Влияние режима дня ребенка





Основные принципы и содержание режима дня подростков

В подростковом возрасте происходят значительные изменения и в организме и в психике ребенка, играющие исключительно важную роль в формировании личности человека.

Режим дня - это распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток с учетом возраста и состояния здоровья. Режим дня детей и подростков в соответствии с возрастными особенностями включает следующие обязательные компоненты:

- продолжительность и кратность сна;

- время пребывания на воздухе в течение дня;

- свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребенка по собственному выбору;

- режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);

Неоценимое значение для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет гигиена сна. Воздух в комнате должен быть свежим. Перед сном нужно избегать подвижных игр, длительного чтения, просмотра телепередач. Иначе это отразится на сне – будет затягиваться его наступление, он станет не глубоким. Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет не менее 9 часов.

Большое значение в режиме дня имеет пребывание детей на свежем воздухе. Воздух благотворно влияет на растущий организм: он активизирует обменные процессы и оказывает положительное влияние на процессы роста и развития. Активный отдых на воздухе является мощным оздоровительным фактором. Время перед началом приготовления домашних заданий, после их выполнения и перед сном дети должны проводить на воздухе.

В школе расписание уроков составляется так, чтобы предметы, требующие больших усилий, чередовались с теми, которые усваиваются легче.Дома лучше всего начинать занятия, пообедав и побыв на свежем воздухе 1,5-2 час. Целесообразно приготовление уроков начинать всегда в одни и те же часы.При домашних занятиях свыше 2 ч необходим отдых на открытом воздухе, что способствует повышению работоспособности. Периодически, при выполнении задания,рекомендуется проветривать комнату подростка и делать перерывы на 10 минут, после каждых 45 выполнения заданий.

В бюджете времени надо предусмотреть около 1,5 часов на занятия, отвечающие склонностям ребенка: чтение, кружковая работа, просмотр фильма по телевидению, музыкальные занятия. Следует придерживаться такого режима, при котором занятие чем-то одним не забирало все свободное время, нельзя, чтобы телевизор, компьютер занимали всё время досуга. Еще 3 часа в бюджете времени надо обязательно найти для активного отдыха на свежем воздухе(прогулки, подвижные игры, спорт). Но если нет меры в подвижных играх, то развивается утомление, и работоспособность ребенка не восстанавливается, а падает еще больше.

Питание играет важную роль в правильном течении физиологических процессов организма подростков. От правильного питания зависит нормальное функционирование органов и систем организма, сопротивляемость его различным болезнетворным факторам.

С пищей подросток должен получать все те вещества, которые входят в состав его органов и тканей. Это белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода.

Для организма подростков необходимы минеральные вещества. При недостатке их могут возникнуть различные заболевания. Так, например, при недостатке в пище солей йода нарушается функция щитовидной железы. Витамины участвуют во всех обменных процессах, происходящих в организме, повышают выносливость и устойчивость организма к различным заболеваниям. При недостатке их школьник делается раздражительным, быстро утомляется, у него снижается работоспособность, аппетит, замедляется рост.

Рациональное питание включает в себя соблюдение режима питания. Оптимальным является четырехразовое питание, когда прием пищи происходит с интервалом в 4-5 часов в одно и то же время. Время завтрака и ужина определяется тем, когда подросток просыпается и ложится спать (завтрак через 30 минут после пробуждения, ужин – не позднее чем за 1,5 часа до сна).

Режим дня подростков групп должен предусматривать время для самообслуживания и проведения гигиенических процедур. На гигиену нужно отвести хотя бы по 15 минут утром и вечером, чтобы умыться и почистить зубы. Принимать каждый день душ желательно, многие подростки с удовольствием принимают душ по утрам, чтобы взбодриться Полезна будет и элементарная зарядка. В выходные также следует приучить подростка подготавливать одежду на следующую неделю, т. е. успеть ее постирать, высушить и погладить, конечно, не без помощи родителей.

Родительское собрание

Воспитание ребенка является одной из наиболее ответственных, порой далеко не легких, но в то же время благородных и радостных обязанностей, которые предназначены родителям.

В связи с тем, что большую часть своей жизни дети проводят в семье, от родителей требуются глубокие знания различных вопросов педагогики и психологии, вдумчивость и умение найти наиболее подходящие пути воспитания с учетом индивидуальных особенностей своего ребенка.

Родители должны знать особенности детского организма, понимать своеобразие развития ребенка того или иного возраста. Это поможет наиболее рационально построить и организовать жизнь учащегося в семье.

Правильный, внимательный подход к воспитанию детей, терпеливое, ровное, спокойное обращение с ними, а также сочетание мягкости и требовательности к ребенку, как правило, всегда, приводят к желаемой цели.

Не менее важным является соблюдение распорядка дня в семье. Организация разумного, соразмерного ритма смены труда и отдыха, питания и сна благотворно влияет на развитие организма ребенка, в том числе и его нервной системы. Четкий режим школьника является лучшей мерой предупреждения нервности и воспитания самостоятельности, собранности и целеустремленности.

Для правильного развития ребенка большое значение имеют внешние условия и среда, в которой он растет и воспитывается.

Родители должны создать наиболее оптимальные санитарно-гигиенические условия в семье и правильно и четко организовать распорядок дня школьника. Необходимо усвоить, что самая образцовая постановка дела в школе теряет всякий смысл, если в семье условия жизни идут в разрез с элементарными требованиями гигиены.

Режим дня является определенным отражением режима физиологических процессов, протекающих в организме.

Распорядок дня предусматривает повторяющийся изо дня в день автоматизм жизненных процессов, вызывающих в коре головного мозга ребенка определенно повторяющуюся стереотипную деятельность.

Учебная работа детей и подростков в основном представляет собой умственный труд, осуществляемый клетками коры больших полушарий головного мозга. В результате проведенной значительной деятельности в течение определенного времени наступает утомление, т. е. Снижается работоспособность клетки, ткани или всего организма, обусловленная временно наступившим истоще¬нием клеток коры головного мозга.

Следует помнить, что под влиянием любой деятельности работоспособность детей снижается резче и быстрее, чем у взрослых. Степень их утомления при повседневной работе обратно пропорциональна возрасту: чем меньше ребенок, тем степень утомления больше, и наоборот.

Чрезмерная нагрузка, отсутствие четкого чередования умственного напряжения с отдыхом, физическим трудом, прогулками, недостаточный сон и неоправданные дополнительные нагрузки ведут к переутомлению школьника.

Дети становятся раздражительными, легко возбудимыми, легко возбудимыми, плаксивыми, начинают плохо учиться. Систематическое умственное переутомление можно привести к ослаблению всего организма и тяжелым нервно-психическим состоянием.

Итак, организация четкого режима школьника с первых дней обучения является одним из условий не только успешной учебы, но и нормального физического развития. Должно быть точно установлено время подъема и время сна, время завтрака, обеда и ужина, время приготовления домашних заданий, а также пребывания на свежем воздухе.

Особенно важно, чтобы все элементы режима проводились в одно и то же время. Это способствует образованию ряда условных рефлексов, причем каждый предыдущий этап дневного ритма является условным сигналом для проведения последующего. Вот почему школьники при соблюдении режима дня быстрее втягиваются в работу, успешно выполняют домашние задание, быстро засыпают, чувствуют себя бодрыми и жизнерадостными.

Правильное проведение всех режимных моментов предупреждает возникновение утомления, его накопления и переутомление.

Систематическое воздействие на организм ребенка в определенной последовательности труда, отдыха, питания, гимнастики, закаливания и достаточного пребывания на свежем воздухе повышает работоспособность и сопротивляемость организма детей к различным заболеваниям и благоприятно сказывается на их физическом развитии.

Школьники младшего возраста любят брать в школу больше книг и тетрадей, чем это нужно. Из-за этого им приходится носить слишком тяжелый ранец. Родители должны следить за тем, чтобы дети брали с собой только то, что необходимо по расписанию.

Постоянное ношение школьниками тяжелых портфелей или сумок отрицательно сказывается на осанке ребенка. Вот почему школьникам, особенно младшего школьного возраста, рекомендуется пользоваться ранцами, которые являются более гигиеничными исключают возможность возникновения различных искривлений позвоночника.

Обязательным условием нормального воспитания школьника является постоянная связь родителей со школой, т.е. непосредственный контакт с классным руководителем.

Совместное наблюдение за ребенком дает возможность обеспечить индивидуальный подход к ученику, что позволит искоренить те или иные дурные привычки, предупредить неуспеваемость.

Необходимо постоянно расспрашивать ребенка о его школьных делах, проверять дневники, соответствующим образом реагировать на плохую оценку, разобраться в ее причине, порадоваться вместе с ним хорошей оценке, похвалить его.

Очень важным, едва ли не решающим фактором воспитания в семье является труд. Поэтому в режиме дня школьника необходимо предусматривать время для помощи в семье.

Для учащихся различного возраста в соответствии с их анатомо-физиологическими особенностями устанавливается определенная длительность занятий в школе и дома. У школьников 1-4 классов ежедневно бывает не более 4-5 уроков.

Специальными исследованиями показано, что при длительности приготовления домашних заданий учениками 1-х классов до часа, 2-х классов- до 1- 1,5 часов, 3-4х классов- до 1,5-2 часов, дети все время работают внимательно и со¬средоточенно.

Готовить уроки школьники должны в строго установленное время: учащиеся, занимающиеся в 1 смену, садятся за приготовление домашних заданий в 16-17 часов, а второй смены - в 9 часов утра. Откладывать приготовление уроков на бо-лее поздний час неразумно, так как во вторую половину дня работоспособность учащихся значительно понижена.

Беременность и сон. Как влияет мамин сон на развитие ребенка?

Несмотря на повышенную сонливость в начале беременности, в последующие месяцы женщина часто сталкивается с проблемой бессонницы. Причин тому много: как нервное напряжение и тревожные мысли, так и физические симптомы – боль в ногах и пояснице, изжога, шевеления малыша в животе.

Оказывают ли проблемы со сном у беременной женщины влияние на ребенка? Казалось бы, малыш в животике у мамы надежно защищен и может спокойно дремать в любое время, независимо от того, чем занята в этот момент мама. Чем он чаще всего и занимается.

Но при этом и будущей мамочке тоже необходим полноценный отдых. В первом триместре беременности нервную систему буквально выматывают гормональные перестройки, во втором триместре уже начинает потягивать спина и болеть поясница, ну а в третьем найти удобную позу для сна становится совсем сложно.

Между тем, врачи единодушно заявляют: сон мамы напрямую влияет на нормальное развитие ребенка. Дело в том, что пик выработки гормонов, а в особенности гормона роста (соматотропина), приходится на время ночного сна. Мама спит – малыш растет. Уровень соматотропного гормона в крови беременной женщины достигает максимума на сроке 12 недель, после чего организм ребенка начинает секретировать гормон роста самостоятельно.

Но и в последующие периоды внутриутробного развития мамин сон крайне важен для малыша. Зачастую ритмы сна и бодрствования у мамы и малыша совпадают, и именно во время сна происходят наиболее важные процессы формирования всех систем и органов маленького человечка, в частности - развитие нейронов головного мозга.

Если вы начали испытывать проблемы со сном – вам может помочь подушка для беременных. Многочисленные отзывы позволяют с уверенностью утверждать, что большинство отвлекающих факторов исчезают в первую же ночь. Вы полностью расслабитесь и погрузитесь в сладкий и спокойный сон. Ведь сейчас это так важно для вас!

Последние исследования ученых показали, что режим дня будущей мамы и малыша в ее животе в большой степени синхронизируется. Мама занимается физкультурой, и малыш активничает, мама общается с крохой, и он отвечает ей на поглаживания мягкими толчками. А когда сладко и спокойно спит мама – спит и ребенок. Более того, именно во время беременности формируется цикл сна и бодрствования, которому ребенок следует после рождения. Поэтому уже сейчас от вас во многом зависит, в каком режиме будет жить вся ваша семья после рождения ее нового члена.

Читайте советы, как справиться с бессонницей

Источники: http://46cge.rospotrebnadzor.ru/info/109969/, http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/38148.php, http://www.biopodushka.ru/article/7341/





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения