Отцы и дети средства выразительности





Особенности языка романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

В идеологической системе романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» центральное место отводится конфликту мировоззрений, характерных для различных слоев современного писателю русского общества. Носителем умеренного либерализма является Павел Кирсанов, выразителем разночинно-демократических взглядов и настроений - Евгений Базаров. Николай Петрович и его сын Аркадий по своим убеждениям, воспитанию, склонностям - консерваторы. Речь героев не только позволяет автору создать образы современников, художественно убедительные и психологически достоверные, но и дает представление о культурном своеобразии той социальной среды, к которой они принадлежат.
Речь Павла Петровича, когда он спорит с Базаровым, витиевата, насыщена фразеологией, характерной для «официального» языкового стиля: «Я имею честь предложить вам следующее», «смею сказать», «. за сим, милостивый государь, мне остается только благодарить вас», «чувствительно вам обязан». Сердясь (в споре с Базаровым), он с намерением говорит «эфто» вместо «это» - причуда, которую автор называет остатком «преданий Александровского времени». Таким способом герой стремится подчеркнуть дистанцию, отделяющую его, аристократа, от зарвавшегося «лекаря».
Базаров изъясняется резко, категорично, остроумно. В отличие от многословных «барчуков», ему свойственны краткость, сжатость речи. Речь Базарова точно соответствует его характеру: герой наделен острым умом, горд, прямодушен, но в то же время недостаточно гибок, иногда до жестокости.
Базаров не сомневается в своем нраве судить других людей, давать им оценки и часто не видит, что его слова ранят и даже оскорбляют собеседника. Закономерно появление в его речи, сниженной и бранной лексики, отсутствующей в языке Кирсановых и большинства других персонажей. Иногда высказывания Базарова безапелляционны, демонстративно резки; «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Рафаэль гроша ломаного не стоит. »
Вместе с тем его язык во многом близок к народной речи. Евгении умеет дать человеку краткую и выразительную характеристику: «божья коровка» (о Николае Кирсанове), «баба с мозгом», «тертый калач» (об Одинцовой), «мяконький. барич» (об Аркадии). В речи героя органично звучат пословицы и поговорки (иногда в несколько измененном виде): «. дурь из него вся вышла», «. в тихом омуте. ты знаешь. », «. у твоего отца, видно, губа не дура», «. не богам же, в самом деле, горшки обжигать».
Речь Аркадия Кирсанова раскрывает его вначале как преданного ученика и поклонника Базарова. По приезде в родовое имение Кирсанов-младший старается вести себя по-взрослому, называет отца «папашей», произносит афоризмы в духе Базарова: «. сила - так и не дает отчета».
Но позднее, испытывая боль и грусть от предчувствия неизбежного разрыва со своим другом и наставником, Аркадий выражается более естественным для пего языком романтика, делится с Базаровым элегически окрашенными размышлениями: «. сухой кленовый лист оторвался и падает на землю; его движения совершенно сходны с полетом бабочки. Не странно ли? Самое печальное и мертвое -сходно с самым веселым и живым». Этот монолог героя, произнесенный им от души, без подражательства и позы, по своей музыкальности и лиризму близок к поэтическому тексту (что с раздражением отмечает Базаров: «О друг мой. не говори красиво»).
Речь Николая Петровича проста и естественна, это речь воспитанного и образованного русского помещика и мягкого, тактичного человека: «Мы когда-нибудь поподробней побеседуем с вами об этом предмете, любезный Евгений Васильевич. Я слышал, что Либих сделал удивительные открытия насчет удобрения полей. Вы можете мне помочь в моих агрономических работах. »
Язык Тургенева-повествователя (в описаниях, в ремарках и комментариях к тем или иным эпизодам романа, к отдельным высказываниям персонажей) отличается гибкостью и музыкальностью, точным выбором средств выразительности, лексическим богатством. Интонация и манера изложения меняются у Тургенева в зависимости от того, что или кто является предметом изображения. Например, переданные словами автора воспоминания Николая Петровича о жене близки к поэтической речи: «А потом первые робкие посещения, полуслова, полуулыбки, и недоумение, и 1тзусть, и порывы, и, наконец, эта задыхающаяся радость. »
Совсем другая интонация звучит в описании отца Базарова: «. он беспрестанно двигался, поводил плечами, точно платье ему под мышками резало, моргал, покашливал и шевелил пальцами. »
Изображая персонажей, описывая картины русской жизни, повествуя о драме взаимоотношений «отцов и детей», Тургенев использовал все многообразие содержательных и экспрессивных возможностей живого русского языка, благодаря чему его главный роман по праву признан одним из лучших образцов русской художественной прозы.

8554 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Особенности языка романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Смотрите также по произведению Отцы и дети :

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Своеобразие языка романа Ивана Тургенева «Отцы и дети»


И. С. Тургеневу принадлежит замечательная формула: язык = народ. Большую часть жизни проведший за границей, знаток многих иностранных языков, И. С. Тургенев не переставал восхищаться русским языком, называя его «великим и могучим», связывая с ним надежды на светлое будущее России: «но нельзя не верить, чтобы такой язык не был дан великому народу».

Русский язык поддерживал его «во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах своей родины». В статье по поводу «Отцов и детей», обращаясь к молодым литераторам, Тургенев пишет: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»

Сам великий писатель виртуозно владел этим орудием. «Говорят, он удивительно рассказывал… в его литературе чувствуешь коренной великорусский говор… с великою подлинностью и тем удивительным равнодействием культуры и стихии, природы, какое редко встретишь. В его книгах говорит барин, взявший все теплое и живое у мужика, леса, зари… его прелесть в естественности», - писал Б. Зайцев. И в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев остается истинно великим художником слова. Такой тонкий стилист, как А. П. Чехов, восторгался лирической взволнованностью и задушевностью авторского повествования в романе, а о сцене смерти Базарова воскликнул: «Это черт знает как сделано, просто гениально!»

Главное место в романе, как известно, отводится историческому спору либералов и революционеров-демократов. В связи с этим основной формой выявления характеров героев, их взглядов и убеждений, индивидуальных черт становится диалог (полемика «отцов» и «детей»). При этом язык персонажей и язык автора активно взаимодействуют. Строй речи разночинца Базарова резко противопоставляется строю речи помещиков Кирсановых, и главным образом не лексикой, не подбором слов, а манерой высказывания. Базаров говорит резко, кратко, ясно, точно, образно, категорично и остроумно, что соответствует его характеру: прямота, чувство человеческого достоинства, независимость поведения, воля, вера в себя и свое дело. Кирсановы говорят с изысканной вежливостью, многословно, манерно.

В речи Базарова много научных слов и выражений, связанных с его занятиями естественными науками, в частности медициной («симптома, «человеческий экземпляр», «опыты», «телесные недуги», «латинская терминология»), а также политических и философских выражений, указывающих на особенности его мировоззрения («нигилизм», «доктринерство», «община», «парламентаризм»). Базаров часто использует выразительные оценочные эпитеты, выявляющие его отношение к разным людям: «архаическое явление» (о Павле Петровиче); «славный малый», «божья коровка» (о Николае Петровиче); «баба с мозгом», «тертый калач» (об Одинцовой); «мя-конький, либеральный барич» (об Аркадии), «какая хорошенькая» (о Фенечке).


Для языка Базарова характерно органичное взаимодействие литературного языка с лучшими образцами народной лексики, ему близка и понятна разговорная народная интонация, при которой, прежде чем быть произнесенным, взвешивается каждое слово. Герой часто употребляет пословицы и поговорки: «бабушка надвое сказала», «шила в мешке не утаишь», «там хорошо, где нас нет», «мертвый живому не товарищ», «днем с огнем не сыскать». Базаров часто слегка изменяет народные выражения, естественно вводя их в свою речь: «обломаю дел много», «для ради важности», «дурь из него вся вышла», «бедность, говорят, не порок», «в тихом омуте… ты знаешь…», «у твоего отца, видно, губа не дура», «не богам же, в самом деле, горшки обжигать» и другие. О простоте и демократичности героя и в то же время о его пренебрежении к утонченной, манерной речи дворян свидетельствуют просторечные, бытовые, подчас грубоватые слова и выражения: «мать у меня такая сердобольная», «черт меня дернул», «нет, это дудки», «коли брюха не отрастил», «барчуки проклятые», «махнем», «плюхнуть», «шлялись», «что за охота», «нора бросить эту ерунду», «княжеское отродье», «слыхали мы эту песню», «вилять хвостом не стану».

Острый ум Базарова, способность логично развивать свою мысль, обоснованно возражать проявляются в его «собственных» афоризмах, выразительных и метких: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»; «Настоящий человек тот… которого надобно слушаться или ненавидеть»; «Попал под колесо - туда и дорога»; «Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои»; «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»; «Старая штука смерть, а каждому внове».

Интересно, что интонация речи Базарова меняется в зависимости от того, к кому она обращена, С Павлом Петровичем он говорит просто в прямо, высказывает то, что думает, или с явной насмешкой и даже презрительно-иронически, снижая таким образом «высокий тон» речи своего противника. В беседах с Николаем Петровичем ощутимы снисходительно-почтительные интонации, с Аркадием - назидательные ноты, а в разговорах с отцом присутствует снисходительно-добродушная тональность, прорывающаяся сквозь напускную сухость и холодность.

Речь Кирсановых определяется их характерами и мировоззрением. Павел Петрович - главный идейный противник Базарова - все время ершится, затевает споры и при этом, как барин-аристократ, надменен, сохраняет «высокий стиль», витиеватость: «Я имею честь предложить вам следующее», «смею сказать», «за сим, милостивый государь, мне остается только благодарить вас», «чувствительно вам обязан». Эти выражения подчеркивают изысканность и холодно-бездушное обращение. Павел Петрович называет себя «человеком либеральным и любящим прогресс» и старается показать это в разговоре, используя слова, обороты, характерные для языка тогдашней дворянской интеллигенции: «Личность, милостивый государь, - вот главное… ибо на ней все строится»; «логика истории», «цивилизация», «материализм». Излюбленное словечко («принсип») он произносит на французский манер. Вообще Павел Петрович часто прибегает к французскому языку, особенно когда затрудняется точно выразить свою мысль по-русски.

Николай Петрович робок, уступчив, у него нет собственного мнения, и потому его речь отличают неуверенность, нечеткость, мягкость, порой многословие: «Только вот чего я в толк не возьму. Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века; крестьян устроил, ферму завел, так что даже меня во всей губернии красным величают; читаю, учусь, вообще стараюсь стать в уровень с современными требованиями, - а они говорят, что песенка моя спета. Да что, брат, я сам начинаю думать, что она точно спета». Характер Аркадия еще не сформировался, и он пока мыслит и говорит с чужого голоса, слепо подражая Базарову.

И. С. Тургенев занимает в первом ряду нашей литературы заслуженное место писателя, который создавал своих героев «средствами души и языка». И хотя роман «Отцы и дети» вызвал бурю критических отзывов именно по идейным соображениям, думается, к творчеству Тургенева можно применить формулировку В. Набокова, сказанную, правда, по поводу другого русского писателя, что роман - «феномен языка, а не идей».

Другие сочинения по этому произведению

И.С.Тургенев. Средства раскрытия характеров в романе Отцы и дети

И.С.Тургенев -мастер художественного слова, тонкий исследователь актуальных проблем России не только Х1Х века, но и вневременных проблем.

Характер героя раскрывается писателем в портрете.

Портрет Базарова подчеркивает его демократичность(подойдя к человеку высокого роста, в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал). В портрете героя выдается еще одна особенность создания образа -внимание к детали: герой не сразу подает руку Николаю Петровичу, потому что горд и опасается пренебрежительного отношения дворянина. В портрете оппонента Базарова Павла Петровича Кирсанова подчеркивается его аристократизм и ощущается ирония автора.

Павел Петрович вынул из кармана свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, руку, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом, и подал ее племяннику.

В портрете подчеркивается и антагонизм героев (красная рука Базарова и красивая с длинными ногтями рука Кирсанова-старшего).

Описание пейзажа и владений Николая Петровича характеризуют его неумение хозяйствовать.

…и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, до половины разметанными крышами. Как нарочно, мужички встречались все обтреханные, на плохих клячонках .

История жизни Николая Петровича, рассказанная автором, и история несчастной любви Павла Петровича, рассказанная Аркадием, дают представление о разном характере братьев.

Контраст несчастной любви Павла Петровича и самого Базарова -в их отношении к своему чувству: для Павла Петровича жизнь кончена, Базаров с достоинством выносит отказ.

Чрезвычайно интересную характеристику героев дает их речь:

  • речь Базарова демократична, в ней выражается уверенность в себе, часто его фразы представляют собой афоризмы

Каждый человек сам себя воспитать должен, Рафаэль ломаного гроша не стоит, Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник,

  • речь Павла Петровича сочетает в себе французские, русские слова с устаревшим произношением

(Принсип, польза для bien public).

Изменения, происходящие в главной герое, отражаются и в его речи. Перед смертью Базаров произносит почти поэтическую фразу (это он, призывавший Аркадия не говорить красиво):

Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет.

Характеристику героев можно услышать из уст других персонажей.

Так, Базаров говорит Одинцовой:

Вам любить, а полюбить вы не можете,

отражая высший принцип покоя жизни, который исповедует Одинцова. Прощаясь с Аркадием, Базаров объясняет, почему Аркадий не соратник ему:

… для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор….

Тургенев -мастер художественной детали.

Подчас именно деталь передает душевное состояние героев и объясняет их поступки. Так писатель подчеркивает, что когда после разговора с Базаровым Анне Сергеевне захотелось остановить его, вошла горничная с подносом. И Анна Сергеевна сдержала свой порыв. Одна деталь -и какое верное психологическое объяснение.

Иногда автор сам вмешивается в повествование и предлагает читателю самому догадаться о чувствах героев:

Так выражалась Анна Сергеевна, и так выражался Базаров; они оба думали, что говорили правду. Была ли это правда, полная правда, в их словах? Они сами этого не знали, а автор и подавно.

Прием, который использует Тургенев романе, -контраст. Контрастны образы Базарова И Павла Петровича, хотя это контраст вмещает в себя и много общего. На контрасте построено развитие образа главного героя. Базаров-теоретик и Базаров- человек -различны.

Художественность романов И.С.Тургенева позволяет судить о мастерстве писателя, умеющего передавать различными средствами малейшие оттенки человеческих чувств и устремлений.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Источники: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00010301184864172910/, http://www.allsoch.ru/sochineniya/20834, http://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/i-s-turgenev-sredstva-raskryitiya-harakterov-v-romane-ottsyi-i-deti






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением