Физические упражнения для детей 2 3 лет





DatsoPic 2.0 2009 by Andrey Datso

Игры органически присущи детям, но как мы с Вами говорили в прошлых статьях, игры не должны исключать гимнастику, поскольку правильность и точность детских движений вырабатывается именно упражнениями.

Так когда же её проводить и как?
Попробуйте трехгодовалого ребенка заставить делать физические упражнения по примеру взрослых. Хороший совет? Практически безумный!
Вспомним общие принципы физической тренировки: Вводно-подготовительная часть (Разминка); Основная часть; Заключительная.
Вообще голова кругом!
На самом деле все проще простого. Для гимнастики берем в оборот водно-подготовительную часть. А сами гимнастические движения, подаем в виде все тех же игр. Возьмем, к примеру, игру «Птичка» - имитация взмахов крыльев, вот Вам и привязанное к игре гимнастическое маховое движение рук. Нужны всего на всего элементы игры. Нам легко втянуться и ребенку легко освоиться.
В составе нашей гимнастики должны присутствовать: ходьба (бег), движения махового типа (вращательные движения рук, наклоны, повороты и т. д.) и различные лазанья. Подбираем комплекс из пяти-шести (идеальная раскладка, но не более) доступных малышу упражнений каждой мышечной группы (рук и плечевого пояса, туловища, ног и стоп). У малышей 2-3 лет неразвита выносливость, но это легко преодолевается заданиями поочередно сменяемыми для различных групп мышц. Пока одни мышцы работают, другие отдыхают. Чтобы не отбить у малыша желание заниматься (переутомлением) и самим получать удовольствие, постарайтесь соблюдать это правило. Хотя радость есть и здесь, как быстро детки утомляются, так же быстро они восстанавливают силы.
На гимнастику вашего возраста отводится 5 -7 минут.
Чтобы сразу привлечь внимание к тренировке, запомните любимое упражнение ребенка и начните с него занятие, и не забывайте подбадривать ребенка и хвалить за хорошо выполненные упражнения. Тактично помогайте ему, отмечайте малейшее его достижение, а чтобы оставить у ребенка приятное воспоминание желательно любимым и заканчивать. Дети, к примеру, всегда с удовольствием хлопают руками и топают.

Не спешите, предлагая новое упражнение. Никто не ставит под сомнение, что Ваш ребенок самый лучший и самый способный, но ради ребенка же, реально оцените физическое развитие и подготовленность Вашего малыша. Проще сказать – НАЧИНАЙТЕ С САМОГО ПРОСТОГО. А уже по мере усвоения постепенно усложняйте задания. Упражнения должны быть простыми, чтобы детям не пришлось затрачивать много усилий для их освоения. Если движение сложно для ребенка, он не может хорошо его выполнить. Возьмем те же «ПТИЧКИ». На первых занятиях стоя на месте, имитируем взмах крыльев птицы, Освоив его, усложняем, добавляя ходьбу, ещё дальше, бег. Вот Вам и два упражнения для двух групп мышц в одном. Для большего веселья в последующем, спокойно прибавляйте препятствия.
Во время выполнения упражнений, активно предлагайте ему мяуканья, гавканья, другие имитации голосов животных, звуков (автомобиля, часов, паровоза и т.д.). Это забавное включение приносит потрясающие результаты. Дыхание - это жизнь! Позже обязательно будет целая статья о нем, а пока, не теряя времени, для естественной регулировки и полноценной работы легких Вашего сокровища, плюс получения дополнительного интереса к активным действиям, в гимнастику включайте «озвучку».
Чтобы ребенок проще понял, как это делается, сами не ленитесь показать ему эти движения и участвовать в играх.

Ходьба (бег)

Бег развивает кору головного мозга и совершенствует кровеносную и дыхательную системы. Поощряйте своё золотце бегать как можно больше. Бег идеально и мягко прорабатывает почти все мышцы. Конечно, бег детей 2-3 лет трудно назвать бегом, он похож более на ускоренную ходьбу. Развитие скорости бега и характерного для бега «полета» зависит от освоения и усвоения правильных навыков движений. Закрепляется же они (эти навыки) и совершенствуется в подвижных играх.

«Солдат (шагом марш!)»
Ходьба строевым шагом – около 30 секунд. Добавляйте речовки – «Марширую на парад. Быть здоровым очень рад! Спину правильно держу - С физкультурой я дружу» или, что-нибудь подобное.

«Ловля бабочек »
Малыш свободно перемещается по игровому полю. Вы переворачиваете обруч – «сачок» – и говорите: «Раз, два, три – обруч, повернись и в сачок для бабочек скорее превратись!» Затем «старайтесь» догнать «бабочку» и накинуть на неё сверху обруч. На упражнение отведите около минуты полторы. Будьте аккуратней с обручем.

«Паровозик»
Бег «змейкой» между предметами вместе взявшись за плечи колонной. Для начала Вы «паровозик», ну а за тем, позвольте малышу взять инициативу и возглавить состав. Сами сзади цепляйтесь «веселым вагончиком». Имитируйте едущий «старый» поезд. По описанию сразу поймете, о чем я говорю: Сгибание и разгибание рук, согнутых в локтях, Не забывайте озвучивать как стучат колеса и как работает паровозик – Чух–чух–чух. Варианты усложнения: полуприседания — «поезд едет с горки на горку». Есть одно маленькое но. Если малыш ручками имитировал движение поезда, то им потребуется отдых. Здесь они мало работали, нужно добавить еще какое-нибудь упражнение. Время на упражнение, также как и при «ловле бабочек»

Упражнения для рук

«Птички»
Описанное ранее имитирование взмахов крыльев птицы. Чтобы ребенок понял, как это делается, покажите эти движения сами. 30-40 секунд. Для усложнения добавить ходьбу в последующем бег.

«Рыбка»
Сложив ладошки перед собой, делаем волнообразные движения руками, словно рыбка плывет. По усвоению, рыбка произвольно «плавает» вверху над головой то в один бок, то в другой, вниз, перед лицом. На выполнение упражнения 30 – 40 секунд.
«Заяц»
Хлопаем в ладоши перед собой, за спиной, над головой; в любом положении стоя, сидя, на корточках, лежа на спине и на животе. Взрослый задает темп (Ладушки, ладушки. хлоп, хлоп. ).

Упражнения для плечевого пояса

Вместе с упражнениями для туловища способствуют выпрямлению позвоночника, укрепляют грудную клетку и всю дыхательную мускулатуру, формируют правильную осанку.
Чтобы дыхание было свободным, приучайте малыша, как следует выпрямлять руки и при подъемах, поднимать их как можно выше.

«Обнимашки»
Исходное положение: стоя, руки перед собой. На счет 1 - руки разводим в стороны, вдох; 2 - ребенок обхватывает свои плечи руками, выдох. Выполняем 5 – 6 раз.

«Пловец (Пароходик)»
Взмахи выпрямленными руками в полный мах. Раздельно если пловец, вместе если пароходик

«Часики»
С детства всем знакомое упражнение. Руки на поясе, ноги на ширине плеч. Наклоняем голову влево, вправо и т. д. Оно конечно для шейного отдела, но дабы не упустить это сокровище припишем его к упражнениям плечевого пояса. И конечно же не забывайте «тикать – такать». Тридцати секунд для разминки шеи будет предостаточно.

Упражнения для детей 2 лет

Упражнения для детей 2 лет, как и любая правильная физическая нагрузка для детей всех возрастных категорий, направлены на их гармоничное развитие и укрепление здоровья.

По мере роста двигательная активность ребенка возрастает, хотя малыш-двухлетка еще плохо координирует движения, теряет равновесие, часто падает. Но навыки постоянного совершенствуются, и помогают этому упражнения для детей 2 лет, адекватные их физическим возможностям.

Учитываем особенности

Предлагая ребенку выполнять упражнения для детей 2 лет, следует учитывать анатомо-физиологические особенности и уровень развития костно-мышечной системы, характерные для этого возраста:

  • из-за своеобразных пропорций тела у детей этого возраста (ноги короче, чем туловище) центр тяжести смещен вверх;
  • костная ткань у двухлетних детей имеет преимущественно пластинчатое строение, минеральных веществ в ней намного меньше по сравнению с взрослыми, кости мягкие и эластичные;
  • скелет растет быстрее мышц;
  • масса скелетных мышц в общей массе тела (по сравнению с периодом новорожденности) уменьшается примерно на 4-6%;
  • развитие мышц рук и ног значительно отстает от развития мышц туловища;
  • развитие мышц рук (плеча и предплечья) идет быстрее, чем развитие мышц ног;
  • из всех мышц туловища быстрее всего растут поверхностные мышцы спины, а также большая ягодичная мышца;
  • глубокие мышцы спины развиты слабо;
  • ходьба и бег не дифференцируются;
  • одновременные прыжки обеими ногами дети данной возрастной категории выполнять не могут из-за несовершенного рефлекторного механизма координации деятельности сгибательных и разгибательных мышц (реципрокной иннервации мышц).

Польза упражнений для детей 2 лет

Польза упражнений для детей 2 лет заключается в том, что они способствуют нормальному формированию опорно-двигательного аппарата, делают кости прочнее, а мышцы сильнее.

Слабость мышечного корсета и связочного аппарата, к которой приводит недостаток движения, чреват постепенным и необратимым развитием неправильной осанки. А неправильная осанка вызывает боковое искривление позвоночника (сколиоз), при котором нарушается нормальная работа дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Какими бы простыми ни казались упражнения для детей 2 лет, а также принципы общефизического развития детей ясельного и дошкольного возраста, но педиатры единогласно утверждают: они способствуют укреплению здоровья, повышают функциональные резервы сердца и легких, улучшают церебральное кровообращение и общий метаболизм.

Приучая малышей к регулярному выполнению физических упражнений для детей 2 лет, родители закладывают прочный фундамент их здоровья в будущем.

Комплекс упражнений для детей 2 лет

Чтобы ребенок охотно выполнял комплекс упражнений для детей 2 лет, родители должны проводить занятия в форме игры и сами в ней активно участвовать. Ключевая деятельность двух-трехлетнего ребенка – предметная (действия с игрушками и различными предметами), поэтому нужно использовать в ходе зарядки-игры игрушки.

Дети такого возраста быстро устают, поэтому достаточно 3-4 упражнений, которые выполняются не более пяти раз, а все занятие должно занимать не более 15 минут. Помните, что детям до трех лет спрыгивать даже с небольшой высоты нельзя, потому что свод стопы еще слабый и его не нужно перегружать.

Итак, комплекс упражнений для детей 2 лет может состоять из следующих элементов.

  1. «Ходим по дорожке» (развивает походку и равновесие). На пол кладется полоса плотной бумаги или ткани, или две веревки (параллельно, на расстоянии 25 см друг от друга). Ребенок должен несколько раз пройти по этой «дорожке», сохраняя равновесие и не выходя за ее пределы. При этом можно организовать игру, поместив на другом конце дорожки игрушку, до которой ребенок должен дойти и принести взрослому.
  2. Переступаем через препятствие (развивает правильную походку и мышцы ног). На пол кладется палочка или маленькая игрушка, чрез которую малыш должен несколько раз переступить. А можно поиграть так: при словах «идут наши ножки по ровной дорожке» ребенок идет нормально, а при словах «а теперь идут по камешкам» ребенок должен перешагивать, поднимая колени высоко.
  3. Собираем кубики (развивает мускулатуру ног). На полу разбросать 6-8 кубиков и поставить емкость (корзинку, пластиковый таз или ведро). Ребенку дается задание собрать все кубики – наклоняясь за каждым или приседая.
  4. Ходим на четвереньках (как кот, собачка или любое другое животное). Это упражнение хорошо развивает все мышцы и координацию движений ребенка.
  5. Летаем как птичка (развивает мускулы плечевого пояса). Ребенок стоит с опущенными руками и по сигналу «птичка полетела» поднимает руки в стороны и делает маховые движения прямыми руками, передвигаясь по комнате.
  6. Растет цветочек (развивает мускулы плечевого пояса, ног и спины). Ребенок должен присесть на корточки и после слов взрослого «дождик идет, цветочек растет» встает с корточек, выпрямляет спину, поднимает руки вверх и встает на цыпочки.
  7. Ветер дует, дерево качается (развивает мышцы рук и туловища). Ребенок стоит с опущенными руками и по сигналу «ветер дует, дерево качается» поднимает руки вверх и выполняет наклоны туловища вправо-влево.
  8. Плывем как рыбка (развивает пресс, мышцы спины и шеи). Ребенок должен лечь на живот с согнутыми под грудью руками. По команде взрослого ребенок должен прогнуть спину и, выпрямив руки вперед, приподнять поднять голову и грудь.
  9. Катись-катись мячик (развивает мышцы туловища). Ребенок должен ходить и перекатывать по полу большой мяч, наклоняясь вперед и толкая его руками.
  10. Футбол (развивает все мышцы, равновесие и координацию движений). Поскольку ребенок еще не бегает, то нужно катать мяч по полу толчками ног - во время ходьбы.

Фантазии родителей преград нет! Учитывая особенности своих детей, можно придумать массу интересных игр на основе физических упражнений. Включая в комплекс упражнений для детей 2 лет новые движения, необходимо помнить о том, что костно-мышечная система ребенка находится в процессе активного роста и развития. Физические упражнения для детей 2 лет должны доставлять им радость движения и удовольствие от общения с родителями.

Гимнастические упражнения для детей

Гимнастика важна для ребенка любого возраста, так как она закаляет организм, укрепляет мышцы тела, способствует развитию координации движений. Когда малышу исполнится два – три года можно начинать приучать его к ежедневному выполнению гимнастических упражнений. Для детей разных возрастов разработаны разные комплексы упражнений. Чем старше ребенок, тем более сложные упражнения ему предлагается выполнять. Самым маленьким деткам будут интересны занятия в виде игры с воспитателем или родителем. Более взрослый ребенок может выполнять упражнения самостоятельно, следуя указаниям старших. После 5 лет ребенка можно водить в спортивную секцию. В этом возрасте можно заниматься спортивной или художественной гимнастикой, плаванием, карате, танцами, фигурным катанием или другим видом спорта, который понравится малышу.

Что надо знать, прежде чем приступать к занятиям гимнастикой?

Заниматься гимнастикой и упражнениями для детей лучше всего на свежем воздухе. Это позволит организму ребенка лучше насытиться кислородом. Если же нет такой возможности или на улице плохая погода, например, дождь, то выполнять физические упражнения необходимо в просторном и хорошо проветриваемом помещении.

Форма одежды для занятий гимнастикой меняется в зависимости от времени года. К ней предъявляется всего лишь одно требование: одежда не должна стеснять движения и мешать выполнению упражнений. Зимой ребенку будет удобно выполнять упражнения в спортивном костюме, а летом в футболке и шортах.

Упражнения для гимнастики детям 2–3 лет

Малышей в возрасте 2–3 лет невозможно заставить выполнять гимнастические упражнения просто повторяя их за взрослыми. Им это будет не интересно. А вот если гимнастические упражнения для детей преподнести в виде игры, то малыши с удовольствием включатся в процесс. Длительность занятий для детей этого возраста не должна превышать 5-10 минут, так как ребенок еще не способен долго на чем-то сосредотачиваться. Обычно комплекс гимнастических упражнений для детей младше трех лет состоит из 2–3 игровых упражнений, которые необходимо повторять 4–5 раз. Начинается занятие с разминки. Во время разминки дети ходят, медленно бегают (секунд 10), прыгают (6–8 раз). Можно чередовать ходьбу и прыжки. Физические упражнения, входящие в комплекс, выполняются в следующей последовательности:

1. Упражнения для гимнастики детям: укрепляем мышцы плечевого пояса и рук.

  • «Потянулись». Ребенок стоит, руки опущены вдоль тела, ноги немного расставлены. Выполнение: руки поднять кверху и опустить.
  • «Солнышко». Ребенок стоит, руки опущены вдоль туловища, ноги немного расставлены. Выполнение: руки поднять кверху и потянуться к солнышку, опустить руки.
  • «Птички». Ребенок стоит, руки опущены вдоль туловища, ноги немного расставлены. Выполнение: руки развести в стороны, поднять их вверх, опустить вниз («помахать крылышками»), принять исходную позу.

2. Упражнения для гимнастики детям: разрабатываем туловище.

  • «Поклонились». Ребенок стоит, руки опущены вдоль тела, ноги расставлены шире плеч. Выполнение: наклониться вперед, пальцами рук постараться достать до пола, выпрямиться.
  • «Тук-тук». Ребенок стоит, руки опущены вдоль тела, ноги на ширине плеч. Выполнение: наклониться вперед и ладошками постучать по коленкам, выпрямиться.
  • «Окошко». Ребенок сидит на стуле, руки на коленях, ноги стоят на полу. Выполнение: наклониться вперед, повернуть голову вправо, влево («выглядываем в окошко»), принять исходное положение.

3. Упражнения по гимнастике для детей: укрепляем мышцы ног.

  • «Прыг-скок». Ребенок стоит, руки вдоль тела, ноги вместе. Выполнение: прыжки на месте.
  • «Прятки». Ребенок стоит, руки вдоль туловища, ноги чуть-чуть расставлены. Выполнение: необходимо спрятаться – присесть на корточки, а ладошки положить на коленки, встать.
  • «Пружинки». Ребенок стоит. Выполнение: пружинистые полуприседания, чередуемые с ходьбой.

Гимнастические упражнения для детей 4–5 лет

Дети 4–5 лет уже более внимательны и сосредоточены, чем малыши трехлетнего возраста. Поэтому длительность комплекса гимнастических упражнений для детей можно увеличить до 15 минут. Занятия направлены на укрепление мышечного корсета ребенка, развитие координации и гибкости. Рассмотрим примерный комплекс упражнений.

Гимнастические упражнения для детей: тренируем мышцы рук.

  • «Катушечки». Ребенок стоит, руки разведены в стороны, ноги на ширине плеч. Выполнение: 4 вращения кистями рук вперед и 4 вращения назад. Сделать 2 повторения.
  • «Колеса». Ребенок стоит, руки разведены в стороны, ноги на ширине плеч. Выполнение: 4 вращения руками вперед и 4 вращения назад. Сделать 2 повторения.
  • «Силачи». Ребенок стоит, кисти рук лежат на плечах, ноги немного расставлены. Выполнение: локти свести вперед, чтобы они соприкоснулись, исходное положение. Сделать 5 повторений.
  • «Ножницы». Ребенок стоит, руки впереди, подняты на уровень плеч, ноги немного расставлены. Выполнение: скрестить выпрямленные руки, исходное положение. Сделать 5 повторений.

Упражнения для гимнастики детям: укрепляем мышцы спины.

  • «Кто там?». Ребенок стоит, руки держит на поясе, ноги немного расставлены. Выполнение: повернуть голову направо, исходное положение, повернуть голову налево, исходное положение. Сделать 5 повторений.
  • «Маятник». Ребенок стоит, руки держит на поясе, ноги немного расставлены. Выполнение: наклонить тело вправо, исходное положение, наклонить тело влево, исходное положение. Сделать 5 повторений.

Гимнастика и упражнения для детей: укрепляем мышцы ног.

  • «Непоседа». Ребенок стоит, руки опущены вдоль тела, ноги вместе. Выполнение: руки развести в стороны, поднять вверх, развести в стороны, опустить. Сделать 3 повторения.
  • «Приседания». Ребенок стоит, руки вдоль тела, ноги вместе. Выполнение: присесть, руки поднять вперед (пятки не отрывать от пола, спина прямая), исходное положение. Сделать 7 повторений.
  • «Прыжки». Ребенок стоит, руки на поясе, ноги вместе. Выполнение: по 2 – 3 прыжка на каждой ноге. Сделать 4 повторения.

Гимнастические упражнения для детей: развиваем гибкость

  • «Наклоны к полу». Ребенок стоит, руки вдоль туловища, ноги немного расставлены. Выполнение: наклониться и потянуться к носку правой ноги, исходное положение, наклониться и потянуться к носку левой ноги, исходное положение. При выполнении упражнения ноги не сгибать. Сделать 3 повторения.
  • «Тянемся - потянемся». Ребенок сидит на полу, ноги разведены шире плеч. Выполнение: потянуться к носку правой ноги, исходное положение, потянуться к носку левой ноги, исходное положение. Сделать 4 повторения.

Источники: http://www.vashevse.ru/2010-03-02-09-39-02/2010-06-07-13-02-42/2126--2-3-, http://m.ilive.com.ua/family/uprazhneniya-dlya-detey-2-let_113264i15873.html, http://ymadam.net/deti/zdorov-e-rebenka/gimnasticheskie-uprazhneniya-dlya-detej.php






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением