаки предметов и явлений, по которым ребенок должен угадать предмет. Далее детям предлагается поиграть в эту игру друг с другом.

- Игра Разведчики . В комнате в произвольном порядке расставляются стулья. Один ребенок (разведчик) идет через комнату обходя стулья с различных сторон, а другой ребенок (командир отряда) запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем.

- Упражнение Шкала роста . Отработка навыков адекватного оценивания себя и своих достижений. Детям предлагаются три степени оценки: высокая - звездочка , средняя - флажок , низкая - грибок , ребенок выбирает тот предмет, на который сам себя оценивает и кладет в свой кармашек занятий, объясняя при этом свой выбор.

- Игра Рисование на заданную тему . Детям предлагается нарисовать противоположные понятия (добро и зло, красивое и безобразное, веселое и грустное и т.д.).

- Упражнение Четвертый лишний . Психолог называет ряд предметов, один из которых по своим признакам является лишним . Затем дети играют друг с другом.

- Игра Ассоциации . Дети с помощью мимики и жестов, показывают различных животных, персонажей из сказок, книг, мультфильмов. Остальные пытаются угадать, того, кого показывает ребенок.

- Игра Дорисуй предмет . Детям предлагаются нарисованные геометрические фигуры, которые нужно дополнить чем - либо, чтобы получился законченный предмет, явление.

- Упражнение Рассказ по картинке . Детям предлагается за определенное время составить рассказ по предложенной картинке. Детям предлагается оценить свой рассказ и рассказы других детей, выбрать самый лучший.

- Игра Самый - самый . Детям предлагается рассказать о самом лучшем поступке в своей жизни.

- Упражнение Составь предложение . Детям предлагаются наборы слов, из которых дети составляют предложения. Совместно выбираются: самое красивое предложение, самое быстро - составленное предложение, самое правильное предложение.

- Игра Неоконченное предложение . Детям предлагается окончить предложения на тему Моя школа .

- Упражнения Задачи на движение , Заполни пропуски в равенствах , основанные на материале уроков математики.

- Упражнение Что меня окружает , основанное на материалах уроков окружающего мира. Детям предлагается составить рассказ о своем домашнем животном, о каком - либо времени года, о явлениях живой природы.

- Игра Найди общее . Детям предлагаются карточки с изображением времен года, явлений живой и неживой природы, животных, птиц, рыб и т. д.

- Игра Мир профессий . Ребятам предлагаются карточки с изображением рабочих инструментов (дети выбирают то, что им нравится). с помощью которых рассказывают о профессиях.

- Игра Кем я хочу быть . Детям предлагается обыграть самую привлекательную на их взгляд профессию ( можно использовать аксессуары, определяющие данную профессию).

- Игра Что я умею, чего не умею, чему хочу научиться . Детям предлагается составить три списка: Что я умею , Чего я не умею , Чему хочу научиться , совместно обсудить то, что написали дети.

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: [email protected]

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Интерактивное обучение общению как ведущий фактор повышения мотивации учебной деятельности учащихся подросткового возраста INTERACTIVE LEARNING DIALOGUE AS THE LEADING FACTOR INCREASING MOTIVATION LEARNING ACTIVITIES OF STUDENTS ADOLESCENCE Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • УЧАЩИЕСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА.
  • УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ,
  • ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ,
  • ВЕДУЩИЙ ФАКТОР ,
  • ОБЩЕНИЕ ,
  • ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ,
  • STUDENTS ADOLESCENCE.
  • LEARNING ACTIVITY ,
  • INCREASED MOTIVATION ,
  • THE LEADING FACTOR ,
  • COMMUNICATION ,
  • INTERACTIVE LEARNING

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — ГАИНЦЕВА О.И. КАРПОВА О.Л.

В статье приводится обоснование значимости мотивации учебной деятельности подростков в современных условиях системы российского образования. Учащиеся подросткового возраста слабо приучены к чтению, неохотно и не умеют грамотно общаться со сверстниками. Доказывается, что именно интерактивное обучение общению является ведущим фактором повышения мотивации учебной деятельности учащихся. Рассматриваются психолого-педагогические приемы и упражнения интерактивного обучения общению учащихся подросткового возраста в процессе повышения учебной мотивации. Подтверждена эффективность интерактивного обучения общению подростков, которое облегчает работу в группе, обеспечивает большей самостоятельностью и способностью к оценке и позволяет приобрести опыт в различных видах учебной деятельности.

Abstract 2015 year, VAK speciality — 13.00.00, author — GAINTSEVA O.I. KARPOVA O.L.

The article provides the rationale significance of motivation of educational activity of teenagers in modern conditions of the Russian education system. Students under the age-sprout little accustomed to reading, reluctantly and not able to properly communicate with their peers. It is proved that it is interactive teaching fellowship is the leading factor in increasing the motivation of educational activity of students. We consider the psychological and pedagogical techniques and exercises of interactive learning dialogue adolescent students in the process of enhancing learning motivation. Confirmed the effectiveness of interactive learning dialogue teens that facilitates the work of the group, it provides greater autonomy and the ability to evaluate and allows you to gain experience in different kinds of training activities.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Современные проблемы науки и образования , ГАИНЦЕВА О.И. КАРПОВА О.Л.

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

ГАИНЦЕВА О.И. КАРПОВА О.Л. Интерактивное обучение общению как ведущий фактор повышения мотивации учебной деятельности учащихся подросткового возраста // Современные проблемы науки и образования. 2015. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnoe-obuchenie-obscheniyu-kak-veduschiy-faktor-povysheniya-motivatsii-uchebnoy-deyatelnosti-uchaschihsya-podrostkovogo (дата обращения: 26.09).

ГАИНЦЕВА О.И. et al. Интерактивное обучение общению как ведущий фактор повышения мотивации учебной деятельности учащихся подросткового возраста Современные проблемы науки и образования (2015). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnoe-obuchenie-obscheniyu-kak-veduschiy-faktor-povysheniya-motivatsii-uchebnoy-deyatelnosti-uchaschihsya-podrostkovogo (дата обращения: 26.09).

ГАИНЦЕВА О.И. КАРПОВА О.Л. (2015). Интерактивное обучение общению как ведущий фактор повышения мотивации учебной деятельности учащихся подросткового возраста. Современные проблемы науки и образования URL: http://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnoe-obuchenie-obscheniyu-kak-veduschiy-faktor-povysheniya-motivatsii-uchebnoy-deyatelnosti-uchaschihsya-podrostkovogo (дата обращения: 26.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

ГАИНЦЕВА О.И. КАРПОВА О.Л. Интерактивное обучение общению как ведущий фактор повышения мотивации учебной деятельности учащихся подросткового возраста // Современные проблемы науки и образования. 2015. №4 С.112.

ГАИНЦЕВА О.И. et al. Интерактивное обучение общению как ведущий фактор повышения мотивации учебной деятельности учащихся подросткового возраста Современные проблемы науки и образования (2015).

ГАИНЦЕВА О.И. КАРПОВА О.Л. (2015). Интерактивное обучение общению как ведущий фактор повышения мотивации учебной деятельности учащихся подросткового возраста. Современные проблемы науки и образования

Источники: http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2015/08/29/tsikl-treningovyh-zanyatiy-po-povysheniyu-uchebnoy-motivatsii, http://infourok.ru/uprazhneniya-na-povishenie-motivacii-mladshih-shkolnikov-302190.html, http://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnoe-obuchenie-obscheniyu-kak-veduschiy-faktor-povysheniya-motivatsii-uchebnoy-deyatelnosti-uchaschihsya-podrostkovogo





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения