Помочь ребенку повысить самооценку





Как поднять самооценку ребенка

Достойная самооценка — это одно из тех качеств, которое любой родитель хочет видеть в своем ребенке. Она тесно связана с его способностью к обучению, благополучием в семье и развивается с раннего детства в отношениях с окружающими и прежде всего с родителями. Они, образно говоря, выступают в качестве зеркала. в котором ребенок видит отражения своих чувств. Ребенок всегда любит родителей, и когда они возвращают ему любовь, привязанность и расположение, в семье создается прочная эмоциональная связь.

Именно это взаимодействие развивает нашу эмоциональную самооценку и влияет на нее в ту или иную сторону. Если родители всегда высказываются в отношении детей с негативным прогнозом, находят их бесполезными и неспособными или насмехаются и иронизируют, то дети начинают сомневаться относительно собственных способностей. А если в школе и на улице ребенка преследуют те же отношения, то из него вырастет человек с низкой самооценкой.

Как развивать самооценку?

Когда ребенок успешен в том, что он делает, он начинает верить в свои способности. И чем больше верит, тем больше ему удается. Однако важно научить его, что какие-то вещи ему будут даваться хорошо, а с другими могут возникнуть проблемы. При этом он не должен отчаиваться, потому что мы родители, уверены, что рано или поздно у него все получится. В этом смысле полезно признавать собственные ошибки и неудачи и показывать, что мы тоже несовершенны. Например, сказать:

Очень сожалею, что я на тебя вчера накричала, извини, я целый день нервничала . Чтобы помочь ребенку вызвать положительные эмоции, очень важно хвалить и поощрять его, когда он пытается что-то сделать. Надо дать ему понять, что это важно , что этому можно научиться , что у него обязательно получится , и что его семья любит и уважает его.

Надо все время ставить задачи детям, Ннапример, совсем малышу надо разрешить попробовать налить сок в стакан (пусть он прольется), постарше — одеться самому(пусть наизнанку), подмести и отнести мусор, собрать игрушки, расставить на полке свои книги, видеокассеты, наконец, попросить помощи у ребенка в делах по хозяйству, аплодируя его достижениям. Однако здесь важно ставить задачи, достижимые и адекватные возрасту.

Дайте ему возможность развиваться без чрезмерной опеки, не настаивая и не сравнивая с другими детьми. Таким образом, будет формироваться положительная самооценка. Возможно, он почувствует, что он не в состоянии сделать что-то, тогда вам придется сказать: Конечно, ты не можешь пока, давай я тебе помогу .

Если ваш ребенок прекрасно преуспевает в науках, но неуклюж и над ним смеются сверстники, постарайтесь выйти вместе на площадку постучать в мяч или даже залезьте с ним на дерево. Это будет для него началом нового опыта. В любых ситуациях похлопывание по плечу, улыбка, слово молодец , помогает ребенку развивать положительные эмоции в отношении самого себя. Но важно, чтобы эта похвала была заслужена.

Ребенок чувствует искренность, и если хвалят фальшиво, то он не будет повторять печальный опыт. Лучше так же хвалить результат или действия, чем его самого. Какая аккуратная комната, или как ты хорошо себя вел с доктором . Ребенок должен быть доволен достигнутым результатом, чтобы учиться и воспитывать положительные чувства.

Швейцарский психолог Жан Пиаже посвятил свои исследования психическому развитию ребенка. Пиаже рассматривал умственное развитие ребенка как процесс адаптации (приспособления) к окружающему миру. Главным в его работах является отношения наставника и ребенка.

Ряд рекомендаций в соответствии с теорией Пиаже заключаются в следующем:

— Родители и учителя должны выстроить с ребенком отношения взаимного уважения, поощрять детей решать проблемы своими силами и развивать их автономию. Необходимо исключить авторитарное общение.

— Когда ребенка необходимо наказать, то наказание должно вытекать из принципа взаимности, а не искупления. Например, сына, который отказывается убирать комнату, можно лишить возможности пользоваться некоторыми своими неубранными вещами. А дочь, которая агрессивна и бьет других детей, должна быть на время лишена общения с ними.

— В школьном возрасте огромную роль в интеграции ребенка в общество играют учителя. Поэтому так важен выбор первого учителя. Если он умеет поощрять стремление детей к знаниям, обсуждать проблемы, поднятые ребенком без осмеивания или критики, распознавать и направлять его спонтанные интеллектуальные и эмоциональные порывы, это очень способствует нравственному развитию и росту самооценки ребенка. Выделить, например, за успехи в рисовании, даже если их и нет, но видно, что ученик работает с горящими глазами. Такой подход способен резко изменить судьбу классного чучела .

— Ребенка уже в дошкольном возрасте надо привлекать к обсуждению нравственных проблем. По мере того, как он будет слушать мнения окружающих и родителей, у него возникнут желания подражать успешным людям. Если же мама все время пилит папу за неспособность заработать, а папа ругает маму за подгоревшие котлеты, и начальство и власть за тупость, то кому тогда подражать вашему чаду?

Ответственность, сотрудничество и самодисциплина не воспитываются авторитарными методами. Такие понятия ребенок вырабатывает только в обстановке взаимного уважения. Родители и учителя, вот те наставники, которые развивают самооценку ребенка. И она развивается на основе сотрудничества, а не приказа. Так же вредно для ребенка, когда его наказывают, угрожая потерей любви и доверия. Это вызывает чувство вины и понижение самооценки. Поэтому не следует говорить: Ты очень огорчил маму своим поведением . Эта угроза чревата потерей любви, а это очень тяжелое наказание.

Без высокой самооценки, ребенку будет трудно противостоять вызовам жизни. Ребенок с достойной самооценкой активен, легко заводит друзей, обладает чувством юмора, участвует в проектах и ​​обсуждениях, не боится сделать ошибку, гордится своим вкладом в общую жизнь, счастлив, уверен и ласков. Поэтому надо научить ребенка чувствовать и сопереживать. Ребенок должен знать, что его успех зависит от его мотивации, что гордость, когда она не гордыня, способствует развитию чувства собственного достоинства. Это секрет хорошего старта в жизни и преодоления ее вызовов .

Ребенок-бумеранг всегда возвращается.

Не забудьте присоединиться к нам в социальных сетях:

Как повысить самооценку ребенка и надо ли «подкреплять» хорошие поступки? Рассказывает эксперт

На вопросы читателей отвечает педагог-арттерапевт, член правления Российского Детского фонда Татьяна Шишова .

Перехвалить невозможно

Как повысить самооценку ребенка?

– Повышение самооценки начинается с похвалы. Похвала – это своего рода топливо, без которого человек, особенно неуверенный в себе, далеко не уедет. Ребенку, особенно дошкольнику, похвала нужна больше, чем взрослым, ведь ему не на что иначе опереться. Не бойтесь, захвалить человека с заниженной самооценкой невозможно. Даже если вы с утра до ночи будете говорить ему, какой он замечательный, это лишь частично вознаградит беднягу за пережитые обиды. Такие дети очень впечатлительны и часто воспринимают болезненно мельчайшие уколы самолюбия.

Неосторожное слово, презрительный жест, резкий тон могут врезаться им в память, оставив след на долгие годы. Ребенка вообще нужно как можно чаще хвалить НИ ЗА ЧТО.#8239;Просто за то, что он есть на свете. ( Как мы рады, что ты у нас родился! ) Иначе ему начнет казаться, что родителям важны лишь его успехи, а сам он не представляет для них ценности. В подростковом возрасте это может привести к демонстративным выходкам. По принципу полюбите нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит .

Стимулировать или нет?

Психологи призывают подкреплять хорошие поступки ребенка разными стимулами. Но мне кажется, если он не научится выполнять свои обязанности просто так, из чувства долга, он вырастет безответственным.

Л.#8239;Карпенко, Белгородская обл.

– А вы ответьте, положа руку на сердце: вы много делаете просто так, безо всяких подкреплений? Разве вы не ждете за свою работу награды, неважно, моральной или материальной? Набор наших стимулов разнообразен: тут и зарплата, и самоутверждение, и интерес, и радость творчества, и многое-многое другое. Но главное – стимулы есть.
Чувство долга формируется у детей очень поздно. Это чувство не присуще дошколятам, и от них нельзя его требовать, точно так же, как, скажем, физической выносливости или знания высшей математики. Волю, ответственность надо развивать понемногу, всячески поощряя ребенка за проявление этих качеств. Если ребенок устал или перевозбудился, не надо заставлять его убираться в комнате сразу после ухода гостей. Чередуйте разные стимулы, чтобы, например, уборка игрушек не связывалась в его представлении с обязательным получением шоколадки или жвачки.

Прекрасным стимулом может быть и совместное чтение книжки. Ответственность развивается в тесной связке с самостоятельностью, так что обратите внимание и на этот аспект. Однако устраняйтесь от помощи ребенку постепенно, и лучше не афишируя это, а под каким-то благовидным предлогом. Когда же ребенок сможет справиться с работой самостоятельно, отметьте это, расскажите другим родственникам, какой он молодец. Не скупитесь на похвалу.

Ночной кошмар

Найти и обезвредить: Самые аллергенные места в школе и дома

Мой сын не хочет засыпать один и часто жалуется, что ему снятся кошмары. Как ему помочь?

– Многие родители, зная, что ребенка мучают по ночам кошмары, избегают разговоров о них, надеясь, что ребенок постепенно их забудет. Таким образом подготавливается почва для развития неврозов. Ночные кошмары воспринимаются детьми как нечто совершенно от них не зависящее, а потому грозное и могущественное. Дети еще не могут сказать себе во сне, что это сон, и заставить себя усилием воли проснуться. Они полностью во власти своего сна, и взрослые, оставляя малышей наедине с воспоминаниями о ночных кошмарах, обрекают их на очень серьезные страдания. Многих детей страшные образы, когда-то привидевшиеся им во сне, преследуют долгие годы. Поэтому родителям нужно побуждать ребенка рассказывать свои сны, рисовать их, разыгрывать в сценках кукольного театра.

Важно, чтобы вы активно сопереживали малышу, но не зацикливались на его переживаниях, а старались поскорее перевести обсуждение в игру, вызвать у малыша улыбку и смех. Подмечайте смешные детали в его рисунках, постепенно уводите ребенка от точного воспроизведения плохого сна к более благополучному варианту. Во сне он не мог убежать от чудовища и проснулся с диким криком, а в рисунке и в сценке пусть натянет леску, и чудовище покатится кубарем. Придумывая счастливую концовку своего сна, ребенок осознает себя его хозяином и пусть не сразу, но избавляется от страха.

или
войти с помощью:


СПАСИБО ЗА РЕГИСТРАЦИЮ!

На указанный e-mail в течение минуты должно прийти письмо активации. Просто перейдите по указанной ссылке и наслаждайтесь неограниченным общением, удобными сервисами и приятной атмосферой.


ПРАВИЛА РАБОТЫ С САЙТОМ

Даю свое согласие на обработку и использование веб-порталом UAUA.info (далее – «Веб-портал») моих персональных данных, а именно: имя, фамилию, указанные даты рождения, страну и город проживания, адрес электронной почты, IP-адрес, файлы cookie, информацию о регистрации на веб-сайтах – социальных Интернет-сетях (далее – «Персональные данные»). Также даю свое согласие на обработку и использование Веб-порталом моих Персональных данных, взятых с указанных мною веб-сайтов - социальных Интернет-сетей (если указывались). Предоставленные мною Персональные данные могут использоваться Веб-порталом исключительно с целью моей регистрации и идентификации на Веб-портале, а также с целью осуществления мною пользования сервисами Веб-портала.
Подтверждаю, что с момента моей регистрации на Веб-портале, уведомлён(-на) о цели сбора моих Персональных данных и о включении моих Персональных данных в базу персональных данных пользователей Веб-портала, с правами, предусмотренными ст. 8 Закона Украины «О защите персональных данных», ознакомлен(-на).
Подтверждаю, что в случае необходимости получения данного уведомления в письменном (документарном) виде, мною будет выслано соответствующее письмо по адресу [email protected], с указанием своего почтового адреса.

На указанный e-mail отправленно письмо. Для смены пароля просто перейдите по указанной в нем ссылке

Как помочь ребенку повысить самооценку

Психолог Анастасия Пономаренко даст несколько советов, которые помогут родителям повысить самооценку ребенка и вернут веру в собственные силы.

В настоящее время от адекватной самооценки человека напрямую зависит его успешность и самореализация. Уверенность в собственных силах, стрессоустойчивость, управление собственными страхами — все это прямое следствие самооценки. Она формируется большей частью в детском и подростковом возрасте, точнее, ее формируют у ребенка близкие люди — прежде всего родители, и окружение.

Определите, какая самооценка у ребенка

Чем больше трудностей ребенок преодолел, тем он увереннее в собственных силах

Для начала в принципе убедитесь в адекватности самооценки вашим отпрыском. Прислушайтесь, как он о себе отзывается . что говорит о своих способностях. умениях. Вас должны насторожить такие обороты, как у меня ничего не получится , я ничто , другие это сделают лучше , даже я понял (если это сказано без иронии) .

При обнаружении тревожных симптомов проанализируйте причину. Возможно, его окружение намного умнее и успешнее (например, вы перевели вашего ребенка в математический класс, а у него и в обычном была по математике слабая четверка. В этом случае может возникнуть комплекс неполноценности). Или вы постоянно предъявляете ему завышенные требования . Или сравниваете с другими не в его пользу.

Низкая самооценка — предтеча позиции жертва , когда человек всю жизнь ищет поддержки извне. Любимый прием человека-жертвы - переложить ответственность за свою жизнь на других. Беда в том, что со временем желающих тащить на себе несчастных жертв становится все меньше.

За хорошее - хвалите, за плохое — ругайте, но не личность, а поступки. И не бойтесь перехвалить, аргументируя тем, что вырастет эгоистом . Если вы хвалите за дело - не вырастет.

Как действавать, если самооценка занижена

Если вы все-таки обнаружили, что самооценка хромает — начинайте действовать. Самооценка растет пропорционально преодоленным трудностям. То есть, чем больше трудностей ребенок преодолел, тем он увереннее в собственных силах. Только не берите на слабо (ты что, не можешь? Давай, дерзай, у тебя все получится). Действуйте аккуратно (давай еще раз попробуем, давай вместе). И поищите хорошие трениговые группы или психолога.

Для школьников очень важно мнение ровесников - одноклассников, друзей. Внимательно присмотритесь, с кем общается ваш ребенок, и не является ли его низкая самооценка результатом травли. Если выяснится, что это действительно так, немедленно переводите его в другую школу, пока ему окончательно не сломали психику. А уже потом будете бороться за справедливость.

Попробуйте, говоря языком бизнеса, определить, конкурентное преимущество вашего ребенка . и развивайте его. Если ваше чадо хорошо рисует - отдайте его в хорошую художественную школу, если имеет изумительные густые волосы - найдите хорошего парикмахера, который сможет подчеркнуть это. Ребенку будет легче перенести неудачи, зная, что уже есть нечто, чем он выгодно отличается от окружающих.

Формированию высокой самооценки способствует успешное преодоление трудностей. Не делайте за ребенка того, что он может сделать сам . Подсказывайте, направляйте, но не делайте. Старайтесь оказывать достаточную, но не избыточную поддержку.

Значительное повышение самооценки происходит в момент перехода из позиции я не могу к позиции я сам в состоянии справиться со своими жизненными трудностями . Не загубите этот момент собственным излишним усердием.

И последнее: ребенок всегда должен знать, что есть кто-то, кто любит его просто так, безусловно . По-чаще говорите своему отпрыску, что любите его. Не прячтесь за рассуждениями, что он уже взрослый, что любовь видна в поступках, и вообще, это все телячьи нежности. Школьники ранимы и нуждаются в поддержке может, даже больше, чем маленькие дети. А что может быть более ободряющим, чем слова самых близких людей: Я люблю тебя, ты у меня замечательный!

Автор: Пономаренко Анастасия, психолог благотворительного фонда Путь домой

Источники: http://www.missus.ru/articles/family/psychology/22-02-2012/samoocenka/6873, http://www.aif.ru/health/children/36260, http://www.uaua.info/ot-6-do-9/psihologiya-ot-6-do-9/article-32380-kak-pomoch-rebenku-povyisit-samootsenku/





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения