Кризис 7 лет у ребенка симптомы





Симптомы кризиса семи лет

К концу дошкольного возраста ребенок резко меняется. Возраст 6-7 лет называют возрастом «вытягивания» (ребенок быстро вытягивается в длину), или возрастом смены зубов (к этому времени обычно появляются первые постоянные зубы). Однако главные перемены состоят не в изменении его внешнего вида, а в изменении поведения.

Ребенок начинает безо всякой причины кривляться, манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В его поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость, паясничанье и даже клоунада. Конечно, дети кривляются, паясничают или гримасничают и раньше, чем забавляют себя и взрослых. Но в 6-7 лет это постоянное притворство и шутовство никак не мотивировано внешне, оно вызывает уже не смех, а осуждение взрослых. Ребенок может говорить писклявым голосом, ходить изломанной походкой, рассказывать непристойные взрослые анекдоты в совершенно неподходящих случаях. Это бросается в глаза и производит впечатление какого-то странного, немотивированного поведения.

Указанные черты являются главными симптомами переходного периода от дошкольного к школьному возрасту. Этот период получил в психологии название кризиса семи лет. В это время происходят важные изменения в психической жизни ребенка. Суть этих изменений Л. С. Выготский определил как утрату детской непосредственности. Вычурное, искусственное, натянутое поведение 6-7-летнего ребенка, которое бросается в глаза и кажется очень странным, как раз и является одним из наиболее очевидных проявлений этой потери непосредственности.

Как отмечал Выготский, главная причина детской непосредственности — недостаточная дифференцированность внешней и внутренней жизни. Детская наивность и непосредственность означают, что ребенок внешне такой же, как внутри. По его внешнему поведению взрослые легко могут прочитать, что думает, чувствует и переживает дошкольник. Потеря непосредственности свидетельствует о том, что между переживанием и поступком «вклинивается» интеллектуальный момент — ребенок хочет что-то показать своим поведением, придумывает для себя новый образ, хочет изобразить то, чего нет не самом деле. Его переживания и действия интеллектуализируются, опосредствуются представлениями и знаниями о том, «как надо».

В этот период возникают новые трудности в отношениях ребенка с близкими взрослыми. Эти трудности были специально исследованы в работе К. Н. Поливановой (1994). По ее данным, на седьмом году жизни возникает новая реакция на указания взрослых: в привычных ситуациях ребенок никак не реагирует на простые просьбы или замечания родителей, делает вид, что не слышит их. Если раньше ребенок безо всяких проблем выполнял обычные режимные моменты, то теперь в ответ на приглашение идти обедать или спать он никак не реагирует, игнорируя призывы близких взрослых. В этом же возрасте появляется непослушание, споры со взрослым, возражение по всяким поводам. Например, ребенок может отказываться мыть руки перед едой (хотя раньше он это делал безо всяких возражений) и доказывать, что это делать совсем не обязательно. Он может демонстративно делать то, что является неприятным и нежелательным для родителей.

Например, в автобусе ребенок заявляет, что будет объявлять остановки сам. Мать просит его не делать этого, но он еще громче, на весь автобус объявляет остановки и, несмотря на просьбы матери, продолжает выкрикивать названия.

В семье дети начинают демонстрировать нарочито взрослое поведение. Ребенок может изображать какого-то конкретного члена семьи (например, отца) или стремиться к выполнению каких-то «взрослых» обязанностей. Он может пространно, «по-взрослому» рассуждать о причинах своего нежелания сделать что-то (почистить зубы или пойти спать), при этом его «логическая аргументация» имеет характер своеобразного резонерства, которое повторяет услышанное от взрослых и может продолжаться бесконечно долго.

У детей появляется интерес к своему внешнему виду. Они долго выбирают, во что одеться, спорят по этому поводу с родителями, стараются выглядеть взрослее, часто отвергают предлагаемое платье под предлогом «Я не маленький».

Как отмечает К. Н. Поливанова, все эти симптомы центрируются вокруг обычных бытовых правил, установленных родителями. Дети «перестают слышать» или отрицают ранее не обсуждавшиеся требования взрослых. До определенного времени данные правила были нераздельной частью целостного отношения к близкому взрослому. Но в конце дошкольного возраста эти правила становятся для ребенка воплощением обыденного, «детского», не им установленного способа жизни. Он начинает видеть этот образ жизни со стороны и относиться к нему. В первый момент отношение к правилу, заданному не им, а взрослым, оказывается отрицательным, а первая реакция на него — нарушение. Это нарушение привычных правил является следствием их осознания и возникшего отношения к ним. Прошлый, детский образ жизни обесценивается, отрицается, отвергается. Ребенок пробует взять на себя новые обязанности и занять новую позицию взрослого. Он опробует себя в привычной ситуацию через нарушение обыденных, привычных правил.

Однако отношение к привычной ситуации становится возможным только в том случае, если перед ребенком открывается новая реальность, из которой он может смотреть на свою обыденную жизнь и оценивать ее. Именно это и происходит в период кризиса семи лет. Одновременно с симптомами «странного поведения» и «трудновоспитуемое» возникают важнейшие позитивные новообразования этого периода. Негативные проявления в поведении ребенка в этом (как и во всяком другом) переходном периоде являются лишь теневой, оборотной стороной позитивных изменений личности, которые и составляют основной психологический смысл этого переходного периода.

Кризис 7 лет у детей

В становлении каждой личности происходят кризисы. И хотя это слово носит оттенок негативизма, но в целом после кризисов ребенок взрослеет, он преодолевает очередной жизненный этап, при этом приобретая опыт, способность рассуждать и приспосабливаться к коллективу. Итак, подробнее о кризисе 7 лет и грамотном поведении родителей в этот период.

Симптомы и причины кризиса 7 лет

Этот кризисный период является скачком роста и переходом на высокий этап развития личности. Кризис 7 лет — это начало школьного обучения. Он характеризуется двумя главными изменениями в психологическом развитии ребенка:

  1. Он отделяет свою точку зрения и мнение других, становится способным к рассуждениям. Вместо привычки действовать импульсивно ребенок уже анализирует ситуацию перед тем, как совершить какие-либо действия.
  2. Изменения в социальной позиции. Это самолюбие и самооценка, обобщение чувств и требовательность к самому себе.

Внешние признаки начала кризиса семи лет — это утрата детской непосредственности и проявление странностей в поведении. Обычно оно становится нелепым и глупым. Дети превращаются в шутов, они нарочито вертятся и паясничают.

Родители должны знать, что дети начинают дублировать их отношение к школе. Если родители негативно относятся к учебе, то и от ребенка вряд ли они дождутся интереса и ответственного отношения к новым обязанностям. Когда родители постоянно нарекают на сложность программы, излишнюю требовательность учителей, то и ребенок будет рассуждать идентично и уже с первого класса сформирует у себя негативное отношение к учебе.

Важную роль в отношении к школе играет и сам учитель, его умение подобрать «ключик» к каждому ребенку и привить интерес к науке. Авторитет учителя, помощь родителей, формирование ответственного отношения к новому жизненному этапу — обучению в школе — закладывается именно в этом возрасте. Чем раньше родители будут приучать сына или дочку к новым обязанностям, тем проще им далее будет воспринимать правила социума.

Как вести себя родителям в период кризиса 7 лет?

Родители не должны переделывать ребенка и рисовать образ прилежного ребенка-отличника, схватывающего все налету. На самом деле даже умный и развитый ребенок может испытывать большие трудности в первом классе.

Так что не нужно делать из ребенка робота. Он будет уставать и капризничать, нехотя собираться в школу. И это нормально, потому что идеальных детей не существует.

Что касается оценок и школьной жизни, то в первом классе очень важно интересоваться делами ребенка, расспрашивать обо всех уроках и друзьях, занятиях на переменах, отношении учителя, трудностях и успехах. Нелишним будет спросить, на кого похожа школьная учительница из сказочных героев. Расспросите и о том, какие ранцы и пеналы у школьных товарищей вашего сына или дочки. Общаясь на тему школы, вы можете рассказать ребенку о своих школьных воспоминаниях, успехах. Это должны быть положительные воспоминания, приятные для вас.

В 7 лет у вашего сына или дочки формируется самооценка. И в силах родителей помочь сформировать ее высокой. Это должна быть вера в себя и свои силы, любовь к себе и желание учиться. Родительские огорчения из-за детской неуспеваемости, работа над роками до полуночи, постоянная смена кружков в поисках интересного внешкольного занятия формирует у ребенка мнение, что любят его лишь тогда, когда он успешен. А плохие оценки и трудности в школе он будет воспринимать как собственную слабость. У него сформируется низкая самооценка, порой даже боязнь школы и ее не восприятие.

Для ребенка важен не огромный багаж знаний и успеваемость, а принятие его полноценной личностью и в радости, и в трудностях. Если он этого не будет чувствовать, то и возникнут кривляния, поведение шута, глупые поступки как форма протеста против того, что в нем ценят только успешного ученика.

Кризис 7 лет и младший школьный возраст

В жизни человека — и ребенка, и взрослого — периодически случаются кризисы. Кризис – слово с негативным оттенком, но пугаться его не нужно. Это скачок роста и переход на новый, более высокий этап развития личности.

Кризис 7 лет связывают с моментом начала занятий в первом классе. Он связан с двумя основными изменениями в психическом развитии ребенка. Во-первых, ребенок больше не путает свою точку зрения и точку зрения других. Он становится способным к рассуждению. Вместо импульсивного поведения дошкольника ребенок 7-8 лет обычно анализирует всю ситуацию, перед тем как действовать.

Во-вторых, происходят изменения в социальной позиции ребенка. Возникает ряд сложных образований, это самолюбие, самооценка, обобщение чувств, уровень запроса к самому себе.

Внешними признаками начала кризиса являются утрата детской непосредственности, появление не совсем понятных «странностей». В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая–то вертлявость, паясничанье, клоунада; ребенок строит из себя шута.

Какие основные моменты о кризисе 7 лет и следующем за ним возрастном этапе следует знать родителям?

Отношение ребенка к школе транслируется родителями. Если вы негативно относитесь к школе, не ждите восторгов и от ребенка. Паникуете? Относитесь к заданиям с раздражением? Сетуете, что программа такая сложная, а детей нынче «мучают», «все не так, как раньше»? Не удивляйтесь, что очень скоро ребенок будет рассуждать точно так же. Уважительно отзывайтесь об учителях, не произносите что-то вроде: «Да там одни недоучки!», «Учителя ничего не понимают!». Очень важную роль в мотивации к предмету играет авторитет и личность учителя. Помогите учителю обучать вашего ребенка. Чем раньше вы начнете приучать ребенка к требованиям учителя, школьным правилам, тем в дальнейшем ему будет проще принимать правила общества, в котором ему жить.

Разглядите за фантазиями реального человечка. Не пытайтесь переделать ребенка и подогнать его под некий идеальный образ. Ребенок только сел за парту, а родитель уже буйно фантазирует, как чадо растет отличником, в голове рисуются идиллические картинки прилежного ребенка, который гениально схватывает все на лету, не устает, не болеет, не ленится, легко поступает в институт и получает красный диплом, а затем становится известным нобелевским лауреатом. Конечно, лавры достанутся и родителю – ведь это только благодаря вашему воспитанию вырос гений! На самом же деле это один из мифов, от воспитания зависит многое, но далеко не все. Нормальный ребенок не может быть роботом и время от времени устает, капризничает, без фанатизма собирается в школу. Будьте ближе к реальности, ведь идеальных людей – как родителей, так и детей – не существует.

Интересоваться школьной жизнью или оценками?

Многие родители зацикливаются на оценках и стандартных общих вопросах: «Тебе понравилось в школе?» Важно интересоваться личностью ребенка, расспрашивать его о жизни, а не только «о деле». Спросите, с кем он подружился, во что они играли на перемене. На кого похожа учительница из сказочных героев, с кем ребенок сидит, а какие пеналы у других детей. Расскажите что-то из своей школьной жизни, покажите свои фотографии. Лучше, если рассказ будет не с моралью и не вымышленный, а искренний рассказ о реальных событиях. Внимательно слушайте и взаимно делитесь переживаниями.

Любите ребенка таким, какой он есть

В 7 лет у ребенка начинает формироваться самооценка. В ваших силах помочь ему сформировать высокую самооценку, любовь к себе, веру в свои силы – залог счастливой жизни. Если вы будете огорчаться из-за неуспеваемости, постоянно таскать ребенка в различные кружки, не давая ему отдыха, делать уроки до полуночи и т.п. у ребенка может сложиться ощущение, что его будут любить только тогда, когда он получает хорошие оценки и хорошо себя ведет, словом, тогда, когда он успешен. Но любовь не может быть за что-то, она безусловна. Для ребенка важнее всего не многочисленный багаж знаний и хорошие оценки, а принятие его полностью – в минуты радости и горести, непослушания и кривляния, полное принятие. Уверенность в том, что он любим всегда, вне зависимости от поведения и настроения.

Удачи вам в нелегком деле — воспитании здоровых и счастливых людей!

Семейный психолог Алла Чугуева

Еще по теме

Источники: http://psyera.ru/2358/simptomy-krizisa-semi-let, http://mirmam.info/story/krizis-7-let-u-detey, http://www.ya-roditel.ru/parents/base/lecture/29266/





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения