Игры упражнения чтения детей





Виды специальных упражнений для улучшения качества чтения у учащихся начальных классов

1. Упражнения, направленные на развитие четкости произношения
2. Упражнения на развитие подвижности речевого аппарата
3. Упражнения, развивающие боковое зрение и обрабатывающие прямой взгляд
4. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям
5. Упражнения, развивающие оперативную память, устойчивость внимания
6. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения про себя и вслух
7. Упражнения, способствующие синтезу восприятия и понимания
8. Упражнения, развивающие логическое мышление
9. Упражнения на развитие навыка осознанного чтения
9.1 Логические упражнения
9.2 Игры по составлению слов
10. Упражнения на формирование навыка правильного чтения
11. Упражнения на развитие выразительности чтения

Навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом, можно формировать с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: технику, осмысленность, выразительность.

1. Упражнения, направленные на развитие четкости произношения

Многие учащиеся во время чтения не умеют регулировать свое дыхание. Для исправления этого недостатка и служит дыхательная гимнастика.
1) Вдох носом – выдох через рот. Вдох – задержка дыхания – выдох. Вдох – выдох по порциям.
2) «Гудок приближается и удаляется»: вдох – на выдохе произносим м-м-м-м, н-н-н-н-н.
3) «Рычание собаки»: вдох – на выдохе р-р-р-р-р.
4) «Воздух, выходящий из проколотой шины велосипеда»: с-с-с-с-с.
5) «Свеча»: Сделав глубокий вдох, на выдохе читаем ровный и медленный выдох, затем глубоко вздохнуть, остановиться и медленно дуть на пламя воображаемой свечи.
6) «Погаси свечу»: интенсивный прерывистый выдох, следом вдох, секундная задержка дыхания, затем короткими толчками три раза выдохнуть: фу! Фу! Фу!
7) Летела муха около уха: ж-ж-ж.

Летела оса около носа: с-с-с.
Летел комар и звенел: з-з-з.
Сел на лоб, мы его хлоп –
И поймали: з-з-з.
Пусть летит!

2. Упражнения на развитие подвижности речевого аппарата: «Звуковая разминка»

1) Читаем быстро, смотрим внимательно:

ОИЭ АОЕЯ ЕАЁИО
ЯОЮ АЮОЕ ЭЁЮЯУ
ЫЯЮ УЁЮУ ЮУАОЮ

2) Читаем гласные с ударением на одном из них:

ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ ит.п.

Можно разнообразить это упражнение, произнося слоги сначала с ударением на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й:

ДА-ДА-ДА, ДА-ДА-ДА, ДА-ДА-ДА

3) Сделав глубокий вдох, на выдохе читаем 15 согласных одного ряда (звуками):

Б К З С Т Р М Н В З Р Ш Л Н Х

4) Читаем цепочку слогов:

5) Читаем слова с наращиванием:

По – вар, жар, смей, пей, шел, вёл.

3. Упражнения, развивающие боковое зрение и отрабатывающие прямой взгляд

1) Для того чтобы дети смогли понять суть терминов «боковое зрение» и «прямой угол», им предлагается, не отводя взгляда от одной строчки, перечислить предметы, которые попадают в поле зрения справа, слева, сверху, снизу.

2) Раздаточный материал – таблица Шульте (размер 20х20см)

Алгоритм использования:
  1. Как можно быстрее назови все числа по порядку от 10 до 25, указывая карандашом или пальчиком;
  2. Старайся запоминать расположение сразу двух-трех следующих друг за другом чисел.

Помни! Глаза смотрят в центр таблицы, в число 10, а видят её всю целиком.

а) На доске или на бумаге изображается ящик с морковкой. По рисунку – вопросы и комментарии.

– Если морковка находится в ящике, какая её часть будет видна? (Хвостик)
– Вот именно, на хвостик и будет направлен прямой взгляд. Глядя на первый слог, увидишь все слово на морковке.
Для упражнения могут быть взяты различные слова из читаемого текста, однако при подборе слов следует учитывать, что ребенок в состоянии увидеть боковым зрением не более пяти букв.

б) «Длинная морковка»

– Что делать, если морковка вырастет слишком большая и слово на ней внутри ящика не помещается, так как содержит более пяти букв и выходит за пределы прямого взгляда? Тогда морковка будет выглядеть таким образом:

– Что в этом случае мы видим, глядя на ящик с морковкой? (Хвостик и кончик, а середина в ящике. ) Следовательно, прямой взгляд можно переносит с хвостика на кончик.
В данном упражнении отрабатывается не только боковое зрение, но и умение управлять прямым взглядом, контролировать ту часть слова, которую ребенок видит боковым зрением, умение ориентироваться в слове и избегать ошибок при чтении окончаний. Ведь в момент, когда взгляд направлен на хвостик, боковое зрение улавливает то, что написано на морковке в ящике. Перенося взгляд с хвостика на кончик, ребенок снова видит середину слова, контролируя себя. Перегнув таким образом, взглядом с 1-го слога на последний и увидев при этом середину слова, ребенок, уже не прочитывая, может быстро ее проговорить.

Встречая новое, труднопрочитываемое слово, ребенок не может воспользоваться боковым зрением и читает слово по слогам, нередко при этом искажая его. Слово печатается крупно на доске, на концах букв рисуются шарики – контакты.
У роботов, как известно, своих мыслей нет, они выполняют только заложенную в них программу: звучать в том месте, на которое направлена указка.
Вначале указка, а с ней и прямой взгляд передвигаются по слову медленно, затем скорость с каждым новым повтором слова возрастает, и дети прочитывают слово целиком, без ошибок.
Для того чтобы добиться умения не только узнавать такие слова в дальнейшем и проговаривать их, но и ориентироваться прямым взглядом в слове, упражнение усложняется. Учитель с большей скоростью проводит указкой по различным частям слова (в направлении чтения), дети же должны успеть проговорить именно показанный участок.

4. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного и скоростного чтения

У детей слабо развит артикуляционный аппарат, что тормозит быстрое чтение, поэтому в 1-м и во 2-м классах актуальны такие упражнения:

1) Чтение сочетаний двух-трех согласных с гласными:

2) Читаем, медленно, в умеренном темпе: убыстряя темп:

Вороб_ сидел_ на ветк_ и чирикал.

Лена искала булавку.
Булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Искала булавку весь день.

а) Прочитай скороговорки орфографически.
б) Прочитай скороговорки орфоэпически.
в) Работа с табличками: дети читают скороговорку в соответствии с заданием:

Литература:
  1. Как преодолеть трудности в обучении чтению. С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева. – М. Ось – 89, 1999.
  2. Начальная школа плюс до и после. № 7 2010.
  3. Начальная школа плюс до и после. № 6 2009.
  4. Начальная школа плюс до и после. № 11 2008.
  5. Начальная школа плюс до и после. № 11 2007.
  6. Начальная школа плюс до и после. № 8 2007.
  7. Начальная школа. № 6 2001.
  8. Читаем после «Азбука с крупными буквами»: учебное пособие/ Н.Н.Павлова; ил.А.В.Кардашука. – М. ОЛИСС: Эксмо, 2011.– 64с.:ил.

© ИД «Первое сентября». 2003–2016
Цифровые технологии в образовании

Адрес: ул. Киевская, 24. Москва. Россия. 121165. ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок»

Упражнения для чтения, для детей

Обучение ребенка чтению – важнейший этап в его развитии. Заботливые родители всегда задолго до школы задумываются над вопросом, как научить ребенка читать быстро и легко? Не секрет, что наши дети иногда совершенно не хотят заниматься: изучение букв их вгоняет в тоску, а написание «палочек» вызывает чуть ли не слезы. В этом случае очень эффективно использовать упражнения для обучения детей чтению, когда занятия проводятся в форме игры. Что нужно для этих упражнений? Всего лишь немного изобретательности и стремление заинтересовать малыша.

Упражнения для чтения, для детей

Суть задания: ребенку читается короткий текст или отрывок из текста объемом не более полутора – двух страниц. В заголовке текста, как правило, обозначена какая – то проблема или поставлен вопрос, ответ на который нужно найти в тексте. Задание дается ребенку в самом начале, еще до того, как взрослый начнет читать. Тогда ребенок изначально будет стараться слушать более внимательно, чтобы скорее выполнить задание. Если ребенок знает буквы и понемногу начал складывать их в слова, возможно, он попытается самостоятельно найти ответ на вопрос в книжке. Этому и нужно способствовать.

Суть задания: ребенку предлагается искать определенную букву в тех словах, которые произносит взрослый. Упражнение развивает фонематический слух, умение слышать звуки и различать их. Перед тем, как читать слова, говорим ребенку: «Буква «И» потерялась. Ее все ищут и не могут найти. Может быть, ты поможешь вернуть буквы обратно в алфавит? Ведь без нее никак нельзя. Она в стольких словах нужна! Давай вместе попробуем ее отыскать!» Итак, вы читаете ребенку слова, а он пробует анализировать их, ищет букву. Обязательное условие: слова должны быть короткими, звучными, чтобы ребенок не путался в буквах. Разумеется, значение слов должно быть ребенку также понятно. Вы не представляете, как ваш малыш будет радоваться найденной букве! А еще больше его обрадует то обстоятельство, что он сам, практически без посторонней помощи смог ее найти. Представляете, какое достижение?

Предложите ребенку отправиться в космическое путешествие. Так как космос находится очень далеко, то некоторые буквы там не распознаются. Вы выкладываете перед ребенком карточки с крупно написанными на них словами, в которых пропущена одна буква. Слова должны быть простыми и понятными. Прежде чем ребенок поймет, какая буква зашифрована, он будет вынужден прочитать слово целиком, подумать над его значением. Это очень интересная и увлекательная игра, развивающая интерес к звучащему слову, побуждающая ребенка учиться читать.

Суть задания: используется тот же самый принцип, что и в игре «в города»: каждый следующий участник называет слово на ту букву, на которую закончилось предыдущее. Упражнение прекрасно развивает умение слышать звук.

Не все дети быстро начинают распознавать гласные и согласные звуки. Развитию этого умения может способствовать данное упражнение. Суть задания: рисуете на листе бумаги красные и синие кружочки. Затем вырезаете их и составляете вместе с ребенком схему слова. На первых порах ребенку нужно помогать, объяснить, что слова состоят из слогов, из гласных и согласных звуков.

Таким образом, можно обучить ребенка чтению в достаточно короткие сроки. Все, что вам нужно – это огромное желание, чтобы ваш ребенок научился читать. Тогда вы по праву будете им гордиться.

Группа

Подборка книг для обучения чтению.

1. Тренажер по чтению. Буквы и звуки - Русинова Е.В.
Пособие состоит из 35 уроков (для 7-10 летних детей) и может быть полезен для всех начинающих изучать английский язык. В процессе занятий вырабатываются навыки чтения и произношения, запоминаются буквы, знаки транскрипции, слова повседневной лексики. Тщательно подобранные слова и последовательность вводимых букв и правил чтения позволят легко и быстро освоить курс.

2. Живые правила чтения английского языка - Юлия Иванова, Jim Whalen
Книга для обучения чтению и произношению на английском языке. Здесь просто и доступно даются объяснения многочисленных английских правил чтения. Чтобы обучение было более захватывающим, авторы разбавили правила смешными скороговорками и стишками, которые не только повеселят ребенка, но и помогут ему отработать правильное произношения английских звуков.

3. Занимательное чтение - Крашакова О.Ю.
Книга предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В ней содержатся основные правила чтения английского языка, а также игровые задания на произнесение и написание букв. Раскраски и иллюстрированные игры.

4. Английский язык. Уроки чтения 1-3 классы: Правила, упражнения, скороговорки, сказки - Сушкевич А.С. Маглыш М.А.
Пособие по обучению чтению детей, начинающих изучать английский язык с подготовительного или четвертого класса. Она может быть использована как справочник по основным правилам чтения и как книга для самостоятельного чтения для учащихся общеобразовательных школ.

5. Английский язык: Учимся правильно читать: для младших школьников - Малинина А.А.
Книга поможет привести в систему и закрепить правила чтения гласных, согласных букв и буквосочетаний. Пособие может служить дополнением к любому учебнику для начальных классов и использоваться как на уроках, так и для самостоятельной работы дома.

6. Starfall.com - Бесплатные онлайн упражнения по обучению чтению. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Красочные игры и задания укрепят интерес к изучению.

Файл 1. Тренажер по чтению. Буквы и звуки - Русинова. Файл PDF, 13 МБ

Файл 2. Живые Правила Чтения - Иванова.djvu Файл DJVU, 1 МБ

Файл 3. Занимательное чтение - Крашакова.pdf Файл PDF, 14 МБ

Файл 4. Уроки чтения - Сушкевич.pdf Файл PDF, 20 МБ

Источники: http://festival.1september.ru/articles/625925/, http://razvitiedetei.info/razvivayushhie-igry/uprazhneniya-dlya-chteniya-dlya-detej.html, http://m.vk.com/wall-51506472_1357






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением