Невербальные средства общения детей





Невербальные средства общения у детей с нарушением зрения дошкольного возраста

Выразительные движения имеют большое значение в человеческом общении, так как восприятие внешнего выражения эмоций побуждает к ответным эмоциональным переживаниям и реакциям людей. Владение выразительными движениями способствует более тонкому пониманию мимики и пантомимики другого человека. В процессе развития общения они приобретают свойства своеобразного “языка” для передачи оттенков чувств, желаний, отношений к событиям в жизни.

Видную роль в человеческом общении играет восприятие внешнего выражения эмоций. Владение выразительными движениями предполагает тонкое понимание всех оттенков и нюансов выражения лица, жеста, движения тела другого человека. Определить особенности внешнего проявления эмоциональных состояний можно по мимике – выразительным движениям мышц лица, по пантомимике – выразительным движениям всего тела, по вокальной мимике – выразительным свойствам речи.

Мимика – это выразительные движения мышц лица, одна из форм проявления чувств человека. Без слов можно узнать о его тех или иных чувствах и настроениях.

Пантомимика – это тоже форма выразительных движений человека, которая отражает изменения в походке, осанке, жестах, передающие его психическое состояние, переживание, отношение к тем или иным явлениям. Обычно изменения пантомимики возникают непроизвольно и характеризуют внешнее проявление общего эмоционального состояния человека.

У детей с нормальным зрением развитие выразительных движений происходит в общении со сверстниками и взрослыми. В значительной мере это осуществляется по подражанию и для их восприятия требуется участие всех анализаторов. При этом значительная роль принадлежит зрительному анализатору.

Дети с нарушенным зрением не могут в полном объеме визуально воспринимать сигналы, поступающие от партнеров по общению. Испытывая из – за нарушения зрения трудности восприятия выразительных движений (мимики, пантомимики) партнера, они не в полной мере понимают его состояние. Это приводит к неадекватной характеристики партнера и его эмоционального состояния. Такое положение еще более осложняется отсутствием четких и полных представлений о мимике и пантомим, которые у детей с нарушением зрения непрочные, расплывчатые. В связи с этим процесс межличностного общения затрудняется. Также у таких детей имеются значительные трудности в восприятии эмоциональных состояний и действий изображенных персонажей. Основная причина данного затруднения – низкий уровень владения детьми с нарушением зрения выразительными движениями.

Все это говорит о необходимости систематического формирования и развития у данной категории детей выразительных движений – мимики и пантомимики, т.е. невербальных средств общения.

Вашему вниманию мы хотим предложить игры и упражнения, которые используем в своей работе с детьми по формированию и развитию невербальных форм общения.

Хоровод

Цель: развитие чувства общности, выразительности движений, снятия напряжения.

Описание игры: дети встают в круг и по команде педагога показывают, двигаясь друг за другом, печального зайчика, злого волка, сердитого медведя, виноватую лису, счастливого зайца.

Люблю – не люблю

Цель: развитие воображения и мимических движений.

Описание игры: педагог, а затем дети называют разнообразную пищу; остальные мимически реагируют, показывая свое отношение к данному продукту или блюду.

Удивление

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

Мимика: рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.

Цветок

Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.

Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.

Мимика: Глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

Статья на тему:
Рекомендации по развитию невербального общения ребенка дошкольного возраста.

Предварительный просмотр:

Рекомендации по развитию невербального общения ребенка дошкольного возраста.

Невербальные средства являются важнейшим дополнением речевой коммуникации. Дошкольный возраст создает определенные предпосылки для успешного развития невербального общения. В дошкольный период происходит активное формирование личности и личностных механизмов поведения детей, в котором общение занимает важное и значимое место.

Систематическая работа по развитию невербальных средств позволит совершенствовать психомоторные функции, учить детей контролировать свои телесные проявления, понимать язык телодвижения, эмоций, что способствует улучшению их взаимодействия со сверстниками. Они станут больше использовать различные невербальные средства в общении. Их эмоциональные проявления приобретут более выразительный и яркий характер. Дети научатся быть доброжелательными и внимательными друг другу. Проявлять согласованность поведенческих реакций, преодолевать робость, неуверенность, стать более инициативными и вступать в межличностное взаимодействие.

В ходе развития невербальных средств общения у детей можно использовать следующие игры:

«Как говорят части тела»

Цель: учить невербальным способам общения.

Ход. Взрослый дает ребенку разные задания. Покажи:

как говорят плечи “Я не знаю”; как говорит палец “Иди сюда”; как ноги капризного ребёнка требуют “Я хочу!”, “Дай мне!”; как говорит голова “Да” и “Нет”; как говорит рука “Садись!”, “Повернись!”, “До свидания”.

«Люблю – не люблю»

Цель: развитие воображения и мимических движений.

Ход. Взрослый, а затем и ребенок называют разнообразную пищу; мимически реагируют, показывая свое отношение к данному продукту.

Цель: развитие воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений, понимание мимики.

Ход. Взрослый показывает маски, изображающие разные эмоциональные состояния: грусть, радость, удивление. Ребенок мимикой воспроизводит эти состояния.

Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.

Ход. «Почтальон» приносит письма, но не обычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать. Ребенку вручается письмо и он рассказывает, что он прочитал в своем письме.

  1. Андреева Г.М. Социальна психология. – М. Аспект пресс, 2001
  2. Бородецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и искусстве:Азбука молчания: Учеб. Пособие для творческих учеб. Заведений, фак. Педагогики и психологии. М: Гуманит.изд.цент ВЛАДОС, 2000
  3. Возрастная и педагогическая психология// Под.ред. Петровского. М. Просвещение, 1973
  4. Проблема общения в психологии. Ред. Б.Ф. Ломов. – М. Наука, 1981
  5. Рубенштейн С.Л. Проблемы общей психологии// отв. Ред. Шорохова Е.В. –М. Педагогика, 1973
  6. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М. Педагогика, 1986

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный проект посвящен проблеме совершенствования речевого развития, коммуникативных способностей, повышения эффективности речиу детей дошкольного возраста. Описывается система работы по риторич.

Проблемы общения ребенка дошкольного возраста

Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложн.

Консультация на тему: Рекомендации по развитию речи детей младшего дошкольного возраста .

Работа по обогащению словаря ребенка. Развитие грамматического строя речи. Развитие связной речи у детей 3-его тода жизни.

Проблемы общения ребенка дошкольного возраста

Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложн.

Рекомендации родителям по развитию речи детей младшего дошкольного возраста

Рекомендации для родителей.

Педагогические рекомендации по развитию образной речи детей дошкольного возраста посредством пословиц и поговорок

Педагогические рекомендации по развитию образной речи детей дошкольного возраста посредством пословиц и поговорокОдной из характеристик связной речи является ее образность. Образность в более широком.

рекомендации для родителей.

Vivat, academia!

Каталог статей

Рылова Е.В. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ

Изучение невербальной коммуникации в раннем возрасте представляет собой относительно молодое направление в науке и в настоящее время переживает исследовательский бум. В данной области исследования сфокусированы интересы нейропсихологии, психологии развития, психолингвистики и др. наук. Со стороны практиков - психологов, психотерапевтов, психоаналитиков, а также дефектологов - существует огромный интерес к пониманию потоков общения и речи, так как именно им приходится иметь дело с последствиями нарушений развития, произошедших в начале жизненного пути человека [4].

Социальное поведение человека обусловлено, в первую очередь, возможностью общения людей при помощи языка Вербальная коммуникация является условием существования человека в обществе. Однако общение осуществляется не только с помощью слов, но и невербальных средств.

Невербальные средства - это целая система несловесных сигналов, внешних телесных движении По мимике, жестам, интонациям голоса, осанке, позе, походке человека, по размаху, силе, скорости движений, по напряжению (или расслаблению) мускулатуры, характеру и темпу его дыхания можно понять, «прочитать» этого человека. Такие движения называются выразительными. Можно говорить о существовании специфического языка -языка движений. Однако чаще всего люди пользуются им непроизвольно и неосознанно. В связи с этим роль невербальных средств в общении не всегда очевидна, но от этого не менее значима [3].

Невербальными средствами общения человек начинает пользоваться с первых дней жизни. Еще не владея словесной речью, ребенок успешно сигнализирует взрослым о своем состоянии, желаниях, переживаниях, используя движения тела, мимику, жесты, интонации голоса, то есть первым языком, на котором начинает говорить ребенок, является язык движений. Эти биологически обусловленные возможности психики ребенка обуславливают ему взаимосвязь с матерью, что необходимо для его выживания и нормального развития [!].

Уже к трем неделям ребенок устанавливает контакт глаз, который представляет собой важнейшую составляющую общения. В работах П. Экмана и Г. Остера отмечено, что все мускулы лица, необходимые для выражения различных эмоций, формируются в период 15-18 недель внутриутробного развития. Некоторые авторы считают, младенец обладает врожденной способностью осуществлять целый ряд универсальных лицевых экспрессии, может адекватно реагировать определенными эмоциями на существующие раздражения и имитировать их.

Улыбке, среди всех экспрессивных средств общения, уделяется наибольшее внимание исследователей. Возникая как врожденный рефлекс, улыбка постепенно наполняется социальным содержанием и становится реакцией на человеческий голос или лицо. В первом полугодии жизни улыбка включается в общение как его специфический компонент, носящий название «комплекс оживления» [3].

Во втором полугодии жизни общение на основе комплекса оживления постепенно сменяется общением с помощью предметных действий. Их основное назначение - выразить готовность ребенка к взаимодействию с взрослым и в своеобразной форме показать, к какому сотрудничеству он приглашает взрослого. Для коммуникативной цели дети используют приближение, удаление, вручение предметов, протягивание взрослому различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого и др. [2].

После возникновения у детей активной речи предметно действенные средства теряют свое значение и используются в сочетании со словом, в виде дополняющего жеста. Самостоятельное использование невербальных средств общения сохраняется у некоторых детей, избегающих активного, словарного взаимодействия в коммуникативном акте.

Таким образом, у детей раннего возраста невербальные средства коммуникации являются главным средством общения. И, чтобы получить наиболее полную информацию о состоянии ребенка, необходимо обращать внимание на его выразительные движения в процессе взаимодействия. Именно понимание ребенка, его состояния, уровня развития, настроения, его желаний и общих устремлений дает нам возможность построить процесс общения с ним таким образом, чтобы оно способствовало его развитию [5].

1) Горшкова Е. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. - 2000. - №12. - С. 91-97
2) Исенина Е.И. Дословесный период развития речи у детей. - Саратов, 1986. - 164 с.
3) Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения / Науч. - и с след. институт общей и педагогической психологии. Академия педагогических наук СССР. - М: «Педагогика», 1986 - 144 с.
4) Папушек X. Папушек М. Солоед К. Значение невербального общения в младенческом возрасте для психического развития // Психологический журнал. -2000. - Т21. - №3 - С. 65-72
5) Юдина Е. Коммуникативное развитие и его педагогическая оценка в группе детского сада // Дошкольное воспитание. - 1999. - №9 - С. 10 29

Источники: http://festival.1september.ru/articles/639927/, http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/11/10/rekomendatsii-po-razvitiyu-neverbalnogo-obshcheniya, http://academicon.ru/publ/psihologic/rylova_e_v_rol_i_znachenie_neverbalnoj_kommunikacii_v_rannem_detstve/1-1-0-129





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения