средства развития речи
СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ РЕЧИ Общение взрослых и детей Культурная языковая среда Обучение родной речи на занятиях Художественная литература Различные виды искусства ОБЩЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ Общение – это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М.И.Лисина) ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СО ВЗРОСЛЫМИ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ1.
ситуативно- личностная( непосредственно- эмоциональная)2.
ситуативно- деловая (предметно- действенная)3.
внеситуативно- личностная КУЛЬТУРНАЯ ЯЗЫКОВАЯ СРЕДА Подражая речи окружающих, дети перенимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но и ошибки, которые встречаются в их речи.
Требования к речи педагога: содержательность, точность, логичность, правильность, выразительность, эмоциональная насыщенность, знание и соблюдение правил речевого этикета, уместное использование невербальных средств общения (мимики, жестов, пантомимики).
ОБУЧЕНИЕ Обучение- это целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений.
Важнейшей формой организации обучения речи и языку являются специальные занятия. на которых целенаправленно решаются задачи речевого развития детей.
Значение занятий по развитию речи: 1.на занятиях решаются задачи из всех разделов программы 2.развиваются те навыки и умения, которые трудно сформировать в других видах деятельности 3.
занятия помогают реализовать возможности речевого развития в дошкольном детстве - самом благоприятном периоде для овладения языком 4.
на занятиях внимание ребенка фиксируется на определенных языковых явлениях, в то время как в повседневной жизни работа над каким-либо речевым дефектом не может дать желаемого результата 5.
в детском саду, по сравнению с семьей, наблюдается дефицит речевого общения с ребенком.
Методически правильно организованные занятия помогают компенсировать этот дефицит ВИДЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ а) в зависимости от ведущей задачи: - занятия по формированию словаря (осмотр помещения, ознакомление со свойствами и качествами предметов) - по формированию грамматического строя речи (образование сущ.
падежа) - занятия по воспитанию звуковой культуры речи (обучение правильному звукопроизношению) - занятия по обучению связной речи (беседы, рассказывание) - занятия по ознакомлению с художественной литературой б) в зависимости от применения наглядности:- занятия с применением предметов реальной жизни, наблюдения явлений действительности (рассматривание предметов, экскурсии и т.д.) -занятия с применением изобразительной наглядности: с игрушками (рассматривание, рассказывание по игрушкам), картинами (беседы, рассказывание, дидактические игры) -занятия словесного характера, без опоры на наглядность (обобщающие беседы, художественное чтение и рассказывание, пересказ, словесные игры) в)в зависимости от этапа обучения: - речевой навык формируется впервые (совместное рассказывание, образец рассказа) - речевой навык автоматизируется (план рассказа, его обсуждение).
г)в зависимости от количества участников: -фронтальные (со всей группой) -индивидуальные.
д)в зависимости от дидактических целей: -занятия по сообщению нового материала -по закреплению знаний, умений, навыков -по обобщению и систематизации знаний -итоговые или проверочные -комбинированные (смешанные) ТРЕБОВАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ТЩАТЕЛЬНАЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬ- НАЯ ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ СООТВЕТСТВИЕ МАТЕРИАЛА ЗАНЯТИЯ ВОЗРАСТНЫМ ВОЗМОЖНОСТЯМ УМСТВЕННОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ВОСПИТАТЕЛЬ- НЫЙ ХАРАКТЕР ЗАНЯТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ЗАНЯТИЯ ЧЕТКАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ОПТИМАЛЬНОЕ СОЧЕТАНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬ- НЫХ ФОРМ РАБОТЫ ПРАВИЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ УЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ ЗАНЯТИЯ СВЯЗЬ ЗАНЯТИЯ С ПОСЛЕДУЮЩЕЙ РАБОТОЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НАГЛЯДНЫЕ: 1.НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ (метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов) 2.
ОПОСРЕДОВАННЫЕ (с использованием изобразительной наглядности: рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам) ПРАКТИЧЕСКИЕ: дидактические игры, игры- драматизации, инсценировки, пластические этюды, дидактические упражнения, хороводные игры СЛОВЕСНЫЕ: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕПРОДУКТИВНЫЕ: воспроизведение готового речевого материала (метод наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, дидактические игры) ПРОДУКТИВНЫЕ: создание собственных связных высказываний (обобщающая беседа, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания) ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НАГЛЯДНЫЕ: показ иллюстраций, показ положения органов артикуляции при обучении правильному произношению СЛОВЕСНЫЕ: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указание, оценка детской речи, вопрос ИГРОВЫЕ: игровой персонаж, сюрпризный момент, разные виды игр ПРЯМЫЕ (объяснение, речевой образец, указание) КОСВЕННЫЕ (напоминание, реплика, подсказ) В педагогической практике все приемы используются комплексно в зависимости от задач, содержания занятия, уровня подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
СЛОВЕСНЫЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ Речевой образец - правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми (должен быть доступным, четким, громким, произноситься неторопливо).
Повторное проговаривание – преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания.
Объяснение - раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия ( н-р, для объяснения правил и действий в дидактических играх).
Указания- разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата (обучающие, организационные и дисциплинирующие.
Оценка детской речи - мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности.
СЛОВЕСНЫЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ Вопрос – словесное обращение, требующее ответа ОСНОВНЫЕ: 1.РЕПРОДУКТИВНЫЕ( КОНСТАТИРУЮЩИЕ) КТО? ЧТО? КАКОЙ? ГДЕ? КАК? 2.
ПОИСКОВЫЕ ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? ЧЕМ ПОХОЖИ? ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ: 1.НАВОДЯЩИЕ 2.ПОДСКАЗЫВАЮЩИЕ Вопросы должны быть четкими, целенаправленными, соответствовать возрасту детей, выражать основную мысль.
Следует избегать неконкретных вопросов (
Метод моделирования сказок как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
Подобные документы
Проведение анализа психолого-педагогической литературы по проблеме развития словаря детей старшего дошкольного возраста. Изучение эффективность работы по формированию словаря детей посредством народных и авторских сказок. Анализ результатов работы.
курсовая работа, добавлен 28.06
Особенности речи у детей старшего дошкольного возраста. Диагностика развития связной речи дошкольников. Методические рекомендации по использованию системы наглядного моделирования на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста.
курсовая работа, добавлен 16.01
Понятие и особенности литературной сказки. Влияние сказки на формировании личности и логическое мышление ребенка. Понятие дошкольного возраста по В. Мухиной. Основные цели сказки П. Соболева. Сказка как средство развития детской игры, метод сказкотерапии.
курсовая работа, добавлен 18.06
Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей. Особенности развития речи дошкольников. Роль дидактических игр и лексических упражнений в обогащении, закреплении и активизации словаря детей старшего дошкольного возраста.
курсовая работа, добавлен 06.04
Сказка как инструмент формирования личности ребенка. Понятие восприятия у детей дошкольного возраста. Обучающие, воспитательные и развивающие задачи программы Воспитание сказкой . Особенности ее построения и структура занятий для детей старшей группы.
презентация, добавлен 12.05
Особенности и условия нравственного воспитания младших школьников. Психологические возможности изучения сказок. Система ценностей, составляющих основу воспитательного потенциала русских народных сказок. Анализ структуры и содержания народных сказок.
курсовая работа, добавлен 05.12
Теоретическое обоснование проблемы развития образной речи старших дошкольником средствами русской народной сказки, психолого-педагогические исследования особенностей развития образной речи. Описание и анализ опытно-экспериментальной работы по проблеме.
дипломная работа, добавлен 13.06
Методика работы со сказкой в начальной школе. Филологическое толкование сказок. Исследование воспитательного влияния русской народной сказки в контексте созданной системы уроков, направленных на духовно-нравственное воспитание младших школьников.
дипломная работа, добавлен 08.06
Особенности усвоения грамматического строя речи детьми дошкольного возраста. Обобщение опыта работы педагогов по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр в ходе производственных практик.
курсовая работа, добавлен 08.05
Теория развития предпосылок учебной деятельности в игре у детей старшего дошкольного возраста, работа по их формированию у детей. Оценка уровня развития детей подготовительной к школе группы детского сада. Результаты опытно-экспериментальной работы.
курсовая работа, добавлен 12.06
Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий, при которых народная сказка становится средством формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. Приемы, направленные на анализ народных сказок.
дипломная работа, добавлен 02.03
Особенности развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушением речи III уровня. Диагностическое исследование и особенности коррекционно-педагогической работы.
дипломная работа, добавлен 22.06
Влияние различных видов искусств на развитие творчества детей дошкольного возраста. Технология и особенности проведения с детьми занятий по ознакомлению с натюрмортом. Формы работы детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с натюрмортом.
дипломная работа, добавлен 20.09
Понятие внимания в психолого-педагогической литературе. Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Содержание работы по развитию внимания с помощью дидактической игры у детей старшего дошкольного возраста. Структура, функции и виды дидактических игр.
курсовая работа, добавлен 09.11
Особенности грамматического строя речи как компонента системы языка. Этапы развития грамматического строя речи в онтогенезе и виды его нарушения у детей с общим недоразвитием речи. Коррекционно-логопедическая работа с детьми старшего дошкольного возраста.
курсовая работа, добавлен 16.07
Понятие монологической речи и проблемы ее развития. Особенности нарушения связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Направления коррекционной работы по развитию речевой деятельности дошкольников.
курсовая работа, добавлен 24.11
Психолого-педагогические основы развития речи детей старшего дошкольного возраста. Занятия в театральном кружке как средство развития речи детей. Анализ изменения уровня развития речи старших дошкольников - участников театрального кружка Теремок .
дипломная работа, добавлен 21.06
Анализ словарной работы с детьми младшего дошкольного возраста. Задачи и содержание методов развития словаря. Дидактическая игра как метод словарной работы дошкольников: Методика развития словаря детей. Диагностика выявлений уровня их речевого развития.
курсовая работа, добавлен 19.02
Психологические теории эмоций, их основные виды. Педагогические условия развития эмоциональной сферы у детей. Роль английских сказок в развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, характеристика методик диагностики ее развития.
курсовая работа, добавлен 26.05
Психолого-педагогические особенности развития детей старшего дошкольного возраста. Влияние малых фольклорных форм на развитие речи ребенка в раннем возрасте. Пути развития речи дошкольников. Сборник игр для детей с фольклорными жанрами в детском саду.
курсовая работа, добавлен 16.08
Педсовет «Проблемы развития речи детей дошкольного возраста и пути их решения»
Ольга Черепанова
Педсовет «Проблемы развития речи детей дошкольного возраста и пути их решения»
Ход педсовета :
1. Вступительное слово зав. по теме педсовета .
3. Экспресс – опрос «Развитие речи » .
4. Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Развитие связной речи детей »(ст. восп.) .
6. Аукцион методических находок.
7. Обмен опытом. Опросник для оценки профессионализма воспитателя по разделу «Развитие речи »
8. Деловая игра «Мозговой штурм» .
9. Обсуждение проекта решения педсовета .
Опросник для оценки профессионализма воспитателя по разделу «Развитие речи »
Ф. И. О. воспитателя___
1. Какую программу по развитию речи Вы используете в своей работе?
2. Конспекты для занятий Вы составляете самостоятельно или используете готовые, опубликованные в методических пособиях? ___
3. Какова основная цель развития речи у детей в дошкольном возрасте ?
4. Каковы основные направления работы по развитию
у детей в дошкольном образовательном учреждении? ___
5. Сформулируйте задачи формирования грамматического строя речи в своей возрастной группы. ___
6. Каковы задачи воспитания звуковой культуры речи у детей Вашей возрастной группы ?___ ___
7. Назовите основные задачи и особенности развития словаря у детей Вашей возрастной группы___ ___
8. Что включает в себя работа по развитию связной в дошкольном образовательном учреждении?___ ___
9. Включается ли ознакомление с художественной литературой в круг задач по развитию речи в ДОУ или это отдельное направление работы? ___
10. Сформулируйте основные средства развития речи у детей в детском саду ___
11. Какое из перечисленных ниже средств развития речи Вы считаете самым значимым? Пронумеруйте их в порядке убывания значимости (один номер может быть присвоен двум и более средствам развития речи ):
общение взрослых и детей ;
обучение родной речи и языку на занятиях ;
художественная литература; различные виды искусства (изобразительное,музыкальное, театр)
12. Какие методы и приемы развития речи Вы используете
занятиях и в свободной деятельности детей. ___
13. В чем заключается своеобразие занятий по развитию речи. Чем продиктована их необходимость? По Вашему мнению, достаточно ли будет для развития речи у детей дошкольного
возраста ограничиться проведением развивающих игр. свободным общением со взрослым?
14. Какие основные направления работы по развитию речи
учитываете при составлении конспекта занятия? ___
15. Знакомы ли родители Ваших воспитанников с проблемами развития речи своих детей ?
16. Каким образом Вы организуете взаимодействие с семьями детей в направлении развития речи ?___
Уважаемый коллега! Просим Вас ответить на предлагаемые вопросы.
Выбранный Вами вариант ответа обведите кружочком. В
предлагаемых вариантах правильным может быть один,
несколько или все ответы.
Какие разновидности предложений используются в диалоге?
Назовите типы высказываний
Источники: http://ppt-online.org/4008, http://allbest.ru/k-3c0b65635a3ac68a5d43a88521306c27.html, http://www.maam.ru/detskijsad/prezentacija-k-pedsovetu-problemy-razvitija-rechi-detei-doshkolnogo-vozrasta-i-puti-ih-reshenija.html
Комментариев пока нет!
Поделитесь своим мнением