Средства развития взаимодействия детей





Проект на тему:
Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками.

Предварительный просмотр:

I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности

Происходящие в последние годы социально - экономические изменения повлияли на развитие и совершенствование системы образования. В дошкольном образовании четко прослеживается тенденция внедрения вариативных программ в практическую деятельность дошкольных учреждений. И хотя большинство наиболее известных и распространенных программ являются комплексными, тем не менее, мы можем отметить, что задачи и условия речевого развития в них представлены не равноценно.

Во многих программах речь идёт лишь о речевом развитии ребёнка, которое отчасти включает в себя формирование на базе имеющихся знаний навыков общения.

Умения и навыки, в том числе и коммуникативные, не приходят к человеку сами собой, они приобретаются ценой усилий, затраченных на обучение. Однако родители, воспитатели и специалисты детского сада, как первые учителя ребёнка, могут во многом помочь ему в этом нелёгком труде, если начнут прививать навыки общения уже в самом раннем возрасте и применяя верные методы.

Современные изменения в обществе находят отражение и в постановке целей образования, на первый план выступает задача формирования человека, способного неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи. Согласно требованиям Государственного стандарта, одним из ведущих приоритетов образования сегодня является коммуникативная направленность педагогического процесса, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает ее успешную адаптацию в современном социокультурном пространстве.

Общение - одна из форм взаимодействия людей, в процессе которого происходит обмен деятельностью, информацией, опытом.

Общение - это прежде всего взаимопонимание. Никакое результативное общение невозможно без ориентировки на другого человека. Это особенно проявляется в педагогическом общении, цель которого - воспитание личности.

Выпускник детского сада (по ФГОС) должен уметь:

1. Проявлять чувство собственного достоинства.

2. Активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх.

3. Договариваться, учитывать интерес и чувства других, сопереживать неудачам, радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства.

4. Быть толерантным к себе, другим людям, к обществу.

5. Быть инициативным и самостоятельным в общении со сверстниками и взрослыми.

На основании вышеизложенного приходим к выводу, что в течении дня дети непрерывно общаются между собой. Играя и занимаясь, обмениваясь мнениями и обсуждая дела, споря и уступая, радуясь и сочувствуя, они под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения.

Анализ практической деятельности выявил недостатки:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы развития интегративного качества ребёнка,овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Мы живём в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей-дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии.

МОНИТОРИНГ ИНТЕГРАТИВНОГО КАЧЕСТВА «ОВЛАДЕВШИЙ СРЕДСТВАМИ ОБЩЕНИЯ И СПОСОБАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ»

Мониторинг проведен на начало и конец учебного года.

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками как условие успешной социализации.

Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками.

Приемы и методы работы по развитию навыков общения и взаимодействию дошкольников со взрослыми и сверстниками.

Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками в процессе музыкальной деятельности

Выступление музыкального руководителя на педагогическом совете Развитие коммуникативных способностей дошкольников в процессе взаимодействия со свзрослыми и сверстниками .

Приветствие Улыбайся на семинар Развитие общения и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками

Приветствие Улыбайся подготовлено детьми подготовительной группы.

Опыт работы по теме «Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками у детей старшего дошкольного возраста на основе применения технологии коммуникативных игр»

Процесс социально-личностного развития дошкольника очень сложный, требует от педагога большого труда.

Педагогические науки./3.Методические основы воспитательного процесса.

Учитель начальных классов Котоврасова М.П.

Муниципальное образовательное учреждение гимназия №8,

город Волгоград, Россия

Проектная деятельность – важное средство развития взаимодействия детей, родителей, педагогов

Не секрет, что содействие воспитательно-образовательному процессу большинство родителей считает делом не обязательным, зачастую неинтересным. Поэтому учителя начальных классов стараются с первых дней пребывания ребёнка в школе всеми доступными средствами преодолевать обособленность семьи от школы, достигать взаимодействия с родителями, согласовывать семейное воспитание со «школьным».

Успешным средством преодоления разобщенности семьи и школы является совместная проектно – исследовательская деятельность.

В рамках процесса обучения проектный метод можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний на основе реальной жизненной практики, формирование у школьников специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного поиска.

Такая форма взаимодействия выбрана на основе следующих факторов:

1) проектная деятельность сегодня рассматривается уже как основа обучения и развития активной творческой личности;

2) работа над проектами должна быть ориентирована на развитие познавательных интересов, определенных умений, в том числе исследовательских, расширение и углубление знаний, а также на формирование психологических категорий;

3) в процессе проектной деятельности дети приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни.

Данная технология постепенно вводится уже во всех начальных классах школ, гимназий, лицеев и ДОУ (дошкольных образовательных учреждениях).

Однако в процессе работы над проектами могут возникнуть трудности объективного характера. Это связано с рядом специфических возрастных особенностей, которые необходимо учитывать учителю. Но совместная проектная деятельность, как никакая другая, помогает избежать отрицательных моментов благодаря педагогическому сопровождению, которое позволяет младшим школьникам чувствовать себя субъектом деятельности, ставит каждого ребенка в позицию активного и необходимого участника, а также помогает раскрыть потенциал ребенка, оценить его достижения, определить причины неудач и найти способы их решения.

Роль учителя в данной совместной деятельности:

1) внимательного наблюдателя, но чаще пока координатора; 2) аналитика;

3) создателя ситуаций изнутри, в одной из игровых ролей (исходя из конкретной игровой ситуации). Педагог – партнёр ребенка и помощник в его саморазвитии.

Но один учитель не сможет организовать полноценную самостоятельную деятельность детей, так как для ребенка в школе проектная деятельность осуществляется пока только совместно со взрослыми. Вот здесь и необходимо приобщать родителей к этой совместной деятельности. Надо знакомить родителей с задачами проектов их детей, помочь определиться с их участием в проекте (роль консультанта, материальная помощь, помощь в организационных моментах и др). Позже, «наученные» родители уже сами определяют степень своего участия в совместной деятельности. Со временем появится «вкус» и главное потребность в такой деятельности. Через сотрудничество происходит приобретение коммуникативной компетенции участников образовательного процесса в разных сочетаниях (ребенок – ребенок, ребенок – взрослый, взрослый – взрослый), а также социальной и трудовой компетенции ребенка.

Мои ученики, тогда еще 1-го класса, приняли участие в совместном долгосрочном проекте с ДОУ№ 249. «Книга – к мудрости ступенька».

I подпроект назывался «Откуда пришла книга, и для чего она нужна людям». Итогом был совместный праздник, создание с родительской помощью книжек-малюток на разные темы.

II подпроект имел название «Жизнь замечательных людей. Агния Барто». Итогом стала читательская конференция в детской библиотеке № 6, написание докладов.

В III -ем подпроекте «Книга своими руками», итогом стало создание совместного рукописного «сборника» художественных произведений собственного сочинения «Мир детства». И тут не обошлось без помощи родителей.

Главная ценность данного проекта: совместно со взрослыми дети собирали необходимую информацию, осваивая способы ее получения, при поддержке взрослых дети также осваивали инструментальные навыки, отражали свои знания, впечатления в художественно – продуктивной деятельности.

Конечным результатом проекта «Улицы, на которых мы живём», уже в 3-м классе, стало создание листовок с историей жизни людей, чьими именами назвали улицы нашего района, которые мы развесили на подъездах домов нашего района, а также фильма о нашей деятельности.

Детско-взрослая деятельность была направлена на развитие исследовательских умений, поиск, сбор информации, её обобщение.

Сейчас, в 4-м классе, мы приготовили проект о нашей малой Родине – Красноармейском районе (нашего города Волгограда). К сотрудничеству мы пригласили ДОУ№ 367.

Конечным результатом стало создание рекламных буклетов о нашем районе, разработка маршрута автобусной экскурсии для дошкольников.

Дошкольники, в свою очередь, презентовали стенгазету по итогам экскурсии и созданный силами родителей стенд об истории нашей малой Родины.

В планах этого года у нас ещё совместный проект с ДОУ о районе как промышленном центре города. Где уже родители выступят у нас участниками не только продукта проекта, но и самой презентации. На наш взгляд это имеет огромное воспитательное значение, так как ребенок испытывает гордость за родителей, которые так много знают.

Практика уже показывает, что подобная совместная проектная деятельность дошкольников, детей младшего школьного возраста, педагогов и родителей создает ситуацию успеха, радости, способствует положительной самооценке и комфортного эмоционального состояния, служит стимулом для дальнейшей работы каждого субъекта образовательной деятельности.

Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками в старшей группе - Для воспитателей детских садов

Подробности Просмотров: 69

Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками в старшей группе

развития навыков общения и взаимодействия дошкольников

со взрослыми и сверстниками в старшей группе детского сада

В дошкольном возрасте общение со сверстниками играет очень важную роль в психическом развитии детей. Доказано, что если потребность ребенка-дошкольника в общении или совместной деятельности со сверстниками не удовлетворена, то она ничем не компенсируется, вызывая у него тяжелые переживания, состояние крайнего эмоционального неблагополучия.

Актуальность данной темы возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т. д. высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. Этому способствует и то, что в подавляющем большинстве семей ребенок не имеет сестер и братьев. Возникающий на этой почве дефицит общения приводит к нежелательным последствиям в виде доминирования в общении собственных интересов и неумения учитывать содержательную линию поведения собеседника или игрового партнера. Возникает желание «подавить» программу поведения другого ребенка, разрешить проблему в общении «силовым» способом.

В дошкольном учреждении «дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, которое становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта».

Однако и у детей старшего дошкольного возраста наблюдается неустойчивость поведения, неумение перенести известные способы поведения в новые условия, дети слабо ориентируются в нравственных понятиях.

Процесс воспитания дошкольников осуществляется в единстве решения задач формирования моральных чувств, поведения и нравственных представлений. Поэтому я стала больше уделять внимания развитию и обогащению чувств детей, повышению степени их осознания детьми, формированию способности управлять чувствами. Свою работу я начала с использования психологических этюдов. Я предлагаю темы близкие и понятные детям («Ссора», «Обида», «Встреча»). Умение общаться с людьми в различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение («Знакомство», «Просьба», «Благодарность», «Угощение», «Утешение», «Поздравление» и т. п.). Сочиняя этюд, дети должны дать ответ на многие вопросы: где я нахожусь, откуда пришел, когда, почему, зачем, кто? Также я предлагаю детям придумать этюды на выражение основных эмоций: «Радость», «Гнев», «Грусть», «Страх». Такие этюды развивают умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жеста, а также формируют логику поведения, развивают память, внимание.

В группе мы с детьми читаем литературные произведения разных жанров, отражающие поведение людей в различных жизненных ситуациях, рассуждаем о поступках героев, их мотивах, и делаем выводы о том, как вести себя в различных ситуациях, чтобы выглядеть достойно.

Как-то раз я предложила послушать детям сказку В. Катаева «Цветик-семицветик». Послушав сказку, дети стали активно обсуждать её содержание, делились впечатлениями. Сказка детям очень понравилась. Для закрепления нравственных понятий в интересной и близкой детям игровой форме мною была разработана дидактическая игра «Цветик-семицветик» в форме мультимедийной презентации.

Алгоритм работы со слайдами:

Порядок слайдов обусловлен идеей выполнения заданий данных на каждом лепестке девочкой Женей по сказке «Цветик-семицветик» и может быть изменен по желанию пользователей. Алгоритм работы со слайдами таков: слайды №№1-11 просматриваются и анализируются детьми с комментариями взрослого. Предполагается использование отдельно слайдов, как самостоятельные игры.

№ слайда Действия и возможный вариант пояснений педагога

Титульный лист с названием игры «Цветик-семицветик»

№2 На экране появляется девочка Женя. Голос со слайда: «Жила-была девочка Женя. Однажды мама послала её в магазин за баранками. Купив баранки Женя возвращалась домой, да зазевалась по сторонам и не заметила, как незнакомая собака все баранки одну за другой и съела. Стала она догонять собаку, да и сама заблудилась. »

№3 Голос со слайда: «Вдруг откуда не возьмись, повстречалась ей старушка. Женя ей рассказала, что заблудилась и очень хочет попасть к себе домой. Пожалела её старушка и подарила ей цветок - цветик-семицветик, который поможет ей вернуться домой. Но для этого нужно выполнить ряд заданий. »

Рассмотрев данный слайд, воспитатель призывает детей помочь выполнить задания данные на каждом лепестке, чтобы Женя смогла вернуться домой к маме.

№4 1 задание: Голос со слайда: замени сказанное слово противоположным по смыслу словами. Например, грубый - ласковый. Голос со слайда проговаривает слово, а ребенок называет противоположное по смыслу.

За правильный ответ по щелчку появляется сюжетная картинка.

№5 2 задание: Голос со слайда: «Помоги девочке Жене выбрать картинки с хорошими поступками».

Воспитатель предлагает рассмотреть детям сюжетные картинки и просит выбрать картинки с изображением хороших поступков, аргументируя свой ответ.

Если ребенок отвечает правильно, то по щелчку картинка с хорошим поступком остается на экране, а картинка с плохим поступком исчезает. В благодарность за правильный ответ звучат аплодисменты, а плохой поступок исчезает.

Источники: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/10/23/pedagogicheskie-sredstva-razvitiya-navykov-obshcheniya-i, http://www.rusnauka.com/4_SND_2013/Pedagogica/3_127259.doc.htm, http://getmedic.ru/vliyanie-na-zdorove/69187-sredstva-razvitiya-obshcheniya-doshkolnikov-2






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением