Средства художественно эстетического развития детей





Консультация по теме:
Пути и средства художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Предварительный просмотр:

Пути и средства художественно-эстетического воспитания

детей дошкольного возраста.

Художественно-эстетическое воспитание ребенка начинается с момента его рождения. Для того, чтобы творчество, произведения искусства оказывали эффективное воздействие на художественно-эстетическое развитие личности, а личность испытывала потребность в наслаждении прекрасным, необходимо создать основу, фундамент для творческих способностей. На наш взгляд, наиболее приоритетными средствами формирования художественно-эстетического воспитания являются:

ознакомление детей с творчеством как сущностью эстетического отношения к окружающему миру;

доступные возрасту виды художественно-творческой деятельности, максимально обеспечивающие свободу выражения авторского отношения к знаниям об окружающей действительности;

активная педагогическая деятельность;

Реализация художественно-эстетического воспитания может осуществляться в ходе изучения иностранного и родного языков, в ходе приобщения ребенка к национальной культуре.

Так, например, в содержание межкультурного воспитания детей дошкольного возраста входит художественно-эстетическое воспитание, которое осуществляется в русской культуре через:

знакомство с произведениями народного творчества («Хохлома», «Палех», Дымковская игрушка» и др.);

знакомство с народным русским костюмом, посещение музея народного творчества;

работа с глиной, изготовление оригами, рисунков;

2.1 Развитие эстетического восприятия, чувства и представлений детей

Ребёнок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчётного отклика на всё яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей - их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры.

Красота воспринимается ребёнком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему.

Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающая от встречи с прекрасным.

Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на неё к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от педагога умение систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребёнка красотой, всячески облагораживать его окружение.

Советы родителям для улучшения художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.

- Знакомить детей с разными видами искусства путем созерцания картин в музеях, просмотра репродукций в компьютерном режиме, журналах, книгах, поездках;

- Упражняйте в определении жанра живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, сказочный, бытовой, анималистический;

- Предоставляйте возможность самостоятельно изображать предметы, животных, деревья, транспорт, людей и т.п.;

- Поддерживайте желание рисовать, лепить, заниматься апликацией, конструировать, передавать свои впечатления в изображениях;

- Взвешенно относитесь к выбору материалов изображения, побуждайте к основам рукоделия: вышивки, шитье, бисероплетение;

- Поощряйте творчество ребенка, поддерживайте его инициативу;

- Поддерживайте желание слушать музыку, эмоционально откликаться на нее, передавать свои впечатления;

- Взвешенно относитесь к выбору ребенком музыкальных произведений для прослушивания, предлагайте ему не только легкую, ритмичную взрослую музыку, но и классическую и детскую;

- Упражняйте дошкольников в определении жанра музыкального произведения, названии инструмента, на котором он выполняется;

- Используйте музыку в аудио - и видеозаписях;

- Организуйте посещение концертов, музеев;

- Научите ребенка различать «музыку природы» - пение птиц, звуки различных насекомых, шелест листьев и волн воды и т.д. сравнивать естественную музыку с созданными людьми мелодиями, находить в них общее и отличное;

- Используйте высокохудожественную музыку с яркими образами, разными настроениями, под которую ребенок может по-разному воспроизводить ходьбу, бег, прыжки, движения танца и т.д.;

- Развивайте вокальные данные дошкольника, его музыкальные и актерские способности, - упражняйте ребенка в умении петь громко, легко, правильно интонируя мелодию;

- Вызывайте у дошкольника возвышенное, радостное самочувствие от пения;

- Привлекайте ребенка к совместному пению;

- Способствуйте возникновению желания придумывать несложные мелодии;

- Привлекайте к театрально-игровой деятельности;

- Создайте театр дома: разыгрывайте элементарные жизненные ситуации с игрушками, инсценируйте знакомые литературные произведения, сказки, рассказы, стихи;

- Обращайте внимание ребенка на осмысление содержания художественных произведений, особенности характеров и поведения разных персонажей;

- Учите овладевать средствами эмоциональной выразительности, выражать чувства мимикой, жестами, интонацией, словами; упражняйте ребенка в этом направлении;

- Поощряйте творчество ребенка, поддерживайте его инициативу, одобряйте удачное исполнение роли;

- Посещайте вместе с детьми театры (кукольный, драматический, юного зрителя и др.).

Пути художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС The way of artistic and aesthetic development of children pre-school age in accordance with FGOS Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ,
  • МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ,
  • ИНТЕГРАЦИЯ ,
  • ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ,
  • ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ ,
  • ЭЛЕМЕНАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ ,
  • ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ,
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ,
  • ARTISTIC AND AESTHETIC DEVELOPMENT ,
  • MUSICAL DEVELOPMENT ,
  • INTEGRATION ,
  • TARGETS ,
  • INTEGRATED PERSONALITY CHARACTERISTICS ,
  • ELEMENTARY MUSIC ,
  • PRESCHOOL CHILDREN ,
  • FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Галянт Ирина Геннадьевна

В статье рассматривается проблема организации художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Представлены активные формы и методы организации художественно-эстетического образовательного процесса, ориентированные на принцип интеграции искусств и видов творческой деятельности детей.

Abstract 2015 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Galyant Irina Gennadievna

The problem of the organization of artistic and aesthetic development of preschool children to meet the requirements of the Federal state educational standards of preschool education. Presented active forms and methods of artistic and aesthetic education process-oriented principle of integration of arts and types of creative activities of children.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Вестник Челябинского государственного педагогического университета , Галянт Ирина Геннадьевна

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Галянт Ирина Геннадьевна Пути художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС // Вестник ЧГПУ. 2015. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/puti-hudozhestvenno-esteticheskogo-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-sootvetstvii-s-fgos (дата обращения: 28.09).

Галянт Ирина Геннадьевна Пути художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС Вестник Челябинского государственного педагогического университета (2015). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/puti-hudozhestvenno-esteticheskogo-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-sootvetstvii-s-fgos (дата обращения: 28.09).

Галянт Ирина Геннадьевна (2015). Пути художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС. Вестник Челябинского государственного педагогического университета URL: http://cyberleninka.ru/article/n/puti-hudozhestvenno-esteticheskogo-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-sootvetstvii-s-fgos (дата обращения: 28.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Галянт Ирина Геннадьевна Пути художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС // Вестник ЧГПУ. 2015. №2 С.53-62.

Галянт Ирина Геннадьевна Пути художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС Вестник Челябинского государственного педагогического университета (2015).

Галянт Ирина Геннадьевна (2015). Пути художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС. Вестник Челябинского государственного педагогического университета

Нетрадиционные техники рисования как средство художественно-эстетического развития у детей дошкольного возраста

Конференция: Современный детский сад

Автор: Луговая Наталья Сергеевна

Организация: МАДОУ №25

Населенный пункт: Краснодарский край, г. Курганинск

Дошкольный возраст – этап психического развития, в отечественной периодизации занимающий место между ранним возрастом и младшим школьным возрастом – от 3 до 6-7 лет. [1, 147]

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, художественно-эстетическое развитие является одним из направлений образования, поэтому необходимо разрабатывать новые подходы к эстетическому воспитанию дошкольников через художественное творчество. [2, 5]

В настоящее время наблюдается тенденция возрастающего значения эстетического развития детей. Эстетическое развитие – развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные. Эстетическое развитие начинается уже в раннем детстве. Так маленький ребёнок при восприятии ярко окрашенных предметов, при исполнении собственных ритмических движений переживает чувство радости. [1, 630] Ранее в общем развитии оно рассматривалось как специфическая составляющая, но сегодня это основа, определяющая дальнейшую направленность жизни. Такая позиция обусловлена тем, что гуманистическая парадигма образования ставит целью всестороннее развитие как немаловажную составляющую общего развития. Сегодня педагогическое сообщество возвращается к пониманию художественной культуры как уникального изобретения человечества, которое позволяет ребёнку с первых лет жизни ощутить себя полноправным субъектом мира.

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развиваются познавательный интерес детей и любознательность.

По утверждению психологов Немова Р.С. и Зеньковского В.В. в возрасте шести-семи лет начинают закладываться основы личности. Поэтому в данном возрасте нужно уделять достаточно внимания эстетическому развитию ребёнка.

Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребёнку реализовать себя в учёбе, творчестве, общении с друзьями. Помочь в этих устремлениях могут нетрадиционные художественные техники, используемые в изобразительной деятельности.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счёт изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счёт работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребёнка.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник и материалов способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, кроме того, в процессе этой деятельности формируются навыки контроля и самоконтроля. На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь.

Развитие композиционных умений, глазомера, зрительного восприятия, эмоциональной отзывчивости, цветовидения и цветовосприятия влечёт за собой эстетическое развитие ребёнка.

Следовательно, использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности способствует эмоциональной и психической

подготовке детей к школе, помогает эстетически развиваться, что является главной задачей педагога в подготовительной группе детского сада. [2, 6]

Формирование личности ребёнка, воспитание у него правильного отношения к окружающему миру - сложный процесс, в основе которого лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

В процессе художественного восприятия, на занятиях и вне их, важное значение имеет компетентное педагогическое руководство детской художественной самодеятельностью. В разнообразных играх, на прогулке, индивидуально или небольшими группами дети рисуют, поют, танцуют, инсценируют сказки.

В этих условиях особенно ярко проявляются их индивидуальные особенности: здесь у детей есть возможность в полной мере удовлетворить свои запросы.

В возрасте от 6 до 7 лету детей развиваются изобразительные способности, воображение, художественное мышление при создании сюжетных и декоративных композиций.

Особенности возрастного этапа 6-7 лет проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований.

Ведущей деятельностью детей 6 -7 летнего возраста является игра, в которой происходит развитие разнообразных психических процессов и сторон личности. У детей развиваются умения анализировать, выделять свойства предметов.

Дети продолжают овладевать художественно-эстетической деятельностью, которая способствует развитию творчества. У них развивается наблюдательность. Как утверждает М.Г. Смирнова в своём пособии «Изобразительная деятельность старших дошкольников», формируются сенсорные способности: точный глазомер, зрительная оценка

пропорций, чувство цвета, ритма, необходимые для творческого решения изобразительных задач.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. девочки обычно рисуют женские образы принцесс, балерин, моделей т.п. часто встречаются бытовые сюжеты. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. [2, 9]

Работа с детьми по эстетическому развитию посредством нетрадиционных техник рисования строится на следующих принципах:

* От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых техник рисования к сложным;

* Принцип наглядности обусловлен тем, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;

* Принцип индивидуализации – обеспечить развитие каждого ребёнка;

* Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребёнком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество;

* Принцип соразмерности заключается в том, что задания, задаваемые детям, приёмы и методы, используемые в работе, соответствуют их возрасту и уровню развития. [2, 11]

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого

результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе. [2, 113]

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

* оттиск печатками из картофеля;

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

* тычок жесткой полусухой кистью.

* восковые мелки + акварель;

Источники: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/01/29/puti-i-sredstva-khudozhestvenno-esteticheskogo, http://cyberleninka.ru/article/n/puti-hudozhestvenno-esteticheskogo-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-sootvetstvii-s-fgos, http://www.adou.ru/conference_notes/25






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением