Влияние тоталитарного режима на детей





Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве в «Колымских рассказах» В. Шаламова

вырываясь на свободу И сдвинув

плечи, как Самсон, Обрушу

каменные своды На многолетний

Сталинские годы — один из трагических периодов в истории России. Многочисленные репрессии, доносы, расстрелы, тяжелая, давящая атмосфера несвобо ды — вот лишь некоторые приметы жизни тоталитар ного государства. Страшная, жестокая машина авто ритаризма ломала судьбы миллионов людей, их родных и близких.

В. Шаламов — свидетель и участник тех ужасных событий, которые переживала тоталитарная страна. Он прошел и ссылку, и сталинские лагеря. Инако мыслие жестоко преследовалось властью, и за жела ние говорить правду писателю пришлось заплатить слишком дорогую цену. Опыт, вынесенный из лаге рей, Варлам Тихонович обобщил в сборнике Ко лымские рассказы . Колымские рассказы — па мятник тем, чья жизнь была загублена в угоду куль ту личности.

Показывая в рассказах образы осужденных по пятьдесят восьмой, политической статье и образы уголовников, также отбывающих наказание в лаге рях, Шаламов вскрывает многие нравственные про блемы. Оказавшись в критической жизненной ситуа ции, люди показывали свое подлинное я . Были сре ди заключенных и предатели, и трусы, и подлецы, и те, кого сломали новые обстоятельства жизни, и те, кто сумел в нечеловеческих условиях сохранить в себе человеческое. Последних было меньше всего.

Самыми страшными врагами, врагами народа , были для власти политические заключенные. Именно они находились в лагере в самых жесточайших усло виях. Уголовники — воры, убийцы, грабители, кото рых рассказчик иронично называет друзьями наро да , как это ни парадоксально, вызывали у лагерного начальства куда больше симпатии. Они имели разные поблажки, могли не ходить на работу. Им многое схо дило с рук.

В рассказе На представку Шаламов показывает игру в карты, в которой выигрышем становятся личные вещи заключенных. Автор рисует образы блата рей Наумова и Севочки, для которых жизнь человека ничего не стоит и которые убивают инженера Гаркунова за шерстяной свитер. Авторская спокойная ин тонация, с которой он завершает свой рассказ, гово рит о том, что такие сцены для лагеря — обычное, буд ничное явление.

Рассказ Ночью показывает, как у людей стира ются грани между плохим и хорошим, как главной целю становилось — выжить самому, чего бы это ни стоило. Глебов и Багрецов ночью снимают одежду с мертвеца с намерением добыть себе вместо нее хлеб и табак. В другом рассказе осужденный Денисов с удо вольствием стягивает портянки с умирающего, но еще живого товарища.

Жизнь заключенных была невыносимой, особенно тяжело им приходилось в жестокие морозы. Герои рассказа Плотники Григорьев и Поташников, ин теллигентные люди, ради спасения собственной жиз ни, ради того, чтобы хотя бы один день провести в теп ле, идут на обман. Они отправляются плотничать, не умея этого делать, чем спасаются от лютого мороза, получают кусок хлеба и право погреться у печки.

Герой рассказа Одиночный замер , недавний сту дент университета, изможденный голодом, получает одиночный замер. Он не в силах выполнить это зада ние полностью, и наказание ему за то — расстрел. Жестоко наказаны и герои рассказа Надгробное сло во . Ослабевшие от голода, они вынуждены были за ниматься непосильным трудом. За просьбу бригадира Дюкова улучшить питание вместе с ним самим была расстреляна вся бригада.

Очень ярко демонстрируется губительное влияние тоталитарной системы на человеческую личность в рассказе Посылка . Очень редко политические за ключенные получают посылки. Это огромная радость для каждого из них. Но голод и холод убивает челове ческое в человеке. Заключенные грабят друг друга! От голода наша зависть был тупа и бессильна ,— го ворится в рассказе Сгущенное молоко .

Автор показывает и зверство надзирателей, кото рые, не имея никакого сочувствия к ближним своим, уничтожают жалкие куски заключенных, ломают их котелки, осужденного Ефремова избивают до смерти за кражу дров.

В рассказе Дождь показывается, что работа врагов народа проходит в невыносимых условиях: по пояс в земле и под непрекращающимся дождем. За малейшую оплошность каждого из них ждет смерть. Великая радость, если кто-то покалечит сам себя, и тогда, может быть, ему удастся избежать ад ской работы.

Заключенные и живут в нечеловеческих условиях: В бараке, набитом людьми, так тесно, что можно было спать стоя. Пространство под нарами было на бито людьми до отказа, надо было ждать, чтобы при сесть, опуститься на корточки, потом привалиться куда-нибудь к нарам, к столбу, к чужому телу — и за снуть. .

Искалеченные души, искалеченные судьбы. Внутри все было выжжено, опустошено, нам было все равно ,— звучит в рассказе Сгущенное молоко . В этом рассказе возникает образ стукача Шестако-ва, который, рассчитывая привлечь рассказчика бан кой сгущенки, надеется подговорить его на побег, а потом донести об этом и получить вознаграждение . Несмотря на крайнее физическое и нравственное ис тощение рассказчик находит в себе силы раскусить замысел Шестакова и обмануть его. Не все, к сожале нию, оказались такими догадливыми. Они бежали через неделю, двоих убили недалеко от Черных клю чей, троих судили через месяц .

В рассказе Последний бой майора Пугачева ав тор показывает людей, дух которых не сломили ни фашистские концлагеря, ни сталинские. Это были люди с иными навыками, привычками, приобретен ными во время войны,— со смелостью, умением рис ковать, верившие только в оружие. Командиры и сол даты, летчики и разведчики ,— говорит о них писа тель. Они предпринимают дерзкую и отважную попытку побега из лагеря. Герои понимают, что их спасение невозможно. Но за глоток свободы они со гласны отдать жизнь.

Последний бой майора Пугачева наглядно пока зывает, как Родина обошлась с людьми, сражавши мися за нее и провинившимися лишь в том, что по воле судьбы они оказались в немецком плену.

Варлам Шаламов — летописец колымских лаге рей. В 1962 году он писал А. И. Солженицыну: Пом ните самое главное: лагерь — отрицательная школа с первого до последнего дня для кого угодно. Челове ку — ни начальнику, ни арестанту, не надо его видеть. Но уж если ты его видел — надо сказать правду, как бы она ни была страшна. Со своей стороны я давно ре шил, что всю оставшуюся жизнь я посвящу именно этой правде .

Шаламов был верен своим словам. Колымские рассказы стали вершиной его творчества.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

Тема судьбы человека в тоталитарном обществе

Произведения литературы по этой теме. Е. Замятин Мы, А.Платонов Котлован, Чевенгур, А. Солженицын Один день Ивана Денисовича, Архипелаг ГУЛАГ, В круге первом, Раковый корпус, В.Шаламов Колымские рассказы, В.Гросссман Жизнь и судьба, А. Рыбаков Дети Арбата и др. Г. Владимов Верный Руслан, Ю.ДаниэльИскупление

Осмысление темы человека в тоталитарном обществе началось в 20-е годы с появлением жанра антиутопии -романом Е.Замятина Мы. Написанный в годы военного коммунизма роман Замятина стал предупреждением человечеству. Человек в тоталитарном обществе лишен имени, а значит, индивидуальности, он обозначен буквой и цифрами. Вся деятельность его регламентируется государством, вплоть до сексуальных отношений. Для того чтобы проверять правильность течения жизни, необходима целая армия наблюдателей. Жизнь героя и его сограждан проникнута верой в Благодетеля, который лучше других знает, как сделать жизнь прекрасной. Выборы Благодетеля превращаются во всенародный праздник.

Неотъемлемая черта тоталитарного общества -убеждение человека, что то, что ему дает государство, -благо, что нет страны лучше на свете.

Тоталитарному государству необходимы ученые, которые помогли бы усилить его мощь, но не нужны люди с фантазией, потому что фантазия заставляет человека думать, видеть то, что государство предпочитало бы скрыть от своего гражданина. Именно любовь заставляет героя бунтовать, но бунт его сломлен: пассивно наблюдает он убийство своей возлюбленной, он, лишенный фантазии. Именно любовь становится врагом тоталитаризма, потому что она делает человека индивидуальностью, заставляет его забыть образ Благодетеля. Материнская любовь О-90 заставляет ее протестовать, бежать из государства, чтобы сохранить ребенка, а не отдавать его государству. Роман Мы имеет общечеловеческое значение, он -отражение любого тоталитарного режима, основанного на подавлении человеческой личности.

Произведения А.Солженицына основаны на материале, пережитом самим автором. Писатель -ярый противник Советской власти как власти тоталитарной. Он пытается показать характеры людей, судьбы которых изломаны обществом. Так ситуация в романе Раковый корпус -модель разных представителей советского мира, собранных в больнице одной бедой -болезнью (раком). Каждый образ -это стойкая система убеждений: Олег Костоглотов, бывший зек, ярый противник системы, понимающий весь ее антигуманизм; Шулубин, русский интеллигент, участник революции, внешне принимает официальную мораль, страдая от ее несоответствий; Русанов -человек номенклатуры, для которого все предписанное партией и государством принимается безоговорочно, он не мучит себя нравственными вопросами, но подчас извлекает выгоду из своего положения. Главный вопрос споров -нравственная ли существующая система. По мнению автора и его героя, Олега, ответ однозначен: система безнравственна, она отравляет души детей еще в школе, приучая их быть как все, лишая их личности;, она низводит литературу до обслуживания своих интересов (воссоздать образ прекрасного завтра), это система со смещенной шкалой ценностей, которая требует того же от человека. Судьба же человека зависит от того выбора, который он сделает.

Несколько иначе напишет об этом А.Солженицын в Архипелаге: он скажет, что в тоталитарном обществе от судьбы человека зависит и его прозрение (рассуждение о том, что и он мог оказаться не зеком, а офицером НКВД).

Тоталитарный строй искажает лучшие черты человеческого характера, оставляет след на всю жизнь. Верный Руслан -история лагерной собаки.

Г. Владимов показывает, что даже после роспуска лагерей лагерные собаки продолжают ждать исполнения своего долга -больше они ничего не умеют. И когда на станцию приезжают молодые строители, которые колонной идут на место стройки, собаки окружают их, что сначала кажется молодежи смешным, а потом ужасным. Тоталитарный строй учит человека любить хозяина и беспрекословно подчиняться ему. Но есть в романе сцена, которая показывает, что подчинение не безгранично: зеки отказываются выйти из барака на мороз, тогда начальник лагеря приказывает открыть двери и поливать внутренность барака ледяной водой, и вот тогда одни из овчарок, самая талантливая, зажимает шланг зубами: так зверь протестует против бесчеловечности людей. Умирающему Руслану снится мать, та, которую государство отняло у него лишив его подлинных чувств. И если сам Руслан вызывает сочувствие, то образ его хозяина отвратителен в своей примитивности, жестокости, бездушии.

Ужас тоталитаризма и в том, что даже души людей достаточно благополучной судьбы изломаны тоталитарным режимом. Действие повести Ю.Даниэля Искупление происходит в период хрущевской оттепели. Главный герой повести -талантлив, честен, счастлив, у него много друзей, его любит замечательная женщина. Но вот на него обрушивается обвинение: мимолетный давнишний знакомый героя возвращается из лагеря: он убежден, что его посадили по доносу героя. Но писатель изначально утверждает, что герой не виновен. И вот без суда и следствия, без объяснений герой оказывается в изоляции: от него отвернулись не только коллеги, но и друзья, не выдержав, уходит любимая. Люди привыкли к обвинениям, они верят всему; неважно, что в данном случае меняются полюса (враг народа -стукач). Герой сходит с ума, но перед этим он понимает, что в этом обществе виновны все, даже те, кто прожил спокойную жизнь. Все отравлены ядом тоталитаризма. Изжить его, как изжить из себя раба, -процесс жизни не одного поколения.

Судьба человека в тоталитарном обществе трагична -таков вывод всех произведений на эту тему, но отношение к тем или иным людям у разных отечественных писателей различно, как различны и из позиции.

Материалы публикуются с личного разрешения автора -к.ф.н. Мазневой О.А.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Влияние тоталитарного политического режима на развитие общества Influence of totalitarian political regime on humen development Текст научной статьи по специальности Государство и право. Юридические науки

  • ТОТАЛИТАРНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ ,
  • ОБЩЕСТВО ,
  • ОФИЦИАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ ,
  • КОНТРОЛЬ ГОСУДАРСТВА ,
  • THE TOTALITARIAN POLITICAL REGIME ,
  • SOCIETY ,
  • THE OFFICIAL IDEOLOGY ,
  • THE CONTROL OF THE STATE

Аннотация
научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Клюкина Екатерина Андреевна

В статье рассматриваются теоретические проблемы развития обществ в государствах с тоталитарным политическим режимом, возникающие, в частности, в связи с всеобъемлющим контролем самого государства за жизнедеятельностью его общества, а также наличием официальной идеологии, подавляющей всю свободу волеизъявления граждан тоталитарного государства.

Abstract 2013 year, VAK speciality — 12.00.00, author — Klyukina Ekaterina Andreevna, Journal of scientific research publications

The article deals with theoretical problems of development of the society of States with totalitarian political regime, arising, in particular, in connection with a comprehensive control of public education for products-the presence of his social constituting, as well as the presence of the official ideology of suppressing the freedom of will of citizens.

Научная статья по специальности Государство и право. Юридические науки из научного журнала Научно-исследовательские публикации , Клюкина Екатерина Андреевна

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Клюкина Екатерина Андреевна Влияние тоталитарного политического режима на развитие общества // JSRP. 2013. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-totalitarnogo-politicheskogo-rezhima-na-razvitie-obschestva (дата обращения: 26.09).

Клюкина Екатерина Андреевна Влияние тоталитарного политического режима на развитие общества Научно-исследовательские публикации (2013). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-totalitarnogo-politicheskogo-rezhima-na-razvitie-obschestva (дата обращения: 26.09).

Клюкина Екатерина Андреевна (2013). Влияние тоталитарного политического режима на развитие общества. Научно-исследовательские публикации URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-totalitarnogo-politicheskogo-rezhima-na-razvitie-obschestva (дата обращения: 26.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Клюкина Екатерина Андреевна Влияние тоталитарного политического режима на развитие общества // JSRP. 2013. №2 С.83-93.

Клюкина Екатерина Андреевна Влияние тоталитарного политического режима на развитие общества Научно-исследовательские публикации (2013).

Клюкина Екатерина Андреевна (2013). Влияние тоталитарного политического режима на развитие общества. Научно-исследовательские публикации

Источники: http://5litra.ru/soch/346-tema-tragicheskoy-sudby-cheloveka-v-totalitarnom-gosudarstve-v-kolymskih-rasskazah-v-shalamova.html, http://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/tema-sudbyi-cheloveka-v-totalitarnom-obshhestve, http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-totalitarnogo-politicheskogo-rezhima-na-razvitie-obschestva






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением