Режим двигательной активности детей дошкольного возраста





Влияние различных режимов двигательной активности на физическое здоровье детей старшего дошкольного возраста в условиях среднего Приобья The influence of various modes of locomotive activity on physical health of children of the senior preschool age under conditions of Middle Priobje Текст научной статьи по специальности Физическая культура и спорт

  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ,
  • ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ,
  • ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ,
  • ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ ,
  • MODES OF LOCOMOTIVE ACTIVITY ,
  • PHYSICAL HEALTH ,
  • AN IMPELLENT MODE ,
  • TIMEKEEPING OF FORMS OF IMPELLENT ACTIVITY

Аннотация
научной статьи по физической культуре и спорту, автор научной работы — Снигур Марина Евгеньевна

На основании проведенного исследования выявлены приоритетные формы двигательной активности, которые используются в дошкольных образовательных учреждениях в работе с детьми. Выявлены их продолжительность, объем движений и интенсивность. Определены уровни физического здоровья детей старшего дошкольного возраста с помощью метода экспресс-оценки

Abstract 2009 year, VAK speciality — 13.00.04, author — Snigur Marina Evgenievna

On the basis of the conducted research the forms of locomotive activity on duration, number of locomotive motions and intensity are theoretically proved. The influence of various locomotive modes of activity on physical health of preschool children is revealed.

Научная статья по специальности Физическая культура и спорт из научного журнала Омский научный вестник , Снигур Марина Евгеньевна

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Снигур Марина Евгеньевна Влияние различных режимов двигательной активности на физическое здоровье детей старшего дошкольного возраста в условиях среднего Приобья // ОНВ. 2009. №6 (82). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-razlichnyh-rezhimov-dvigatelnoy-aktivnosti-na-fizicheskoe-zdorovie-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-srednego (дата обращения: 26.09).

Снигур Марина Евгеньевна Влияние различных режимов двигательной активности на физическое здоровье детей старшего дошкольного возраста в условиях среднего Приобья Омский научный вестник (2009). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-razlichnyh-rezhimov-dvigatelnoy-aktivnosti-na-fizicheskoe-zdorovie-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-srednego (дата обращения: 26.09).

Снигур Марина Евгеньевна (2009). Влияние различных режимов двигательной активности на физическое здоровье детей старшего дошкольного возраста в условиях среднего Приобья. Омский научный вестник URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-razlichnyh-rezhimov-dvigatelnoy-aktivnosti-na-fizicheskoe-zdorovie-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-srednego (дата обращения: 26.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Снигур Марина Евгеньевна Влияние различных режимов двигательной активности на физическое здоровье детей старшего дошкольного возраста в условиях среднего Приобья // ОНВ. 2009. №6 (82) С.180-182.

Снигур Марина Евгеньевна Влияние различных режимов двигательной активности на физическое здоровье детей старшего дошкольного возраста в условиях среднего Приобья Омский научный вестник (2009).

Снигур Марина Евгеньевна (2009). Влияние различных режимов двигательной активности на физическое здоровье детей старшего дошкольного возраста в условиях среднего Приобья. Омский научный вестник

Рациональная организация двигательной активности режима

« Движение это жизнь » - эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья человека и насколько необходимо уже с дошкольного возраста приучать детей вести активный образ жизни.

В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушением осанки. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных – малоподвижный образ жизни ребенка.

Гиподинамия – что это такое? Угрожает ли она маленьким детям?

Физиологи считают движение врождённой, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение её особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

Врачи утверждают, что без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение, по их определению, может выступать в роли профилактирующего средства. Кроме того движение широко используется и как эффективнейшее лечебное и коррекционное средство.

По мнению психологов: маленький ребёнок – деятель! И деятельность его выражается прежде всего в движениях. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.

Федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы определены качественные характеристики выпускника детского сада как физически развитого, «…у ребенка должны быть сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности…».

Задача педагогов дошкольных учреждений - создание всех необходимых условий для того, чтобы дошкольники росли физически здоровыми и крепкими.

Работникам дошкольных учреждений, доверено самое ценное – наши дети: нежные, хрупкие каждый в отдельности и все вместе. Одним из наиболее важных направлений физического воспитания, как уже выяснилось, является двигательная активность детей. Перед педагогами ДОУ, инструктором по физическому воспитанию встает ряд важных вопросов:

  • Как помочь дошкольникам укрепить здоровье, стать более сильными, ловкими, выносливыми?
  • Как научить их владеть своим телом, чтобы противостоять различным недугам?
  • Какие новые формы работы необходимо использовать в своей педагогической деятельности?
  • Как заинтересовать детей, педагогов и родителей?
  • Как сделать работу эффективной?

Для организации двигательной активности детей в режиме дня необходимо создать все возможные условия для развития и оздоровления детей.

В нашем детском саду оборудованы физкультурный зал, оснащённый необходимым инвентарём и оборудованием, физкультурные уголки в групповых комнатах, дорожки здоровья. Участок детского сада тоже не остался без внимания. На групповых участках имеются веранды, скамейки, горки, лианы, турникеты, лестницы для лазания, беговые дорожки.

На территории детского сада оборудована физкультурная площадка. Здесь есть всё необходимое для занятий и двигательной активности детей: волейбольная и баскетбольная площадки, беговая дорожка, песочная яма для прыжков в длину, шведские лестницы разной высоты, гимнастические брёвна, скамейки, качели, дуги для подлезания, скобы для перешагивания, разновысотные столбики, оборудование для развития координаций движений. Каждая группа имеет достаточное количество выносного материала (мячи разных размеров, скакалки, клюшки, спортивные игры).

Создание здорового образа жизни для ребёнка в ДОУ является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый образ жизни предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенаправленное физическое воспитание.

Очень важно рационально организовать режим в детском саду для того, чтобы дети как можно больше находились в движении. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в детском саду проводятся ежедневно в соответствии с графиком двигательной активности (Таблица 1). По плану осуществляется и контроль их реализации. Формы физкультурно-оздоровительной работы стали более разнообразны.

Форма организации двигательной активности в режиме дня

В нашем дошкольном учреждении, помимо утренней гимнастики, проводится гимнастика после сна – «гимнастика пробуждения». Упражнения начинаются из положения лёжа, затем сидя и постепенно дети встают, выполняя упражнения возле кровати. Кроме этого, в дошкольном учреждении проводятся спортивные и оздоровительные досуги, физкультурные праздники.

Для закаливания организма, регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата и дыхательной системы очень важна утренняя гимнастика. Она проводится в различной форме: традиционная, игровая, гимнастика с использованием различных предметов.

Положительный оздоровительный эффект возможен при регулярном проведении организованной двигательной деятельности. где учитывается соблюдение принципов постепенности, повторяемости и системности физических нагрузок. Обязательными являются упражнения для улучшения осанки и развития гибкости позвоночника.

Для предупреждения утомляемости и снижения работоспособности проводятся динамические паузы. Они помогают снять напряжение у детей во время длительного статического напряжения. Также проводим физкультминутки, пальчиковые и телесные игры.

В течение дня прогулка организуется дважды: утром и вечером. Прогулка благоприятное время для проведения индивидуальных работ с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности. Для прогулки подбираются игры с учётом возраста детей. Игры должны включать различные виды движений (бег, метание, прыжки и т.д.) и содержать интересные двигательные игровые задания.

Дозированные бег и ходьба на прогулке – один из способов тренировки и совершенствования выносливости, наиболее ценного оздоровительного качества.

Перед дневным сном следует проводить релаксационныеупражнения. Они используются для снятия напряжения в мышцах, вовлечённых в различные виды активности.

Во вторую половину дня больше времени отводится самостоятельной двигательной деятельности детей. Здесь нам помогают физкультурные уголки, которые есть во всех группах.

Итак, нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. Воспитание здорового ребёнка было и остаётся актуальной проблемой образования и медицины. Данная проблема в нашем детском саду решается при взаимодействии педагогов и родителей. Ведь здоровье ребёнка во многом зависит от обстановки, которая его окружает дома.

Будем надеяться, что разработанная модель двигательного режима дошкольника, включающая в себя наиболее приоритетные формы физического воспитания, позволит сформировать необходимый объём и производить контроль двигательной активности детей в дошкольном учреждении.

Приложение 3

План-конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей старшей группы

Место проведения - спортивная площадка.

Количество детей -16 (8 мальчиков и 8 девочек)

Одежда и обувь детей - спортивный костюм, майка, рубашка фланелевая с длинными рукавами, колготы, шерстяная шапка на х/б подкладке, шерстяные носки, кеды, варежки.

Физкультурный инвентарь - 3 обруча, 4 гимнастические скамейки, 3-4 мешочка с тремя картофелинами (мячами), флажки.

Повышать интерес детей к физкультурным занятиям, воспитывать выносливость при высоких физических нагрузках.

Упражнять в ходьбе по узкой рейке гимнастической скамейки, в ползании на четвереньках под дугами или в туннелях, прорезанных в снежных валах.

Воспитывать выдержку, развивать ловкость, быстроту, выносливость, память, внимание.

I. Вводная часть

Ходьба в колонне. Ходьба с четкими поворотами на углах. Медленный бег.

По одной стороне площадки бег высоко поднимая колени, по другой - приставным шагом. Затем прыгают на одной ноге.

II. Основная часть:

1. Общеразвивающие упражнения:

«Греемся на морозе»

И.п. руки в стороны, ладони вперед. 1 - скрестить руки на груди, хлопнуть ладонями по лопаткам - выдох; 2 - И.п.

Обратить внимание детей на глубокий и быстрый вдох и медленный выдох «порциями».

-12 раз в быстром темпе.

«Хлопок над головой»

И.п. О.с. 1 - правую руку в сторону; 2 - левую руку в сторону; 3 -

руки вверх; 4 - через стороны вниз. 3-4 раза.

И.п. ноги на ширине плеч, ладони соединены. 1 - руки вверх, прогнуться - вдох; 2 - наклон вперед, руки между ног выдох. 8-10 раз.

Наклоны в стороны. И.п. ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 - наклон вправо, левая рука за голову; 2 - И.п.; 3-4 - то же в другую сторону. 8 раз.

Приседание. И.п. ноги вместе. Руки за голову. 1 - присесть. Прогибая спину и разводя локти в стороны; 2 - И.п. 10-12 раз.

Подскоки. И.п. руки на поясе. 4 подскока на правой ноге, 4 - на левой, 4 - на двух ногах. 4 раза.

Бег со средней скоростью (1 мин. 40 сек./). Медленный бег. Быстрый бег. (30-40 сек.). По команде воспитателя дети чередуют виды бега.

Ходьба по узким рейкам гимнастической скамейки.

Дети друг за другом (поточно) проходят по узким рейкам гимнастической скамейки. 1-2 круга дети держат руки в стороны. Потом опять на поясе. 4-5 кругов.

Бег со средней скоростью. 1 мин. 40 сек.

Ползание. Дети потоком проползают на четвереньках под дугами (в снежных туннелях), бегут до бревна и проходят по нему. Пролезают в один из обручей и вновь возвращаются к дугам. 2-3 круга.

Игра-эстафета «Посадка картофеля»

Дети делятся на 3-4 команды. Которые стоят в колоннах у черты. На расстоянии 15-20 м. от черты напротив каждой команды - 3 небольших кружочка. В руках у детей, стоящих впереди колонны, мешочки с тремя картофелинами (мячи).

По сигналу воспитателя первые в колоннах бегут к лункам, «сажают» в каждую по картофелине и возвращаются, передают мешочек следующему ребенку. Побеждает команда, первой закончившая упражнение. 3-4 раза.

III. Заключительная часть

Рисунок -1. Динамика заболеваемости детей ЭГ и КГ

Анализ заболеваемости в ходе эксперимента показал, что у детей экспериментальных групп произошло ее достоверное снижение, что наглядно просматривается на диаграмме

Рисунок -2. Состояние свод стоп у детей дошкольного возраста. 1 - нормальные своды стоп, 2 - пониженный свод стоп, 3 - плоскостопие I степени, 4 - плоскостопие II степени, 5 - плоскостопие III степени, 6 - нарушение свода одной стопы

Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

Источники: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-razlichnyh-rezhimov-dvigatelnoy-aktivnosti-na-fizicheskoe-zdorovie-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-srednego, http://lebds4.org.ru/index.php/metodicheskaya-kopilka/68-konsultatsiya-dlya-vospitatelej-ratsionalnaya-organizatsiya-dvigatelnoj-aktivnosti-rezhima-doshkolnika-vospitatel-pypina-n-v, http://gigaref.ru/ref_rnaatyqasotr.html






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением