Оптимальный двигательный режим ребенка









Оздоровление в ДОУ

ОПТИМАЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА

В детском саду созданы все условия для обеспечения уровня двигательной активности на занятиях и прогулке:

а)оборудованный спортивный зал,

б) спортивная площадка на территории детского сада,

в) групповые спортивные уголки,

г) спортивный инвентарь.

Всё это способствует усвоению возрастной программы, помогает сделать совместную деятельность педагога с детьми полезной и интересной, обеспечивает оптимальный объём физической нагрузки и высокий уровень двигательной активности.

Двигательный режим включает в себя разные виды непосредственной образовательной деятельности по физической культуре (организованные и самостоятельные), в которых четко прослеживаются локомоторные действия детей.

Разрабатывая оптимальный двигательный режим в ДОУ, позаботились об удовлетворении биологической потребности детей в двигательной активности, которая является основным источником полноценного развития детского организма. А так же учли содержательную сторону: рациональное соотношение разных видов занятий, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Двигательная активность должна быть целенаправленной и отвечать индивидуальному опыту, интересам и желаниям детей. Поэтому педагоги позаботились об организации детской двигательной деятельности, её разнообразии, а так же выполнении основных задач и требований к ее содержанию.

Содержательная сторона двигательного режима направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.

В основе организации разных видов двигательной деятельности лежит принцип индивидуально - дифференцированный подход к детям – на занятиях по физической культуре, в подвижных играх и физических упражнениях на прогулках, во время спортивных развлечений, самостоятельной деятельности, при проведении физкультурно – оздоровительных мероприятий.

Содержание и построение занятий разное, каждое из них имеет свое специфическое назначение:

1) занятие обучающее - на этих занятиях дети учатся, приобретают необходимые навыки, умения, знания;

2) утренняя гимнастика, гимнастика после сна, прогулки- походы, подвижные игры и физические упражнения на прогулке- выполняют организационно – оздоровительные задачи;

3) занятие организационно - оздоровительное;

4) физкультминутка, двигательная разминка - снижающая утомление и повышающая умственную работоспособностей детей;

5) день здоровья, физкультурный досуг, праздник - активный отдых;

6) кружки по интересам – развитие двигательных способностей и творчества детей;

7) индивидуально и дифференцированная работа – коррекция двигательного и физического развития;

8) корригирующие упражнения – решают профилактическую задачу, предназначенную для ослабленных детей

В зависимости от назначения характер всех вышеперечисленных видов совместная деятельность педагога с детьми может меняться и повторяться с разной периодичностью в течение дня, недели, месяца, года.

На первый план выступает непосредственно-образовательная деятельность по физкультурно – оздоровительному направлению в режиме дня. К ним относим общеизвестные виды двигательной деятельности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультурная минутка на занятиях с умственной нагрузкой, динамическая паузам - двигательная разминка во время перерыва между занятиями.

С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей в практику дошкольного учреждения внедряем дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, а также используем нетрадиционные формы и методы их проявления.

К таким занятиям относим:

а) оздоровительный бег,

б) пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами,

в) гимнастика после дневного сна,

г) индивидуальная работа с детьми по развитию движения и регулированию двигательной активностью детей на вечерней прогулке,

д) прогулки – походы,

е) ритмическая гимнастика.

Второе место в двигательном режиме принадлежит непосредственно образовательной деятельности, как основной форме обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности.

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей на основе индивидуальных возможностей детей.

Наряду с перечисленными видами по физической культурой в ДОУ немаловажное значение отводится физкультурно – массовым мероприятиям, где представлен активный отдых детей совместно со сверстниками. К ним относим дни здоровья, физкультурный досуг, физкультурно – спортивные праздники на свежем воздухе, игры – соревнования, спартакиада. Двигательный режим старших дошкольников пополняем внегрупповыми дополнительными видами занятиями (группа ФП, кружки по разным видам физических и спортивных упражнений, игр, танцев) и совместная физкультурно – оздоровительная работа детского сада и семьи (домашние задания, физкультурные занятия детей совместно с родителями, участие родителей в физкультурно – оздоровительных массовых мероприятий ДОУ.)

Рациональное сочетание разных видов занятий по физической культуре в ДОУ представляет собой определенный двигательный режим, в котором общая продолжительность двигательной активности детей составляет не менее 60 % от периода бодрствования. Основной резерв двигательной активности детей создаем за счет хорошо организованных физкультурных мероприятий, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

Охрана жизни и здоровья детей в ДОУ

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их
духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы» В.А. Сухомлинский .

В каждом образовательном учреждении должны строго соблюдаться правила и меры безопасности. Здоровье детей в ДОУ не должно подвергаться опасности, за этим должны следить воспитатели, медсестры, заведующая.

Существуют определенные правила охраны жизни и здоровья детей. Так систематически проводятся технические осмотры помещения, соблюдаются правила пожарной безопасности. Все продукты, употребляемые детьми в пищу, приготовлены с соблюдением санитарных правил. Все опасные предметы вне зоны досягаемости для детей. Для проведения занятий выдаются ножницы с затупленными концами, только под руководством и надзором воспитателя.
Охрана здоровья в ДОУ – задача очень важная и ответственная. Воспитатели не только обучают детей и развивают их умственные способности, но и следят за тем, чтобы здоровье детей в ДОУ не пострадало, а наоборот окрепло и улучшилось.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья.
Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.

Основные компоненты здорового образа жизни:

  • Рациональный режим.
  • Правильное питание.
  • Рациональная двигательная активность.
  • Закаливание организма.
  • Сохранение стабильного психоэмоционального состояни

Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие.
При проведении режимных процессов в ДОУ придерживаются следующих правил:
1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании).
2. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
3. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.
4. Формирование культурно-гигиенических навыков.
5. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
6. Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка
В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.
Основные принципы рационального питания:
1. Обеспечение баланса
2. Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах.
3. Соблюдение режима питания.
Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.
Основными условиями формирования двигательной культуры являются:
1. Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий.
2. Развитие воображения при выполнении двигательных действий.
3. Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры.
4. Создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.

Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает устойчивость, но и способствует повышению работоспособности. Закаливание проводится систематически и планомерно, оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания температуры, повышается выносливость организма.
Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций. Поэтому созданы условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, обеспечивающие гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду.

Условия, необходимые для сохранения здоровья дошкольников.

Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов. В связи с этим организована разносторонняя деятельность, направленная на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.
Реализация данного направления обеспечивается:
- направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование;
- комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;
- созданием оптимальных педагогических условий пребывания детей в ДОУ;
- формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства.
Планомерное сохранение и развитие здоровья осуществляется по нескольким направлениям:
- Лечебно-профилактическое (профилактика заболеваний, национальный календарь профилактических прививок, витаминизация и др.).
- Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, использование приемов релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов: элементы аутотренинга, психогимнастика, музыкотерапия).
- Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных способностей и интересов; предоставление свободы выбора, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т.п.)

Помогает осуществлять оздоровительную работу в ДОУ

Ортопедический режим в правильном развитии ребенка

Название нашей медицинской дисциплины – ортопедия в буквальном переводе обозначает: «прямой ребенок» и «правильное воспитание». Однако, ортопедия далеко выходит за рамки медицинской науки. По сути дела ортопедия и ортопедический режим развития ребенка – это правильный образ жизни и двигательной активности.

Ортопедический режим - это комплекс мероприятий, создающих оптимальные условия для нормального развития опорно-двигательного аппарата ребенка и далее подростка.

Ортопедический режим подразделяется: на дневной – активный и ночной – пассивный.

В дневной комплекс ортопедического режима входят: рациональное построение всего активного периода времени, начиная с утра, с утренней гимнастики, и до вечера с переходом ко сну, правильная организация учебного «рабочего места» ребенка и подростка дома и в школе, условия и характер его отдыха, разумные ограничения статических нагрузок и исключение перегрузок опорно-двигательного аппарата.

Ребенок нуждается в оптимальном двигательном режиме в течение дня, именно он дает импульс правильному развитию всего опорно-двигательного аппарата: мышц, связок, суставов, позвоночника.

И, если ребенок испытывает дефицит двигательной активности в течение дня и учебной недели, по тем или иным причинам, то его, конечно, необходимо компенсировать дополнительными занятиями физической культурой и плаванием.

В дневной, активный период поведения ребенка ортопедический режим заключается: в правильном положении ребенка и в статике – стоя, сидя; и в динамике – в движении.

Стоять следует прямо, но свободно; тяжесть тела равномерно распределяется на обе ноги.

При ходьбе учите ребенка ставить стопы параллельно и удерживать вертикальную ось тела. Разворот стоп носками кнутри или кнаружи нарушает походку и способствует плоскостопию.

Поза сидя имеет особенно

большое значение. Важно, чтобы ребенок сидел прямо, не сгибая туловище, голова может быть слегка наклонена вперед. Ноги упираются в пол всей стопой и согнуты в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах под прямыми углами, спина должна опираться на спинку стула или кресла, а бедра находиться на двух третях сиденья. Нельзя допускать, чтобы ребенок долго сидел, положив одну ногу на другую, в подражание взрослым, или убирал ноги под сиденье.

Нельзя позволять ребенку опираться на одну руку, поворачивая плечо при письме или рисовании. Это ошибка, которая формирует стойкую привычку и, как следствие, провоцирует нарушение осанки. Поза «сидя» должна обеспечить максимально возможную опору для спины и симметричное положение туловища, плечевого пояса и рук.

Позвоночник и весь опорно-двигательный аппарат ребенка должен хорошо отдохнуть за ночь. Это возможно, когда спина ребенка на постели опирается равномерно во всех частях и располагается прямо, не прогибаясь, однако сохраняет физиологические изгибы позвоночника в положении лежа. Спать лучше на полужесткой опоре, на упругом ортопедическом (анатомическом) матраце. Необходимо учитывать антропометрические характеристики ребенка, его массы и роста для выбора параметров постели. Полному ребенку подходит жесткий матрац, худенькому – соответственно мягкий. Сон на жестком основании, который часто рекомендовали раньше, как «воспитание» позвоночника - пережиток прошлого. Основание постели должно быть ровным, но на нем должен располагаться ортопедический матрац, равномерно воспринимающий физиологические изгибы позвоночника ребенка. Очень важный элемент постели - подушка. Она тоже должна быть специальной моделированной формы - ортопедической, небольшой и упругой. В положении лежа на спине, да и на боку, положение шейного отдела позвоночника ребенка на ортопедической подушке оптимально, без неудобных поз и перекосов.

В данной публикации даны лишь некоторые рекомендации по организации ортопедического режима у ребенка и подростка. Они не заменяют полноценной консультации у специалиста – ортопеда.

Таким образом, ортопедический режим – это рациональный образ жизни и поведения ребенка, правильное и оптимальное чередование активных периодов его развития и отдыха. К организации ортопедического режима у ребенка необходимо подходить ответственно и целеустремленно.

Автор статьи – Равиль Гатиатулин – доктор медицинских наук, профессор, ортопед

Напоминаем Вам, что в фитнес-центре Excellent открыта студия ШКОЛА СПИНЫ. Это комплекс занятий два в одном : урок лечебной физкультуры + оздоровительное плавание. Программа расчитана на детей от 5-7 лет и 8-12 лет, направлена на формирование правильной осанки, профилактики плоскостопия, укрепления мышечного корсета и мышц стоп. Подробная информация и запись в Детском центре.

Источники: http://ds95.ucoz.ru/index/ozdorovlenie_v_dou/0-12, http://mdou-slands15.ru/usloviya/medicinskoe-obsluzhivanie/, http://excellentfit.ru/recommendation/90





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения