Задачи нервно психическому развитию детей





Нервно-психическое развитие ребенка в 1-й год жизни

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что действительно важно для гармоничного развития каждого, отдельно взятого ребенка? Само собой разумеется, что 3 кита успеха – это питание, уход и забота.

Но уже с первых дней жизни и с каждым последующим месяцем, маленький человечек будет умилять своих маму и папу все новыми и новыми свершениями личностного роста и нервно-психического развития.

Так устроены все мы, люди: активно взаимодействуя с окружающей средой, человек эволюционирует по всем параметрам. Первостепенная задача «правильных» родителей – пристально следить за процессом становления своего малыша и четко представлять себе его особенности в разные возрастные периоды.

Прописная истина гласит: доверьтесь профессионалам. Нервно-психическое развитие ребенка изначально подконтрольно врачам-педиатрам и проводится согласно таким 6-ти показателям, как:

  • Эмоции.
  • Общие движения.
  • Навыки и умения.
  • Зрительные и слуховые ориентировочные реакции.
  • Взаимодействие с предметами.
  • Развитие и понимание речи (признаки задержки речевого развития ).

Экспертная оценка на дому:

Определяем параметры гармоничного развития малыша сами!

В самом начале организм приспосабливается к внешнему миру и окружающей среде, и имеют место врожденные реакции. До конца 1-го года жизни они подвергаются просто немыслимой эволюции, превращаясь в приобретенные.

Как говорят, почувствуйте разницу! Давайте возьмем в качестве примера 1-й и 12-й месяцы жизни среднестатистического ребенка и рассмотрим сценарий «нервно-психического» и «психо-эмоционального» развития событий.

Все, что находится посредине, целиком и полностью зависит от Вас, дорогие родители. Полноценное развитие маленького в первые 30-31 день даны за основу, а дальше вы сами выбираете курс на здоровые поведенческие и неврологические признаки

1-й месяц – Познание мира.

  • Новорожденный видит, слышит, ощущает боль, чувствует тепло/холод, воспринимает разные запахи и вкусы.
  • Все, что он делает, связано с безусловными рефлексами, в частности, зеванием, потягиванием, сосанием, глотанием, миганием, чиханием, кашлем, мочеиспусканием и дефекацией.
  • Здоровый ребенок повернет голову в сторону сам (чтобы свободно дышать), если положить его на животик.
  • Он так крепко обхватывает ваши пальцы в своих ладошках, что можно приподнять всего малыша.
  • В обычном состоянии его ручки сжаты в кулачки до конца 1-го месяца, а ножки согнуты благодаря сгибательному гипертонусу.
  • Ребенок не умеет самостоятельно держать головку, но пытается удерживать ее в течение нескольких секунд.
  • На 10-14-й день жизни малыш фиксирует кратковременный взгляд на ярких предметах.
  • При правильном нервно-психическом развитии новорожденного, в конце первого месяца ваше чадо отблагодарит вас первой улыбкой!

12-й месяц – Первый юбилей!

  • Ребенок радует вас первыми шагами или уже самостоятельно ходит, встает, садится и пьет из чашки.
  • Ваш малыш знает названия различных предметов и указывает на многие части тела.
  • Он даже может выполнять некоторые поручения.
  • В конце первого года его словарный запас состоит минимум из 10 слов.
  • Проявление самостоятельности и выражение негативных эмоций, любимые игры и определенные интересы, дифференциация «можно» и «нельзя», разные взаимоотношения с членами семьи.
  • На данном этапе ваш годовалый ребенок – это уже человек со своим индивидуальным характером!

1 неоценимый совет в помощь молодым родителям

Гармоничность нервно-психического развития детей прямо пропорциональна вниманию взрослых. Любите своего ребенка, разговаривайте и играйте с ним как можно чаще, развивая его по максимуму! Ваши внимание, любовь, ласка и участие в первый год жизни – это основа нервно-психического здоровья вашего ребенка в целом! Поверьте, этот малыш или малышка наблюдает за происходящим сознательно и очень внимательно уже с самого рождения…

Нервно-психическое развитие детей до года

Всесторонний, внимательный, глубокий анализ психического развития детей является предметом исследований многих специалистов: врачей психологов, воспитателей.

Врачу педиатру, для решения задач комплексной оценки состояния здоровья ребенка, необходимо знание основных критериев нормы развития психики и моторики в каждом возрастном периоде ребенка.

Выделяют следующие основные периоды развития ребенка:

  • Младенческий (с 0—1 года)
  • Детский ранний возраст (с 1—3 лет)
  • Предшкольный (с 3—5 лет)
  • Дошкольный (с 5—7 лет)
  • Младший школьный возраст (с 7 — 11 лет)
  • Подростковый (с 11—15 лет).


Подробно остановимся на развитии ребенка в младенчестве. В основном педиатр получает информацию от родителей ребенка, из наблюдения за ним во время приема у врача, анализом социума, который окружает малыша. За первый год своей жизни ребенок проделывает грандиозный, по значению и по достижениям, путь развития. И у каждого ребенка он индивидуальный!

  • уже десять дней малыш удерживает в поле зрения движущийся предмет;
  • в 1 месяц — прислушивается к громким звукам, голосу матери; появляется первая улыбка; лежа на животе, пытается поднимать и удерживать головку
  • в 2 месяца — начинает произносить отдельные звуки (гуление), долго следит за движущийся игрушкой, отвечает улыбкой на разговор с ним;
  • в 3 месяца — долго лежит на животе, опираясь на предплечье, высоко поднимает голову, хорошо удерживает её в вертикальном положении; в 3,5 месяца случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью
  • в 4 месяца, увидев мать, происходит комплекс оживления. Малыш громко смеётся в ответ на обращение, гулит подолгу. Рассматривает и захватывает висящую игрушку;
  • в 5 месяцев — отличает близких людей от чужих; различает строгую и ласковую интонацию матери; берёт игрушку из рук взрослого; ловко переворачивается; устойчиво стоит при поддержке, пытается есть с ложки полугустую пищу;
  • в 6 месяцев — малыш перекладывает игрушку из одной руки в другую. Переворачивается с живота на спину, со спины на живот, пытается ползти, начинает произносить отдельные слоги (лепет), пытается пить с кружки;
  • в 7 месяцев — стучит игрушкой; хорошо ползает; сидит сам; на вопрос «где?» находит взглядом предмет, находящейся постоянно в определенном месте (часы, окно);
  • в 8 месяцев — может долго заниматься игрушками, подражая действиям взрослого: катает, стучит, встаёт в кроватке, «стряпает ладушки», «делает фонарики». Любит погрызть корочку хлеба, яблоко;
  • в 9 месяцев — узнаёт и радуется; переходит от предмета к предмету, слегка придерживаясь за них руками; многократно повторяет слоги (па-па, ма-ма);
  • в 10 месяцев — «влезает» на диван, ступеньку, ящик. По просьбе «дай» находит и даёт знакомые предметы. Ходит с поддержкой за одну руку;
  • в 11 месяцев — радуется приходу детей, стоит самостоятельно, пытается делать первые шаги, произносит первые слова (дай, на, ав, мама, баба, би-би);
  • в 12 месяцев — узнаёт на фото знакомого взрослого. Выполняет самостоятельно разученные действия с игрушками — кормит куклу, баюкает, катает машинку. Ходит самостоятельно, пытается держать кружку, ест густую пищу. Легко подражает новым словам, произносит 8—12 слов.

Врач педиатр определяет, отстаёт или опережает ребенок своих сверстников в тех или иных навыках развития. Советует родителям как помочь развить у ребенка мелкую моторику, освоить новые движения, научиться воспринимать и различать основные цвета и звуки, узнавать и различать предметы.

Несмотря на малый возраст, годовалый ребенок уже имеет свои индивидуальные особенности, виден его темперамент, простейшие навыки, вкусы.

Если педиатр отмечает какие-то отклонения в нервно-психическом развитии ребенка до года, направляет к специалистам для коррекции проблемы: детскому неврологу, психологу, при необходимости, уже эти специалисты проводят коррекцию либо с помощью медикаментов, или психологическую коррекцию.

Квалифицированную помощь можно получить в семейной поликлинике «Доктор — опыт и компетентность».

Первый год жизни ребенка: показатели нервно-психического развития детей 1-го года жизни

Малыш приходит в этот мир таким беспомощным и маленьким. Чтобы его развитие было гармоничным, очень важно, чтобы он правильно питался, чувствовал вашу заботу и опеку. С каждым месяцем вы будете наблюдать, как развивается и подрастает ваш ребёнок. Он приобретает новые умения и навыки и все это благодаря общению с вами и активному познанию тайн окружающей среды. В этой статье мы рассмотрим особенности нервно-психического развития ребенка первого года жизни и основные задачи родителей.

Первый год жизни ребенка: немного о физиологии

Несмотря на то, что малыш только что появился на свет и его нервная система еще незрелая, у новорожденного уже присутствуют безусловные рефлексы. С одной стороны, безусловные рефлексы служат для контакта с окружающим миром, защиты, питания, а с другой – это основа формирования более сложных навыков.

Уже с первых дней жизни у малыша работают все органы чувств, просто его реакции носят недифференцированный характер. Чем младше ребенок, тем быстрее развивается его нервная система. Особенно энергично это происходит в первые три месяца жизни. У доношенного ребенка есть ряд врожденных рефлексов новорожденного: мигание, кашель, глотание чихание, мочеиспускание и прочие. Именно благодаря им организм приспосабливается к окружающей среде, а к концу первого года жизни происходит их существенная эволюция. У малыша появляются и приобретенные рефлексы уже в начале 4 месяца, развивается анализаторная функция коры головного мозга. Ребенок намного проще, чем взрослый, взаимодействует с окружающей средой, приобретает привычки и навыки поведения.

Огромную роль в становлении поведения малыша играет речь. Формирование речи означается, что происходит функциональное созревание головного мозга, это результат общения крохи с взрослыми.

Первый год жизни ребенка: основные задачи родителей

Ребенку, прежде всего, должно быть комфортно. И, если о том, как заботиться о малыше (купать, баюкать, делать массаж), мамы знают, то о пользе физических контактов с крохой известно не всем. Первое время поддерживайте головку ребенка, чаще разговаривайте с ним, успокаивайте. Не бойтесь, что ваше чадо вырастет балованным, в первый год жизни ему особенно важно чувствовать вашу заботу и любовь. Эмоциональное общение обладает большим развивающим эффектом. Когда вы переодеваете или купаете младенца, постарайтесь улыбаться ему, разговаривать, стимулируйте лепет и гуление. Кормление – это также форма общения, ведь, когда малыша прикладывают к груди, он чувствует себя в безопасности и защищенным. Грудное вскармливание – это залог здоровья ребенка и становление гармоничных отношений между мамой и крохой.

Почаще гуляйте на свежем воздухе: начиная с 10 минут и постепенно увеличивая прогулку до нескольких часов (когда ребенку исполнится 2 месяца). Избегайте прямых лучей солнца, ребенку первого года жизни достаточно рассеянного солнечного света. Когда вы гуляете, происходит не только физическое, но и психическое развитие малыша. Постарайтесь делать своему малышу гимнастику и массаж, но первое время не более 10-15 минут. Если малышу что-то не нравится, прекратите занятия, ведь гимнастика должна приносить ему радость, а не отрицательные эмоции.

Чтобы нервная система малыша развивалась активнее, рекомендуется с 1 месяца жизни подвесить над ребенком разноцветные игрушки, которые имеют разную форму. До 2-3 месяцев их вешают на расстоянии не менее 50 сантиметров над грудью крохи, ниже нельзя, поскольку это может стать причиной косоглазия. Пусть игрушка будет яркой и крупной, но не разноцветной. Лучше всего дети 2-х месячного возраста различают зеленый, красный и желтый цвет. Погремушки должны быть мелодичными, время от времени стоит опускать одну из них к ручкам ребенка, чтобы он ближе познакомился с ней, развивая моторику пальчиков.

Конечно, каждый ребенок индивидуален и темпы развития могут отличаться. Некоторые навыки могут быть получены быстрее, некоторые запоздать. Но, если вы отметили, что малыш отстает сразу по нескольким параметрам, это значит, что его развитию нужно уделить повышенное внимание.

Источники: http://bezsoski.ru/nervno-psihicheskoe-razvitie-rebenka/, http://www.doctor-ok.ru/articles/5/81/, http://www.best-mother.ru/808_pervyiy_god_jizni_rebenka_pokazateli_nervno-psihicheskogo_razvitiya_detey_1-go_goda_jizni






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением