Логопедические упражнения при дизартрии у детей





Преодоление симптомов дизартрии - гиперсаливации у детей с ОНР.

Воронина Лариса Павловна, учитель-логопед МДОУ №152 г. Мурманска,
Червякова Наталья Алексеевна, учитель-логопед МДОУ №18 г.Мурманска

В настоящее время дизартрия является широко распространенным нарушением в детском возрасте. К примеру, по данным к.п.н. доцента кафедры специальной педагогики и психологии Вакуленко Л.С. Мурманского государственного педагогического университета, дизартрия имеет место у 40,8% из 240 дошкольников с речевой патологией в возрасте от 4 до 7 лет. Рассматриваемый речевой дефект тормозит развитие всей речи в целом, существенно удлиняет сроки коррекционной работы.

Целью данной статьи является рассмотрение традиционных и нетрадиционных приемов одного из характерных симптомов дизартрии – гиперсаливации, т.е. обильного слюнотечения. Проблема устранения усиленного слюноотделения слишком сложна и не может быть решена только посредством упражнений на логопедических занятиях.

Необходимо учить ребенка с сомкнутыми губами подсасывать, глотать слюну с запрокинутой головой и в нормальном положении. Перед выполнением любого артикуляционного упражнения педагог напоминает ребенку, что нужно проглотить слюну, промокнуть внутри рта салфеткой.
    Рекомендации.
  • Окружающие должны постоянно контролировать положение рта ребёнка и напоминать ему о необходимости держать рот закрытым, когда он не ест и не разговаривает.
  • Важно, чтобы у ребёнка сформировалось дифференцированное ощущение сухого и мокрого подбородка.
  • На занятиях необходимо через определённые промежутки времени делать паузы и предлагать ребёнку сглатывать слюну.

Основной этап работы

Прикладывание кусочка льда по контуру губ с учетом 6 точек (см. рис. 1). Продолжительность удерживания льда в каждой точке от 5 секунд до 1 минуты (В.А. Киселева [4]).

Рис.1. Схема расположения активных точек в области губ.

2. Полоскание полости рта.
  • Полоскание с использованием лекарственных трав: настоя шиповника, коры дуба, тысячелистника. Предварительно необходимо удостовериться в отсутствии у ребёнка аллергии.
  • Поэтапное полоскание горла минеральной водой, жидким киселём, кефиром, густым киселём.
3. Логопедический массаж.
  • Проводится точечный массаж в области подчелюстной ямки, указательным пальцем лёгкие вибрирующие движения под подбородком в течение 4-5 секунд (Е.Ф. Архипова [1]).
  • Проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно (см. рис. 2). Массаж осуществляется при помощи указательного, среднего пальца или зонда «грабли». Вращательные движения выполняются против часовой стрелки, не более 6-10 секунд. Движения не должны причинять ребёнку дискомфорт.

Рис.2. Массаж в углублениях под языком.

  • Массаж по точкам.
    Найти параллельные точки под козелками ушей, там, где смыкаются челюстные кости (правильно найденные точки болезненные). Указательными пальцами делаем круговые движения по точкам в течении 5 минут по часовой стрелке (2,5 минуты – с открытым ртом, 2,5 минуты с закрытым ртом) и 5 минут против часовой стрелки (аналогично) (В.А. Киселева [4]).
  • Массаж мягкого нёба.
    Поглаживающие и разминающие движения пальцем по средней линии твёрдого и мягкого нёба от верхних резцов до увулы для получения выраженного глоточного рефлекса (В.А. Киселева [4]).
  • 4. Жевание твёрдой пищи.
      Инструкция для родителей детей-дизартриков:
    • Грызём, жуём, глотаем - морковку.
    • Грызём - сухари, баранки, сушки.
    5. Статические и динамические мимические и артикуляционные упражнения (Е.М. Косинова [5], О.А. Новиковская [7]).
    • Имитация зевания, жевания, глотания с запрокинутой головой. (Жевание и глотание рекомендуется производить с закрытым ртом).
    • «Птенчики» («Окошечко»). Открыть рот широко и удерживать его в таком положении в течение 3-5 секунд. Закрыть рот. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой полости. Удерживать рот открытым в течение 5-10 секунд.
    • «Усики». Удерживать губами полоску бумаги, трубочки для коктейля разных диаметров, деревянный или металлический шпатель, пузырьки из-под лекарств разных диаметров.
    • «Толстячок – худышка». Надувание обеих щёк одновременно. Втягивание щёк в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах.
    • «Шарики». Надуть одну щёку – сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.
    • «Упражнение йогов» - рот открыт, ребенок вращает языком в преддверии рта, затем логопед предлагает ему сглотнуть слюну.
    • «Сушить язычок». Язык свернуть трубочкой и всасывать воздух в себя через трубочку.
    6. Активизация мышц с использованием мёда или хлебного шарика.
    • Положить на кончик языка хлебный шарик (измельчённые витамины, накапать из пипетки 1-2 капли сиропа), с усилием сделать глотательные движения.
    • На кончик языка капнуть капельку мёда. Выполнять упражнение «Часики» или делать движения языком вперёд-назад.

    7. Дыхательное упражнение «Буря в стакане». В стакан налить воды. Взять трубочку для сока и дуть через неё. Следить, чтобы не надувались щёки.

    8. Произнесение гласных: а, э, и на твёрдой атаке (В.А. Киселева [4]).
    • а а а; э э э; и и и;
    • аэ, аэ, аэ; эа, эа, эа; аи, аи, аи; эи, эи, эи;
    • аэи, аэи, аэи.

    Основываясь на нашем практическом опыте, при систематической работе саливация исчезает через 3 месяца.

    Литература.
    1. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии.- М. 2007.
    2. Блыскина И.В. Логопедический массаж.- СПб. 2004.
    3. Дьякова Е.А. Логопедический массаж.- М. 2005.
    4. Киселёва В.А. Диагностика и коррекция стёртой формы дизартрии.- М. 2007.
    5. Косинова Е.М. Уроки логопеда.- М. 2003.
    6. Краузе Е.Н. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста.- М. 2005.

    Логопедические упражнения при дизартрии

    Дизартрия – это нарушения звукопроизношения в разговорной речи, характеризуется невнятной артикуляцией, плохой дикцией, сильно страдает интонационно-мелодическая сторона речи, дыхание. Комплексная работа по устранению дефекта способствует быстрому восстановлению правильного дыхания, формированию связной речи, улучшает лексико-грамматическую часть.

    Начиная проводить логопедические занятия при дизартрии, следует, прежде всего, провести 4 этапа подготовки:

    • • выработать правильное дыхание
    • • развить моторику артикуляции
    • • тренировать слуховую память, внимание и восприятие
    • • разработать мелкую и крупную моторику

    Основа успеха лечения - правильное дыхание. Если дыхание правильное то оно способствует звучности речи, тренирует мягкое небо. Результатом грамотно проведенной работы станет устранение дефекта. Наиболее популярной среди логопедов является дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Бывшая певицей, Стрельникова изобрела методику, при которой короткий и резкий вдох носом осуществляется в движении, при этом грудная клетка сжимается, активно включаются в работу все части тела, усиливается впитывание тканями кислорода, чем связует множество рецепторов слизистой оболочки носа с системой рефлексов во всем организме.

    Для развития артикуляционной моторики, подойдут такие упражнения:

    • • «Блинчик» - сделайте язык широким и распластанным
    • • «Жало» - напрягите язык, сделайте его тонким, узким
    • • Оближите верхнюю губу, а потом нижнюю и наоборот
    • • Потянитесь кончиком языка к носу, потом к подбородку, чередуйте положения
    • • Пощелкайте языком как лошадка, меняя темп и громкость клацанья, упражнение называется «Лошадка»
    • • Теперь чередуйте положения языка показанных в упражнениях «Жало» и «Блинчик»
    • • Широко улыбнитесь, обязательно показав зубы
    • • Сложите губами «дудочку»
    • • Чередуйте «дудочку» с широкой улыбкой
    • • Вытяните челюсть вперед, а потом оттяните обратно.

    Тренируем слуховую память:

    • • При прогулке на улице постарайтесь подслушать и запомнить отрывок из разговора прохожих (длительность упражнения 15 – 30 минут)
    • • Постарайтесь различать голоса людей, с которыми вы будете видеться, запоминайте их голоса, чтобы потом снова вспомнить их при встрече (20-30 минут)
    • • Стоя спиной к говорящим пробуйте различить их голоса и сопоставить с лицами (10-15 минут)
    • • Старайтесь различать идущего по звуку его шагов в коридоре (20-40 минут)
    • • Слушайте простенькие мелодии, а потом попробуйте их воспроизвести, напевая или просвистев (20-60 минут)
    • • Повторяйте и проговаривайте речи великих ораторов и помните что в повторении залог успеха

    Развивая мелкую и крупную моторику, старайтесь достигнуть слаженности движений, определенного ритма. Например, выполняйте определенные движения, под музыку, лучше песню, упражняя тем самым и речевые функции, и общую моторику тела. Выполняя упражнения, помните, главное регулярно и длительно работать над устранением дефекта, и успех вам обеспечен.

    Глава 5. Коррекция речи при дизартрии

    Сложный характер дизартрии, а также то, что она является не самостоятельным заболеванием, а частью того или иного неврологического синдрома, обусловливает необходимость комплексной терапии больных с дизартрией. Учитывая то, что данное учебное пособие является нейропсихологическим, мы не станем описывать методы, используемые в широкой логопедической практике, а остановимся лишь на той части комплекса, который непосредственно связан с воздействием на мозговые структуры, иннервирующие органы артикуляции, а также на тех психологических проблемах, которые возникают у больных вследствие переживания дефекта и вызванных им ограничений общения с окружающими.

    Психолого-логопедическое воздействие при дизартрии направлено на коррекцию отношения больного, испытывающего серьезные затруднения в речи, к актам речевой коммуникации. Как взрослый больной, так и ребенок должен знать, что он, имея нормальный интеллект, способен к полноценному общению. Необходимо продемонстрировать ему доступные способы коммуникации, например, жестово-мимические, пиктограммные, интонационные. Обучение им предотвратит определенные деформации личности, возможные без принятия данных мер.

    Наиболее важное место в комплексе терапевтических мер при дизартрии занимает логопедическая работа, направленная на разработку органов артикуляции.

    Коррекционная работа при бульварной и псевдобульбарной дизартриях включает:

    -массаж органов артикуляции;

    -исправление произношения звуков речи;

    -нормализацию речевого дыхания и голоса;

    -работу над выразительностью речи.

    Наиболее часто применяются два вида массажа: активизирующий и расслабляющий. Активизирующий массаж производится при вялости артикуляционных мышц (вялые параличи или парезы), т.е. при бульбарной дизартрии. Расслабляющий массаж показан для мышц с повышенным тонусом (спастические параличи или парезы), т.е. для псевдобульбарной дизартрии. Артикуляционная гимнастика включает упражнения, похожие на упражнения обычной гимнастики, большая часть которых относится к языку как наиболее активному органу «говорения».

    Источники: http://www.logoped.ru/vorolp01.htm, http://tvoylogoped.ru/narusheniya-u-vzroslykh/69-logopedicheskie-uprazhneniya-pri-dizartrii, http://pedlib.ru/Books/2/0161/2_0161-279.shtml






    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением