Двигательная активность детей режиме дня





Методическая разработка по физкультуре по теме:
Двигательная активность дошкольников в режиме дня

Мы знаем, что для растущего организма решающее значение имеет двигательная активность (ДА). Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой. Недостаточная двигательная активность - гиподинамия отмечается не только у детей старшего дошкольного возраста, но и у малышей. В первую очередь от гиподинамии страдает мышечная система: снижается мышечный тонус, работа способность, выносливость, уменьшается масса и объем мышц. Особенно опасна гиподинамия для ослабленных детей. Их, как правило, оберегают от движений, что ведет к нарушению осанки, плоскостопию, задержке физического развития, а также хроническим заболеваниям.

Скачать:

Предварительный просмотр:

При составлении распорядка дня, режима двигательной активности детей и расписания занятий, необходимо руководствоваться нормативно-правовыми и санитарно-эпидемиологическими документами (Письмо Минобразования России от 4 марта 2000 г. № 65/23-1 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения; временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении; «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» Министерства здравоохранения Российской федерации СанПиН 2.4.1.1249-03 от 20 июня 2003 года).

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ В РЕЖИМЕ ДНЯ

Известно, что маленький человек деятель. И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. И первые представления о мире приходят ребенку через движения. Чем они разнообразнее, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.

Мы знаем, что для растущего организма решающее значение имеет двигательная активность (ДА). Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой. Недостаточная двигательная активность - гиподинамия отмечается не только у детей старшего дошкольного возраста, но и у малышей. В первую очередь от гиподинамии страдает мышечная система: снижается мышечный тонус, работа способность, выносливость, уменьшается масса и объем мышц. Особенно опасна гиподинамия для ослабленных детей. Их, как правило, оберегают от движений, что ведет к нарушению осанки, плоскостопию, задержке физического развития, а также хроническим заболеваниям.

Особую роль для укрепления здоровья ребенка, его всестороннего физического и психического развития, а также для реализации потенциальных умственных и двигательных возможностей и стимулировании познавательной и творческой активности играет построение такой развивающей предметной и двигательной среды, которая, по мнению Л. С. Выгодского, должна соответствовать «зоне актуального развития» самого слабого ребенка и «зоне ближайшего развития» самого сильного ребенка в группе.

Развивающая двигательная среда нашего детского сада «Светлячок» позволяет детям реализовать все двигательные потребности. В спортивном зале и группах есть необходимый спортивный инвентарь (мячи, скакалки, обручи, гантели, эспандеры и др.) Есть бассейн, есть комната релаксации, театральная и изо студии.

Двигательный режим в ДОУ включает всю динамическую деятельность, как организационную, так и самостоятельную.

При разработке рационального двигательного режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть рациональное содержание ДА, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Итак, первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой и т.д.

Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре - как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей. Занятия по физической культуре проводятся не менее трех раз в неделю в первой половине дня (одно на воздухе) по подгруппам. Формирование подгрупп осуществляется с учетом трех основных критериев: состояния здоровья, уровня ДА и физической подготовленности. Дети старшего дошкольного возраста два раза в неделю посещают бассейн.

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности, и поэтому педагогическое руководство самостоятельной деятельностью построено с учетом уровня ДА.

Наряду с перечисленными видами занятий по физической культуре немаловажное значение отводится активному отдыху, физкультурно-массовым мероприятиям. К таким занятиям относятся неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе, игры-соревнования, спартакиады.

Вышеописанные виды занятий по физической культуре, дополняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую ДА каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в ДОУ. При этом, следует помнить, что ДА оптимальна в том случае, когда ее основные параметры (объем, продолжительность, интенсивность) соответствуют индивидуальным данным физического развития и двигательной подготовленности детей, а также когда обеспечивается ее соответствие условиям среды, правилам чередования напряжений и отдыха, постепенного увеличения физических нагрузок.

ДА детей имеет ярко выраженные индивидуальные проявления, что в основном определяется индивидуально-типологическими особенностями нервной системы и физического развития, степенью самостоятельности, устойчивостью интересов к определенным играм, педагогическими воздействиями и прочее. Разброс индивидуальных показателей ДА детей в течение одного дня пребывания их в дошкольном учреждении составляет у четырехлетних детей - 8200-10800, у пятилеток - 10800-13600 движений, у шестилеток- 12500-15200 движений, у семилеток - от 13000 до 15500 движений.

В зависимости от степени подвижности детей необходимо распределить их на три основные подгруппы (высокая, средняя и низкая подвижность). С помощью разных педагогических приемов добиватся постепенного вовлечения малоподвижных детей в активную деятельность, а также переключения детей с высокой интенсивностью ДА с активной на более спокойную деятельность. Индивидуальную работу с детьми, отстающими в отдельных видах движений, можно проводить во время прогулки и в вечерние часы, когда спортивный зал свободен.

Содержание такой работы должно включать разнообразные двигательные задания, направленные на развитие и совершенствование недостаточно выраженных двигательных навыков и физических качеств детей. Двигательные задания предлагаются детям в виде игровых упражнений, которые подбираются с учетом уровня ДА детей. Так, детям с высоким уровням ДА предлагаются задания на развитие внимания, координации движений, ловкости, требующей точности выполнения действий. Детям с низким уровнем ДА - на развитие быстроты и скорости движений, на быстрое переключение с одного движения на другое. К детям со средним уровнем ДА предъявляются более высокие требования к качеству выполнения задания.

Организация двигательного режима

Развивающая двигательная среда нашего детского сада позволяет детям реализовать все двигательные потребности. В спортивном зале и группах есть необходимый спортивный инвентарь (мячи, скакалки, обручи, гантели, эспандеры и др.) Есть бассейн и сауна.

Двигательный режим в ДОУ включает всю динамическую деятельность, как организационную, так и самостоятельную.

При разработке рационального двигательного режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть рациональное содержание двигательной активности. основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Двигательная активность и закаливание в режиме дня

Итак, первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно- оздоровительной деятельности. К ней относятся общеизвестные виды двигательной деятельности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки в непосредственно образовательной деятельности с умственной нагрузкой и т.д.

Второе место в двигательном режиме детей занимает непосредственно образовательная деятельность по физической культуре - как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей. Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре проводится не менее трех раз в неделю в первой половине дня (одно на воздухе) по подгруппам. Формирование подгрупп осуществляется с учетом трех основных критериев: состояния здоровья, уровня двигательной активности и физической подготовленности. Дети старшего дошкольного возраста два раза в неделю посещают бассейн.

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности, и поэтому педагогическое руководство самостоятельной деятельностью построено с учетом уровня двигательной активности.

Наряду с перечисленными видами непосредственно образовательной деятельности по физической культуре немаловажное значение отводится активному отдыху, физкультурно-массовым мероприятиям. К таким занятиям относятся неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе. игры-соревнования, спартакиады.

Вышеописанные виды непосредственно образовательной деятельности по физической культуре, дополняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в ДОУ.

Организация двигательной активности дошкольника в режиме дня

Воспитатель первой категории Фадеенко А.Г.

В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушением осанки. Одна из основных причин данных заболеваний – малоподвижный образ жизни ребенка.

В связи с этим необходимо уже с дошкольного возраста приучать детей вести активный образ жизни.

По мнению психологов: маленький ребёнок – деятель! И деятельность его выражается прежде всего в движениях. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.

Федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы определены качественные характеристики выпускника детского сада как физически развитого, у ребенка должны быть сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности .

Задача педагогов дошкольных учреждений - создание всех необходимых условий для того, чтобы дошкольники росли физически здоровыми и крепкими.

Для организации двигательной активности детей в режиме дня необходимо создать все возможные условия для развития и оздоровления детей:

- физкультурный зал, оснащённый необходимым инвентарём и оборудованием,

- физкультурные уголки в групповых комнатах,

- участок для прогулок должен иметь веранды, скамейки, горки, лианы, турникеты, лестницы для лазания, беговые дорожки.

- физкультурная площадка на территории детского сада оборудованная всем необходимым для занятий и двигательной активности детей ( волейбольная и баскетбольная площадки, беговая дорожка, песочная яма для прыжков в длину, шведские лестницы разной высоты, гимнастические брёвна, скамейки, разновысотные столбики, оборудование для развития координаций движений.

- каждая группа должна иметь достаточное количество выносного материала (мячи разных размеров, скакалки, клюшки, спортивные игры).

Создание здорового образа жизни для ребёнка в ДОУ является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый образ жизни предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенаправленное физическое воспитание.

Очень важно рационально организовать режим в детском саду для того, чтобы дети как можно больше находились в движении.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в нашей группе проводятся ежедневно в соответствии с графиком двигательной активности (Таблица 1).

По плану осуществляется и контроль их реализации. Формы физкультурно-оздоровительной работы стали более разнообразны.

Форма организации двигательной активности в режиме дня

Гимнастика после сна – гимнастика пробуждения . Упражнения начинаются из положения лёжа, затем сидя и постепенно дети встают, выполняя упражнения возле кровати.

Для закаливания организма, регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата и дыхательной системы очень важна утренняя гимнастика. Она проводится в различной форме: традиционная, игровая, гимнастика с использованием различных предметов.

Занятия в нашей группе мы стараемся организовать таким образом, чтобы были включены различные виды деятельности, малоподвижные игры и физкультминутки.

Положительный оздоровительный эффект возможен при регулярном проведении организованной двигательной деятельности. где учитывается соблюдение принципов постепенности, повторяемости и системности физических нагрузок. Обязательными являются упражнения для улучшения осанки и развития гибкости позвоночника.

Для предупреждения утомляемости и снижения работоспособности проводятся динамические паузы. Они помогают снять напряжение у детей во время длительного статического напряжения.

Также проводим физкультминутки, пальчиковые игры, упражнения на дыхание, гимнастика для глаз, артикуляционная гимнастика. Данные виды двигательной активности применяются во время организационных моментов, во время перехода от динамичных игр к более спокойным, переключения детей к другим видам деятельности.

В течение дня прогулка организуется дважды: утром и вечером. Прогулка благоприятное время для проведения индивидуальных работ с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности. Для прогулки подбираются подвижные игры с учётом возраста детей. Игры должны включать различные виды движений (бег, метание, прыжки и т.д.) и содержать интересные двигательные игровые задания.

Дозированные бег и ходьба на прогулке – один из способов тренировки и совершенствования выносливости, наиболее ценного оздоровительного качества.

Перед дневным сном следует проводить релаксационныеупражнения. Они используются для снятия напряжения в мышцах, вовлечённых в различные виды активности.

Во вторую половину дня больше времени отводится самостоятельной двигательной деятельности детей. Здесь нам помогают физкультурные уголки, которые есть во всех группах.

Организация двигательного режима

Источники: http://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2011/10/25/dvigatelnaya-aktivnost-doshkolnikov-v-rezhime-dnya, http://sites.google.com/site/mdou255/dvigatelnaa-aktivnost-i-zakalivanie-detej-v-rezime-dna, http://mdou117kemerovo.ucoz.ru/publ/psikholog/kategori2/dvigatelnaja_aktivnost_detej_v_rezhime_dnja/4-1-0-17






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением