Рост развитие ребенка биологический возраст





Биологический возраст

Каждому человеку присущ свой собственный темп развития – скорость разворачивания генетической программы в конкретных условиях окружающей среды. Разница между степенью зрелости организма и его календарным возрастом в некоторых случаях может быть существенной. Поэтому важным показателем развития в антропологии считается соответствие паспортного (календарного) и биологического возраста.

Период времени, прошедший в абсолютном выражении (т.е. в годах, месяцах, днях и т.п.) с момента рождения человека до данного конкретного момента, называется хронологическим, или паспортным, возрастом; возраст человека, оцененный по степени развития (или зрелости) отдельных признаков и систем признаков, – биологическим возрастом.

Дети, имеющие одинаковый календарный возраст, могут находиться на разных этапах созревания, т.е. иметь различный биологический возраст. Он отражается в сроках прорезывания молочных зубов и смене их на постоянные, формировании ядер окостенения в хрящевой ткани скелета, сроках полового созревания, в некоторых функциональных и биохимических показателях, особенностях психофизического развития. По соотношению антропометрических данных (показателей веса и роста), уровня биологической зрелости и психического развития различают гармоничный и дисгармоничный тип развития. Существенное отличие биологического возраста от календарного приводит, как правило, к нарушению адаптации ребенка к возрастным требованиям, предъявляемым ему социальной средой.

Основные критерии биологического возраста группируются по системам признаков:

показатели морфологической зрелости – общее соматическое развитие; зубная зрелость; скелетный возраст; развитие репродуктивной системы (половое созревание);

физиологические и биохимические показатели – прежде всего показатели основного, углеводного и липидного обмена; секреция ферментов и гормонов; особенности сердечнососудистой системы, нейродинамические и нейрофизиологические характеристики;

показатели нервно-психического развития.

Определение биологического возраста по одонтологическим (зубным) признакам проводится на основе подсчета числа прорезывающихся зубов и последовательности их прорезывания. Эти данные сопоставляются с разработанными стандартами, в результате чего можно получить интервальную оценку возраста индивида – зубной возраст.

Зубной возраст определяется с точностью до года, иногда еще точнее. Это большое преимущество метода по сравнению со всеми прочими критериями. Однако зубной возраст наиболее информативен только в периоды прорезывания молочных (в среднем от 6 месяцев до 2 лет) и постоянных зубов (от 5–6 до 13–14 лет, без учета третьих моляров – зубов мудрости ), он не показателен после прорезывания всех постоянных зубов. Следовательно, этот метод непригоден для определения биологического возраста в подростковом и взрослом возрасте. Показатели зубного возраста представлены в табл. 2.7.

Нормальные сроки прорезывания молочных и постоянных зубов

11 лет (девочки), 13 лет (мальчики)

Критериями половой зрелости служат время появления, последовательность и степень развития вторичных половых признаков, гармоничность (согласованность) их появления и развития. Последние определяются с помощью антропометрических показателей, описывающих параметры гениталий, развитие грудных желез, изменения таза и т.п. иногда с использованием дискретных характеристик, оцененных в баллах. Сроки появления и степень развития отдельных признаков на протяжении пубертатного периода достаточно индивидуальны, но последовательность наступления этих изменений при гармоничном развитии, как правило, неизменна.

Критерии половой зрелости информативны в периоды отрочества, пубертата и юности. Нормативные сроки появления вторичных половых признаков приведены в табл. 2.9, а принятые в антропологии критерии половой зрелости даны в пояснении к таблице.

Сроки появления вторичных половых признаков

Оволосение голеней, рук, груди. Остановка роста

Условные обозначения развития вторичных половых признаков у девочек:

1. Развитие молочных желез (Ма – mammae): Ма0 – детский сосок; Ma1 – околососковый кружок выдается над уровнем кожи; Ма2 – околососковый кружок больших размеров, вместе с соском образует конус, железа несколько выдается над уровнем кожи; Ма3 – железа приподнята, сосок и околососковый кружок сохраняют форму конуса; Ма4 – сосок поднимается над околососковым кружком, железа принимает такие же формы и размеры, как у взрослой женщины.

2. Появление волос на лобке (Р – pubis): Р0 – отсутствие волос; Р1 – единичные короткие волосы; Р2 – волосы на центральной части лобка более густые, длинные; Р3 – волосы длинные, густые, вьющиеся на всем треугольнике лобка; Р4 – волосы, расположенные на всей области лобка, переходят на бедра, густые, вьющиеся, с характерной горизонтальной границей.

3. Развитие волос в подмышечной впадине (А – axillaris): А0 – отсутствие волос; А1 – единичные волосы; А2 – волосы более густые на центральном участке впадины; А3 – волосы густые, длинные по всей подмышечной области.

Условные обозначения развития вторичных половых признаков у мальчиков:

1. Развитие волос на лобке: Р0 – отсутствие волос; Р1 – отдельные прямые волоски; Р2 – более густые курчавые волосы, верхняя граница горизонтальная; Р3 – густое оволосение на лобке и начинающееся в направлении к пупку; Р4 – густое оволосение по направлению к пупку и на внутренней поверхности бедер.

2. Развитие волос в подмышечной впадине: А0 – отсутствие волос; А1 – отдельные прямые волоски; А2 – волосы курчавые, но редкие; А3 – густое оволосение, волосы курчавые, пигментация передней подмышечной складки.

Иногда для определения биологического возраста детей и подростков используют оценку их двигательных возможностей, которые сравнивают с существующими стандартами, характерными для того или иного возраста. Однако этот метод имеет ограниченное применение, так как позволяет говорить лишь о двигательном возрасте ребенка, что имеет значение в основном в спортивной практике.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Для оптимальной оценки общего развития ребенка важное значение имеет биологический возраст, который легко можно определить и в домашних условиях.

Биологический возраст - это фактически достигнутый уровень морфофункционального развития. Биологический возраст зависит как от врожденных (генетических) особенностей роста и развития, так и от целого ряда факторов, определяющих образ жизни индивидуума.

У некоторых детей наблюдается несоответствие паспортного и биологического возраста, причем иногда различия могут достигать 3 - 4 лет.

Биологический возраст определяют по трем основным показателям:
1) количеству постоянных зубов в разной стадии их прорезывания;
2) величине соотношения: окружность головы/длина тела х 100 ;
3) росту ребенка в сопоставлении с возрастно- половыми нормативами для данной местности.

Степень биологического развития ребенка можно установить, сравнив количество прорезавшихся постоянных зубов с данными табл. 2.

Таблица 2. Примерные темпы прорезывания постоянных зубов

Соответствие возрастной динамики соотношения окружности головы и длины тела ребенка определяется сопоставлением должных показателей с фактическими величинами, измеренными в домашних условиях.

Сравнив полученные при измерении фактические данные с приведенными в табл. 3 должными показателями, можно определить степень биологической зрелости ребенка.

Таблица 3. Должное возрастное соотношение окружности головы и длины тела

Характеристика биологической зрелости

Средние темпы развития

Средние темпы развития

Биологический возраст соответствует паспортному, если длина тела ребенка (рост) не ниже средней (сравнение проводится со стандартными физического развития), погодовая прибавка длины тела не менее 4 см, а количество постоянных зубов до 6 лет не менее 1, а в 7 лет - не менее 4 у мальчиков и 5 у девочек.

Биологический возраст считается меньше паспортного, если два показателя меньше указанных величин.

Своевременное определение биологического возраста ребенка в совокупности с показателями физического развития позволяет более точно оценить уровень здоровья и функциональных возможностей основных систем растущего организма. Это имеет особое значение в период подготовки детей к школе,поскольку у тех детей, чей биологический возраст меньше паспортного, чаще снижена умственная и физическая работоспособность.

Add comment

2. Анатомо-физиологические особенности рас­тущего организма. Биологический и паспортный возраст. Социально-гигиеническое значение аксе­лерации.

Для организма детей и подростков характерны рост и развитие.

Рост - это количественное изменение массы, величины клеток, органов и всего организма.

Развитие - это качественное изменение морфологической дифференци-ровки тканей, их функциональное совершенствование.

Рост и диффереицировка идут неравномерно (то рост опережает диффе-ренцировку, то диффереицировка идет быстрее роста).

В растущем организме преобладают процессы ассимиляции. Причем чем меньше возраст, тем активнее процессы ассимиляции.

Развитие детей и подростков принято делить на несколько этапов, ха­рактеризующихся своими особенностями (деление дается согласно лекцион­ному материалу) :

1) Предцошкольный (от рождения до 3 лет)

2) Дошкольный (3-7 лет)

а) младший (7-10 лет)

б) средний (11-14 лет)

в) старший (15-18 лет)

Преддошкольный период (до 3 лет) характеризуется очень быстрым ростом и развитием. Рост, масса, окружность головы, конечностей очень бы­стро меняются до 1 года. К 1 году масса утраивается, достигая в среднем 11 кг. Рост в среднем увеличивается на 15 см (например с 53 см до 78 см). В период от 1 года до 3 лет темп роста и развития уменьшается. Изменение массы составляет примерно 4-6 кг в год, а увеличение роста примерно 8-10 см в год.

В дошкольном периоде (3-7 лет) размеры тела увеличиваются равномер­но. Увеличение массы составляет в среднем 2 кг в год, а роста - 5-8 см в год.

Для младшего школьного возраста (7-10 лет) характерно среднее уве­личение массы на 2-3 кг в год, а изменение роста составляет 4-5 см в год.

В среднем школьном возрасте - в период с 11 до 14 лет (подростковыйвозраст) наблюдается резкий эндокринный скачок, связанный с половым со­зреванием, в результате чего наблюдается быстрый рост, происходит четкая диффереицировка тканей. В этот период увеличение роста составляет 4-8 см в год, массы тела - 3-5 кг в год.

В 15-18 лет (старший школьный возраст) происходит завершение по­лового созревания. Наблюдается очень незначительная годовая прибавка в ве­се и росте.

Биологический и паспортный возраст.

Среди детей одного возраста особенно в 11-14 лет могут наблюдаться существенные различия в развитии организма. Таким образом, просто возраст ребенка не может объективно отражать степень его развития, поэтому кроме понятия паспортного возраста было введено понятие биологического возрас­та.

Паспортный (календарный) возраст - это возраст по дате рождения и текущей дате.

Биологический возраст - это фактически достигнутый уровень морфоло­гического и функционального развития органов и систем ребенка (в том чис­ле и психического развития).

Биологический возраст может не соответствовать паспортному.

Критерии установления биологического возраста :

1) Время окостенения скелета

2) Время прорезывания и смены зубов

3) Показатели физического развития (рост, масса, окружности)

4) Вторичные половые признаки

Индивидуальные данные сравниваются со стандартами для данного воз­раста и региона, полученные за последние 10 лет.

Считается, что биологический возраст соответствует паспортному если

1) Длина тела не меньше средней стандартной величины

2) Годовая прибавка в росте не менее 4 см

3) Количество постоянных зубов в 6 лет равно 1-2, в 7 лет - 4-5.

4) Половое развитие соответствует возрастной половой форме.

Биологический возраст отстает от паспортного если 2 показателя не со­ответствуют указанным требованиям. При этом в младшем возрасте основны­ми признаками являются время прорезывания и смены зубов, а также длинатела. В среднем и старшем возрасте - вторичные половые признаки и годо­вая прибавка в росте.

Биологический возраст может и опережать паспортный. Если опереже­ние не превышает 2 года, это нормально.

Сущность акселерации заключается в раннем достижении определенных этапов развития организма:

1) Ранняя смена зубов

2) Раннее половое созревание

3) Раннее окостенение скелета и завершение роста Акселерация проявляется в том, что в настоящее время к одному и тому

же возрасту ребенок достигает более высоких показателей роста и развития чем в прошлом. Например, сейчас в 13 лет мальчики на 15 см выше чем 100 лет назад.

Акселерацию не следует путать с так называемой вековой тенденцией. Это - тенденция к постепенному изменению с течением времени биоморфиз-ма человека, которое заключается в увеличении продолжительности жизни и более позднем наступлении климакса.

Акселерация - часть вековой тенденции, охватывающая только период созревания.

Существует несколько теорий, объясняющих причины акселерации.

1)Гелиогенная (солнечная) теория. Согласно ей ультрафиолет вызывает синтез активной формы витамина О и ускорение роста. Эта теория не выдерживает критики так как акселерация наблюдается не только в солнечных регионах, но и в северных районах, где мало солнеч­ной радиации.

2) Алиментарная теория. Говорит, что современные дети больше едят белков, жиров, углеводов, витаминов. Но повышенное потребление пищи и витаминов характерно только для последних 40 лет, а акселера­ция наблюдалась и раньше.

3) Радиоволновая теория. Она говорит, что в связи с развитием техники появилось большое количество радиоволн, которые действуя на гипофиз, вызывают увеличение синтеза и секреции гормона роста, а сле­довательно ускорение роста.

4) Урабанизационная теория. Согласно ей жизнь в больших горо­дах всегда сопряжена с шумом, нервными стрессами. Все стрессы раздра­жают нервную'систему, что способствует ускорению роста и развития. Однако, в тихих, спокойных регионах акселерация также наблюдается.

Таким образом, единой теории, объясняющей причины акселерации в настоящее время не существует.

Следует заметить, что в развитых странах акселерация постепенно идет на убыль, а в развивающихся, наоборот, увеличивается.

Источники: http://studme.org/1411062526876/meditsina/biologicheskiy_vozrast, http://class2004.ru/fizkulturayumydeti/687-biologicheskiivozrast, http://kakbeololo.narod.ru/index/0-542






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением